Рекомендации по оформлению дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

Дата публикации: 2018-05-30 13:42:55
Статью разместил(а):
Балина Ирина Вениаминовна

Рекомендации по оформлению дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

Автор: Балина Ирина Вениаминовна

 

Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.

Углубленный уровень предполагает развитие компетентности учащихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения - краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной образовательной программы.

Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности учащихся. Указать направленность образовательной программы

Новизна программы предполагает:

-     новое решение проблем дополнительного образования;

-     новые методики преподавания;

-     новые педагогические технологии в проведении занятий;

-     нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.

Актуальность может базироваться:

-     на анализе социальных проблем;

-     на материалах научных исследований;

-     на анализе педагогического опыта;

-     на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

-     на современных требованиях модернизации системы образования;

-     на потенциале образовательного учреждения;

-     на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование

педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель  -  это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.)

Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и

особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.

Сформулировать цель нужно максимально полно, четко, конкретно и логически корректно, что поможет с определением стратегии и тактики образовательного процесса. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности учащихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Цели могут быть направлены:

· на развитие ребенка в целом;

· на развитие определенных способностей ребенка;

· на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;

· на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

· на воспитание учащихся в соответствии с высокими моральными ценностями;

· на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания,

общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и

физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;

· на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному

взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные:

создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие,

формирование и др.

Задача - это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.)

Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика

педагогических действий.

образовательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие

представления получит, чем овладеет, чему научится учащийся, освоив программу;

развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей,

внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках

одной грамматической формы:

Глаголы

Существительные

-            способствовать;

-            развивать;

-            приобщать;

-            воспитывать;

-            обучить;

-            сформировать;

-            обеспечить;

-            поддержать;

-            расширить;

-            углубить;

-            познакомить;

-            предоставить возможность и т.д.

-       помощь;

-       развитие;

-       приобщение;

-       воспитание;

-       обучение;

-       формирование;

-       обеспечение;

-       поддержка;

-       расширение;

-       углубление;

-       знакомство;

-       предоставление возможности и т.д.

 

Отличительные особенности программы

В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных

образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщен. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления. Автору — составителю модифицированной образовательной программы следует указать предшествующие аналогичные программы, взятые за основу при разработке.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

-     для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования;

-     уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;

-     какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст учащихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, занимающихся в объединении;

-     предполагаемый состав и вид групп (одного или разных возрастов);

-     условия приема детей (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора учащихся на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определенной области и т.д.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:

·      временные границы, на сколько лет рассчитана программа, е. продолжительность,

·      этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;

·      количество часов на каждый год.

Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую

необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.

 

Формы организации деятельности

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

·      Индивидуальная.

·      Групповая.

·      Фронтальная.

·      Индивидуально-групповая.

·      Ансамблевая.

·      Оркестровая.

·      Работа по подгруппам (по звеньям).

Режим занятий

В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта.

При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она

отличается от академического часа (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в

соответствие, с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими

особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения.

Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка. Педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение

поставленных ранее задач.

Способы определения результативности

В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

·       Педагогическое наблюдение.

·       Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, опросов, выполнения

учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

·       Для отслеживания результативности можно использовать мониторинг образовательной деятельности детей: контрольные задания и тесты, самооценка воспитанника, диагностика личностного роста и продвижения, ведение зачетных книжек, анкетирование, ведение творческого дневника учащегося, педагогические отзывы, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение летописи, введение оценочной системы, оформление фотоотчетов.

Виды контроля

Начальный или входной контроль - определяет уровень развития детей, их творческих способностей (беседа, собеседование, прослушивание, опрос, тестирование, анкетирование).

Текущий контроль – осуществляется в ходе образовательного процесса, по окончании изучения темы в течение всего учебного года. Текущий контроль позволяет определять степень усвоения учащимися учебного материала, готовность  детей к восприятию нового материала, позволяет повышать ответственность и заинтересованность учащихся в обучении, выявлять учащихся отстающих и опережающих обучение. Текущий контроль помогает осуществлять дальнейший подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Виды текущего контроля: педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа и т.д.

Промежуточный или рубежный контроль – осуществляется два раза в год, по полугодиям.

Промежуточный контроль способствует определению степени усвоения учащимися учебного материала

,результатов обучения. Такой вид контроля может быть следующих видов: выставка, конкурс, концерт,

фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование

Итоговый контроль – проводится один раз при окончании реализации программы. Итоговый контроль позволяет определять изменения уровня развития детей, их творческих способностей, результатов обучения. Благодаря проведению итогового контроля происходит ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Виды итогового контроля: выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, концерт,защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.

Объектами контроля могут являться:

-     знания, умения, навыки по изучаемому предмету;

-     уровень и качество изготавливаемых изделий, мероприятий и т. д.;

-     мастерство, культура и техника исполнения творческих работ;

-     степень самостоятельности и уровень творческих способностей.

Некоторые формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: опрос, контрольное занятие, концерт, зачет, самостоятельная работа, выставка, экзамен, защита рефератов, конкурс, олимпиада, открытое занятие для родителей, соревнование, игра-испытание, презентация творческих работ, самоанализ, взаимозачет, коллективный анализ работ, отзыв, эссе, коллективная рефлексия и др.

Документальные формы подведения итогов реализации образовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и органами управления образованием своевременного анализа результатов. Дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. — документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого учащегося.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.

 Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %).

Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:

-     на комплектование группы первого года обучения;

-     на инструктаж по технике безопасности

-     на вводное занятие (введение в программу);

-     на концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

-     на мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

-     на итоговое занятие, отчетное мероприятие.

В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование. Расчет количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного учащегося, если это группа индивидуального обучения).

Родительские собрания, «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах) – в

учебно-тематический план не включаются.

В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно

использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7—8 лет — на 72 часа, а для 10—11 лет — на 144 часа. Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебно-тематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия образовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету.  

Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения отдельно.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в

именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

В содержании программы необходимо указать:

— название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

— телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

— указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

— при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В данном разделе указывается:

-        обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов,

экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

-        рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке

экспериментов или опытов и т.д.;

-        дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика

опытнической или исследовательской работы и т.д.

В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требованиями к содержанию и

оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16) можно включить описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.

Методики

Обучающей работы педагога:

• методика контроля усвоения учащимися учебного материала;

• методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся;

• авторские методики проведения занятия по конкретной теме;

• методы обновления содержания образовательного процесса;

Воспитательной работы педагога:

• методика формирования детского коллектива;

• методика выявления неформального лидера в детском коллективе;

• методика организации воспитательной работы;

Работы педагога по организации учебного процесса:

• методика комплектования учебной группы;

• методика анализа результатов деятельности;

Массовой работы:

• методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);

• план и методика проведения родительского собрания;

• сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.

Виды методической продукции

• методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;

• аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

Виды дидактических материалов

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать

наглядные пособия следующих видов:

• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

• объемный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);

• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);

• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);

• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

·  смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

• дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

• обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);

• учебники, учебные пособия, журналы, книги;

• тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

 Словесные, наглядные, практические, устное изложение, показ видеоматериалов, иллюстраций, тренинг, беседа, объяснение, показ педагогом приемов исполнения, вокальные упражнения, анализ текста, наблюдение, тренировочные упражнения, анализ структуры музыкального произведения, работа по образцу, лабораторные работы и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные

способы деятельности).

3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

 4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

Возможные формы проведения занятий:

аукцион

бенефис

беседа

вернисаж

викторина

и другие  

игровая программа

класс-концерт

концерт

круиз

лабораторное занятие

лекция

мастер-класс

профильный лагерь

салон

сбор

семинар

сказка

смотрины

соревнование

шоу

экзамен

экскурсия

«мозговой штурм»

встреча с интересными людьми

выставка

галерея

гостиная

дебаты

диспут, дискуссия, обсуждение

КВН

конкурс

наблюдение

олимпиада

открытое занятие

посиделки

поход

размышление

спектакль

студия

творческая встреча

творческая мастерская

творческий отчет

тренинг

экспедиция

ярмарка

занятие-игра

защита проектов

игра деловая

игра сюжетно-ролевая

игра-путешествие

консультация

конференция

опыт

праздник

практическое занятие

представление

презентация

производственная бригада

рейд

репетиция

ринг

турнир

фабрика

фестиваль

чемпионат

эксперимент

эстафета

  1. Проблемно-развивающие методы:

- показательный (изложение учебного материала с созданием проблемных ситуаций и показом способов их разрешения в науке и практике);

- диалогический (организация диалога с обучающимися);

- эвристический (сочетание изложения учебного материала с самостоятельной деятельностью обучающихся по решению учебных проблем);

- исследовательский (организация творческой самостоятельной деятельности по решению учебных проблем)

  1. Методы преподавания:

- рассказ;

- объяснение;

- беседа;

- показ-демонстрация.

  1. Методы обучения:

- слушание;

- осмысление;

- упражнение;

- изучение первоисточников;

- моделирование;

- видеометод;

- практическая работа;

- учебное исследование.

  1. Интерактивные методы:

- дискуссии, дебаты;

- тренинги;

- «мозговой штурм»;

- соревнования;

- реклама собственных проектов.

  1. Игровые методы:

- ролевая игра (акцент делается на общение);

- деловая игра (акцент делается на обучение);

- интеллектуальная игра;

- настольные игры.

 6. Дистанционный метод (обучение с помощью сети интернет, общение педагога и обучающихся с помощью программного обеспечения Skype)

Формы организации обучения:

Теоретические формы

Практические формы

Формы самообразования

Внеурочные формы

Консультация.

Семинар.

Проблемное обучение

Экзамен.

Тестирование.

Тренинг.

Круглый стол.

Мозговой штурм.

Экскурсия.

Соревнования.

Дебаты.

Дискуссии.

Походы.

Проектно-исследовательская деятельность.

Практикум.

Игра.

Самостоятельное изучение наук.

Планирование исследовательской деятельности.

Проведение исследования.

Концерты.

Организация работы научного общества «путь к познанию».

Конференции.

Олимпиады.

Консультация.

КВН.

Пресс-конференции.

Акции.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы

В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

• сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);

• сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

• перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

• перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);

• перечень технических, графических, чертежных, швейных и других инструментов, приборов,

музыкальных инструментов и т.п.;

• перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

• учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

• требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

БИБЛИОГРАФИЯ

При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:

1. Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.

2. Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.

3. Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.

4. Список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной образовательной программы.

5. Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:

-        по общей педагогике;

-        по методике данного вида деятельности;

-        по методике воспитания;

-        по общей и возрастной психологии;

-        по теории и истории выбранного вида деятельности;

-        опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.

Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета).

Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:

-        фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;

-        название;

-        сведения о месте издания, издательстве и годе издания;

-        сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.

НАПРИМЕР: Фамилия И.О. Название издания. — Место издания.: Издательство, год. - количество страниц.

Для разграничения областей и элементов описания

используют единую систему разделительных знаков:

. - (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;

: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием

издательства;

/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы,

переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);

// (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья

или раздел.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• технологические карты;

• готовые изделия, образцы;

• условия набора детей в коллектив;

• условия прослушивания;

• материалы тестирования;

• памятки для родителей;

• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;

• сценарии творческих мероприятий;

• диагностические материалы;

• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

 

• электронные ресурсы и др.