Проектная деятельность при подготовке уроков английского языка

Дата публикации: 2018-03-11 20:02:40
Статью разместил(а):
Зенкевич Елена Владимировна

Проектная деятельность при подготовке уроков английского языка

Автор: Зенкевич Елена Владимировна

учитель английского языка

ГБОУ «Академическая Гимназия № 56», Санкт-Петербург

 

Сегодня мы все чаще слышим о том, что для достижения успеха в современном мире необходимо обладать проектным типом мышления. Это значит уметь организовать свою жизнь как проект: наметить план действий, четко поставить цели, определить и привлечь необходимые ресурсы, найти способы реализации задуманного, а затем трезво оценить  полученные результаты, на основе которых строить алгоритмы для дальнейших действий. Большинство лидеров в политике, бизнесе, спорте и искусстве, как люди, обладающие проектным типом мышления, являются ярким доказательством этой теории. Многие современные родители уже с  детского сада выстраивают для своих детей определенную перспективу и траекторию их жизни, четко представляя, что они хотят вложить в своего ребенка: выбор определенной школы, изучение иностранных языков, дальнейшая специализация (профиль обучения), высшее образование.

Перед ребенком уже с малых лет ставятся определенные цели, которые тот поступательно должен реализовать сначала с помощью родителей, затем учителей, а в дальнейшем, проявляя все большую самостоятельность. Современная российская школа очень четко реагирует на изменяющиеся мировые тенденции в образовании и создает возможности для развития проектного мышления у учеников посредством внедрения многообразной проектной деятельности в процесс образования уже с начальных классов.

Многие ученые и преподаватели говорят о том, что школа будущего - это школа проектов, рассматривая проект и как метод обучения, и как форму организации учебного процесса. Проектная деятельность формирует у учащихся умение постановки цели и достижения результата путем реализации различных видов деятельности, что  позволяет развивать познавательные навыки учащихся, их критическое и творческое мышления, а так же способности ориентироваться в информационном пространстве. Последнее, на мой взгляд, очень важно, так как интернет переполнен информацией, которая зачастую требует критического подхода. Отсортировывая информацию из Интернет-ресурсов, учащиеся четко выстраивают для себя определенные представления о нормах, принятых в обществе, и  выражают свою точку зрения на процессы, происходящие в современном мире. Зачастую это позволяет даже минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

Я бы хотела сузить огромную тему проектной деятельности в школе в целом до вопроса о проектной деятельности в качестве подготовки к открытым урокам. Проектная деятельность может являться основным этапом урока, либо продукт определенной проектной деятельности может быть предъявлен на заключительном этапе как итог урока. Открытые уроки, как правило, воспринимаются многими учащимися, а иногда и учителями, не с точки зрения возможности продемонстрировать свои знания и умения, а скорее как определенная реклама школы или проверка учителя и учеников, при которой присутствует много критически настроенных учителей, и которую надо просто пережить. Вот одно из мнений, с которым, на мой взгляд, согласятся очень многие учителя: «Открытый урок – это прежде всего творчество педагога, его наработанные приёмы и методы работы на уроке с учащимися, также это и деятельность самих учащихся, то как и чему учитель научил детей. Бывает, придёшь на открытый урок, учитель выкладывается полностью, а работы детей не видно. Ну и, конечно же, урок должен быть современным с применением различных инновационных технологий, но отработанных учителем на ура, а не ради «показухи». Учитель должен идти со временем в ногу. Часто бывает, что у учителя нет желания давать открытый урок, а всё потому, что присутствующие на нём, как сыщики, ищут, за что бы только «зацепиться», а дети считают минуты до его окончания и робеют перед гостями. Евсеенко  С.В.».

            Проектная деятельность в качестве подготовки к открытому уроку в корне меняет эти представления. Проектная работа, если тема ее интересна и актуальна для учащегося, воспринимается учащимся как лично значимая цель, а, следовательно, результатами ее хочется поделиться. Поэтому проектная деятельность в качестве подготовки к открытому уроку, во-первых, становится неким мостом вовлечения учащегося в процесс подготовки к уроку и самому проведению урока, а во-вторых, превращает учителя и учащихся в единомышленников, главная цель которых, продемонстрировать результаты своего совместного кропотливого труда. Учитель, предлагая определенный проект в качестве подготовки к открытому уроку, создает некую творческую лабораторию, в которой он сам примеряет на себя множество ролей: координатор, консультант, помощник, эксперт, и полноправный член творческой команды. Поэтому, на мой взгляд, при всем разнообразии типов проектных работ самым актуальным для подготовки именно к открытому уроку становится групповой проект. Причин для этого я вижу несколько:

l     в проектной группе формируются навыки сотрудничества, так называемый «командный дух», что очень важно именно на открытом уроке, так как успех урока зависит в первую очередь от взаимодействия учителя и учеников, а так же учеников между собой;

l     проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

l     на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу более активно на определенном этапе (при подготовке проектов моими учениками у нас всегда есть люди, которые, например, отвечают за грамматическую сторону материала или за способы его представления);

l     в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;

l     элемент соревновательности повышает мотивацию и личную самооценку учащегося;

l     демонстрация проекта на открытом уроке придает уверенности учащимся, дает ощущение причастности к происходящему, помогает преодолеть ситуацию «я - сторонний наблюдатель», как, к сожалению, это часто бывает на открытых уроках.

Приведу пример проектной деятельности, которую мне удалось реализовать на нескольких «поколениях» одиннадцатиклассников, и которая стала моей визитной карточкой. Первый раз я ее представила на открытом уроке в 11 классе, который я давала в рамках III Всероссийской конференции  педагогической общественности «Наша будущая школа», которая проходила  12-13 февраля 2013 года  в Гимназии 56 города Санкт-Петербург. Урок назывался «Life in six words» («Смысл жизни в шести словах»). Это был заключительный урок по теме «Роль молодежи в современном мире». Тема урока выросла из легенды об Эрнесте Хемингуэе, который на спор написал роман, состоящий из шести слов «For sale: baby shoes. Never worn» («На продажу: детские ботиночки. Неношеные».). На уроке мы с учениками вспоминали, кто такой Эрнст Хемингуэй, обсуждали, почему эти шесть слов можно назвать романом, говорили о том, что человеческая жизнь – это роман. Рассуждали, можно ли рассказать о ней в такой емкой форме. Пришли к выводу, что это возможно, и обратились к идее американского журналиста Ларри Смита, который, вдохновленный историей Хемингуэя, объявил конкурс среди своих читателей на истории, состоящие из 6 слов. Результат этого американского проекта был ошеломляющим: Ларри Смит получил огромное количество историй, которые он напечатал в своей книге. Но напечатал он не просто тексты, а попросил своих читателей подобрать к этим историям фотографии, которые бы дополняли или по-новому раскрывали бы смысл написанных историй. Из всего этого Ларри Смит придумал небольшой фильм или точнее ролик под названием «Life in six words». Я решила предложить своим ученикам создать подобный ролик, который бы состоял из их собственных историй, их фотографий и музыки, подобранной ими самими. Этот ролик должен был стать заключительным этапом открытого урока, его кульминацией.

Ученики с энтузиазмом подхватили мою идею, реализовать которую оказалось не так просто. Создать историю из шести слов оказалось так же сложно, как написать роман в сотню страниц. Я пыталась объяснить суть этой идеи на примере историй из книги Ларри Смита, которые мы читали, анализировали, обсуждали смысл подобранных фотографий. Мы находили в интернете похожие истории и обсуждали более понравившиеся, пытаясь понять, чем они близки лично нам. Я придумывала для своих учеников истории из шести слов, на основании известных произведений, а они пытались догадаться, какое произведение  я имела в виду. В результате всей этой подготовительной работы мои ученики стали создавать свои истории и подбирать к ним фотографии. Поскольку мы работали как часть одной сплоченной команды, то я тоже приняла участи в создании ролика, и моя история тоже есть в фильме. Материала было много, поэтому совместно мы обсуждали, какие истории стоит выбрать для ролика, потом долго вместе подбирали музыку, каждый приносил свои варианты, пытаясь отстоять свой выбор. В итоге, мои ученики обработали все изображения в  программе Photoshop и с помощью программы Movie Maker сделали ролик, который назвали «Life in six words. 11 A presents: our thought, dreams, ideas and life in six words.»  Открытый урок прошел очень удачно.

Ученики на уроке чувствовали себя уверено и активно участвовали в каждом этапе урока, тема которого с одной стороны была им близка и знакома, а с другой стороны задания были новые и интересные (ни одно из заданий не дублировало подготовительные этапы урока). Кульминацией урока стал фильм, который произвел сильнейшее впечатление на гостей. Гости после урока долго общались не только с учителем, но и с учениками, которые с гордостью делились опытом создания подобного проекта. Эффект от фильма, я считаю, усилился и потому, что на уроке я использовала смарт - доску, которая позволила показать ролик на большом экране с хорошим звуком как в кинотеатре, лишний раз доказывая, что учитель должен активно применять современные информационные технологии на своих уроках.

Я не остановилась на этом. Через два года, я решила повторить этот опыт со своими новыми выпускниками и сделать новый проект под названием «School in six words» («О школе в шести словах»). Для меня этот проект стал своеобразной трансформацией того, что я делала ранее, а для моих одиннадцатиклассников – способом осмыслить свои годы, прожитые в школе, и возможностью сказать школе спасибо. Этот «новый - старый» урок я показала на фестивале, посвященном юбилею Гимназии № 56, и снова нас ждал успех.

В 2016 году еще один мой выпускной класс принял участие в проекте « …in six words». Это снова была тема «School in six words», это снова был открытый урок, но уже в рамках  городского семинара «Опыт преподавания английского языка: современные проблемы и пути их решения», проводимого преподавателями Академической Гимназии №56 города Санкт-Петербурга. Структура урока осталась прежней, но я в корне изменила его наполнение (другие упражнения, другая форма подачи материала, новые видео и печатные материалы), потому что нет ничего более бессмысленного, на мой взгляд, чем повторять прежние открытые уроки, рассчитывая на предыдущий успех,  самое главное - изменилась смысловая нагрузка.

Во многом за счет того, что сами учащиеся совершенно по-другому расставили акценты в проекте. Кажется: одна школа, но совершенно другое подростковое мироощущение. Выпуск 2015 - 2016 года сделал ролик – ностальгию по уходящим школьным дням, понятную, мне кажется, всем выпускникам. У выпуска 2016-2017 получился ролик, в котором они до мельчайших деталей постарались отразить все, чем они живут в своей школе, на уроках, на школьных выездах и дома с мыслями о школе. Получился невероятно трогательный, красочный и веселый калейдоскоп очень личных переживаний о школе, именно нашей Гимназии №56. И этот ролик стал не просто кульминацией очередного успешного открытого урока, но и фильмом-воспоминанием о школе, который выпускники с гордостью показали и своим одноклассникам, и родителям, и своим учителям; он даже вошел в выпускной фильм об их классе.

Подводя итог, еще раз подчеркну: открытый урок, как и любая деятельность в школе, – это в первую очередь совместное творчество учителя и учеников, успех которой зависит от умения учителя создать для нее условия и желания учеников откликнуться на призыв учителя. Проектная деятельность на открытых уроках или в рамках подготовки к ним – это один из залогов такого совместного успеха.