Программа внеурочной деятельности «Основы кадетской жизни»
Программа внеурочной деятельности
«Основы кадетской жизни»
Автор: Сафонова Людмила Дмитриевна
Настоящая программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, формирования образованной и воспитанной личности, её социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в военной и других, связанных с ней, видах государственной службе.
Программа рассчитана на привитие подрастающему поколению чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в служении Отечеству посредством знакомства с яркими историческими примерами, изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадетов прошлого. Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только явления прошлого и хронологическое повествование, в первую очередь это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений. Программа «Основы кадетской жизни» - это изучение истории кадетских корпусов и биографий выдающихся деятелей прошлого и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию прокадета как личности и гражданина. У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Актуальность программы. На протяжении почти 300-летней истории воспитанники кадетских корпусов являлись цветом нации, составляли не только славу гордость русского народа, дали не только России, но и всему миру выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения и обучения дворянских юношей.
Сегодня в нашу жизнь вернулись учебные заведения такого типа как кадетские корпуса, классы. Исходя из современных требований гуманитарного образования, содержания учебной программы, формулируются цели формирования гражданского облика молодежи, воспитание творческой, самостоятельной личности. Показателем освоения учебного материала, помимо знаний и умений воспитанников характеризовать и объяснять основные понятия, факты, события, явления в содержательном плане, ―являются умения постигать, анализировать, оценивать духовно-нравственные категории, руководствоваться ими в собственной жизни, в организации отношений с окружающими людьми.
Программа внеурочной деятельности «Основы кадетской жизни» способствует расширению представления учащихся 5-8 кадетских классов о кадетском образовании, военном деле, развитию коммуникативных навыков, необходимых человеку, военному, на профессиональном поприще.
Воспитательный потенциал программы огромен, именно этим определяется выбор иллюстративного материала, его соотнесение с текстом. Иллюстрации должны быть объектом целенаправленного рассмотрения, анализа. Это могут быть фотографии, портреты, рисунки. Следует отметить большие возможности интеграции с предметами других образовательных областей. Несмотря на особенности процесса обучения и образования в корпусах XXI века, своеобразие традиций в современных кадетских корпусах России, возрождение происходит на традициях русских кадетских корпусов.
У кадетского образования большое будущее, поскольку оно выполняет функции духовного наставника и нравственного воспитателя. Именно героические страницы истории России дают широкие возможности в деле патриотического воспитания молодежи.
Новизна программы: данная программа является интегрированной, включающей в себя изучение традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадетов прошлого, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию прокадета как личности и гражданина, изучение правил дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Программа «Основы кадетской жизни» основана на комплексном подходе к подготовке человека - патриота, умеющего жить в современных социально- экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с людьми, выполнять все требования Правил дорожного движения, создавать предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Основы кадетской жизни» являются Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей Старооскольского региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей школьников среднего звена, их интересов и способностей.
Направление программы - духовно-нравственное, патриотическое, спортивно-оздоровительное направление воспитания школьников.
Место проведения занятий – учебный кабинет, спортивная площадка, экскурсии в музее и места боевой славы.
Основные цели: подготовка несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, формирование у кадет общей культуры, личностных качеств, воспитание на духовных и нравственных основах, обеспечивающих служение Отечеству, создание основы для осознанного выбора профессии. Способствовать осуществлению практико-ориентированного обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.
Задачи: формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре ее народов, ее природе;
- формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства;
- развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому;
- через изучение и принятие народных традиций и культуры развивать творческие способности;
- вовлекать учащихся кадетских классов в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность;
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;
- воспитывать у кадет непринятие агрессии, насилия и войны;
- способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом и физической культурой;
- способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России;
- предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма;
- воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения» и «Основам безопасности жизнедеятельности»;
- осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской и водительской деятельности, повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.
Реализация этих задач непосредственно связана с духовно-нравственным развитием личности каждого человека и в частности воспитанника кадетского класса, с полноценной реализацией его творческих способностей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 11–15 лет.
Срок реализации – 4 года.
Год обучения |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
1-й |
1 час |
34 часа |
2-й |
1 часа |
34 часа |
3-й |
1 часа |
34 часа |
4-й |
1 часа |
34 часа |
При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, положения муниципальных, региональных и федеральных конкурсов.
Учебный план программы включает разделы:
· история кадетства;
· правила жизни;
· история кадетского движения в лицах;
· Я – кадет;
· азбука нравственности кадета;
· дискуссионный клуб «Кадет»;
· юные инспекторы дорожного движения.
Содержание данных разделов из года в год расширяется, углубляется. Дети идут в своих познаниях от простого к более сложному, учатся анализировать и самостоятельно организовывать свою работу, участвуют в проектной и социально-значимой деятельности. Методические рекомендации к организации занятий по программе:
В программу включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, встречи с людьми интересных профессий, экскурсии в краеведческий музей, в места воинской славы. Практические работы включают изготовление поделок и подарков для ветеранов, участие в акциях.
Формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения воспитанника – кадета
Использование современных образовательных технологий обеспечивает системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:
ü Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
ü Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);
ü Технология проектной деятельности;
ü ИКТ-технологии.
Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как
ü Экскурсии, музейные уроки с участием живых свидетелей истории, учебные проекты, практики (использование потенциала школьного историко-краеведческого музея);
ü Виртуальные читательские конференции, виртуальные экскурсии, интернет-форумы, дистанционные турниры знаний (педагогический проект педагогов школы «Формирование основ сетевой культуры, информационной и коммуникативной компетентности младших школьников»).
ü интеллектуальные и сюжетно-ролевые игры, социальные практики, учебные проекты.
ü Традиционные КТД (событийного характера), которые предусматривают интеграцию основного и дополнительного образования: акция «Рассвет Победы», «Посвящение в кадеты», «Забота».
ü Практические занятия на улицах (переход дороги). Проведение школьного конкурса «Памятка пешеходу». Участие в конкурсах по правилам ДД.
Основные принципы построения образовательного процесса:
1. Общедидактические принципы:
а) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
б) принцип наглядности;
в) принцип доступности;
г) принцип единства обучения и воспитания;
д) принцип систематичности и последовательности.
2. Принцип свободы выбора.
3. Принцип творчества.
4. Принцип самореализации.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Программа «Основы кадетской жизни» рассчитана на привитие подрастающему поколению чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого. Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений. Формирование знаний у учащихся закона «О безопасности дорожного движения» и ПДД, способных обеспечить ребенку привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:
· учебная игра;
· развивающая игра;
· тематические задания по подгруппам;
· практическое занятие;
· беседа;
· диалог, диспут, дискуссия;
· проекты;
· тренинги;
· презентация творческих работ;
· интеллектуальные игры и викторины;
· мультимедийные презентации;
· виртуальные экскурсии;
· экскурсии;
· участие в акциях.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Год обучения |
Класс |
Всего часов |
Часов в неделю |
первый |
5 |
34 |
1 |
второй |
6 |
34 |
1 |
третий |
7 |
34 |
1 |
четвертый |
8 |
34 |
1 |
Планируемые результаты
Разделы программы |
Ожидаемые результаты |
Универсальные учебные действия |
История кадетства. История кадетского движения в лицах. Я - кадет |
знать: · историю, традиции и обычаи своего народа; · историю кадетского движения России, известных кадет; · государственную символику (флаг, герб, гимн); · свою малую Родину, родной язык, обычаи, общественные праздники; · историю своей семьи, роль семьи в истории Родины.
уметь: · вести себя в общественных местах, · уважительно относиться к другим, соблюдать верность данному слову точность выполнения своих обещаний и обязанностей; · бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму одежды, всегда быть опрятным; · быть вежливым и аккуратным; · проявлять инициативу в общественной жизни школы и класса; · проявлять самостоятельность, ответственность, выполнять порученную работу с хорошим качеством. |
Познавательные общеучебные действия · умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; · выделение познавательной цели; · выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; · умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; · устанавливать причинно-следственные связи; · устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД · умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; · умение выражать свои мысли полно и точно; · управление действиями партнера (оценка, коррекция); · использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД · целеполагание; · волевая саморегуляция; · прогнозирование уровня усвоения; · оценка; · коррекция. Личностные УУД · знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; · ориентация на понимание причин успеха в деятельности; · осознание ответственности за общее благополучие; · развитие этических чувств; · установка на здоровый образ жизни; · самооценка; самоопределение. |
Правила жизни. Азбука нравственности кадета. Дискуссионный клуб «Кадет» |
знать: · нравственные и эстетические понятия, правила и нормы воспитанного человека; · критерии оценки воспитанного поведения человека, уважительного и доброжелательного отношения к людям; · правила поведения человека в общественных местах.
уметь: · совершать поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами; · уважать людей и себя, любить своих близких; · давать правильную оценку своим поступкам; · отличать «добро от зла», «правду от лжи»; · ценить традиции и культуру человечества. |
|
Юные инспекторы дорожного движения |
знать: - наиболее безопасный путь из школы домой; - правила перехода дороги; - правила перехода дороги при высадке из транспортного средства; - правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте; - где можно и где нельзя играть на улице; - сигналы светофора; - основные дорожные знаки и дорожную разметку; - правила движения для велосипедистов; - приёмы безопасного падения; - состав и назначение автоаптечки; - правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП; - правила транспортировки пострадавших. уметь: - выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой; - правильно переходить дорогу и перекрёсток; - различать сигналы светофора и регулировщика; - правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства; - безопасно вести себя в транспорте; - уметь принять безопасную позу при аварийной ситуации; - распознавать дорожные знаки; - оказать первую доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
|
|
|
Подведение итогов реализации программы:
1-й год обучения
№ |
Формы подведения итогов |
Сроки |
1 |
творческие конкурсы |
в течение года |
2 |
викторина |
итоговое занятие |
2-й год обучения
№ |
Формы подведения итогов |
Сроки |
1 |
творческие конкурсы |
в течение года |
2 |
викторина |
итоговое занятие |
3-й год обучения
№ |
Формы подведения итогов |
Сроки |
1 |
творческие конкурсы |
в течение года |
2 |
творческий отчёт «Наши достижения» |
итоговое занятие |
4-й год обучения
№ |
Формы подведения итогов |
Сроки |
1 |
творческие конкурсы |
в течение года |
2 |
участие в акциях |
по плану |
3 |
творческий отчёт «Наши достижения» |
итоговое занятие |
Таблица по диагностике контроля достижений результатов
Вид контроля |
Форма контроля |
Знания* |
Форма контроля |
Умения, навыки |
|||||
в |
с |
н |
|||||||
в |
с |
н |
|||||||
Предварительный |
Анализ устного опроса |
|
|
|
Наблюдение |
|
|
|
|
Текущий |
Анализ устного опроса |
|
|
|
Наблюдение |
|
|
|
|
Итоговый |
Анализ устного опроса |
|
|
|
Творческий отчёт |
|
|
|
|
· В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Тема изучаемого раздела |
1 год обу-чения |
2 год обу-чения |
3 год обу-чения |
4 год обу-чения |
1 |
История кадетства. Правила жизни |
18 |
18 |
- |
- |
2 |
Юные инспекторы дорожного движения |
12 |
12 |
12 |
12 |
3 |
Политический вестник |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Я - кадет |
- |
- |
3 |
- |
5 |
Азбука нравственности кадета |
- |
- |
15 |
- |
6 |
История кадетского движения в лицах |
- |
- |
- |
11 |
7 |
Дискуссионный клуб «Кадет» |
- |
- |
- |
7 |
Итого: |
34 |
34 |
34 |
34 |
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Наименование раздела, тема занятия |
Количество часов |
||
Общее кол - во часов |
Теория |
Практика |
||
1 |
История кадетства. Правила жизни. |
21 |
9 |
12 |
1.1 |
Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет? Культура приветствия. Что значит слово «Здравствуйте». Правила приветствия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.2 |
Культура внешнего вида настоящего кадета (прическа, форма, обувь, правила ухода). Каждой вещи свое место (как правильно и аккуратно повесить форму). |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.3 |
Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя). Кадетское приветствие (рапорт дежурного) |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.4 |
Кадет на уроке. Правила школьной жизни. Зачем нужны перемены. Можно ли отдыхать с пользой? |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.5 |
Культура поведения в столовой. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.6 |
Аккуратность и опрятность – основа успеха. Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок в портфеле). |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.7 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
1.8 |
Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок на парте). |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.9 |
Культура поведения на прогулке, экскурсии. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.10 |
Кадеты. Как все начиналось. |
1 |
1 |
|
1.11 |
Атрибутика кадетской формы. |
1 |
1 |
|
1.12 |
Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.13 |
Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.14 |
Ритуалы в жизни кадета. Клятва. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.15 |
Культура поведения на общественных местах (культурный центр, театр). |
1 |
|
1 |
1.16 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
1.17 |
Забота о младших – основа кадетского братства. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.18 |
Как кадет относится к старшим? |
1 |
1 |
|
1.19 |
Мини-проект «Ветеран живет рядом» (подготовка подарка ветерану). |
1 |
|
1 |
1.20 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
1.21 |
Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета». |
1 |
|
1 |
2 |
Юные инспекторы дорожного движения |
13 |
4 |
9 |
2.1 |
Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. |
1 |
|
1 |
2.2 |
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.3 |
Дорожные знаки. Светофор трёхглазый |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.4 |
Сигналы светофора и регулировщика. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.5 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
2.6 |
Игра «Наш друг Светофор». |
1 |
|
1 |
2.7 |
Дорога – не место для игр. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.8 |
Сказка «Волшебная горка». |
1 |
|
1 |
2.9 |
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.10 |
Дорожные знаки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.11 |
Игра «Я – пешеход». |
1 |
|
1 |
2.12 |
Виды перекрёстков и правила разъезда на них. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.13 |
Ответственность за нарушение правил. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Итого: |
34 |
13 |
21 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. История кадетства. Правила жизни.
Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет? Культура приветствия. Что значит слово «Здравствуйте». Правила приветствия. Культура внешнего вида настоящего кадета (прическа, форма, обувь, правила ухода). Каждой вещи свое место (как правильно и аккуратно повесить форму). Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя). Кадетское приветствие (рапорт дежурного).
Кадет на уроке. Правила школьной жизни. Зачем нужны перемены. Можно ли отдыхать с пользой? Культура поведения в столовой. Аккуратность и опрятность – основа успеха. Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок в портфеле). Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок на парте). Культура поведения на прогулке, экскурсии. Кадеты. Как все начиналось. Атрибутика кадетской формы. Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна. Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага. Ритуалы в жизни кадета. Клятва. Культура поведения на общественных местах (культурный центр, театр). Забота о младших – основа кадетского братства. Как кадет относится к старшим? Мини-проект «Ветеран живет рядом» (подготовка подарка ветерану). «Ветеран живет рядом». Встреча с ветераном. Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета». Политический вестник.
2. Юные инспекторы дорожного движения.
Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы светофора и регулировщика. Игра «Наш друг Светофор». Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Дорожные знаки. Игра «Я – пешеход». Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Политический вестник.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Раздел программы |
Формы, методы и приёмы работы |
Оборудование |
1 |
История кадетства. Правила жизни |
Игра-знакомство, презентация. Инструктаж по ТБ на занятиях. Беседа. Ролевая игра. Тренинг. Моделирование ситуаций. Мини-проект «Ветеран живет рядом». Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета» |
Мультимедийное оборудование, инструкция |
2 |
Юные инспекторы дорожного движения |
Беседа. Тренинг. Игра. Устный журнал. Презентация. Ролевая игра. Моделирование ситуаций. |
Мультимедийное оборудование. Интерактивная доска. Спортивная площадка
|
6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Наименование раздела, тема занятия |
Количество часов |
||
Общее кол - во часов |
Теория |
Практика |
||
1 |
История кадетства. Правила жизни. |
19 |
5 |
14 |
1.1 |
«Кадет – это звучит гордо». «Из истории кадетского движения» |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.2 |
Атрибутика кадетского класса. Знаки отличия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.3 |
Основные правила жизни в кадетском классе. Что такое «честь класса». |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.4 |
Мини-проект «Кодекс нашего класса» |
1 |
|
1 |
1.5 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
1.6 |
Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.7 |
Быть воспитанным – что это значит? Мини-проект «Правила вежливости». |
1 |
|
1 |
1.8 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
1.9 |
Хочу – могу – надо. |
1 |
|
1 |
1.10 |
Быть в ответе за порученное дело – что это значит? |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.11 |
Умей ценить своё слово и чужое время. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.12 |
Мини-проект «Режим дня» |
1 |
|
1 |
1.13-1.14 |
Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.15 |
Отзывчивость, сочувствие, чуткость – основы милосердия. Доброта и доброжелательность. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.16 |
Мини-проект «Подарок ветерану». «Ветеран живет рядом» |
1 |
|
1 |
1.17 |
Что такое дружба. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.18 |
«Моё» и «наше». |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.19 |
Один за всех все за одного. «Я» и «Мы». |
1 |
|
1 |
2 |
Юные инспекторы дорожного движения |
15 |
2,5 |
12,5 |
2.1 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
2.2 |
Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. |
1 |
|
1 |
2.3 |
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.4 |
Правила движения для велосипедистов. |
1 |
|
1 |
2.5 |
Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.6 |
Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. |
1 |
|
1 |
2.7 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
2.8 |
Интегрированное занятие (математика + ПДД) «Правила дорожного движения достойны уважения». |
1 |
|
1 |
2.9 |
Сказка «О правилах дорожного движения». |
1 |
|
1 |
2.10 |
Изучение правил дорожного движения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.11 |
Изучение правил дорожного движения. |
1 |
|
1 |
2.12 |
Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. |
1 |
|
1 |
2.13 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
2.14 |
Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.15 |
Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Итого: |
34 |
7,5 |
26,5 |
7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. История кадетства. Правила жизни.
«Кадет – это звучит гордо». «Из истории кадетского движения». Атрибутика кадетского класса. Знаки отличия. Основные правила жизни в кадетском классе. Что такое «честь класса». Мини-проект «Кодекс нашего класса». Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости. Быть воспитанным – что это значит? Мини-проект «Правила вежливости». Хочу – могу – надо. Быть в ответе за порученное дело – что это значит? Умей ценить своё слово и чужое время. Мини-проект «Режим дня». Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе. Отзывчивость, сочувствие, чуткость – основы милосердия. Доброта и доброжелательность. Мини-проект «Подарок ветерану». «Ветеран живет рядом». Что такое дружба. «Моё» и «наше». Один за всех все за одного. «Я» и «Мы». Политический вестник
2. Юные инспекторы дорожного движения.
Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Интегрированное занятие (математика + ПДД) «Правила дорожного движения достойны уважения». Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного движения. Изучение правил дорожного движения. Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?» Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Политический вестник.
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Раздел программы |
Формы, методы и приёмы работы |
Оборудование |
1 |
История кадетства. Правила жизни |
Игра-знакомство, презентация. Инструктаж по ТБ на занятиях. Беседа. Ролевая игра. Тренинг. Моделирование ситуаций. Мини-проект «Кодекс нашего класса». Мини-проект «Правила вежливости». Мини-проект «Режим дня». Мини-проект «Ветеран живет рядом». Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета» |
Мультимедийное оборудование, инструкция |
2 |
Юные инспекторы дорожного движения |
Беседа. Тренинг. Игра. Устный журнал. Презентация. Ролевая игра. Моделирование ситуаций. Сказка «Как пешеход получил колёса». Интегрированное занятие (математика + ПДД) «Правила дорожного движения достойны уважения». Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?» Сказка «О правилах дорожного движения».
|
Мультимедийное оборудование. Интерактивная доска. Спортивная площадка
|
9. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Наименование раздела, тема занятия |
Количество часов |
||
Общее кол – во часов |
Теория |
Практика |
||
1 |
Я – кадет. Азбука нравственности кадета |
21 |
7,5 |
13,5 |
1.1 |
«Почему я решил стать кадетом?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.2 |
«В тебе взрослеет гражданин» |
1 |
1 |
|
1.3 |
«Умей носить кадетскую форму». |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.4 |
Правила вежливого общения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.5 |
«Секрет успеха публичного выступления» |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.6 |
«Секреты успешного спора». «Учись отстаивать свою точку зрения» |
1 |
|
1 |
1.7 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
1.8 |
«Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь» |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.9 |
«Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках» |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.10 |
Умение владеть собой. |
1 |
|
1 |
1.11 |
Что такое милосердие? «Чужого горя не бывает» |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.12 |
Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков» |
1 |
|
1 |
1.13 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
1.14 |
Честность слов и поступков. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.15 |
«Один раз обманешь, другой раз не поверят» |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.16 |
Держи свое слово |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.17 |
«Учись преодолевать свои недостатки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.18 |
«Дорога к победе над собой» |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.19 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
1.20 |
Мини-проект «Подарок ветерану». «Ветеран живет рядом» |
1 |
|
1 |
1.21 |
Дисциплина и дисциплинированность кадета. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Юные инспекторы дорожного движения |
13 |
4 |
9 |
2.1 |
Правила поведения в транспорте. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.2 |
Закрепление правил поведения в транспорте. |
1 |
|
1 |
2.3 |
Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.4 |
Состав и назначение автоаптечки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.5 |
Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.6 |
Обработка ран и способы остановки кровотечения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.7 |
Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.8 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
2.9 |
Правила транспортировки пострадавших. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.10 |
Закрепление правила транспортировки пострадавших. |
1 |
|
1 |
2.11 |
Переломы. Растяжения. Вывихи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.12 |
Переломы. Растяжения. Вывихи. Оказание помощи. |
1 |
|
1 |
2.13 |
Игра «Скорая помощь». |
1 |
|
1 |
|
Итого: |
34 |
11,5 |
22,5 |
10. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Я – кадет. Азбука нравственности кадета
«Почему я решил стать кадетом?» «В тебе взрослеет гражданин». «Умей носить кадетскую форму». Правила вежливого общения. «Секрет успеха публичного выступления». «Секреты успешного спора». «Учись отстаивать свою точку зрения». «Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь». «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках». Умение владеть собой. Что такое милосердие? «Чужого горя не бывает». Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков». Честность слов и поступков. «Один раз обманешь, другой раз не поверят». Держи свое слово. Мини-проект «Подарок ветерану». «Ветеран живет рядом». «Дорога к победе над собой». «Учись преодолевать свои недостатки». Дисциплина и дисциплинированность кадета. Политический вестник
2. Юные инспекторы дорожного движения
Правила поведения в транспорте. Закрепление правил поведения в транспорте. Состав и назначение автоаптечки. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Игра «Скорая помощь». Переломы. Растяжения. Вывихи. Переломы. Растяжения. Вывихи. Оказание помощи. Закрепление правила транспортировки пострадавших. Политический вестник
11. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Раздел программы |
Формы, методы и приёмы работы |
Оборудование |
1 |
Я – кадет. Азбука нравственности кадета |
Игра-знакомство, презентация. Инструктаж по ТБ на занятиях. Беседа. Ролевая игра. Тренинг. Моделирование ситуаций. Мини-проект «Ветеран живет рядом». |
Мультимедийное оборудование, инструкция |
2 |
Юные инспекторы дорожного движения |
Беседа. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно - транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Игра «Скорая помощь». Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
|
Мультимедийное оборудование. Интерактивная доска. Аптечка, перевязочные материалы.
|
12. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Общее кол – во часов |
Теория |
Практика |
||
1 |
История кадетского движения в лицах. Дискуссионный клуб «Кадет»
|
21 |
4 |
17 |
1 |
История образования и развития кадетских корпусов в России. |
1 |
1 |
|
2 |
Развитие кадетских корпусов в современной России. |
1 |
1 |
|
3 |
Викторина «История кадетского движения в России» |
1 |
|
1 |
4 |
Кадетское братство. Кадетские традиции. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Что значит «Поступить не по-кадетски» |
1 |
|
1 |
6 |
«Настоящий кадет – это…» |
1 |
|
1 |
7 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
8 |
«Я вам завещаю одно – храните святые заветы» (67 заветов генерал-лейтенанта Б.В.Абрамовича) |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
«Жизнь великих кадет – образец для подражания» |
1 |
|
1 |
10 |
Что значит быть достойным заветам кадет? |
1 |
|
1 |
11 |
«Кадеты – полководцы и флотоводцы». «Кадеты – первооткрыватели». «Кадеты – деятели искусства» |
1 |
|
1 |
12 |
Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости |
1 |
1 |
|
13 |
Важен ли для кадета внешний вид? Мой внешний вид – пример для младших. Учим беречь форму. |
1 |
|
1 |
14 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
15 |
Качества настоящего гражданина и патриота. «Что я должен знать и уметь для защиты своей Родины» |
1 |
|
1 |
16 |
Проект «Есть такая профессия защищать Родину» |
1 |
|
1 |
17 |
«Чужого горя не бывает» |
1 |
|
1 |
18 |
Мини-проект «Подарок ветерану» |
1 |
|
1 |
19 |
Политический вестник |
1 |
|
1 |
20 |
Мое отношение к понятиям «долг», «честь». |
1 |
|
1 |
21 |
О цели в жизни. Воспитание характера. |
1 |
|
1 |
2 |
Юные инспекторы дорожного движения |
13 |
|
|
2.1 |
Дорога в школу. Наиболее безопасные пути учащихся в школу (разбор конкретных маршрутов). |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.2 |
Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар газон. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.3 |
Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.4 |
Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках, коньках. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.5 |
Правила пользования общественным транспортом. Правила безопасного поведения на улице вблизи транспортных средств. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.6 |
Название и предназначение дорожных знаков. Группы дорожных знаков |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.7 |
Название и предназначение дорожных знаков. Группы дорожных знаков |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.8 |
Изготовление знаков «пешеходный переход», «Внимание, дети», макетов перекрестков с разметкой. |
1 |
|
1 |
2.9 |
Изготовление на картоне дорожных знаков (написать название и значение). |
1 |
|
1 |
2.10 |
Изучение правил дорожного движения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.11 |
Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.12 |
Подготовка к тестированию по ПДД. |
1 |
|
1 |
2.13 |
Тестирование по ПДД. |
1 |
|
1 |
|
Итого: |
34 |
8,5 |
25,5 |
13. СОДЕРЖАНИЕ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. История кадетского движения в лицах. Дискуссионный клуб «Кадет»
История образования и развития кадетских корпусов в России. Развитие кадетских корпусов в современной России. Викторина «История кадетского движения в России». Кадетское братство. Кадетские традиции. «Настоящий кадет – это…». Что значит «Поступить не по-кадетски». «Я вам завещаю одно – храните святые заветы» (67 заветов генерал-лейтенанта Б.В.Абрамовича). «Жизнь великих кадет – образец для подражания». Что значит быть достойным заветам кадет? «Кадеты – полководцы и флотоводцы». «Кадеты – первооткрыватели». «Кадеты – деятели искусства». Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости. Важен ли для кадета внешний вид? Мой внешний вид – пример для младших. Учим беречь форму. Качества настоящего гражданина и патриота. «Что я должен знать и уметь для защиты своей Родины». Проект «Есть такая профессия защищать Родину». «Чужого горя не бывает». Мини-проект «Подарок ветерану». Мое отношение к понятиям «долг», «честь». О цели в жизни. Воспитание характера. Политический вестник
2. Юные инспекторы дорожного движения
Дорога в школу. Наиболее безопасные пути учащихся в школу (разбор конкретных маршрутов). Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар газон. Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы. Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках, коньках. Правила пользования общественным транспортом. Правила безопасного поведения на улице вблизи транспортных средств. Название и предназначение дорожных знаков. Группы дорожных знаков. Название и предназначение дорожных знаков. Группы дорожных знаков. Изготовление знаков «пешеходный переход», «Внимание, дети», макетов перекрестков с разметкой. Изготовление на картоне дорожных знаков (написать название и значение). Изучение правил дорожного движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Подготовка к тестированию по ПДД. Тестирование по ПДД. Политический вестник.
14. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Раздел программы |
Формы, методы и приёмы работы |
Оборудование |
1 |
История кадетского движения в лицах. Дискуссионный клуб «Кадет»
|
Игра-знакомство, презентация. Инструктаж по ТБ на занятиях. Беседа. Ролевая игра. Тренинг. Моделирование ситуаций. Викторина «История кадетского движения в России». Проект «Есть такая профессия защищать Родину». Мини-проект «Ветеран живет рядом». |
Мультимедийное оборудование, инструкция |
2 |
Юные инспекторы дорожного движения |
Беседа. Изготовление знаков «пешеходный переход», «Внимание, дети», макетов перекрестков с разметкой. Изготовление на картоне дорожных знаков (написать название и значение). Изучение правил дорожного движения. |
Мультимедийное оборудование. Интерактивная доска. Макеты дорожных знаков.
|