Дети учатся жить у жизни
Дети учатся жить у жизни
Автор: Шляпцева Елена Николаевна
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Выдержка из «Учительской газеты»
Цели и задачи воспитательной работы.
Цель:
Содействовать воспитанию и развитию свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному развитию.
Задачи:
- Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для интеллектуального, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического развития на основе свободы выбора учащимися траектории своего развития.
- Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств, развитию толерантных отношений среди коллектива учащихся.
- Развитие органов ученического самоуправления.
- Развитие лидерских качеств обучающихся.
- Воспитание духовно – нравственной личности
- Воспитание понимания необходимости неразрывной связи личного развития и благополучия с аналогичными интересами общества в целом.
- Формирование гуманистического мировоззрения школьников, способных осознанно выстраивать свою жизнь и нравственно развиваться;
- Отношение к труду, являющееся показателем человеческой сущности, постоянное самосовершенствование и самовоспитание достойное и уважительное отношение к обществу и самому себе.
- Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;
- Физическое развитие, гигиеническая культура, соблюдение правил человеческого общения - естественных и естественное приемлемых норм культурного человека.
Направления воспитательной работы:
- развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся;
- нравственно-правовое и патриотическое воспитание школьников;
- художественная деятельность и эстетическое воспитание;
- коллективные творческие дела;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная работа;
- работа с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания;
- расширение связей с социумом;
- повышение статуса и роли родительской общественности в воспитательной деятельности школы;
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 2017 г количество учащихся класса увеличилось на 7 человек в результате расформирования 6 В класса, в настоящий момент в классе 24 человека учащихся: 13 девочек и 11 мальчиков.. Все учащиеся успевают, больше половины учеников успевают на «4» и «5», несколько имеют одну - три четвёрки.
Учащиеся в основном здоровы, посещают основную группу физической культур, .занимаются футболом и баскетболом.
Несколько девочек посещают занятия вокальной и танцевальной группы ДК п. Новотерский.
Учащиеся в своей основной массе способны, есть желание учиться, проявляют высокую активность на учебных занятиях, с удовольствием готовят сообщения с использованием дополнительных источников знаний. Практически все учащиеся имеют домашние компьютеры, что помогает им активнее включаться в процесс получения знаний в домашних условиях, получать много дополнительной информации и, конечно, расширять свои интеллектуальные возможности.
Учащиеся вступают в стадию подросткового возраста, что влечёт за собой соответствующие проблемы психологического характера, требует особого внимания со стороны педагогов и родителей. Необходимо учитывать эти изменения в психике ребят и в учебном, и в воспитательном процессе.
Сформирован актив класса. Ребята проявляют интерес к классной и школьной жизни, стремятся в ней активно участвовать.
В классном коллективе выделяются лидеры (Кулакова Аня, Медведева Соня, Имайлова Бэла, Песцова Вика) готовые прийти на помощь классному руководителю в организации классных дел, стараются организовать других ребят для участия в школьных делах.
Циклограмма работы классного руководителя:
Понедельник Планирование работы на неделю, Классный час
Вторник Проверка дневников
Среда Индивидуальные беседы с учащимися
Четверг Беседы с учителями-предметниками
Пятница Общение с родителями
1 неделя Организационный классный час.
2 неделя Тематический классный час
3 неделя Коррекционный классный час
4 неделя Итоговый классный час
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений:
1. Учить выполнять «Правила для учащихся»:
2. Не опаздывать на уроки.
3. Беречь школьные принадлежности, мебель.
4. Учить уважать старших.
5. Учить сопереживать друг другу, толерантности.
6. Учить взаимопомощи.
7. Учить уважать друг друга.
8. Учить самокритичности и правильному поведению в обществе.
9. Проводить беседы об ответственности несовершеннолетних, правах и обязанностях людей.
Работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма
1. Учить выполнять всегда правила дорожного движения, быть внимательным на дороге по пути в школу и домой.
2. Проводить беседы по ПДД.
3. Привлечь работников милиции для беседы с учащимися по ПДД.
4. Обратить внимание родителей на требование с их стороны внушения детям необходимость соблюдения ПДД.
Планирование работы с родителями.
Родительский комитет:
1 Кулакова Е.Н.- председатель
2 Сатаева И. Г.
3.Салабаева Т. Р.
Мероприятия |
Содержание работы |
Сроки |
Родительские собрания. Анкетирование родителей. Беседы родителей с психологом школы. Беседы со школьным врачом. |
по плану родительских собраний
Анкета для родителей
Переходный возраст, индивидуальные способности учащихся. |
1 раз месяц
Сентябрь
1 раз в четверть |
Работа с родительским комитетом. |
Заседания. |
1 раз в месяц. |
Индивидуальные беседы с родителями классного руководителя.
|
Учёба, посещаемость, отношения с одноклассниками. |
В течение года |
Индивидуальные беседы с учителями предметниками и психологом школы отдельных учеников. |
Индивидуальные консультации, дополнительные занятия. |
1 раз в месяц |
Поездка детей в цирк, театр, кино, музей, выставки.. Отдых на природе вместе с детьми
Активное участие родителей в школьных и на районных конкурсах. |
Сплочение детского коллектива, сплочение детей и родителей на основе общего дела. |
1 четверть
4 четверть
По графику |
2. Заседания родительского комитета:
№
|
Содержание |
Дата
|
Ответственный |
1. |
Выборы родительского комитета. Планирование работы. Организация сбора средств на нужды школы. Организационные вопросы. |
Сентябрь |
|
2. |
Организация занятости учащихся во внеурочное каникулярное занятости учащихся. Организация горячего питания учащихся. |
октябрь |
|
3. |
Подготовка к совместному родительскому собранию «Особенности обучения в 5 классе.» |
ноябрь |
|
4. |
Организация занятости и отдыха, учащихся в Новогодние каникулы |
Декабрь |
|
- Тематика родительских собраний:
№ п/п |
Тема |
Дата |
1 |
Организационное собрание в начале учебного года: Единые требования к учащимся МБОУ СОШ №11. Направления работы с учащимися на 2016-2017 учебный год. |
Сентябрь |
2 |
Возрастные особенности учащихся5 класса.. Итоги учебно-воспитательной работы в классе за 1-ую четверть 2016 -2017учебного года. |
Октябрь |
3 |
Организация воспитательного влияния семьи учащихся подросткового возраста. Итоги успеваемости и дисциплины, учащихся класса за 1-ое полугодие. |
Декабрь |
4 |
Промежуточные результаты обучения в 5 классе.. |
март |
Изучение личности обучающегося (диагностика и мониторинг).
- Изучение условий проживания школьников.
- Изучение состояния здоровья детей (наблюдение на уроках за состоянием здоровья обучающихся), помощь в организации и проведении медицинских осмотров.
- Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся (по итогам четвертей и учебного года).
- Оценка удовлетворенности обучением в школе.
- Оценка профессиональной готовности (оценка памяти, внимания, характера, темперамента, способностей).
- Профориентационные тесты.
Профилактическая и коррекционная работа.
- Рассаживание и пересадка обучающихся с учетом медицинских рекомендаций.
- Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению (утепление кабинета, оклейка окон, проветривание кабинета).
- Организация дежурства по классу и по школе.
- Организация генеральных уборок класса и территории школы.
- Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся.
- Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний.
- Беседы по соблюдению ПДД « Безопасная дорога в школу»
План – сетка воспитательных мероприятий
Дата. |
Мероприятия. |
Задачи. |
Форма проведения. |
Сентябрь. Месячник «Внимание, дети!» Задачи: - проведение Дня знаний; - изучение интересов и запросов учащихся и осознанное совместное планирование деятельности ученического коллектива; - вовлечение ученического коллектива к выполнению намеченных задач; - знакомство с Уставом школы, едиными требованиями к учащимся, правами и обязанностями.
|
|||
|
Праздник Первого звонка |
Развитие творческих способностей |
Общешкольный праздник |
|
Классный час: 1. «Моя малая Родина» 2. «Права и обязанности обучающихся». Избрание актива класса 3. К 12 летию трагических событий в Беслане. «Город ангелов» 4. Профилактика ДТТ. Дороги города.
|
Развитие нравственных качеств уч-ся, патриотизма, гуманности
Развитие самоуправления, орг.навыков, коммуникативных умений. Приобщение ребят к здоровому образу жизни |
Классный час |
|
Родительское собрание «Особенности организации учебного труда школьника в 6 классе и роль родителей в этом процессе»
Изучение классного коллектива. а) Анкетирование. Социометрия. Опрос «Отношение к школе», «Интерес к изучаемым предметам» |
Изучение коллектива
|
Собрание
Анкетирование |
|
Месячник профилактики дорожно – транспортного травматизма |
Здоровье – сбережение детей. |
Деловая игра. |
|
Практическое.занятие: Эвакуация школьников |
|
Практическое.занятие |
Октябрь. Задачи: -совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к пагубным привычкам - координация усилий школы и социума в пропаганде ЗОЖ.
|
|||
|
День учителя |
Формирование навыков участия в общественной жизни |
Общешкольный праздник |
|
Выставка цветов День пожилого человека. «Шаг навстречу» -благотворительная акция посвященная дню пожилых людей: Ø поздравление учителей-ветеранов поздравление ветеранов ВОВ по микрорайону |
Развитие нравственных качеств уч-ся, приобщение ребят к здоровому образу жизни Развитие творческих способностей Привитие чувства гуманности, доброты, сопереживания |
Общешкольный праздник
Акция |
|
Изучение личности школьников. а) Анкетирование учащихся. Опросник Айзенка. Оценка психического состояния по Айзенку. Анализ воспитанности детей в семье. Адаптационные возможности учащихся.
б) Исследование. Диагностическая программа изучения уровня воспитанности школьников.
|
Изучение коллектива
|
Анкетирование |
|
Классный час: 1. «Основной закон государства - Конституция России» 2. Здоровый образ жизни – здоровая Россия. Анкета 3. «Закон и порядок – УК до 16 и старше» «Этикет и нормы поведения» |
Формирование устойчивой гражданской позиции
Приобщение уч-ся к здоровому образу жизни Профилактика антиобщественного поведения Усвоение основных этических требований в поведении |
Круглый стол.
Классный час, анкетирование
Деловая игра. |
|
Подготовка и участие в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады |
Активизация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся |
|
|
Беседы с родителями (по желанию учителей-предметников) Стартовое анкетирование по изучению образовательных и воспитательных потребностей родителей к образовательному учреждению |
|
Работа с родителями
|
|
Работа на пришкольном участке |
Приобщение к труду |
|
Ноябрь. Месячник «Правовых знаний и профилактики правонарушений» Задачи: - воспитание нравственности и гражданственности у учащихся; - профилактика правонарушений среди несовершеннолетних; - анализ успеваемости и посещаемости учащихся в I четверти; - укрепление взаимодействия школы и семьи.
|
|||
|
Классный час: 1. «И нет безымянных солдат!» (посвященный контрнаступлению под Сталинградом) 2. «День матери» 3. «Вся правда о курении» (Международный день отказа от курения)
|
Формирование устойчивой гражданской позиции
Приобщение уч-ся к здоровому образу жизни |
конкурс рисунков, сочинений, концерт.
Встреча с мед.работником |
|
«Милосердие» - благотворительная акция посвященная международному дню инвалидов |
Привитие чувства гуманности, доброты, сопереживания |
|
|
Участие в декаде: «Мы за здоровый образ жизни» |
|
|
|
Туристическая поездка в Пятигорск по Лермонтовским местам. |
Развитие нравственных качеств уч-ся, патриотизма, гуманности |
|
|
Участие во Всероссийской акции «Спорт вместо наркотиков» |
Приобщение уч-ся к здоровому образу жизни |
|
|
Участие в предметных олимпиадах |
повышение интереса к учебным предметам |
|
Декабрь. Задачи: - раскрытие творческого потенциала, представление возможности самореализации через творческую деятельность учащихся; - подготовка и проведение Нового года. |
|||
|
Классный час: 1.«Толерантность и мы» 2.«Я - россиянин», посвященный Дню Конституции 3. Фильм: «Да поможет вам Бог! (вредные привычки: опыты, исследования, компьютерные модели последствий)» 4. Классный час «С новым годом!» |
Формирование устойчивой гражданской позиции
|
|
|
Родительское собрание «О гражданственности и правовом воспитании старшеклассников» |
|
Собрание
|
|
«Правила пожарной безопасности во время новогодних ёлок». |
Здоровье – сбережение детей. |
Беседа. |
|
Новогоднее шоу для старшеклассников |
Сплочение коллектива, развитие творческих способностей уч-ся |
Тематический вечер |
|
Встречи с учителями-предметниками |
Работа с родителями
|
|
Январь. Задачи: - воспитание любви к вековым народным праздникам. - Воспитание умения сочувствовать людям - Воспитание любви к спорту. |
|||
|
Творческие каникулы |
Сплочение коллектива |
Экскурсии, походы, встречи. |
|
Посещение театра, МУЗ комедии г. Пятигорск. |
Развитие творческих способностей уч-ся привитие эстетического вкуса |
|
|
Классный час 1. «Итоги 1 полугодия» 2. «Какой мы коллектив?» 3.«Россия -спортивная»
|
Формирование навыков анализа, самооценки собственной деятельности, повышение успеваемости в классе. Выявление характера взаимоотношений в коллективе |
Беседа, обмен мнениями, планирование на 2 полугодие |
|
Индивидуальные беседы с учащимися с целью выявления возникающих проблем у ребёнка и помощи в их решении.
|
Психологическая помощь учащимся. |
Встреча с психологом. |
|
«Компьютер – друг или враг?». |
Здоровье – сбережение детей. |
Беседа |
|
«Ветеран живет рядом». Поздравление ветеранов ВОВ посвященное освобождению КМВ от фашистских захватчиков. |
Воспитание уважение к участникам ВОВ, патриотизма. |
Посещение ветерана на дому. |
Февраль. Месячник оборонно – массовой работы. Задачи: - воспитание чувства патриотизма на примере героических событий, личности; - привитие гордости за малую Родину, людей, прославивших и проставляющих ее. |
|||
|
Месячник оборонно – массовой работы. |
|
По плану школы. |
|
Классный час 1.«Бессмертие Сталинграда» 2. «Предприятия нашего города» 3.Классный час, посвященный выводу российских войск из Афганистана 4. Поздравление мальчиков с Днем защитника Отечества «Праздник настоящих мужчин» |
Привитие чувства гуманности, доброты, сопереживания Привитие положительного отношения к труду, различным профессиям Развитие нравственных качеств уч-ся Развитие творческих способностей уч-ся |
|
|
День Святого Валентина |
|
|
|
Родительское собрание «Дороги, которые выбирают наши дети (навыки поведения на рынке труда, построение профессиональной карьеры)» |
Профориентация учащихся. |
Родительское собрание |
|
«А ну - ка парни !». |
Сплочение коллектива, развитие спортивных способностей учащихся. |
Школьный спортивный турнир Среди старшеклассников. |
|
«России Славные сыны» |
Патриотическое воспитание школьников. |
Беседа Поздравление пап и дедушек. |
Март. Задачи: - повысить уровень воспитанности и культуры учащихся; - воспитание уважения к женщине-матери; - способствовать развитию способностей и интересов учащихся. |
|||
|
Классный час 1.Поздравление девочек класса «Мы для вас эти песни поем!» 2.«Честь и собственное достоинство сильнее всего» (Ф.М.Достоевский). 3. «Учись быть пешеходом» |
Сплочение коллектива, развитие творческих способностей уч-ся |
|
|
Чаепитие с приглашением мам, бабушек. Участие в концерте школы. Весёлые конкурсы, песни, танцы в День 8 марта.
|
Сплочение коллектива, развитие творческих способностей уч-ся |
Встреча с мамами и бабушками. |
|
«А ну-ка, девушки!» |
|
Конкурс |
|
«Здоровье – это самое красивое, что есть на свете» |
Здоровье – сбережение детей. |
Анкетирование. |
|
Генеральная уборка класса. |
Трудовое воспитание учащихся. |
|
|
«Этикет в общественных местах». |
|
Деловая игра. |
|
Беседы о правилах поведения во время весенних каникул. |
|
Беседа. |
|
Участие в художественных и поэтических конкурсах. |
Развитие творческих способностей уч-ся |
Выставка творческих работ. |
|
Индивидуальные беседы с учащимися с целью выявления возникающих проблем у ребёнка и помощи в их решении. |
|
|
Апрель. Экологический месячник Задачи: - совершенствование работы по экологическому воспитанию; - содействовать и оказывать всестороннюю помощь в обретении культуры общения, культуры поведения. |
|||
|
День юмора |
Сплочение коллектива, развитие творческих способностей уч-ся |
|
|
День здоровья. Участие в спортивных соревнованиях. |
Приобщение уч-ся к здоровому образу жизни |
Участие в спортивных соревнованиях. |
|
Участие в месячнике по профилактике правонарушений. Конкурс плакатов «Мы – за здоровый образ жизни!» |
Приобщение уч-ся к здоровому образу жизни |
|
|
Классный час 1.«Зачем нужно заниматься физической культурой?» 3. «Экология района» 4. Викторина «Азбука улиц и дорог» |
Приобщение уч-ся к здоровому образу жизни Развитие нравственных качеств уч-ся, патриотизма, гуманности |
|
|
Участие в акции «Чистый поселок» |
Приобщение к труду |
Трудовой десант. Работа на пришкольном участке. |
|
Как оказать первую медицинскую помощь» |
Обучение школьников навыкам первой медицинской помощи. |
Беседа с элементами игры-тренинга. |
|
Посещение учащихся на дому совместно с социальным педагогом. |
|
|
|
Поздравление именинников. Продолжение конкурса «Самое лучшее поздравление». |
Сплочение коллектива, развитие творческих способностей уч-ся |
Продолжение конкурса |
Май. Месячник воинской славы России Задачи: - формирование атмосферы взаимопонимания, добра, чувства патриотизма у учащихся школы; - воспитание гордости за мужество, героизм Российского народа; - оказание помощи в организации летнего отдыха учащихся. |
|||
|
«Ветеран живет рядом». Поздравление ветеранов, живущих в поселке. |
Развитие нравственных качеств уч-ся, патриотизма, гуманности |
|
|
Участие в акции «Зеленый наряд Отчизны» |
Развитие ответственного отношения к природе |
Поход в лес. |
|
Классный час 1. «Что значит быть гражданином России» 2. «Полезный отдых» 3. «Безопасные каникулы» 4. Закрытие цикла тематических классных часов «Учись быть пешеходом» |
Развитие нравственных качеств уч-ся, патриотизма
Обсуждении успеваемости в классе, распорядок летних каникул для учащихся |
|
|
День семьи |
Развитие нравственных ценностей, ответственного отношения к семье |
Встречи, часы общения |
|
Работа на пришкольном участке. |
Приобщение к труду |
ОПТ |
|
Родительское собрание «Итоги учебного года» |
Обсуждении успеваемости в классе, ремонт класса, распорядок летних каникул для ребят |
|
|
. Возложение цветов к памятнику погибших в ВОВ. |
|
|
|
Конкурс солдатской песни. |
Патриотическое и эстетическое воспитание детей. |
|
|
Ремонт книг школьной библиотеки. |
Воспитание бережного отношения к школьному имуществу. |
|
|
Беседы о правилах поведения во время летних каникул. |
|
Беседы |
|
Участие в «Вахте памяти». |
Патриотическое воспитание детей. |
|