Конспект занятия «Мой мир – моя семья»
Конспект занятия «Мой мир – моя семья»
Автор: Артемьева Ева Ивановна
КС(К)ОУ «Шумерлинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии
Цель: Формирование понятия «семья», «дружная семья», «взаимоотношения в семье».
Задачи: Развивать в личности ребёнка умений видеть теплоту отношений в семье,
прививать ценность домашнего очага,
воспитывать уважения к своей семье, к старшему поколению, к памяти предков.
Оборудование: плакат с лозунгом «Мой мир – моя семья», фотографии членов семьи, макет земного шара - глобус, бумажные голуби, родословное дерево, минусовка песни «Мир вам, люди».
Ход занятия:
1. Круг радости:
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой день нам в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Добрый день, ребята. Я рада встречи с вами на нашем занятие «Самопознания». Всем предлагаю пройти на ковёр Дружбы. Возьмёмся за руки и образуем круг Добра. Ребята, сегодня я пришла к вам с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами.
— А с каким настроением вы пришли на занятие? Поприветствуем друг друга, поиграв в игру «Человек — человеку». Прислонитесь, друг к другу ладошками, — носочками, — обнимаемся и образуем наш круг Добра. Что вы чувствовали, приветствуя друг друга? (тепло, любовь, радость, дружбу…). А теперь давайте поприветствуем всех словами «Доброе утро».
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, всем нам!
Доброе утро, мир!
Вот он мир, в котором мы с вами живём, наша планета Земля. — А что означает изображение белого голубя на Земном шаре? (Голубь - символ мира, добра и любви).
- Беседа. Работа над понятием «семья».
1. Чтобы узнать о чём пойдет речь на занятии, нам поможет стихотворение
У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!
Вот и вся моя … (друзья, земля, семья) дети должны выбрать нужное слово
— Как назвать одним словом: мама, папа, бабушка, дедушка, я? Вот сегодня на занятии мы поговорим о семье.
— Как вы понимаете слово «семья»?
Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире (в одном доме т.к. мы все живем в сельской местности), заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи.
2. Игра «Мозговой штурм»
Часто мы пользуемся выражением «дружная семья». Что это значит? Послушайте одну притчу, и вы поймете.
В давние времена жила удивительно дружная и большая семья. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?».
Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней множество слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание».
— Почему эту семью назвали дружной? Что должно царить в дружной семье?
Работа над пословицей, детям предлагается из слов составить половицу (Брат, клад, рад, лад)
Не нужен клад, когда в семье лад.
— Как вы понимаете её?
Рассказ о своей семье.
Упражнение «Семейные фотографии»
— До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи — это близкие и дальние родственники. А в центре на видном месте — увеличенные портреты отца и матери. «Родители», «Родина», «Род» — однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа. Семейные фотографии теперь хранятся в фотоальбомах. (Рассказы детей о своей семье).
Игра «Древо жизни».
— Какой орган у дерева считается главным? (корень).
— А в семье, кто самый главный, старший?
(Да это бабушка и дедушка, потому что они дают нам советы, помогают выбрать верное решение).
- А что отличает дерево от других растений? (ствол) А кто помогает в семье нам быть такими же крепкими и сильными как ствол? (родители)
- А что украшает каждое дерево? (листья) А семью – дети.
Дети показывают фотографии членов семьи и рассказывают, какая у них семья и почему?
— На кого из членов семьи вы хотели бы быть похожи?
Упражнение «Продолжи предложение».
Если бы сейчас к нам на занятие пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая …
Задание нарисуйте рисунок на тему: «Моя семья».
Обобщение.
Семья — наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем.
«От сердца к сердцу».
Я хотела бы пожелать всем вам, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране. На всей нашей планете Земле. Давайте завершим наше занятие песней «Мир всей Земле».