Рабочая программа кружковой работы «Родник»

Дата публикации: 2018-02-26 12:17:25
Статью разместил(а):

Рабочая программа

кружковой работы «Родник» («Çặлкуç»)

 Автор: Ортикова Наталья Михайловна

КС(К)ОУ «Шумерлинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии

 

Пояснительная записка.

История и культура родного края являются  частью истории всей страны. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало лишь говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции и обычаи, национальные праздники и обряды. Важно привить учащимся с детства любовь к своей малой родине, родному краю уважения к своему народу и языку, родным местам - к родной  земле. Человек, не знающий своих корней, не может твердо стоять на ней.

За год, проведенный в стенах школы, в кружке «Çặлкуç» («Родник»), учащиеся должны познакомиться с золотым фондом культуры Малой Родины, научиться ценить и беречь культурное достояние, собирать материал для краеведческого уголка, иметь элементарные знания об истории родного края, гордиться богатым наследием и красотой земли чувашской, ценить и любить свой край, с уважением относиться к людям разных национальностей.

Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Çặлкуç” предназначена для проведения кружков в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Рассчитана на учащихся  10-16 лет. Программа реализуется в течение 1 года  по 1 часу в неделю, в течение девяти месяцев в году. Итого 34 часа за 1 год.            

Цели программы:

  • Знакомство учащихся с культурно-этническим  наследием чувашского народа.
  • Воспитание интереса и любви к родному краю, чувства гордости за свою Республику, патриотизма и гражданственности.
  • Изучение обычаев, традиций, национальных праздников и духовной культуры чуваш в XIX-XX вв.
  • воспитание духовности.
  • развитие речевой активности, памяти.

Задачи программы:

  • формировать представления детей о предметах быта чувашского народа.
  • познакомить детей с различными предметами старины – одеждой, посудой, утварью и др.
  • расширение словаря школьников
  • приобщать к национальной культуре и традициям чувашского народа;
  • в процессе занятий развивать творческий потенциал каждого члена кружка.
  • Накопить знания, эмоциональные и эстетические впечатления о своём крае, о  жизни и деятельности предков.
  • Учить воспитанников  бережному отношению к  предметам старины.

Основные направления деятельности программы “Çặлкуç” («Родник»):

- приобщение детей к национальной культуре и традициям чувашского народа;

- знакомство с чувашскими национальными обычаями, обрядами и праздниками, с творчеством чувашских писателей

Формы проведения кружковых занятий:

  • Занятия
  • Экскурсии
  • Проведение чувашских национальных праздников (распределение небольших ролей детям - членам кружка по разработанному сценарию)

Принцип программы:

последовательное изучение материала, доступность и эмоциональность

систематизация знаний о родном крае, обычаях, традициях, праздниках.

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Программа кружка рассчитана на 34 часа в учебный год.

Механизм реализации программы:

  • проведение чувашских национальных праздников
  • посещение библиотеки им. М. Сеспеля п. Палан;
  • организация экскурсии в краеведческий музей г. Шумерля;
  • продолжить сбор материалов, предметов старины для создания мини-выставки «Бабушкин сундук».

Прогнозируемые результаты: по программе “Çặлкуç” проводятся итоговые занятия (после каждого года изучения), на которых подводятся итоги работы за прошедший год. Результативной деятельностью каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о национальных праздниках, обычаях и традициях чувашей, проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края воспитанники смогут применять на уроках КРК, истории, в кружковой деятельности педагогических работников.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Развивается активный словарь детей.

Формы реализации программы “Çặлкуç” («Родник»)

  • Подготовка материалов для организации выставки «Бабушкин сундук» (головные уборы, одежда, утварь и другие предметы старины низовых и верховых чуваш).
  • Возможное участие в конкурсах по искусству и культуре Чувашской республики, своего родного края.

Тематическое планирование занятий 

№п/п

Тема занятий

Содержание

Кол-во

часов

1

Вводное занятие.

Из прошлого в настоящее.

С чего всё начиналось?

2

2

Откуда берутся истоки?

 

Легенды и предания о возникновении сёл и деревень Шумерлинского  района

 

3

3

Уроки исторического прошлого

Посещение краеведческого  музея

г. Шумерля

 

1

 

4

Чувашская вышивка красива и многозначна

В краю ста тысяч вышивок и ста тысяч песен

2

5

Знакомство с чувашской национальной одеждой

Старинная женская и мужская одежда начала ХХ в.

1

1

6

О чём расскажет бабушкин сундук

 

Прядильные, вязаные  и самотканые изделия старины.

Как  всё выглядит  сегодня.  Актуальность старинных вещей в современном мире

2

 

 

2

8

Христианские и православные праздники и обычаи

Старый Новый год.

Праздник Крещения Господня. 

Святочные гадания. 

 

1

1

1

9

 

Что в имени моём…

Двойные имена чувашских  детей.

История возникновения фамилийу чуваш. Мистика и суеверие. 

1

1

 

10

Кулинарное искусство чувашей

 

Чувашская  национальная еда

Технология приготовления некоторых блюд – салма  яшки,  шурпе,  хуплу, чакат,  шарттан.

1

 

2

11

Старейший театр столицы Республики Чувашия

Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова

1

1

12

 

Памятные даты апреля

День чувашского языка

Составитель чувашского алфавита, создатель учебников чувашского и русского языков, просветитель И.Я.  Яковлев.

1

 

1

13

Литературное творчество чувашских детских писателей и поэтов

Как учились дети в чувашских деревнях в старину (в конце ХIХ- в начале ХХ вв.)

Знакомство  кружковцев с  рассказом «Детство» («Ача чухнехи»)  М. Д. Трубиной.    

 

2

 

2

 

 

14

Как  много нового узнали мы

Подведение итогов работы  за  год.

Заслушивание мнений  и предложений  новых идей членов кружка о на следующий  учебный  год.

1

 

Список использованной литературы:

  1. Чувашский институт усовершенствования учителей. Чувашские праздники и обряды. Чебоксары, 1998 г.
  2. О.Г. Кульев.  Тавặненкультури.  Культура родного края. Чувашское книжное издательство. 2002 г.
  3. Екатерина Жачева. Чặваштẽрри.  Чувашская вышивка. Чувашское книжное издательство, 2006 г.
  4. Антон Салмин. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994.
  5. А.А. Трофимов. Мастера народного искусства и художественных промыслов. Чебоксары-2004.
  6. И.П. Павлов. Чặвашлитератури. Чувашское книжное издательство, 1993 г.
  7. Г. Терентьев. Чувашскуий государственный академический театр, 1983 г.
  8. Василий Николаев. Геннадий Иванов-Орков. Виталий Иванов. Чувашский костюм от древности до современности. Москва-Чебоксары-2002 г.