Особенности современной системы образования

Дата публикации: 2018-02-26 10:56:26
Статью разместил(а):
Балина Ирина Вениаминовна

Особенности современной системы дополнительного образования

Автор: Балина Ирина Вениаминовна

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие», г. Калуга

 

"Непоколебимое основание государства — справедливость."
Пиндар

Приоритетные направления государственной политики в области развития образования в Российской Федерации на современном этапе.

Приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:

1.        Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);

2.        Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р);

3.        Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212);

4.        Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537);

5.        Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);

6.        Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р);

7.        План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа");

8.        Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

9.        Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Задачи доступности образования на основных уровнях (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование) в России в значительной степени сегодня решены. Исключением пока остается дошкольное образование.

Поэтому приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики. Речь идет не только об усредненных индивидуальных образовательных результатах, но о качественных характеристиках всего поколения, формируемого системой образования, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата. В контексте этого приоритета актуальной является задача переосмысления представлений о «качественном» образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны.

Традиционные институты образования – детские сады, школы, колледжи, университеты, оставаясь центральными элементами образовательной системы, дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами самообразования. Деятельность учреждений дополнительного образования регламентируется сегодня следующими нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями Правительства Российской Федерации:

1.         Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).

2.         Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4.         Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 

5.         Приказ Министерства образования и науки Российской- Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

6.         Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» 

7.         Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

8.         Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

9.         Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы».

10.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993.

11.     Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761).

12.     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ- от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 

Современная программа развития образования должна обеспечивать реализацию государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека. Поэтому вторым системным приоритетом государственной программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.

Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому третьим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Этот приоритет отражает не только задачи строительства в России открытой экономики и открытого общества, но и высокий образовательный потенциал российских семей и организаций, который до сих пор эффективно не использовался.

Россия – федеративное государство, в котором миссия образования включает и консолидацию российской гражданской нации, и укрепление единства страны. Поэтому четвертым системным приоритетом является укрепление единства образовательного пространства России, что предполагает: выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов во всех федеральных округах Российской Федерации, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием на все регионы России.

Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам. Они подробно описаны в соответствующих подпрограммах Государственной программы.

Основные мероприятия подпрограмм отражают актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования по реализации указанных приоритетов и эффективно дополняют основные положения федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу [13].

1.2. Становление и развитие дополнительного образования в России.

Учреждение дополнительного образования детей характеризуется как воспитательное пространство социокультурного развития учащихся. Специфика деятельности этих учреждений подразумевает свободный выбор учащимися вида деятельности; вариативность организационных форм образовательного процесса; использование личностно-ориентированного подхода к ребенку; создание ситуации успеха для каждого; широкие возможности проявления инициативы, индивидуальности, творчества в различных видах деятельности; применение различных форм и методов обучения и воспитания. Это позволяет выделить основные признаки учреждения дополнительного образования: открытость и доступность, являющиеся основой создания благоприятной атмосферы для социокультурного развития учащихся [43].

Дополнительное образование с одной стороны – относительно новое направление  для российского образования, а с другой – имеет многолетнюю историю. В 1992 году оно было включено в образовательную систему Российской Федерации Законом РФ «Об образовании».

Появление внешкольного образования в России связывают с инициативой передовой интеллигенции в середине XIX – начале ХХ века по созданию воскресных школ, библиотек и читален – первых прообразов внешкольных учреждений, которые создавались на общественные или частные средства и не входили в государственную систему народного образования.

Первыми исследователями внешкольного образования стали влиятельные педагоги и общественные деятели: Л.Д.Азаревич, П.П.Блонский, К.Н.Венцель, А.У.Зеленко, П.Ф.Каптерев, И.А.Корф, П.Ф.Лесгафт, А.В.Луначарский, Е.Н.Медынский, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, А.А.Фортунатов, К.Д.Ушинский,  Л.К.Шлегер, С.Т.Шацкий, К.П.Яновский, которые внесли неоценимый вклад в теорию и практику построения образования на принципиально новой основе, предполагающей уважение личности, учет ее интересов при свободном выборе занятий на добровольной основе и создание условий для разумного и полезного досуга [3].

С.Т.Шацкий, основоположник дополнительного образования, обращается к феномену детства, специфике детской среды и такой ее составляющей, как игра. Станислав Теофилович уделял внимание фактору «особой среды» обучения и ее эффективной организации, наиболее привлекательной формой, при этом считая клуб, который соединял все основные элементы детской жизни на основе запросов детей в области физического труда, игры, искусства, умственной и общественной деятельности [46]. Шацкий также отмечал, необходимость разработки новых программ для проведения занятий с детьми по основным видам деятельности – производительный труд, искусство, игра, социальная жизнь, умственная работа [46].

Развитие исследований внешкольного образования на протяжении десятилетий нельзя охарактеризовать как системное и глубокое. К сожалению, многие теоретические разработки известных педагогов прошлого и богатейший практический опыт учреждений были забыты.  Созданная теория внешкольного образования не утратила своей актуальности и для современного дополнительного образования детей, хотя подлежит переосмыслению на принципиально новых основаниях.

Новая педагогическая практика, получившая название «дополнительное образование детей», соответствует природе детства, имеет в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности, учитывает индивидуальные склонности и возрастные особенности воспитанников, осуществляется добровольно, удовлетворяет многообразные образовательные потребности, создает условия для личностного, профессионального, творческого и духовного развития человека.

Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития разных категорий детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде [21].

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции [29].

Нельзя не отметить, что за последние годы был осуществлен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая динамично развивается, несмотря на объективные трудности. Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности, так как оно осуществляется по не исследованным и не осмысленным наукой законам. Но главная проблема заключается в том, что деятельность государственной системы дополнительного образования детей, при всей ее уникальности, должна подчиняться общим законодательным и нормативным требованиям для образовательной системы. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе нормативной базы, находящейся в состоянии интенсивной разработки. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация, предполагающая обоснование нового государственного стандарта общего образования. Признание стандарта нового поколения инструментом реализации государственной политики в области образования на основе общественного договора позволяет приступить к разработке стандарта дополнительного образования детей (как системы требований) при сохранении специфических характеристик этого феномена.

Современная ситуация в образовании актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе, требует его разноуровневой проработки с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы России. Но, к сожалению, данный образовательный феномен рассматривается через призму школьного образования, что не способствует его развитию, не позволяет использовать уникальные возможности и накладывает отпечаток вторичности.

Дополнительное образования детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе: оно социально востребовано, обладает особым потенциалом, позволяющим все большему числу детей с разными способностями, возможностями и интересами успешно адаптироваться к современному социуму, реализовывать себя в условиях интенсивного развития современных технологий, самоопределяться личностно и профессионально [3].

В условиях  модернизации системы образования, сфера дополнительного образования детей как уникальное пространство детства, не имеющего аналогов в мире нуждается в изменениях.

Требования к модернизационным изменениям сферы дополнительного образования детей были изложены В.В. Путиным в предвыборной статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России". Говоря о сфере дополнительного образования детей, он отметил, что за последнее время произошел отток из нее значительной части кадровых и финансовых ресурсов. Посещаемость кружков и секций уменьшилась и в настоящее время охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе. В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Таким образом, одной из задач государственной политики является увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75% [29].

Сегодня сфера дополнительного образования является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг» с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности, что позволяет рассматривать преобразование в сфере дополнительного образования в качестве приоритета инновационного развития страны.

1.3. Региональный опыт развития дополнительного образования

Возрастающую роль в подготовке современной личности сегодня играет система дополнительного образования детей, которая обеспечивает полноценные условия взросления, социализации, поддержания здоровья, образования и развития детей.

Дополнительное образование реализуется в организациях дополнительного образования, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, охватывает различные сферы деятельности и интересов - образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.

Содержание программ дополнительного образования с их гибкостью, разноуровневостью, модульностью становится фактически прототипом программ непрерывного предпрофессионального образования в старших возрастных группах и способствует выстраиванию успешных индивидуальных траекторий развития обучающихся.

Одновременно дополнительное образование детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в т.ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития.

Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Дополнительное образование не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей в соответствии с их интересами и склонностями.

Россия – одна из немногих стран, где обеспечивается государственное финансирование организаций дополнительного образования. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

В Калужской области сохраняется и развивается сеть организаций дополнительного образования детей, позволяющая в целом удовлетворять потребности детей, родителей, социума.

Региональная сеть организаций дополнительного образования детей в 2015/16 учебном году насчитывает 136 организаций (из них 15 - государственные, 121 - муниципальные):

-          33 многопрофильных организации системы образования с численностью 38424 обучающихся;

-          53 учреждения художественной направленности системы культуры с численностью 16709 обучающихся;

-          50 учреждений системы спорта с численностью 33938 обучающихся.

Для организации дополнительного образования детей в 121 муниципальном учреждении дополнительного образования детей создано 100761 бюджетное место.

Наиболее широкий выбор направленностей предлагают ребенку многопрофильные учреждения дополнительного образования детей: художественное, техническое, туристско-краеведческое, социально-педагогическая деятельность, экологическое образование.

Наибольший процент детей, занимающихся дополнительным образованием, составляют обучающиеся в возрасте от 10 до 14 лет - 41,6%, дети в возрасте 5 - 9 лет - 37,8%, дошкольники до 5 лет - 3,9%. Отмечается стабильная тенденция на снижение количественного состава объединений в старшей возрастной группе (15 - 18 лет). На долю старшеклассников приходится 16,7%.

Педагогическую деятельность в многопрофильных учреждениях дополнительного образования осуществляет 1038 специалистов (педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы). Одним из показателей повышения педагогического мастерства является участие педагогов в областном этапе Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям".

Вовлечение школьников в социальную практику является ключевым направлением деятельности организаций дополнительного образования.

На базе организаций дополнительного образования:

- действуют программы для разных групп детей: одаренных, детей с проблемами развития, детей "группы риска";

- накоплены оригинальные образовательные технологии выявления и развития различных видов одаренности детей;

- функционируют инновационные модели по профессиональному становлению подростков, очно-заочные школы дополнительного образования;

- успешно реализуются различные социально-педагогические практики.

Организации дополнительного образования являются ресурсными центрами всех ключевых направлений социально-воспитательной работы в социокультурном пространстве, осуществляют методическое сопровождение, информационную поддержку образовательных организаций региона и муниципалитетов. Ими ежегодно проводится свыше 300 социально ориентированных мероприятий, участниками которых являются более 12000 обучающихся.

В системе дополнительного образования сконцентрирована работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей в творческой и социальной сферах деятельности; свыше 40% всех победителей, которые получают премии и дипломы в рамках приоритетного национального проекта "Образование", прошли школу дополнительного образования.

Одним из факторов, определяющих инновационный опыт интеграции базового и дополнительного образования, является то, что свыше 85% общеобразовательных школ активно сотрудничают с организациями дополнительного образования детей по самым различным направлениям деятельности; целенаправленные формы сотрудничества создают условия для развития воспитательных функций общеобразовательных организаций, усиления познавательной мотивации учащихся, реализации инновационных идей.

Традиционным направлением деятельности организаций дополнительного образования является реализация каникулярных образовательных проектов, на их базе работают детские досуговые площадки, профильные лагеря, проводится значительная часть информационно-пропагандистских акций.

Несмотря на большую работу по обеспечению доступности качественного дополнительного образования, существуют проблемы, которые требуют решения в ближайшей перспективе.

Диапазон предлагаемых направлений в организациях дополнительного образования охватывает практически все сферы современной жизни: науку, искусство, культуру, экономику, художественное и техническое творчество, краеведение и туризм, учебно-исследовательскую деятельность и многое другое.

Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированная деятельность: здесь учащийся действует сам в ситуации поиска, получает знания в процессе взаимодействия с объектами труда, природы, культурными памятниками и т.д.

Большинство многопрофильных организаций дополнительного образования детей в силу выполнения образовательных, социальных, адаптирующих и других функций являются социально-культурными и организационно-методическими центрами на территориях муниципальных образований; ими ежегодно проводится свыше 700 социально ориентированных мероприятий.

Деятельность организаций дополнительного образования детей Калужской области направлена на системные преобразования образовательного процесса, всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей и подростков.

В течение последних лет по уровню развития научно-технического потенциала Калужская область входит в пятерку лидеров Центрального федерального округа. Многие из научных организаций являются ведущими в своих отраслях и занимают лидирующие позиции в России.

Калужская область одной из первых среди регионов Российской Федерации начиная с 1999 года проводит совместно с федеральными научными фондами - Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом на паритетной основе региональные конкурсы научных проектов в области естественных и гуманитарных наук.

Ежегодно в целях поддержки ученых, профессорско-преподавательского состава вузов, учителей общеобразовательных организаций, педагогов организаций дополнительного образования, талантливой молодежи (от школьника до аспиранта) за успехи в научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний и успехи в учебе присуждаются премии и стипендии, которые учреждены Губернатором и Правительством Калужской области в честь выдающихся ученых, жизнь и деятельность которых тесно связаны с историей развития науки, образования и культуры Калужского края.

Состояние региональной системы дополнительного образования детей области характеризуют следующие проблемы:

1. Низкая конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования с новыми привлекательными для молодежи возможностями организации досуга.

2. Состояние зданий, учебного оборудования, инструментов для организации досуга и дополнительного образования во многих учреждениях остается проблемой.

3. Недостаточно востребованы возможности сферы дополнительного образования детей для расширения связей с предприятиями, социальными и бизнес-партнерами.

4. В сфере дополнительного образования детей мало развиты дистанционные формы образования, что создает проблемы для получения услуг дополнительного образования детьми, проживающими в сельской местности.

5. Существуют значительные проблемы в профессиональной подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров этой категории, а также проблемы создания условий их деятельности в организациях дополнительного образования. Сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда специалистов системы дополнительного образования. Не приняты общие требования к квалификационным характеристикам педагогов дополнительного образования.

Все это привело к значительному снижению качества содержания дополнительного образования. Оно не в полной мере отвечает современным потребностям инновационного социально-экономического развития области, что и обусловливает необходимость комплексного решения сложившейся проблемы.

В целом к 2020 году реализация подпрограммы позволит достичь следующих результатов:

в количественном выражении:

- охват детей услугами дополнительного образования, программами каникулярного образовательного отдыха - не менее 90% от общего числа обучающихся;

- удельный вес обучающихся - участников конкурсных мероприятий различного уровня в общем числе занимающихся в системе дополнительного образования детей - не менее 50% от общего числа обучающихся в организациях дополнительного образования;

- количество проводимых мероприятий по направлениям детского творчества по презентации достижений обучающихся в сфере дополнительного образования - 55;

в качественном выражении:

- будут созданы условия повышения эффективности системы дополнительного образования детей;

- будет сформирована система мотиваций детей и молодежи к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям и получению дальнейшего профессионального образования;

- будет создана современная среда социализации и самореализации детей, соответствующая особенностям различных возрастных и целевых групп, современному уровню развития техники, технологий, искусства, спорта;

- будет создана современная система совершенствования подготовки специалистов, удовлетворяющих современным требованиям к специалистам в сфере дополнительного образования детей.

Отмечается стабильная тенденция на снижение количественного состава объединений в старшей возрастной группе (15 - 18 лет). На долю старшеклассников приходится 16,7%.

1.4. Общее сведения о муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Калуги

«Наша задача заключается в том, чтобы сподвигнуть ребенка к творчеству...

Сверхзадача образования – пробуждение у ребенка интереса к самому себе, своему внутреннему миру, своей духовности, своим возможностям.

И каждый, пришедший в этот мир, должен сказать пусть маленькое, но свое слово и тем обогатить и одарить этот мир»

А.К. Бруднов

Сегодня сфера дополнительного образования является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг» с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности, что позволяет рассматривать преобразование в сфере дополнительного образования в качестве приоритета инновационного развития страны.

Центр «Созвездие» является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей города Калуги. Основное предназначение Центра состоит в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и услуг в интересах личности, общества, государства, обеспечение необходимых условий для разностороннего личностного развития, адаптации к жизни в обществе, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся, развитие их мотивации к познанию и творчеству, формирование общей культуры и здорового образа жизни, организация содержательного досуга.

В начале приведена цитата Алексея Константиновича Бруднова – педагога и ученого, который сыграл немаловажную роль в становлении и развитии современной системы дополнительного образования детей.  В его словах звучат две самые важные задачи образовательной деятельности МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги: «сподвигнуть ребенка к творчеству» и пробудить «у ребенка интереса к самому себе, своему внутреннему миру, своей духовности, своим возможностям». Поэтому Центр «Созвездие» - это Центр развития творчества.

Ценностными приоритетами деятельности Центра являются:

−     демократизация учебно-воспитательного процесса; 

−     поддержка и развитие детского творчества;

−     воспитание культуры здорового образа жизни;

−     саморазвитие личности;

−     создание условий для педагогического творчества;

−     открытость системы;

−     создание дополнительных образовательных программ нового поколения;

−     научно-методическое обеспечение системы дополнительного образования детей;

−     системное развитие Центра на основе информационных технологий.

Центр функционирует как открытая социально-педагогическая система, на основе социального заказа общества, и в своей деятельности реализует следующие социально-педагогические функции: образовательную, воспитательную, социокультурную, социализации, социальной защиты, социальной адаптации, профориентационную, рекреативно-оздоровительную.

Деятельность Центра направлена на реализацию права граждан РФ на получение образования, организацию культурно-досуговой деятельности, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, профессиональной ориентации учащихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.

Образовательная концепция МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги основывается на принципах гуманистической педагогики сотворчества, направленной на стимулирование творческой активности ребенка, открытие смыслов окружающей ребенка реальности, создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям.

Модель образовательной деятельности Центра представляет собой целостную, многоступенчатую систему, логично выстроенное образовательное пространство, обеспечивающее решение педагогических задач на всех ее этапах, позволяющее ребенку самому выбирать свой образовательный путь.

Сегодня Центр «Созвездие» – это   многопрофильное учреждение и одна из важных составляющих  образовательного пространства города Калуги. В Центре  обучаются свыше 5 000 детей  от 5 до 18 лет. 

В распоряжении учащихся – актовые залы, театральные студии, хореографические залы, стрелковый тир, оборудованные мастерские, аудитории, компьютерные кабинеты, спортивная площадка, автобус и микроавтобус. Здания Центра оснащены компьютерной и оргтехникой,  музыкальной и осветительной аппаратурой, музыкальными инструментами.

Центр работает с 8.00 до 21.00 без выходных, в воскресенье – с 9.00 до 18.00.

Образовательная концепция ЦРТДиЮ «Созвездие»  основывается на принципах гуманистической педагогики сотворчества, направленной на стимулирование творческой активности ребенка, открытие смыслов окружающей ребенка реальности, создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям

Целенаправленно и качественно задачи образовательной деятельности решают следующие структуры Центра: Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ), художественный отдел,  отдел  спортивно-технического творчества, отдел дошкольного образования, студия английского языка.

Фундаментальным принципом деятельности ЦРТДиЮ «Созвездие» является принцип непрерывности дополнительного образования.  Система непрерывного образования  постоянно обновляется в плане содержания, организационных форм, методов и технологий педагогической деятельности. 

Модель непрерывного дополнительного образования детей представляет собой четырехступенчатую структуру:

1 ступень - подготовительная.  К ней относятся студии творческого развития дошкольников "Теремок" и «Росток», подготовительные отделения МЭС, ЧАО, "Веселой компании".

2 ступень – ориентирующая включают в себя младшие  группы объединений отдела изобразительного и декоративно-прикладного творчества, отдела спортивно-технического творчества, художественного отдела, студии иностранных языков, студии современной девочки, отделений муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования детей  (МЭШДОМ).

3 ступень – самоопределения включает в себя средние группы объединений отдела изобразительного и декоративно-прикладного творчества, отдела спортивно-технического творчества, художественного отдела, студии иностранных языков, студии современной девочки, отделений МЭШДОМ, клубов по интересам.

 4 ступень – предпрофесиональная  включает в себя старшие группы музыкально-эстетической студии (МЭС), студии детской эстрадной песни «Веселая компания», ансамбля эстрадного танца «ЧАО», Маленького театра кукол, объединений отделов изобразительного и декоративно-прикладного творчества и спортивно-технического, отделений муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования детей  (МЭШДОМ).

Каждая ступень образования имеет свою специфику, задачи, формы реализации.

Диапазон образовательных областей Центра включает в себя практически все сферы современной жизни: науку, культуру, искусство, экономику, спорт.

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги - учреждение с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из муниципального задания органов управления образования и запросов социального окружения.

Основными формами самоуправления является Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, действующие на основе Положений.

Общее собрание коллектива, являющееся высшим органом самоуправления в учреждении, созывается в целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива, расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления. К компетенции Общего собрания относятся: обсуждение и принятие локальных актов Центра; решение вопросов о необходимости заключения, изменения, дополнения коллективного договора, принятие коллективного договора; рассмотрение и принятие решений по вопросам деятельности Центра, не входящих в компетенцию других органов самоуправления.

Педагогический совет – коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников,  действует в целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников. На заседаниях Педагогического совета рассматривались вопросы готовности Центра к новому учебному году, организации начала занятий, о соблюдении техники безопасности на занятиях, о новых требованиях к образовательным программам педагогов, о введении профессионального стандарта педагога ДО, о состоянии воспитательной работы в учреждении и многие другие вопросы.

Таким образом, сложившаяся система управления Центром обеспечивает выполнение поставленных целей и задач и в целом соответствует современным требованиям.

В организационную структуру входят: художественный отдел, отдел изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, спортивно-технический отдел, отдел раннего творческого развития, структурные подразделения МЭШДОМ (муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи) и «Ресурсный центр по работе с одарёнными детьми». В МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги также созданы методическая и психологическая службы. В отчетный период к МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги путем реорганизации было присоединено  МБОУ «Межшкольный учебный комбинат»  города Калуги. Это позволило развивать новое для Центра «Созвездие» направление деятельности – профессиональную ориентацию старшеклассников.

Непосредственное руководство МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Распределение административных обязанностей определяется должностными инструкциями работников.

В 2015-2016 учебном году руководство учреждением осуществлялось согласно приведенной структуре управления. Администрацией эффективно решались задачи анализа, планирования, организации, руководства и контроля деятельности коллектива. Поставленные задачи выполнялись в установленные сроки.

Осуществлялось активное сотрудничество с органами управления образования по решению конкретных проблем и задач.

Основным ориентиром для выстраивания деятельности Центра является социальный заказ семьи, общества, государства. С целью изучения социального заказа и удовлетворенности жизнедеятельностью Центра ежегодно проводятся анкетирование и устные опросы участников образовательного процесса.

По итогам опросов с 2013 по 2016 годы было выявлено, что основными мотивами посещения ЦРТДиЮ «Созвездие»  учащихся и их родителей являются:

-        развитие своих способностей и умений;

-        занятие любимым делом;

-        получение новых знаний, которых нет в обычной школе;

-        общение с друзьями и сверстниками;

-        подготовка к будущему (школе, ВУЗу, профессии);

-        времяпрепровождение с пользой;

-        привлекательные качества педагогов;

-        возможность проявить себя на конкурсах и концертах.

На протяжении нескольких лет результаты опросов подтверждают высокую степень  удовлетворенности жизнедеятельностью в коллективе Центра  учащихся и родителей.

Диаграмма 1.4.1 Уровень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в группе.

Диаграмма 1.4.2 Уровень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в группе.

В 2016 году в конце мая в Центре прошло анкетирование родителей, посвященное изучению особенностей образовательного и воспитательного процесса, а также выявлению основных предложений по увеличению эффективности деятельности Центра.

Анкета состояла из 7 вопросов, направленных на получение информации об удовлетворенности  качеством дополнительного образования, особенностям образовательного процесса, (особенности, привлекающие родителей), характеру изменений ребенка после обучения,  способом получения информации о деятельности Центра, представлений о качественном дополнительном образовании и пожеланий относительно мероприятий, которые следует проводить. 

В анкетировании приняли участие 367 родителей.

Изучение степени удовлетворенности родителей качеством дополнительного образования  в Центре «Созвездие» включало в себя анализ по следующим критериям: состояние материальной базы учреждения, организация воспитательной работы, профессионализм педагогов, взаимоотношения сотрудников с учащимися, взаимоотношения сотрудников с родителями, качество образовательного процесса.  

            Воспитательной работой, профессионализмом и качеством образовательного процесса, взаимоотношениями сотрудников с обучающимися родители полностью удовлетворены (разброс данных составил 92-100 %).

            Состоянием материальной базы учреждения частично удовлетворены 65 %, полностью удовлетворены 35 %.  Неудовлетворенностью родителей хотя бы по одному из критериев отсутствовала.

-     46 % родителей высказали пожелание совершенствования материальной базы.

-     16 % опрошенных пожелали, чтобы проводилась интересная работа с родителями;

-     16 % высказали желание чаще устраивать встречи с психологом, руководством;

-     80 % хотели бы больше знать о своем ребенке, его трудностях, успехах;

-     20% считают, что можно увеличить число занятий в неделю на отделениях;

-     30% родителей хотели бы иметь возможность участвовать в воспитательном и образовательном процессе вместе с детьми;

-     93%  считают наиболее привлекательным в занятиях на отделениях широкие возможности для проявления инициативы, индивидуальности и творчества; 

-     90 %  привлекает более тесная связь с практикой;

-     85%  широкий набор видов деятельности (форм активности), исходя из интересов и способностей участников образовательного процесса;

-     80% привлекают возможности для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;

-     80% считают необходимым введение новых форм профессионального ориентирования учащихся;

-     30%  считают положительными возможности межвозрастного взаимодействия;

-     15 %   нравится свобода выбора программ обучения, режима ее освоения;

-     10 %  устраивает  гибкость (мобильность) образовательных программ;

-     30%  считают необходимостью создания более разнообразных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

            Основную информацию о деятельности Центра родители предпочитают получать:

-     посредством родительских собраний - 95 %;

-     через официальный сайт учреждения - 86 %;

-     посредством общения с ребенком -  70 %;

-     личным общением с кураторами и руководством - 67 %.

            По мнению родителей, качество дополнительного образования заключается, прежде всего:

-     в получении новых знаний - 98 %;

-     в получении знаний, являющихся основой личностного развития - 92 %;

-     получении знаний, необходимых для успешного обучения в школе - 20 %;

-     в получении знаний, необходимых для продолжения обучения в ВУЗе - 86 %; 

-     в хороших организационных условиях образовательного и воспитательного процессов - 30 %;

-     во внедрении в учебный процесс новых образовательных технологий - 35 %;

-     в высоком уровне профессионализма кадрового состава  учреждения - 84 %.

            За 2013 – 2016 годы обучения в Центре родители пронаблюдали следующие изменения в их детях:

-     заметны личностные изменения: уверенность, активность - 96 %;

-     стал определяться с выбором профессии - 85 %;

-     стал более инициативным в учебной и внеучебной деятельности - 80 %;

-     стал проявлять больше творчества в решении  жизненных и учебных задач - 67 %;

-     заметно повысился  уровень ответственности - 50 %;

-     повысился интеллектуальный уровень развития - 45 %;

-     изменился  уровень адаптации - 22 %;

Выводы:

Отмечается стабильная тенденция на снижение количественного состава объединений в старшей возрастной группе (15 - 18 лет). На долю старшеклассников приходится 16,7%. Низкая конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования с новыми привлекательными для молодежи возможностями организации досуга.

Наиболее широкий выбор направленностей предлагают ребенку многопрофильные учреждения дополнительного образования детей: художественное, техническое, туристско-краеведческое, социально-педагогическая деятельность, экологическое образование. Не развито профессионально ориентирующее образование. Недостаточно востребованы возможности сферы дополнительного образования детей для расширения связей с предприятиями, социальными и бизнес-партнерами. Необходимо сформировать систему мотиваций детей и молодежи к участию в реализации современных программ дополнительного образования по приоритетным направлениям и получению дальнейшего профессионального образования.

Деятельность организаций дополнительного образования детей Калужской области направлена на системные преобразования образовательного процесса, всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей и подростков, в том числе и детей с проблемами развития, с ограниченными возможностями здоровья.

Также к 2020 году в Калужской области планируется увеличение количества проводимых мероприятий по направлениям детского творчества, по презентации достижений обучающихся в сфере дополнительного образования.

Все это привело к значительному снижению качества содержания дополнительного образования. Оно не в полной мере отвечает современным потребностям инновационного социально-экономического развития области, что и обусловливает необходимость комплексного решения сложившейся проблемы.

Следует отметить высокий процент удовлетворенностью родителей качеством учебно-воспитательного процесса в Центре «Созвездие», что это влечет за собой заметные личностные изменения учащихся. С другой стороны у родителей есть ожидания в сфере профессиональной ориентации учащихся, разнообразия форм обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и творчески одаренных детей. Разнообразия форм досуга и обучения молодежи. 

Таким образом, основными направлениями развития Центра «Созвездие» в период с 2017 по 2020 годы должны стать:

1.        Разработка и внедрение модели профессиональной ориентации учащихся в Центре.

2.        Развитие актуальных направлений работы с подростками и молодежью.

3.        Развитие перспективного направления дополнительного образования – интерактивного режима работы в техническом и инженерном творчестве, при помощи широкого спектра IT-технологий.

4.        Развитие форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

5.        Развитие детского творчества, творческих способностей учащихся, эффективные новые формы работы с одаренными учащимися.