Традиционные и новые средства оценки результатов обучения

Дата публикации: 2018-04-11 17:57:22
Статью разместил(а):
Саитгалина Лилия Ямилевна

Традиционные и новые средства оценки результатов обучения

(из опыта работы молодого специалиста)

Автор: Саитгалина Лилия Ямилевна

 

В последнее время к проблеме адекватного оценивания ученика обращаются многие: педагоги, психологи, ученики, их родители. Это неудивительно, ведь оценка - не только показатель уровня обученности учащихся, но еще и один из способов стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на его личность. Традиционная система все меньше удовлетворяет как учителя, так и ученика и мало соответствует требованиям современного учебно-воспитательного процесса. 

Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Нам учителям ежедневно приходится контролировать учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценивания различных письменных работ.

При этом выставленная преподавателем отметка почти всегда показывает допустимый уровень, что, очевидно, ограничивает ее ценность. Применимая в школах шкала дает возможность учителям, за небольшим исключением (в сильных классах), ставить минимальное количество «двоек».

Система оценки качества образования должна быть напрямую связана с современными образовательными технологиями и быть сбалансированной системой. Необходимо найти разумное соотношение между внешней и внутренней оценкой качества образования.

Важно отметить, что главным преимуществом пятибалльной шкалы является простота и привычность, чем объясняется ее широкая распространенность в течение многих лет (в нашей стране эта шкала принята с 1944 года). Однако она имеет и ряд существенных недостатков: субъективность и слабая дифференцирующая способность. С ее помощью можно провести лишь грубое разделение на четыре группы («двоечники», «троечники», «хорошисты» и «отличники»). Более тонкую классификацию, особенно необходимую при приеме в вузы, пятибалльная шкала не дает. Поэтому возникает необходимость внедрять более гибкие шкалы при выставлении оценок, например, стобалльную.
Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять обучающимся, какая, почему и за что выставляется отметка, обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями.

Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, мониторинг качества, учебные портфолио, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний.

Меня заинтересовала балльно-рейтинговая  шкала как инструмент для измерения уровня, достигнутого в той или иной сфере интеллектуальной или практической деятельности.

Балльно-рейтинговая система оценивания предусматривает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Она основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных образовательным процессом.

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки формирует новые реалии в учебной деятельности обучающихся и системе преподавания, в основе которых лежит компетентностная модель формирования знаний, умений и навыков. Поэтому объектом оценивания в балльно-рейтинговой системе являются формируемые компетенции или результаты обучения, что приводит к возникновению связи между преподаванием, оцениванием и результатами обучения. С точки зрения преподавания и обучения имеется динамическое равновесие между стратегиями преподавания, с одной стороны, и результатами обучения и оцениванием, с другой.

Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы оценивания и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».

Рейтинговая система может быть применимой иэффективной в процессе школьного образования благодаря тому, что
1)       учитывает текущую успеваемость и тем самым значительно активизирует самостоятельную и равномерную работу обучающихся в течение определенного периода обучения;
2)       более объективно и точно оценивает знания за счет использования дробной бальной шкалы оценок;
3)       создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
4)       позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым обучающимся.
Данная система дает возможность
1)          определить уровень подготовки каждого обучающегося на определенном этапе учебного процесса;
2)           отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
3)         дифференцировать значимость отметок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
4)         отражать текущей и итоговой отметкой количество и качество вложенного школьником труда;
5)         повысить объективность оценки знаний.

Таким образом, целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:

·комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими учебной программы;

·стимулирование познавательной деятельности обучающихся и повышение качества образовательных результатов в целом;

·повышение уровня организации образовательного процесса.

Рейтинговая система позволяет также администрации учебного заведения осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, осуществлять дифференциацию и другие возможности организации и управления.

Преимущества рейтинговой системы оценивания:

Преимущества для обучающихся

Преимущества для преподавателей

Возможность распоряжаться своим временем самому

Рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся

Проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений

Стимулирование эффективного обучения

Возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения

Возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса

Сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся

Объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания

 

Возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету

 

Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать следующим образом:

·оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;

·критерии оценивания обговариваются и утверждаются заранее;

·ученик сам выбирает стратегию деятельности;

·незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания.

В зависимости от педагогической цели различают различные виды рейтинга:

·рейтинг по предмету или по ряду предметов;

·рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;

·временной рейтинг – это рейтинг за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год),

·тематический рейтинг – это рейтинг по отдельным разделам (темам).

Одним из обязательных свойств балльно-рейтинговой системы является открытость. Это означает, что ученики должны знать «стоимость» любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. У меня в классе на доске висит лист со «стоимостью» каждой работы, чтобы ребенок наглядно знал за что и в какой период он получает балл.

Центральным принципом рейтинга выступает стимулирование. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов. Все указанные дополнительные баллы примерные (гибкие) и могут изменяться в зависимости от активности учеников. По уровневому подходу к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются различным числом баллов. 

Использование балльно-рейтинговой системы оценивания качества знаний, реализующей принцип системности и компетентностного подхода в обучении, будет способствовать

1)           Повышению качества образовательного процесса в школе посредством внедрения прогрессивных педагогических технологий.

2)           Повышению качества школьного образования, осуществляющегося путем создания и соблюдения комплекса педагогических условий, к которым, прежде всего, относятся: дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, система средств и методов осуществления проверки знаний и умений учащихся, подготовленность учителей к реализации балльно-рейтинговой системы оценивания.

3)           Активизации личностного фактора в школьной среде, повышению роли самооценки обучающихся за счет внедрения принципа состязательности в учебный процесс.

4)           Повышению объективности и достоверности оценки уровня подготовки учащихся.

5)           Формированию мотивации учения.

Как можно подводить итоги рейтинга? Можно разделить все действия учеников на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов возможны следующие варианты:

·в равной мере учитывать и оценочные баллы, и дополнительные

·можно учитывать только оценочные баллы, а дополнительные – только при спорной отметке

·учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ограничить максимум последних баллов;

·учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ввести при этом коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой отметки добавлять к оценочным баллам 10% дополнительных баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 0,9.

Различные рейтинги стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывают резкого отторжения. Кроме того, рейтинг – инструмент не наказания, а поощрения и стимулирования, как уже указывалось выше. Тем не менее, вводить рейтинговую систему имеет смысл только для учеников, которые уже способны к адекватной самооценке и к целенаправленной работе по саморазвитию.

Во-вторых, существует риск необъективной оценки. Но он оказывается гораздо меньшим, чем в обычной пятибалльной системе, т.к. рейтинг учитывает различные виды достижений. Как правило, рейтинговая таблица отражает реальный статус учащегося в коллективе.

Модульно-рейтинговая система является качественно новым уровнем организации преподавания в школе, в основе которой лежит непрерывная индивидуальная работа с каждым учеником не только в течение всей четверти, но и на протяжении всего периода обучения.

Балльно-рейтинговая система оценивания учащихся в общеобразовательной школе будет эффективна при соблюдении комплекса педагогических условий:

·качественное выполнение государственных учебных программ и стандартов; достижение определенного уровня овладения знаниями и умениями, степени самостоятельности учащихся;

·дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, обеспечивающий оптимальное умственное развитие и развитие творческого потенциала учащихся;

·наличие системы средств и методов осуществления проверки знаний и умений учащихся, достижения в учебном процессе таких качеств знаний, как полнота, гибкость, осознанность, прочность, осуществление разных видов контроля: текущего, тематического, заключительного, персонального, группового, предупредительного и др.;

·подготовка учителей к осуществлению разных видов контроля, повышение познавательной активности в учебном процессе.

 

Основными целями введения рейтинговой системы являются:

  1. Стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся за счёт поэтапной оценки различных видов работ, повысить качество изучения и усвоения материала;
  2. Мотивировать учащихся к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего триместра;
  3. Повысить объективность итоговой оценки, усилив её зависимость от результатов ежедневной работы учащегося в течение четверти.

Достоинства балльно-рейтинговой системы оценивания:

Несмотря на более трудоемкую и детальную процедуру подсчета промежуточного и итогового балла, данная система имеет массу достоинств. Прежде всего, она свободна от субъективизма. Учитель оценивает  все достижения учащегося по определенным критериям, не  сводя их к среднему баллу. Это обеспечивает большую объективность  и  снижение количества стрессовых ситуаций  из–за оценки.

Рейтинговая система предоставляет обучающимся возможность проявить себя, выделиться. Такая система оценки усиливает элемент конкуренции, что позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности.

Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а учителю – осуществлять дифференцированный подход и повышать качество образования. Кроме того,   одним из основных принципов  подобного оценивания является открытость,  которая   помогает ученику в определенный период скорректировать  свою деятельность и получить хорошую отметку.

Другая значимая особенность  заключается   в  оценивании дополнительной самостоятельной работы  учащегося, что формирует  у него определенные  качества (самостоятельность, самоорганизация, самодисциплинированность и т.д.), необходимые при подготовке к итоговой аттестации  и  в дальнейшем обучении.

При рейтинговом оценивании  легче   отметить динамику  роста  учащегося, поскольку  эта система требует  модульного   распределения материала, при котором осуществляется  входящий, текущий  и итоговый контроль. При рейтинговой системе оценивания полученная обучающимся итоговая оценка более объективна, поскольку она “накапливается” на протяжении всего времени изучения предмета.

Рейтинг служит основой для построения шкал оценок результативности учебной деятельности каждого из обучаемых, включая такие ее виды, как лекционные и практические занятия, самостоятельную работу над изучением материала.

Следует отметить, что обучающиеся с большей заинтересованностью воспринимают такой подход к оценке их работы, что ведет к усилению их активности на занятиях, более серьезному отношению к самостоятельному изучению материала.

Основными стимулирующими факторами в данном случае являются:

Во-первых, распространенная в молодежной среде “соревновательность”, которая не столь ярко проявляется в рамках традиционной методики.

Во-вторых, свою стимулирующую роль играет и возможность получения обучающимся зачета по результатам практической работы в зависимости от суммы набранных баллов.

Таким образом, рейтинговая система, в отличие от традиционной, выполняет все основные функции оценивания: констатирующую, стимулирующую, мотивирующую, развивающую и имеет дополнительные преимущества.

Этапы: 

Основными этапами рейтинговой системы являются:

  • Блочно-модульное структурирование изучаемого материала
  • Системность
  • Гибкость и мобильность
  • Оценки — баллы имеют накопительную силу
  • Создаются условия сотрудничества педагога и обучающегося
  • Незнание не наказываются, а процесс познания стимулируется
  • Обучающийся сам волен выбирать стратегию своей деятельности