Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методы и приемы обучения изложению в школе для неслышащих учащихся

Дата публикации: 2018-03-18 09:07:00
Статью разместил(а):
Хвалина Юлия Николаевна
Методы и приемы обучения изложению в школе для неслышащих учащихся
Автор: Хвалина Юлия Николаевна

   Большое внимание к написанию изложения  в коррекционной школе объясняется тем, что глухим школьникам легче воспроизвести данный текст, чем создать свой собственный. Недаром изложения чаще, чем другие виды работ,  используются в качестве контрольных при проверке знаний и навыков учащихся по родному языку.

  Чтобы предупредить заучивание наизусть данного учителем текста для изложения, проводится работа по перефразировке входящих в него предложений. Одно предложение может быть разделено на два-три или составлен новый его вариант. Опираясь на знания, полученные на уроках грамматики, дети включают в тексты новые виды словосочетаний, однородные члены, прямую или косвенную речь и др. Например, рассказ "Товарищи" начинается с предложения: "В морозный зимний день ребята собрались на лыжные соревнования". После чтения рассказа и смыслового его разбора детям предлагается перефразировать это предложение. На доске записываются некоторые варианты этой перефразировки: "Это было зимой. День был морозный, но дети собрались на соревнования". Или "Однажды в морозный зимний день были лыжные соревнования. Все участники собрались и вышли на старт" и т. п. Затем проводится перефразировка других предложений и частей рассказа, включается в него перечисление особенностей местности, по которой должны были идти лыжники (ровное поле, крутой косогор, спуск и т. п.) 

   В то же время необходимо, чтобы дети запомнили и использовали в своих письменных работах выражения автора прочитанного рассказа. Это необходимо для обогащения их речи. Так, в тексте, данном для изложения в учебнике 6 класса "Купание медвежат" (по В. Бианки) некоторые словосочетания и фразы были выписаны на доске: "шел берегом реки", "медвежонок визжал и барахтался", "пустился удирать в лес", "мать надавала шлепков", «вода хорошо освежила их" и др.   В процессе письменной работы ученики использовали некоторые из этих словосочетаний.

   В практике работы над изложением сложилась определенная последовательность: проводится краткая вступительная беседа, вводящая детей в тему изложения, затем дети читают текст и отвечают на вопросы. Это делается с целью выяснения понимания прочитанного. Далее составляется план предстоящего письменного изложения, по которому весь текст пересказывается вначале устно. Рассказы учеников воспринимаются слухо - зрительно, некоторые из частей текста могут быть записаны на доске. При таком подходе текст составляется коллективно с помощью учителя. В большинстве случаев весь текст или отдельные его части списываются учащимися  в тетради. При подготовке домашних заданий они обычно стараются выучить пересказ, который затем воспроизводится на письме. Никакой перефразировки для работы над вариантами высказывания  здесь не наблюдается. В этом случае ученики не побуждаются к индивидуальному творчеству, не поощряются их удачные формулировки. Это снижает творческий уровень работ. 

   При подготовке к изложению я стараюсь формировать умения и навыки связной речи. 

   Рассмотрим примерный ход подготовки к изложению рассказа в 9 классе "Байкал" (учебник «Русский язык» 7 класса).

   Перед началом чтения учитель провел беседу об отношении человека к Байкалу, о красоте Байкала.

     В ходе беседы на доску  были выписаны слова: «Любит за красоту», «Похож на море», «Окружают его», «Заснеженные  горы, тайга», «Отражаются в спокойной воде», «Прозрачная вода», «Балтийское море», «Запас пресной воды», «Воды в нём больше», «Длина приблизительно равна расстоянию», «Объехать Байкал». Озеро Байкал было найдено на карте нашей страны.

   В работе использовалась презентация, изображающая виды Байкала.

   В ходе самостоятельного чтения текста учитель подходит к участнику и дает объяснения, если они необходимы. Затем учащиеся отвечают на вопросы. «Как относится русский человек к Байкалу?», «За что русский человек любит Байкал?», «Как называют Байкал местные жители?»,  «Почему?», «Какое главное богатство Байкала?», «Что значит совершить кольцевой рейс?».

   В беседе ученики побуждались к встречным вопросам учителю и друг другу, устанавливали, соответствует ли заглавие содержанию рассказа, какое новое заглавие можно придумать. По предложению учителя текст для изложения делится на части и составляется план. На доске делается следующая запись.

 

Байкал.

План:

1. Отношение человека к Байкалу.

2. Красота Байкала.

3. Запасы Байкала.

4. Величина Байкала.

 

План изложения составляется коллективно под руководством учителя, наиболее удачные формулировки пунктов плана вывешиваются на доску. Подбираются синонимы к новым словам, встретившимся в тексте, проводится перефразировка отдельных фраз с целью преодоления стереотипа учащимися подражания образцу. Например, так была перефразирована вторая часть текста:

Текст

Перефразировка

«Море» -так зовут это огромное озеро все местные жители. Оно лежит в гористых берегах. Высокие хребты, покрытые тайгой и наверху посыпанные снегом, отражаются в синей воде, если она не взбудоражена ветром. Холодная вода похожа на жидкое стекло: сквозь неё весной видно вглубь на сорок метров.

 

Байкал похож на море. Высокие горы окружают его. Заснеженные вершины хребтов и тайга отражаются в спокойной воде. Вода в Байкале прозрачная.

Синяя вода отражает верхушки гор, покрытые снегом.

 

   Составленный вариант второй  части текста прочитывается учениками, воспринимается слухо-зрительно через микрофон. Даются другие варианты перефразировки, подбираются синонимические замены словам и словосочетаниям. 

   Предупреждению ошибок помогает прием предварительного разбора новых или трудных слов и выражений из текста. Так, например, были выписаны и разобраны следующие словосочетания и предложения: «Вид,  который открывается перед путешественником, вышедшем на берег Байкала», «лежит в гористых берегах», «высокие хребты, покрытые тайгой и наверху посыпанные снегом, «отражаются в синей воде, если она не взбудоражена ветром», «похожа на жидкое стекло»,  «видно вглубь на сорок метров», «Впадина Байкала», «кольцевой рейс»  и  др.  Рассмотрено сложное предложение - "Высокие хребты, покрытые тайгой и наверху посыпанные снегом, отражаются в синей воде, если она не взбудоражена ветром». Составлены варианты синонимической его замены: «Высокие горы окружают его. Заснеженные вершины хребтов и тайга отражаются в спокойной воде», «Синяя вода отражает верхушки гор, покрытые снегом»  и т. п. 

    Устный пересказ текста по плану - следующий этап работы. По вызову учителя учащиеся пересказывают текст, исправляют и дополняют друг друга. Отдельные части будущего изложения выписываются на доску, обсуждаются и дополняются. Подготовка к изложению продолжается во внеклассное время во время выполнения домашних задании.

  Необходимо иметь в виду,  что работая над текстом для изложения, мы должны сформировать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания. Поэтому в процессе анализа исходного текста ребятам предлагаются следующие вопросы: «Почему текст так назван?», «За что любит русский человек Байкал?», «В чем проявляется  красота Байкала?», «Удалось ли автору раскрыть тему?», «Как можно выразить основную мысль текста?», «На какие части можно разделить текст?», «Есть ли в нем вступление, основная часть, заключение?» и др.

   Наряду с уточнением смыслового содержания текста для изложения следует усилить лексическую и синтаксическую подготовку. Работа над лексикой и структурой  предложений организуется не только на уроках развития речи, но и грамматики в связи с изучением программного материала по русскому языку, формированию  письменной речи неслышащих учащихся помогает и работа по совершенствованию написанного, разбор и улучшение написанных ими вариантов. Эффективность обучения повышается, если работа над изложением подчинена общим задачам формирования умений связной речи учащихся с недостатками слуха.

 

Список литературы:

1. Быкова Л.М.,  Зыкова Т.С., Носкова Л.П., Горбунова Е.А.Методика преподавания русского языка в школе глухих. Учебное пособие для вузов. Издательство: Владос. Коррекционная педагогика, 2002 г.

2. Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение русскому языку, чтению, произношению/ К. Г. Коровин, И. М. Гилевич, Н. Ю. Донская и др.; Под редакцией К. Г. Коровина. Просвещение. 1995 г.

3. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. Учебное пособие для вузов. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005 г.

4. М.И.Глебова Обучение глухих школьников русскому языку в V-VII классах. Издательство «Просвещение», М., 1954 г.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь