Рабочая программа педагога «Баскетбол в школе»

Дата публикации: 2018-03-12 23:24:27
Статью разместил(а):
Харитонов Михаил Петрович

Рабочая программа педагога

«Баскетбол в школе» (5-7 класс)

Автор: аритонов Михаил Петрович

МОУ "СОШ № 8 пос. Катасон Будденовского района»

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Характеристика программы

Поурочная программа составлена на основе директивных и нормативных документов Министерства просвещения РФ и Комитета по физической культуре и спорту и раскрывает весь комплекс параметров подготовки юных спортсменов на весь многолетний период обучения и тренировки.

При разработке настоящей программы использовалась программа по баскетболу для спортивных школ, учитывались научные данные, а также опыт работы детско-юношеских спортивных школ. В программе представлены задачи работы в учебно-тренировочных группах; содержание материала по основным компонентам: технической, тактической, физической, теоретической, интегральной, психологической, морально-волевой подготовке, а также по инструкторской и судейской практике; количество тренировочных занятий и игр; поурочное распределение программного материала.

 

1.2. Задачи работы в учебно-тренировочных группах.

В учебно-тренировочных группах задачи работы подчинены, как о в группах начальной подготовки, многолетней подготовке спортивных резервов в баскетболе, спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных сил, активных строителей коммунистического общества, стойких защитников Родины.

Конкретное содержание задач вытекает из основного принципа работы в учебно-тренировочных группах универсальности подготовки с элементами игровой специализации (по игровым функциям):

1. Укрепление здоровья о закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию, повышение уровня разносторонней физической подготовленности.

2. Развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики.

3. Прочное овладение основами техники и тактики баскетбола.

4. Определение каждому учащемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация их подготовки.

5. Приучение к соревновательным условиям.

6. Обучение навыкам ведения дневника, системам записи игры, проведению анализа полученных данных.

7. Приобретение навыков инструктора-общественника по баскетболу, организации и проведению соревнований.

8. Подготовка и выполнение нормативов комплекса ГТО И «Президентских состязаний»

9. Выполнение II (второй год обучения) о I (третий год обучения) юношеских спортивных разрядов и нормативных требований по всем видам подготовки.

Исходя из основного принципа построения всей работы в учебно-тренировочных группах, сохраняется тенденция универсальности в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, вместе с тем вводятся элементы специализации по игровым функциям, что требует индивидуального подхода и углубленного изучения особенностей каждого юного спортсмена.

Обучающая направленность настоящей программы исходит из необходимости уже в этих возрастных группах добиться прочного овладения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточно высокого уровня развития физических качеств в способностей, что позволит в дальнейшей специализированной подготовке достигнуть высокого уровня индивидуального мастерства и спешной его реализации в условиях игровой соревновательной деятельности.

В связи с этим основной показатель работы спортивных школ по баскетболу — выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных и качественных показателях всех видов подготовки.

2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(10-12 лет)

Отличительной особенностью первого года обучения является стабильная специализированная подготовка по баскетболу с контингентом, в основном, отобранном в процессе работы в группах начальной подготовки. На этом этапе важно добиться стабилизации состава учебных групп, воспитать стойкий интерес к баскетболу, квалифицировано решать поставленные задачи.

 

2.1. Распределение объемов компонентов тренировки в годичном цикле

Распределение времени на основные разделы подготовки па первом году обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки

В соответствии с этими указаниями происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке документов текущего (годового) планирования.

На первом году обучения большое внимание уделяется физической подготовке—до 40% учебного времени. Объем технической подготовки составляет приблизительно 23%, но это без учета объема выполняемых технических приемов в процессе тактической и интегральной подготовки.

Повышается значение интегральной подготовки, на нее выделяется около 15% учебного времени. Это связано с необходимостью объединения (интеграции) эффекта отдельных компонентов тренировки (физической, технической, тактической) с целью ее реализации в условиях игровой деятельности.

С первого года обучения в учебно-тренировочных группах вводятся инструкторская и судейская практика.

В этой учебно-тренировочной группе не предусмотрена периодизация спортивной тренировки, поэтому учебный материал различных разделов подготовки распределен относительно равномерно.

 

2.2. Поурочное распределение программного материала и последовательность его изучения

Определена последовательность изучения нового технико-тактического программного материала. С учетом этой последовательности, сложности материала и положений методики обучения программный материал распределен по занятиям (117 занятия, 39 недель учебного года).

Выделены занятия, на которых программный материал изучается впервые, и те занятия, на которых этот материал повторяется, и решаются вопросы совершенствования навыка.

На основании раздела 2.2. тренер составляет график, где слева перечисляет программный материал, а справа откладывается 117 клеток на каждое занятие. На основании поурочного распределения программного материала в соответствующих клетках (занятиях) проставляются треугольники - начало обучения, кружочки — повторение, а также сроки контрольных испытаний, зачетов и т. п. Такой документ дает четкое представление о том, что надо делать на каждом занятии. На основе графика в соответствии с данными распределения времени на компоненты тренировки разрабатываются конспекты уроков с конкретной дозировкой нагрузки.

Поурочный график помогает ориентироваться как в вопросах планирования, так и в вопросах контроля со стороны администрации спортивной школы и других организаций.

Ниже приводится поурочное распределение программного материала. В графе «Последовательность изучения» показано, в какой последовательности надо изучать новый программный материал данного года обучения. В двух следующих графах указаны те занятия, на которых должно проводиться обучение (начало обучения, дальнейшее изучение и совершенствование курса).

Содержательное обеспечение разделов программы

Теоретическая подготовка

1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка баскетболиста.
4. Техническая подготовка баскетболиста.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

 

Физическая подготовка

1. Общая физическая подготовка.

1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, футболами, гимнастическими палками, обручами, мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2. Специальная физическая подготовка.

2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

 

Техническая подготовка

1. Упражнения без мяча.

1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

с разной скоростью;

в одном и в разных направлениях.

1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча.

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча.

3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча.

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.Ъ
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.

 

Тактическая подготовка

  1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
    2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
    3. Перехват мяча.
    4. Борьба за мяч после отскока от щита.
    5. Быстрый прорыв.
    6. Командные действия в защите.
    7. Командные действия в нападении.
    8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

 

Библиография:

1. Баскетбол: учебник для ВУЗов физической культуры – под ред. Портнова Ю.М. – М:  «Физкультура и спорт», 1997г.

2. Бондарь А.И. «Учись играть в баскетбол». – Минск: Полынья, 1996г.

3. Данилов В.А. «Повышение эффективности игровых действий в баскетболе». – М: «Просвещение», 1996г.

4. Матвеев А.П. «Примерная федеральная программа содержания видов спортивной подготовки» - М, 2005г.

5. Приображенский И.Н., Харазянц А.А. «Баскетбол в школе». – М: «Просвещение», 1999г.

6. Чичикин В.Т., Игнатьева П.В. «Проектирование учебного процесса в общеобразовательном учреждении». – Нижний Новгород: НГЦ, 2005г.

7. Чумакова  П.А. «Баскетбол»:  «Физкультура и спорт», 1996г.

8. Электронная энциклопедия спорта Кирилла и Мефодия.

 

Календарно- тематическое планирование

(1 – год обучения)

Дата

Название темы

Тип подго-

товки

К – во часов

Приме-чание

  1.  

 

Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. ОФП 

Теор.

 

ОФП

2

 

  1.  

 

История развития баскетбола.

Прыжки с толчком с двух ног.

Теор.

Техн.

2

 

  1.  

 

Техника передвижения приставными шагами.

Техн.

2

 

  1.  

 

Техника передвижения приставными шагами.

Техн.

2

 

  1.  

 

Передача мяча двумя руками от груди.

Техн.

2

 

  1.  

 

Передача мяча двумя руками от груди.

Техн.

2

 

  1.  

 

Единая спортивная классификация.

Тактика нападения.

Теор.

Такт.

2

 

  1.  

 

Техника передвижения при нападении

Техн.

2

 

  1.  

 

Техника передвижения при нападении

Техн.

2

 

  1.  

 

СФП

СФП

2

 

  1.  

 

Способы ловли мяча.

Техн.

2

 

  1.  

 

СФП

СФП

2

 

  1.  

 

Личная и общественная гигиена.

Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча. 

Теор.

Техн.

2

 

  1.  

 

ОФП

ОФП

2

 

  1.  

 

Бросок мяча двумя руками от груди.

Техн.

2

 

  1.  

 

ОФП

ОФП

2

 

  1.  

 

Бросок мяча двумя руками от груди.

Техн.

2

 

  1.  

 

Физическая подготовка юного спортсмена. СФП

Теор.

СФП

2

 

  1.  

 

Взаимодействие трех игроков «треугольник».

Такт

2

 

  1.  

 

Техника ведения мяча.

Техн.

2

 

  1.  

 

Взаимодействие трех игроков «треугольник».

Такт

2

 

  1.  

 

Ведение мяча с переводом на другую руку.

Техн.

2

 

  1.  

 

Ведение мяча с переводом на другую руку.

Техн.

2

 

  1.  

 

Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена.

СФП

Теор.

 

СФП

2

 

  1.  

 

Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

Такт.

2

 

  1.  

 

Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

Такт.

2

 

  1.  

 

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

 

  1.  

 

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

 

  1.  

 

Сущность и назначение планирования, его виды.

ОФП.

Теор.

 

ОФП

2

 

  1.  

 

Ловля двумя руками «низкого мяча».

Техн.

2

 

  1.  

 

Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Техн.

2

 

  1.  

 

Закаливание организма спортсмена.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

2

 

  1.  

 

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

2

 

  1.  

 

Контрольные испытания.

Контр.

2

 

  1.  

 

Командные действия в нападении.

Такт.

2

 

  1.  

 

Ведение мяча с изменением скорости передвижения.

Техн.

2

 

  1.  

 

Командные действия в нападении.

Такт.

2

 

  1.  

 

Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП

 

Теор.

ОФП

2

 

  1.  

 

Многократное выполнение технических приемов.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Учебная игра.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

 

  1.  

 

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

2

 

  1.  

 

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

2

 

  1.  

 

СФП

СФП

2

 

  1.  

 

Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте.

ОФП

Теор.

 

 

ОФП

2

 

  1.  

 

Командные действия в нападении.

Такт.

2

 

  1.  

 

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

2

 

  1.  

 

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

2

 

  1.  

 

Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

Такт.

2

 

  1.  

 

Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

Такт.

2

 

  1.  

 

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

 

  1.  

 

Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Психологическая подготовка в  процессе тренировки

Теор.

2

 

  1.  

 

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

2

 

  1.  

 

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

2

 

  1.  

 

Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП

Теор.

СФП

2

 

  1.  

 

ОФП

ОФП

2

 

  1.  

 

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Техн.

2

 

  1.  

 

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Техн.

2

 

  1.  

 

Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Такт.

2

 

  1.  

 

Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Такт.

2

 

  1.  

 

Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

2

 

  1.  

 

Методы спортивной тренировки.

ОФП.

Теор.

ОФП

2

 

  1.  

 

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

2

 

  1.  

 

Учет в процессе тренировки.

Бросок мяча одной рукой от плеча.

 

Теор.

Техн.

2

 

  1.  

 

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

2

 

  1.  

 

Техническая подготовка юного спортсмена.

Теор.

2

 

  1.  

 

Тактика защиты.

Такт.

2

 

  1.  

 

Стойка защитника с выставленной ногой вперед.

Техн.

2

 

  1.  

 

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

2

 

  1.  

 

Действия одного защитника против двух нападающих.

Такт.

2

 

  1.  

 

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия.

Техн.

2

 

  1.  

 

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

 

  1.  

 

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

2

 

  1.  

 

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

2

 

  1.  

 

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

2

 

  1.  

 

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

2

 

  1.  

 

Переключение от действий в нападении к действиям в защите.

Такт.

2

 

  1.  

 

СФП.

СФП

2

 

  1.  

 

Тактическая подготовка юного спортсмена.

Учебная игра.

Теор.

 

Интегр.

2

 

  1.  

 

Защитные стойки.

Техн.

2

 

  1.  

 

Защитные передвижения.

Техн.

2

 

  1.  

 

Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт

2

 

  1.  

 

Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт

2

 

  1.  

 

ОФП

ОФП

2

 

  1.  

 

Учебная игра.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

Такт.

2

 

  1.  

 

Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

Техн.

2

 

  1.  

 

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Правила игры и методика судейства. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Организация командных действий.

Такт.

2

 

  1.  

 

Организация командных действий.

Такт.

2

 

  1.  

 

Бросок мяча одной рукой сверху.

Техн.

2

 

  1.  

 

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

2

 

  1.  

 

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону.

Техн.

2

 

  1.  

 

Техника овладения мячом.

Техн.

2

 

  1.  

 

Техника броска мяча одной рукой от плеча.

Техн.

2

 

  1.  

 

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

 

  1.  

 

Совершенствование техники ведения мяча.

Техн.

2

 

  1.  

 

ОФП.

ОФП

2

 

  1.  

 

Контрольные испытания. СФП

Интегр.

2

 

  1.  

 

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Техн

2

 

  1.  

 

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Техн

2

 

  1.  

 

Совершенствование тактических действий  в нападении и защите.

Такт.

2

 

  1.  

 

Совершенствование тактических действий  в нападении и защите.

Такт.

2

 

  1.  

 

Учебная игра.

Интегр.

2

 

  1.  

 

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

2

 

  1.  

 

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

2

 

  1.  

 

Учебная игра.

Интегр.

2

 

  1.  

 

СФП

СФП

2

 

  1.  

 

Итоги прошедшего спортивного года.

Теор.

2