Смотри на нас как на равных (из опыта реализации Программы по социализации студентов с ОВЗ)
Смотри на нас как на равных
(из опыта реализации Программы по социализации студентов с ОВЗ в образовательное пространство колледжа)
Автор: Тогидняя Наталья Антоновна
АУ "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж"
В настоящее время в нашей стране уделяется серьёзное внимание созданию современной системы социальной защиты инвалидов, что включает в себя и обеспечение доступа людей этой категории к профессиональному образованию.
Конвенция ООН и Национальная доктрина определяет государственную политику и развитие системы образования на период до2025г. Одной из основных задач является создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ. Этой категории лиц гарантируется бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.
Право на образование – одно из фундаментальных прав любого человека, особенно если он имеет ограниченные возможности здоровья. И это вполне объяснимо: ведь образование не только способствует развитию личности, но и повышает её социальный статус и защищенность.
В Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже около 30 молодых людей с ограниченными возможностями здоровья получают профессии каменщика, штукатура, маляра строительного, рабочего зелёного строительства.
Мы понимаем, что положение студентов с ОВЗ коренным образом отличается от положения здорового человека, и поэтому образовательное пространство колледжа стремится представлять собой социум, способствующий реабилитации этой категории. А реабилитация крайне важна, ведь жизнь большинства студентов с ОВЗ заполнена страхами, тревогами и агрессивностью. Всё это зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуаций, и становится серьезным препятствием для интеграции в студенческой жизни.
Поэтому работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья включает в себя не только образование, воспитание, но и социализацию.
Адаптация студентов с ОВЗ к условиям жизнедеятельности в социуме является основной целью разработанной нами Программы, которая включает в себя четыре блока.
Психолого-педагогический блок курирует психологическая служба колледжа. С первых дней пребывания в новой среде со студентами данной категории проводится диагностика интеллекта и умственного развития и коррекционно - развивающие занятия с целью коррекции и развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. В работе применяем общеизвестные упражнения: «испорченный телефон», «запомни порядок», «найди 10 отличий» и т.п.
Значительное место в данном направлении занимают психологические игры и тренинги с элементами релаксации, которые проводятся в комнате психологической разгрузки.
В качестве примера можно привести образец практического занятия по отработке моделей коммуникативного поведения и коррекции эмоциональной сферы на основе упражнений по теме «Мы живем среди людей».
Психолог просит студентов не только ответить на вопросы, но и проиграть ситуацию:
- Как можно приветствовать людей?
- Как обратиться к незнакомому человеку с вопросом?
- Как обратиться за помощью в больнице?
- Как можно узнать у прохожих нужный вам адрес? и т.д.
Информационный блок включает в себя оказание помощи студентам в использовании возможности библиотеки в учебе и в практической деятельности, с учетом их информационных потребностей. Сотрудники библиотеки проводят мероприятия по привитию интереса к чтению, знакомят с творчеством писателей и поэтов, организуют конкурсы чтецов, обновляют рекомендательный указатель литератур «Книги, помогающие жить».
На библиотечных уроках учат ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки, писать конспекты, работать с сайтом колледжа (находить там расписание и другую нужную информацию). Это, конечно, процесс длительный, но результаты радуют.
Адаптация – процесс сложный и многоступенчатый и включает в себя не только учебные занятия и практическое обучение. Считаем, что во внеурочное время адаптация происходит эффективнее, поэтому мы включили в Программу социально-культурный блок.
Социально-культурный блок предполагает проведение часов общения по формированию навыков общения, в т. ч. с помощью технических средств; помощи в создании семьи, обучения семейным и супружеским отношениям; навыков ориентации в среде, личной гигиены и т.д.
Наши подопечные часто бывают в кинотеатре, особенно в период проведения социальной акции «Кино для всех» в рамках международного кинофестиваля «Дух огня». Перед мероприятием проводится разговор о правилах поведения в общественных местах и культуре взаимоотношений. После просмотров фильмов обязательна рефлексия. Она бывает в форме беседы с авторами или героями фильмов, которые не понаслышке знакомы с проблемами таких людей.
Очень любят наши подопечные заниматься в творческих мастерских, особый интерес вызывают у них мастер-классы. Так, перед новогодними праздниками студенты под руководством педагога дополнительного образования делали оригинальные новогодние снежинки, которыми потом украсили учебные кабинеты. Сложнее проходил мастер класс по изготовлению хантыйского орнамента-оберега, потому что это очень кропотливая работа.
Своеобразным достижением реализации нашей Программы являются факты активного участия наших подопечных в мероприятиях колледжа: акции Бессмертного полка, литературных гостиных, где они читают стихи, исполняют песни. Всё это помогают им значительно расширить границы межличностного взаимодействия.
Физические занятия – неотъемлемая часть работы со студентами этой категории. Традиционно они участвуют в колледжных соревнованиях по шашкам, настольному теннису в своих подгруппах.
Правовой блок реализуется на выпускном курсе и включает в себя знакомство с Законом о квотировании рабочих мест для инвалидов, беседы на тему: «Права и льготы в трудовом процессе у работников с инвалидностью», «Особенности правового регулирования трудоустройства людей с инвалидностью», варианты и технологии поиска работы.
В нашей образовательной организации также ведётся планомерная работа по сопровождению преподавателей, реализующих адаптированные образовательные программы.
Работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями намного сложнее, педагогу нельзя расслабиться, потому что эти студенты более эмоционально нестабильны. На проводимых в колледже круглых столах и семинарах преподаватели делятся опытом распознавания пограничных ситуаций, умением тактично направлять эмоции обучающихся в нужное русло и формирования у них правил нормального общения в социуме.
В конечном итоге, реализация Программы по социальной адаптации, конечно, зависит от сформированности в образовательной организации толерантного отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья.
Источники:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «Об утверждении Национальной доктрины образования в Российской Федерации