Проект «Моя семья – моя крепость»

Дата публикации: 2018-02-26 12:49:20
Статью разместил(а):
Кондрашова Ирина Александровна

Проект

«Моя семья – моя крепость»

Автор: Кондрашова Ирина Александровна

КС(К)ОУ «Шумерлинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии

 

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Таблица 1. Паспорт проекта.

Название проекта

Моя семья – моя крепость

Автор проекта

Кондрашова Ирина Александровна

Место реализации проекта

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Проблема, на решение которой направлен проект

Отсутствие тем, образовательной деятельности в календарно-тематическом плане школьных учреждений, направленных на воспитание интереса к своей родословной у детей школьного возраста.

Цель проекта

Формирование у детей школьного возраста интереса к родословной своей семьи и потребности ее изучения

Задачи проекта

1) Сформировать у детей представления о семье, семейных и родственных отношениях, о значимости семьи для человека;

2) Познакомить детей с понятиями «родственные отношения», «родственники»,

«Семейные традиции», «семейное древо»;

3) Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание заботиться о родных людях;

4) Объединять усилия школы и семей воспитанников по обогащению у детей представлений о семье;

5) Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.

Участники проекта

1) Педагоги;

2) Воспитанники;

3) Родители воспитанников.

4) Кондрашова Ирина Александровна

Сроки реализации проекта

Среднесрочный- с 01.01.2018  по 31.05.2018 г.

Ожидаемые результаты

1) У детей сформировано представление о семье, семейных и родственных отношениях и значимости её для человека;

2) Дети знают и могут объяснить понятия

«родственные отношения»,

«родственники», «семейные традиции», «семейное древо»;

3) Дети проявляют любовь и уважение к членам семьи, заботиться о родных людях;

4) Наблюдается взаимодействие и сотрудничество школы  и семьи при формированию у школьников представлений о семье;

5) Сформированы представления о родословной своей семьи.

 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива - семьи. В процессе общения с родителями – первыми своими воспитателями и наставниками – он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения.

Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. В современном индустриальном  обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний  о формировании семьи становится одной из важных забот общества.

О том, что семья играет особую незаменимую роль в формировании личности ребенка, говорят исследования О.Л. Зверевой, А.М. Ганичевой, А.Г. Харчевой. В своих исследованиях они подчеркивают, что в семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения.

В ряде исследований С.И. Голод, М.С. Мацковский, Э.К. Васильева, предпринимались попытки изучить те представления детей о родословной, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о родословной не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для школьных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность школьников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений.

 

3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Анализ внешней среды.

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Вот слова из выступления В.В. Путина: О ценности семьи

«Если мы не восстановим традиционное отношение к базовым моральным ценностям, то никакие меры экономической и социальной политики не принесут устойчивого результата.

Крепкая благополучная многодетная семья – вот вокруг чего следует объединить усилия государства, общества, религиозных организаций, отечественного просвещения и культуры».

Для урегулирования отношений в семье существует ряд законов и кодексов. Один из них семейный кодекс РФ — главный нормативно-правовой документ, регламентирующий совместно с Конституцией РФ и нормами интернационального права семейные взаимоотношения на российской территории. Анализ деятельности школы-интерната за 2017учебный год свидетельствует, что образовательное учреждение стабильно функционирует, но актуальным является вопрос перехода в режим развития, который обусловлен изменениями как внешней, так и внутренней среды. Характеристики внешней среды школы-интерната соответствуют социокультурной ситуации областного центра. Основное влияние на ситуацию развития в работе школы-интерната в настоящее время оказывает проводимая государством и воспроизводимая на уровне региона образовательная политика. Социальный образовательный заказ соответствует приоритетам государственной образовательной политики и состоит в освоении новых механизмов ресурсного обеспечения образовательного процесса, в развитии сферы сетевого взаимодействия школы-интерната с возможными социальными партнерами в процессе достижения общих образовательных целей, в содействии становлению на этой основе гражданских образовательных институтов.

Основными партнерами школы-интерната, воспроизводящими на своем уровне приоритеты государственной образовательной политики, выступают образовательные учреждения общего, дополнительного и профессионального образования, взаимодействие с которыми осуществляется как непосредственно, так и с использованием Интернет-ресурсов. По отношению к школе эти образовательные учреждения выступают носителями специфического социального заказа, связанного с объединением и перераспределением образовательных ресурсов. Кроме того, спектр потенциальных партнеров школы-интерната в решении данного вопроса может быть расширен посредством организации дистанционного взаимодействия на основе использования современных информационных технологий.

Родительская общественность, как было сказано, не обладает сегодня образовательным заказом, нацеленным на перспективу, пожелания родителей носят локальный характер и касаются, в основном, качества обучения, условий обучения детей в школе-интернате и характера отношений воспитанников и педагогов. По данным проведенного в 2017 году опроса около 90% родителей активно интересуется (через ребенка) происходящим в школе-интернате, 68% в разной степени видят свою возможность принимать участие в работе органов общественного управления школой-интернатом. Таким образом, образовательный заказ родителей связан лишь с улучшением тех условий обучения, которые существует сегодня, но видение перспектив развития школы-интерната и будущих изменений, как таковое, отсутствует.

Особое место в анализе социальной среды школы-интерната занимает образовательный заказ, исходящий от самого ребенка и обусловленный особенностями его профессионального и личностного самоопределения в современном мире. Его основными компонентами выступают: способность к самообучению и мобильному освоению новых знаний, технологий и профессий; готовность к принятию персональной ответственности за события собственной жизни и результаты своего взаимодействия с окружающей средой; толерантность как способность строить продуктивные социальные отношения в мультикультурном мире.

 

Анализ внутренней среды.

В учреждении функционируют следующие помещения:

- Кабинеты 1-9 классы

- Кабинет ПТО Швейная мастерская

- Актовый зал

- Кабинет дистанционного обучения

- Кабинет социального педагога

- Библиотека

- Кабинет СБО

- Кабинет учителя – логопеда

- Спортивный зал

- Учительская

- Кабинет информатики

- Кабинет педагога-психолога (сенсорная комната)

- Кабинет ПТО

- Слесарная мастерская

- Столярная мастерская

В учреждении имеется современная информационно–техническая база:

- ноутбук

- компьютер, подключены к Интернету;

- электронная почта; сайт,

- мультимедийный проектор

- магнитофоны

- телевизор

- оргтехника.

 Анализ внутренней образовательной среды школы-интерната, его конкурентоспособных преимуществ, сильных и слабых сторон позволяет утверждать следующее.

Цели и результаты деятельности школы-интерната, связанные с обучением воспитанников предметным знаниям и их подготовкой к итоговой аттестации, свидетельствуют об уровне организации образовательного процесса, соответствующем государственным образовательным стандартам. Конституционное право ребенка на образование реализуется в полном объеме. По данным проведенных опросов учащихся и педагогов, образовательная среда школы-интерната может считаться удовлетворительной по таким показателям, как психологический микроклимат в классах, психологическая комфортность условий обучения и воспитания, уровень профессионального мастерства педагогов.

В то же время, не столь однозначно поддаются оценке такие показатели образовательной среды школы-интерната, как профессиональная позиция педагогов и субъектная позиция обучающихся. Полученные в ходе проведенного опроса ответы воспитанников двойственны: с одной стороны, они признают, как реальное возможность своего участия в планировании и организации образовательного процесса школы-интерната, с другой стороны, они выражают готовность принимать занятия такими, какими они есть, отдавая всю полноту ответственности за их качество и целесообразность педагогам.

Профессиональная позиция педагогов также не может быть определена однозначно. Готовность обсуждать и решать с воспитанниками их проблемы носит достаточно выраженный характер, однако, в значительной степени ограничивается рамками преподаваемого предмета. По стилю педагогического общения коллектив неоднороден: демократизм и авторитарные тенденции представлены в нем приблизительно с одинаковой степенью выраженности.

Вместе с тем, при анализе педагогических ситуаций выявлены следующие проблемы:

  • отсутствие трудовых навыков у большинства воспитанников;
  • большой процент часто болеющих детей;
  • при общей загруженности родителей — высокая безнадзорность их детей;
  • основная масса воспитанников - «выдавленные» из общеобразовательных школ дети, которые относятся к «группе риска».

Для решения данных проблем планируется:

  • усилить психолого-медико-педагогическую помощь воспитанникам в коррекции поведения и образовательных навыков;
  • пересмотреть методику преподавания ряда предметов с целью организации индивидуальных образовательных маршрутов;
  • внедрить раннее профориентационное воспитание, ввести элементы допрофессиональной подготовки;
  • оказать методическую помощь родителям обучающихся в решении образовательных, воспитательных, социальных, психологических и других проблем;
  • ввести и эффективно использовать современные образовательные технологии, сочетая новые технологии и лучшие отечественные традиции образования;
  • добиться доступности образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным.

Одной из сильных сторон, характеризующих состояние школы-интерната, является система воспитания, ориентированная на развитие патриотизма и гражданственности.

Для решения поставленных задач есть «методическая копилка» по ознакомлению с понятием родословная, загадок по формированию представлений о профессиях и занятиях взрослых; иллюстративный материал и художественная литература по ознакомлению с семьёй.

Однако, педагоги не используют при ознакомлении детей с родословной современные технологии такие как мультимедийные презентации и развивающие мультфильмы.

 

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Целью проекта является  формирование у детей школьного возраста к родословной своей семьи.

Задачи проекта:

1) Сформировать у детей представления о семье, семейных и родственных отношениях, о значимости семьи для человека;

2) Познакомить детей с понятиями «родственные отношения», «родственники», «Семейные традиции», «семейное древо»;

3) Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание заботиться о родных людях через игровую деятельность;

4) Объединять усилия школы и семей воспитанников по обогащению у детей представлений о семье;

5) Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.

 

5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Таблица 2. Участники проекта.

Участники

Роль в реализации проекта

Директор

Организационное обеспечение

Заместитель директора по УР

Организационно-методическое обеспечение

Педагоги

Наглядное и дидактическое обеспечение, реализуют проект

Воспитанники

Участники проекта

Родители ДОУ

Принимают участие в реализации проекта, взаимодействуют с воспитателем

 

6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Таблица 3. Ресурсы проекта

Ресурсы проекта

Кадровый потенциал

Материально-техническая база

Информационное обеспечение

1.Педагоги;

2. Воспитатели;

 

1.Предметно-развивающая среда наглядные пособия (видеоматериал,

фотографии);

2.Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор;

-ноутбук;

-скан, принтер;

- компьютер;

- магнитофон;

- телевизор.

1. Информативно-правовая база:

-информационные стенды для родителей

-сайт школы.

- презентации.

2. Научно-исследовательские разработки;

3. . ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

 

  1. 7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 4 – Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

- проведение мониторинга,

-разработка и утверждение тематического плана,

-подбор методического сопровождения,

-подготовка наглядного материала,

-встречи с родителями воспитанников по изучению их отношения к родословной.

 

-реализация тематического плана через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей,

-«погружение» воспитанников в реальные практические ситуации,

-привлечение родителей к изготовлению изделий из природных материалов.

-проведение повторного мониторинга,

-анализ и обобщение опыта.

 

 

 

8.План реализации проекта

Таблица 5 – План реализации проекта

Этапы

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

 

 

Подготовительный этап

(разработка проекта, привлечение родителей к участию совместной деятельности)

 

 

Работа с детьми:

Диагностическое исследование по выявлению знаний детей о своей семье.

Выявить знания детей о роли семьи в их жизни

 

Воспитатели

Работа с родителями:

1.Папка-передвижка «Изучение семейного опыта родителей?»

Дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми уточнить и расширить представление детей о семье.

2 неделя января

Родители

2.Анкетирование для родителей:

А) «Какой вы родитель?»

Б) «Способы воспитания».

Выявить знания родителей о своем ребенке.

Выявить стили воспитания в семье.

3 неделя января

Воспитатели, родители

 

Воспитатели, родители

С педагогами:

1.Подбор и изготовление атрибутов для игр.

Помогает выявить отношение ребенка к членам семьи, свою роль в семье.

4 неделя января

Воспитатели, родители

2.Подбор художественной литературы (стихи, рассказы,

сказки) и произведений устного народного творчества (пословиц, поговорок) по теме «Семья».

Воспитывать любовь и уважение к своей семье через чтение художественной литературы.

4 неделя января

Воспитатели

3.Подбор статей и консультаций для родителей.

Информирование родителей.

1 неделя февраля

Воспитатели

4.Подбор тем для развивающих бесед с детьми.

Формирование творческого рассказывания.

1 неделя февраля

Воспитатели

5.Подбор стендовой информации для родителей.

Дополнение словесной информации для родителей.

2 неделя февраля

Воспитатели, родители

6.Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».

Расширить представление детей о родителях и родственных отношениях.

2 неделя февраля

Воспитатели

 

7.Подбор методической литературы по данной теме.

Пополнение знаний.

3 неделя февраля

Воспитатели

 

 

 

Основной этап (запланированные мероприятия)

С детьми:

1. Сюжетно-ролевая игра: «Семья» (приложение 1), «День рождения мамы», «Ждем гостей»,   «Магазин», «Больница».

Развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке.

4 неделя февраля

Дети, воспитатели

2.Дидактические игры: «Чему нас учили мамы…», «Чей малыш?»,    «Кому что подарить?», «Эмоции», «Цепочка поколений», «Кто старше?»,  «Профессии», «Назови ласково».

Воспитывать любовь и уважение к своей семье, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.

4 неделя февраля

Воспитатели, дети

3.Словесные игры: «Кто старше? », «Кто младше? », «Исправь Незнайку», «Подскажи словечко», «Родственные отношения».

Расширить у детей знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память

1 неделя марта

Воспитатели, дети

4. Пальчиковые игры: «Семья», «Птенцы», «Части тела», «Пальчик-мальчик, где ты был? », «Ладушки», «Этот пальчик дедушка… », «Мамин праздник» (приложение 2), «Мамин день».

Развивать мелкую моторику рук, память.

1 неделя марта

Воспитатели, дети

5.Конструирование:  «Дом в котором я живу», «Моя дача», «Дом моей мечты».

Учить располагать постройки согласно предложенному плану, строить по образцу;  развивать творчество, фантазию.

2 неделя марта

Воспитатели, дети

6. Образовательная деятельность: «Семейные предметы старины».

Формировать представление о семейных ценностях и традициях; помочь детям осознать, чем ценны предметы старины в семье.

3 неделя марта

Воспитатели, родители

7.Беседы с детьми на темы:  «Легко ли быть мамой?»,    «Моя дружная семья»,  «Семейные реликвии», «Как я помогаю дома»,  «Выходной день в моей семье».

Расширить представления родителей об эмоциях, их влиянии на общение, дать советы и рекомендации.

4 неделя марта

Воспитатели, дети

8.Образовательная деятельность: «Мои родственники».

Формирование творческого рассказывания.

1 неделя апреля

Воспитатели,родители, дети

9.Изготовление подарков: «Цветочек» для мамы,

«Кораблик» для папы,  «Самолет» для дедушки,

Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

1 неделя апреля

Воспитатели,родители, дети

10.Образовательная деятельность: «Кем я прихожусь своим родственникам».

Раскрыть творческие возможности воспитанников при помощи стихотворных произведений.

2 неделя апреля

Муз.руков-ль, воспитатели, дети.

11. Познавательно-речевое занятие: «Наши домашние любимцы», «Наши имена и фамилии…», «Дедушка-мой друг».

Дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми уточнить и расширить представление детей о семье.

3 неделя апреля

Воспитатели, дети, родители

12.Образовательная деятельность: Беседа «Родословная. Моя семья».

Формирование нравственных ценностей.

4 неделя апреля

Воспитатели, дети

13.Чтение художественной литературы о семье: «Мама» А. Яковлев, «Как Вовка бабушек выручал» Л. Воронкова, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Бабушкины руки» Л. Квитко

Развивать творческие способности.

1 неделя мая

Воспитатели, дети

14. Физкультминутки про семью.

Формировать представления о родственных отношениях;

развивать представления детей о родственниках;

воспитывать положительное отношение ко всем членам семьи

1 неделя мая

Воспитатели, дети

 

15.  Выставка рисунков:

 «Моя мама»,

«Мой папа», «Мамочка и я».

 

С родителями:

Фотоколлаж:

«Семья – мой дом родной»;

 

«Любимый папочка и я»;

«Наши бабушки и дедушки».

Папка «Слово о матери».

 

папка - передвижка «Что означают наши имена»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

папка-передвижка

«Фамилия - флаг семьи». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цель которой – познакомить родителей со значением имен их детей; предоставить их вниманию информацию о происхождении имен на Руси; вызвать интерес к своей семье, ее предкам

цель - предложить вниманию родителей информацию о том, как можно разгадать происхождение своей фамилии; вызвать интерес к истории своей семьи, ее предкам

2 неделя мая

Родители, дети

Заключительный этап (подведение итогов работы проекта)

1. Папка – передвижка и стенгазета «Конвенция о правах ребенка».

Учить детей знать свои права и обязанности.

2 неделя мая

Воспитатели

2. Конструирование «Мой дом- моя крепость».

Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе.

3 неделя мая

Воспитатели, дети.

3. Разъяснение пословиц и поговорок о семье.

Обогащать детско –родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

3 неделя мая

Воспитатели, родители, дети.

4. Фотоколлаж «Генеалогическое древо моей семьи».

Оценить динамику.

3 неделя мая

Воспитатели, дети

5. Подведение итогов.

Закрепить знания детей о своей семье.

4 неделя мая

Воспитатели, дети

6. Занятие по развитию речи «Моя семья».

Воспитание чувства любви и привязанности к своим близким.

4 неделя мая

Воспитатели, дети, родители

7.Презентация проекта.

 

4 неделя мая

Воспитатели, дети.

Воспитатели.

 

9. Ожидаемые результаты. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

1) У детей сформировано представление о семье, семейных и родственных отношениях и значимости её для человека;

2) Дети знакомы с понятиями «родственные отношения», «родственники», «семейные традиции», «семейное древо»;

3) Дети проявляют любовь и уважение к членам семьи, заботиться о родных людях (это можно увидеть по детским рисункам);

4) Наблюдается взаимодействие и сотрудничество школы и семьи при формировании у школьников представлений о семье;

5) сформированы представления о родословной своей семьи (приложение 3).

Критерии оценки эффективности

  1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
  2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
  3. Достижение ожидаемых результатов.
  4. Активизировано взаимодействие с родителями.

 

10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА.

Мы считаем, что педагогический проект ««Моя семья - моя крепость» будет востребован в школьном образовательном учреждении. В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы.  Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Ожидаемые результаты подтвердились.

По итогам данного проекта дети знают свое имя, отчество, фамилию, своих родителей, бабушек и дедушек; имеют представления о родственных отношениях; имеют элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история, традиции и ценности; уважительно относятся к членам своей семьи и окружающим, оказывают посильную помощь.

 

Список литературы:

  1. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск, 2012.
  2. Мартышин В.С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М.: Школьная пресса, 2014.
  3. Метод.пособие/авт.-сост. Н.А.Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР « ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017.-200 с.
  4. Метод.пособие/сост. Н.А.Васильева. - Чебоксары; ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016.- 108с.
  5. О.Дан: составь свою родословную. Издательство Питер, 2012.
  6. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. – Изд. Мозаика-Синтез, М., 2012.
  7. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии 3. – М.: Школа-Пресс, 2013.
  8. Синяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.2012.
  9. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  10. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Моя семья»

Цель игры: - побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;

- учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;

- помочь в изучении родословной семьи;

- формировать нравственные чувства (гуманность, сочувствие, любовь и др.) и доброжелательные отношения в группе;

- использовать атрибуты по назначению.

Игровой материал: куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки и т. д.), предметы – заместители.

Предварительная работа: беседы о семье, о взаимоотношениях в семье, о труде родителей, как я помогаю взрослым. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». С. Михалкова «А что у вас?»

Игры: «Праздник в семье», «День рождения», «Я помогаю маме»

Игровые роли: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Ход игры:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, что такое семья? Кто живёт в семье?

Дети: Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Как живут люди в семье, как относятся друг к другу?

Дети: Любят друг друга, живут дружно, уважают, помогают друг другу.

Воспитатель: Что делает мама?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делает папа?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делает дедушка?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делают дети в семье?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Члены семьи не находятся всё время дома. Куда они могут пойти?

Дети: В магазин за продуктами, в парикмахерскую сделать причёску, к врачу, съездить на природу.

Воспитатель: Предлагаю вам выбрать себе роли, кто кем сегодня хочет быть. (дети выбирают роли, прикрепляя бейджики с изображением того или иного члена игры).

Все роли распределены, предлагаю поиграть в игру «Семья».

Дети играют самостоятельно, воспитатель роль на себя не берёт. По ходу игры воспитатель может сделать какие-либо замечания или предложения, если игра заходит в тупик.

В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Пальчиковые игры по теме: «Семья».

Цели: развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком.

Как у нас семья большая. Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

Пальчиковые игры по теме: «Мамин день»

Цели: развитие мелкой моторики рук, речи, координации движений пальцев рук, внимательности, способности сосредотачиваться; воспитание добрых взаимоотношений между матерью и ребенком.

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья: и в соответствии с текстом

Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя, средний и большой

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Мамочка, мамочка Поочерёдно загибаем пальчики

Любимая моя, правой руки, начиная с большого,

Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке.

Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак,

ладошкой левой крепко его обхватить.

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рекомендации для родителей по изучению своей родословной:

-Рассматривать с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз).

-Рассказывать о сво­ей работе, объяснять, где работают члены семьи, как важен их труд для всех людей.

-Знакомить ребенка с семейными традициями, привлекать к посильному участию в подготовке семейных праздников.

-Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость.

-Пусть ребенок от родных узнает, кто кому кем доводится, как каждый в семье заботится о других.

-Расскажите ему о жизни ваших родителей, рассмотрите вместе с ним семейный фотоархив.

-Покажите снимки, где вы сами такие же карапузы, как ваши дети.

-С течением времени в семье накапливаются награды, книги, вырезки из газет и журналов, картины, письма, документы, эти предметы надо бережно хранить и рассказывать детям об их владельцах и событиях, связанных с ними, это способствует укреплению добрых традиций и семейных отношений, то есть всего того, называется честью семьи.