Операциональные механизмы синектики

Дата публикации: 2018-02-26 12:47:53
Статью разместил(а):
Камалдинова Ольга Геннадьевна

Операциональные механизмы синектики как один из аспектов развития творческих способностей детей

Автор: Камалдинова Ольга Геннадьевна

Слово «Синектика» образовано от греческого корня, оно означает соединение различных элементов. Теория синектики применяется при объединении разных индивидов в группу, ставящую проблему и решающую ее. Это теория сознательного использования подсо­знательных психологических механизмов, имеющихся в творческой деятельности. 

Синектика определяет творческий процесс как умственную деятельность в постановке и решении проблемных ситуаций, где результатом являются художественные или технические изобретения. Операциональные механизмы синектики — это конкретные психо­логические факторы, которые поддерживают и способствуют творческому процессу. Механизмы синектики предназначены побуждать соответствующие психологические состояния и, следовательно, спо­собствуют творческой деятельности. 

Слова — интуиция, эмпатия и игра — это просто названия, которые называют сложную работу в надежде, что наименование деятельности фактически описывает ее. Опыт показал, что это очень трудно - перейти от постановки проблемы и решения проблемы обратно к этим номиналистическим абстракциям. Когда имеешь дело с индивидуальностью или группой, перед которой стоит проблема постановки и решения проблемы, нецелесообразно пытаться убеждать человека стать интуитивным, чувствовать эмпатию, стать вовлеченным, отрешиться, играть или чувствовать то очевидное, которое является незначительным. Однако опыт показывает, что механизмы синектики увеличивают вероятность успеха, когда необходимо творчество. Они увлекают человека в психологические состояния. 

Синектический процесс включает: 

1) превращение неизвестного в известное; 

2) превращение известного в неизвестное. 

Превращение неизвестного в известное.

В любой ситуации постановки и решения проблемы главной обязанностью человека является понимание этой проблемы. Это аналитическая фаза, где разветвление и основные моменты проблемы должны быть измерены. Однако если принимать только этот аналитический шаг, невозможно никакое новое решение. Чтобы начать работу по проблеме, нужно сделать конкретные предположения, хотя в процессе постановки и решения проблема может измениться. Это способность мозга, когда перед ним возникает проблема, пытаться превратить неизвестное в известное путем анализа. При встрече с незнакомым, мозг пытается поглотить чуждость, втискивая ее в знакомый образец или изменяет порядок расположения понятий, чтобы освободить место для неизвестного. Мозг сравнивает данное неизвестное с ранее знакомым и превращает неизвестное в известное. (Например, ребёнок получает в руки предмет о котором ничего не знает - как называется, зачем нужен, но многое может о нём сказать,  используя известное «твёрдый, пахнет, шершавый, тяжёлый, при этом высказывая предположение о его использовании»)

Это, конечно, очевидная часть решения проблемы. Однако синектика — это попытка описать те сознательные, предсознательные и подсознательные психологические состояния, которые присутствуют в любом творческом акте.  

 

Превращение известного в неизвестное

Превратить известное в неизвестное — значит исказить, перевернуть или перенести будничное видение и ответную реакцию, которые переносят мир на знакомое безопасное место. Такая погоня за неизвестным - это не поиски эксцентричного или того, чего нет. Это сознательная попытка достичь новый взгляд на старый мир, людей, идеи, чувства и вещи. В знакомом мире предметы всегда стоят на ногах, ребенок, нагибаясь и смотря на мир снизу вверх, экспериментирует, делая известное неизвестным. (Знакомое дерево становится соединением твердых тел в другом пустом пространстве. Скульптор сознательно может инвертировать свой мир и видеть дерево как серию пустот и отверстий, вынутых в твердом теле воздуха.)

Эти несколько механизмов превращения известного в не­известное - не сочетание трюков для достижения поверхностной новизны. Они выработаны и используются в нескольких группах синектики как систематический способ решения актуальных изобретательских проблем.

Превращение известного в неизвестное является основным в упорядоченном творчестве.  

Синектика, используемая для развития творческих процессов у учащихся  в объединении интеллектуального развития «Киндер Хаус» МУ ДО «Дом детского творчества» основывается на четырех механизмах для превращения из­вестного в неизвестное, каждое из которых имеет метаморфический характер: личная аналогия; прямая аналогия; символическая аналогия; аналогия воображения (фантазии). 

Согласно нашим наблюдениям, без наличия этих механизмов попытка постановки проблемы и решения не будет успешной. Эти меха­низмы мы рассматриваем как специфические и воспроизводимые умственные процессы, инструменты для ведения творческого процесса, поддержания и возобновления этого движения. Существуют романтические и популярные предрассудки против механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно стремится к этой самой механизации. В дополнение, через практику они становятся привычными как способ видения и действия.

 

ЛИЧНАЯ АНАЛОГИЯ 

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от рассмотрения проблемы так, как она раньше анализировалась.  

Китс описывает в своей работе «Эндимион»: «Я бросился в море и так лучше позна­комился со звуками, зыбучими песками и скалами, чем, если бы я оставался на зеленом берегу…» В искусстве наблюдения и анализ отбрасываются в пользу личной аналогии  (слушать звуки, представлять образы, предполагать события, описание чувств, мест событий, характеров и т.п.). Учащийся может представлять себя техническим объектом (космической ракетой, кораблем, роботом и т.д.) и пытаться осознать, как действовать в сложившейся ситуации. Вживание в образ рассматриваемого объекта дает возможность ребёнку терять  страх потери  контроля над собой.

 

ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ 

Этот механизм описывает актуальное сравнение параллельных фактов, знаний или технологий. Так, например, рисуя апельсин, используя знания о нём (круглый, оранжевый, кожура на ощупь имеет выпуклости…), ребёнок предлагает, пробует воспроизвести на бумаге все эти качества. Ставит проблему и самостоятельно решает её. 

И в искусстве, и в науке механизм прямой аналогии функционирует как конструктивная часть творческого процесса. 

 

СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ 

Этот механизм отличается от принципа идентификации личной аналогии тем, что символическая аналогия пользуется объективными и безличными образами для описания проблемы.  

Главная разница между символической аналогией и другими механизмами является количественной. В личной аналогии процесс идентификации занимает долгое время, пока не будут выражены все тонкости. Прямая аналогия может быть прямолинейной, но раскрытие сравнения его концептуальных ответвлений, требует много времени.

А символическая аналогия не требует много времени. Однажды найденная, высказанная по ассоциации, она уже есть в полном виде! Учащиеся пользуются сравнениями и метафорами, обнаруживают в привычном парадокс, неясность, противоречие. Высвечивают суть объекта, как правило, определением из двух слов (существительное + прилагательное).

 

АНАЛОГИЯ ФАНТАЗИИ

Аналогия воображения особенно эффективна, если она используется в процессе превращения знакомого в неизвестное. Этот механизм является отличным мостиком между постановкой проблемы и ее творческим решением.

Для тренировки творческого воображения используются различные упражнения. Одно из них, упражнение Джанни Родари «Фантастические гипотезы»: соединение двух слов (например, существительное + глагол) вопросом «Что было бы, если…?»

Это и будет формулировкой гипотезы. Примерно так же задают себе вопросы изобретатели и учёные. 

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что операциональные  механизмы синектики успешно влияют на способность наших учащихся адаптивно реагировать на потребность в новых подходах, способность осмысленно включать в жизнь что-то новое.