Проект "Кот в мировой литературе"

Дата публикации: 2018-09-26 10:42:52
Статью разместил(а):
Боровкова Оксана Сергеевна

Проект "Кот в мировой литературе"

Автор: Боровкова Оксана Сергеевна

 

Введение.

Кошка … Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она осталась диким и самостоятельным животным. Она всегда гуляет сама по себе и делает только то, что хочет. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок.

Актуальность проблемы:

У людей и кошек отношения особые – простые, честные, лишённые притворства, без сложностей и противоречий. Собака человеку служит, прочих домашних животных он попросту использует, да ещё пренебрежительно называет скотиной И только с кошкой у человека полноценное сотрудничество – они живут вместе, потому что это выгодно им обоим. Для некоторых, особо одиноких людей, она является единственным существом, которому можно излить душу и которое в нашем веке вечной гонки и стресса успокаивает человека так, как это не сделает никакой психоаналитик. Кроме того, люди, часто не понимая самих себя и мотивов своих поступков, ищут объяснения в мире близких нам существ. Взаимоотношения человека и кошки можно рассматривать как явный прототип контакта между двумя цивилизациями. Именно этим обусловлена актуальность выбранной нами темы исследования.

Цель: изучить  образа кошки в литературных произведениях.

Задачи: 

        1. Изучить народный фольклор, в котором встречается образ кошки на примере русских             сказок, колыбельных песен, поговорок и произведений русских писателей

       2. Познакомиться с народными приметами, пословицами, поговорками.

       3. Рассмотреть образ кошки в произведениях: является кошка главным или второстепенным лицом

       4. Провести анкетирование среди учащихся 7 класса «Кошки вокруг нас»

       5. Создать аннотированный каталог произведений «Чтение для любителей кошек».

Методы исследования:

1. Поиск материала в литературных текстах и сети интернет.

2. Анализ информационных источников: текст, анкетирование, интернет-ресурсы.

3. Классификация понятий.

4. Литературоведческий поиск: систематизация материала.

5. Наглядное представление данных: мультимедийная презентация. 

 

Тема научно-исследовательской работы «Образ кошки в русской и мировой культуре» заинтересовала нас потому, что кошка – по-настоящему удивительное животное. Кошка заняла своё место и в культуре человека. Про неё слагали мифы и легенды, в честь неё сочиняли песни стихи и оды, писали картины, создавали великолепные скульптуры. Пожалуй, трудно найти другое животное, с которым было бы связано столько примет, обычаев, пословиц, поговорок.

Для того чтобы внимательнее посмотреть на образ кошки и понять её натуру, мы обратились к произведениям мировой литературы. Образ кошки в литературе разных жанров и эпох занимает особое место. Обаяние и тайна, которыми обладают эти изящные, грациозные, ускользающие и вновь являющиеся как ни в чём ни бывало прелестные животные, вдохновляли многих. Под прицелом пристального кошачьего взгляда оказались равны и писатели-классики, и современные нам авторы. Мифопоэтические, фольклорные и художественные тексты, в которых упоминается о кошке, стали предметом нашего изучения. Метод изучения – анализ произведений литературы. Объектом исследования является образ кошки в разных его проявлениях.

Несмотря на многовековую родословную, огромную истории взаимоотношений кошки и человека, внешне она изменилась мало. Мало изменились и её повадки и привычки: кошка так же прекрасно ориентируется в незнакомой обстановке, замечательно видит в темноте и всегда удачно охотится. Однако своенравный характер, не похожий на других животных, кошка приобретает в глазах человека и отрицательные черты.

В ходе исследовательской работы нами было проанализировано около 50 различных русских народных сказок и сказок народов мира, а также около 15 авторских литературных произведений, в каждом из которых, так или иначе, встречался образ кошки. Также были рассмотрены русские народные пословицы и поговорки, народные приметы, в которых отражён интересующий нас образ.

 

Глава 1. Образ кота(кошки) в фольклоре.

   Примерно 6000 лет назад люди приручили дикую кошку. Когда появилась кошка на Руси сказать сложно. Но то, что крестьяне всегда любили и берегли кошек это точно. Им доверяли стеречь хранилища муки, пшеницы. Когда вселялись в новую избу, то первой переступала порог кошка. Люди верили, что приход кошки принёс дому уют и благополучие.  Интересный факт, как на Руси ценилась кошка. Гривна-слиток серебра весом 205 гр.  Она делилась на ногаты (20-я часть) и куны (50-я часть). За куну можно было пообедать, правда, неплотно. Так вот, в своде законов 14 века устанавливается штраф за украденное животное.

 За голубя платили 9 кун, за утку или журавля 30 кун, за лебедя 70 кун, за корову 40 кун, а за кошку, собаку или вола -3 гривны. Кошка приравнивалась по цене к волу! Это деньги немалые.

Людьми придумано огромное количество загадок, прибауток, скороговорок и пословиц, колыбельных. Немало и примет, связанных с кошками. Ведь они всегда жили рядом с человеком, и человек всегда мог наблюдать за ними, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.  Кошка – удивительное животное. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Именно поэтому кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героем многих фольклорных и литературных произведений.

Чтобы более полно исследовать роль кошки в русской культуре, выделим три составляющих: образ кошки в системе народных верований, в народных сказках, в литературных произведениях.

 

1.1. Поговорки, пословицы:

- «Кошка да баба в избе, мужик да собака во дворе» – в этой русской пословице указано место, которое отводилось кошке и её близость к человеку.

- Считалось, что в отношении к кошке лучше всего проявлялись черты характера людей: «Кто кошек любит, будет жену любить». Даже во время сватовства бабушка невесты старалась посадить жениху на колени кошку и смотрела: если он кошку погладит – будет хорошим мужем, если прогонит – плохим.

- В пословице «Гордому кошка на грудь не скочит» - определялся характер человека.

- Но хорошо виден и характер кошек. Например, «Кошачья лапка мягка – да коготок остер». Это значит будь в делах осторожен.

- Стар кот, а масло любит.

- Ложка не кошка, рта не оцарапает.

- Сболтнул бы коток, да язык короток.

- Не все коту масленица, будет и Великий Пост.

- Взяло кота поперек живота.

- Что поп, что кот – не поворча, не съест.

- Рано пташка запела – как бы кошка не съела.

- Кошки грызутся – мышам приволье.

- Живуч, как кошка.

- Ночью все кошки серы. 

 

1.2. Суеверия.

Многие из нас верят в различные суеверия.

Мы провели опрос. На вопрос: «Какие вы знаете приметы о кошках?» все ответили: «Черный кот дорогу перейдет – к несчастью». (см. Приложение 1). Но, может быть, не кошка причина последующих несчастий? Просто она нас предупреждает: иди другой дорогой. Она почувствовала, что вам грозит опасность и, перебегая дорогу, расчищает вам другой путь?

- Считается, что трехцветная кошка отгоняет нечистую силу.

- Кошки способствуют и успешной торговле. Для этого нужно, чтобы по продаваемому товару прошла кошка. Считается, что это привлечет много покупателей и весь товар будет удачно продан.

- Существует и такое поверье, пришедшее из тех времён, когда кошки были особо почитаемы: «Кота убить – семь лет ни в чём удачи не видать».

- На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать. До сих пор существует такой обряд, когда на новоселье первой в дом впускают кошку. Так по старинному поверью, кто первый переступает порог нового дома – тот первым и умирает. А кошка имеет девять жизней – она может возродиться.

- Способность кошек при любом падении всегда приземляться на лапы удивляет, видится в этом что-то мистическое. Говорят, что они обладают особым «шестым чувством».

- Среди множества народных примет есть приметы о погоде, которые основаны на длительном наблюдении за поведением кошек: «Кошка клубком – на мороз», «Кошка лежит брюхом вверх – к теплу», «Кошка стену дерёт - к непогоде». "Кошка крепко спит – к теплу", "Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью", "Кошка скребет пол – на ветер, на метель", "Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде", "Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью".

 А еще почему-то в XIX веке русские считали, что если кошка поест вареного гороху, то оглохнет.

 

1.3. Колыбельные. 
Мамы и бабушки часто поют детям колыбельные. А кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По славянской мифологии, кошка сотворена из рукавицы Девы Марии, считается «носит сон в рукаве», бережет малых деток и гонит прочь всякую нечисть. Именно поэтому так много существует колыбельных песен о котах.

А котики серые,

А хвостики белые,

По улицам бегали,

По улицам бегали,

Сон да дрему сбирали,

Сон да дрему сбирали.

Приди котик ночевать,

Да приди дитятко качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу.

Дам кувшин молока

Да дам кусок пирога.

Ешь-то, котик, не кроши

Да больше у меня не проси. 
Баю-бай,котенок мой,

Спи, усни, ребенок мой...

Вот тебе под спинку -

Мягкую перинку

Сверху на перинку-чистую простынку.

Вот тебе под ушки -белые подушки,

Одеяльце на пуху и платочек наверху...

Баю-бай, котенок мой,

Спи-усни, ребёнок мой! 
Котик песенку поёт

В уголке у печки…

Мой сыночек спать идёт,

Догорели свечки.

Котик песенку поёт,

Ждёт сынка кроватка!

Скоро мальчик мой уснёт

На кроватке сладко.

Ночка тёмная уйдёт;

Снова утро будет…

Котик песню допоёт,

Котик нас разбудит…

Выйдет солнышко опять,

В окна к нам заглянет…

И сыночек мой гулять

Собираться станет.

У кота ли, у кота 
Колыбелька золота, 
У дитяти моего 
Есть покраше его. 
У кота ли, у кота 
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Одеяльце хорошо,
У дитяти моего 
Есть получше его. 
У кота ли, у кота 
Занавесочка чиста,
У мого ли у дитяти
Есть почище его, 
Есть почище его 
Да покраше его.

 

1.4. Образ Кота в русской мифологии.

Кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. По уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы. Попробуем же определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественных произведениях.

В славянской мифологии кошка выполняет четыре функции: "кошка-демон"; "кошка-домовой"; "кошка-творец" и "кошка-разрушитель"; "кошка-проводник".

Условно первую группу назовём "кошка-демон". В мифологии кошка выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.

У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытаращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.

Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового.

Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством.

Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.

Третья группа: фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической.

Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает.

 

Глава 2. Образ кота (кошки) в русской народной сказке.  

По итогам проведённой нами анкеты совсем мало было названо сказок о кошках: «Кот в сапогах», «Кот, петух и лиса», «Простоквашино», «Кошкин дом», «Приключения Буратино», «Кот и лиса». (см. Приложение 1)

Изучая русские народные сказки, мы заметили, что кот может быть разным. В сказках он выступает в нескольких ролях. 

Это может быть кот-обманщик. Например, в сказке «Кот и лиса». За его шкодливость хозяин снёс его в лес. Но кот не только не пропал, он даже сумел вместе с лисой заставить всех зверей в лесу приносить им подарки. Плутовские свойства кота сближают его с лисой. Он даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных. А в сказке «Кот и баран» хитрый кот, ворующий у хозяев сметанку, за что его хотели убить, обманом созвал бежать с собой барана. А затем сумел обмануть стаю волков, медведя и лису.
Кот – защитник, так можно назвать кота из сказки «Кот, петух и лиса». В этом сказании кот спасает петуха, которого лиса обманом выманивает из домика. Кот здесь умный. Он учит петуха, как надо поступать, когда придёт лиса. Чтобы выручить попавшего в беду друга, кот оказывается хитрее лисы. Он выманивает плутовку из норы и освобождает петушка, а лису наказывает. Здесь кот – положительный герой. 
Кот-помощник. Мудрость издавна приписывалась кошке. В сказках она очень часто выполняет функцию помощника: помогает своим друзьям или хозяину избежать каких-либо неприятностей, даже спастись от смерти. Коты подсказывают нужный выход из беды и избавляют от несчастий.

Это, например, Васька из сказки «Волшебное кольцо». Взамен за доброту главного героя Мартынки, кот помогает ему, хотя на протяжении всей сказки продолжает хитрить, обманывать и добиваться своего. 
Но что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. Примером может послужить сказка «Кот в сапогах», в которой кот помогает своему хозяину, сыну мельника, стать маркизом и мужем королевской дочери.  Пример бескорыстной помощи виден в сказке "Мудрая жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. 

Потом новый хозяин – "корабельник" – продаёт кошку за большие деньги. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.

Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, Бабе- Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но всё равно будет помогать: совершать положительные поступки. В сказке «Баба-яга» девушке, попавшей в беду, помогает кот, принадлежащий самой Бабе-яге. За доброту платит добротой: «Я тебе сколько служу, ты мне косточки не бросила, а она мне ветчинки дала». – говорит он. 
В разных сказках кошка часто имеет черты других сказочных персонажей. Она может быть хитрой плутовкой как лиса, также может иметь и черты, приписываемые обычно собаке, – преданность и верность. 
Среди рассмотренных нами сказок не было найдено ни одной, где кошка, в

отличие от лисы, являлась бы исключительно отрицательным персонажем, но все же образ кошки двойственен.

 В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.

Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".

Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А.С.Пушкиным. Образ кота ученого – неотъемлемого представителя сказочного мира – он ввел в Пролог поэмы "Руслан и Людмила"

В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром.

Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка. Не видя и не ощущая вокруг нас злых духов, мы никак не связаны с иным миром, в отличие от кошки, которая стоит на границе этих миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира.

Мир зверей может быть интересен и сам по себе, но в сказках он "одухотворён и домыслен человеческим воображением".

Сказки о животных представляют собой особой тип сказок. И, хотя в сказках говорится про зверей, на самом деле подразумеваются люди. В зависимости от особенностей животных в природе люди наделяли их своими, человеческими качествами. Иногда образы тех или иных животных обретали характер определённых сословных типов общества. Стоит отметить, что зачастую одни животные постоянно выступают в качестве положительных персонажей, другие – в качестве отрицательных. Как же представлен образ кошки в сказках народов мира? Приведём несколько примеров.

Например, в индийской сказке «Братец Амбе и братец Рамбе» кот представлен обманщиком. Хитростью он безо всяких усилий ест мышей. В конце концов, мыши узнают об обмане, и кот остаётся голодный. Здесь кот отождествляется с человеком, имеющим высокий социальный статус и угнетающим других людей, которые представлены мышами. В сказке показывается победа над угнетателем в реальном мире.

Находит в сказках своё отражение и плутовство кота. В индонезийской сказке «Кот и обезьянки» кот всё время обманывает глупых обезьян, причем, не извлекая из этого собственной выгоды, а исключительно из-за плутовства, присущего ему.

У итальянцев есть сказка «Волшебное кольцо», сюжет которой полностью совпадает с аналогом русской сказки. Интересно, что в отличие от русской сказки, где собака показана сообразительнее кота, в итальянской сказке наоборот: кот оказывается намного умнее и хитрее собаки, он придумывает, как найти кольцо и вернуть его хозяину. Также в итальянской сказке подлой оказывается собака, которая хочет сама отнести кольцо хозяину. В русской же сказке подлым оказывается кот.

Сравнивая русские народные сказки и сказки народов мира, можно увидеть в них некоторые сходства и различия. Во всех культурах представлен образ кошки-помощника, кошки, совершающей добрые дела, помогающей человеку или другим персонажам. Иногда кошка делает это ради собственно выгоды, а иногда из бескорыстного, искреннего желания помочь, преданности хозяину или верности своим друзьям. Также часто встречается образ кота-обманщика. Во всех традициях кошка свободолюбива, она может быть предана до конца жизни своему хозяину, но никогда не откажется от свободы и может предать хозяина за плохое, неуместное обращение с ней. Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, мотивы её поступков далеко не всегда ясны.

Ярким примером кошки в русской литературе может послужить Кот Учёный из сказок А.С.Пушкина. Кот Учёный – мудрый советчик, помощник заблудших. Образ Кота Учёного восходит к персонажу русских сказок коту Баюну. Кот Учёный - средоточие народной мудрости, хранитель песен и сказок, носитель русской фольклорной традиции; вокруг него расстилается реальность, полная поэтических чудес и таинственных превращений.


Глава 3. Образ кошки (кота) в литературных произведениях.

Кошки часто становились персонажами литературных произведений. В некоторых из них коты выступают в образах отрицательных героев – жадный негодяй Базилио из «Приключения Буратино» Алексея Толстого, коты из басен Ивана Андреевича Крылова, высмеивающие человеческие пороки: плутовство, лень.

Кошка — главный герой русских колыбельных песен. Хотя у Самуила Яковлевича Маршака в «Сказке о глупом мышонке» доверенный ей мышонок пропадает: «Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать, ищет глупого мышонка, а мышонка не видать». Зато в «Сказке об умном мышонке» кошка опростоволосилась и потеряла мышку.

Древнейший литературный жанр, в котором издавна "поселились" кошки, – это басни, начиная с Эзопа. В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века.

Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство: "Свирепый тот мучитель-кот!" (А. Сумароков. "Кот и Мышь"), ":под видом кротости он враг наш" (И. Дмитриев. "Петух, Кот и Мышонок"), ":коты и все умны, но только лицемерны" (А. Измайлов. "Чёрный Кот"), "Что тягостно уму, того не нужно знать" (В. Жуковский. "Кот и зеркало"), "Известных я врагов всегда предпочитаю Друзьям, которые царапать мастера" (В. Пушкин. "Кот и Моська"), "Худые песни соловью в когтях у кошки" и "А Васька слушает да ест" (И. Крылов. "Кошка и Соловей", "Кот и Повар"), С. Михалков "Коты и мыши":

Кот Тимофей – открытая душа, 
Коту Василию принес в зубах мыша: 
Кот Васька отмечал день своего рожденья 
И принимал преподношенья. 
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос: 
"Спасибо, брат! Но только зря старался! 
Давно прошли те дни, 
Когда мышами я питался...
Уж ты меня, дружище, извини!"
Смущенный гость был удивлен безмерно: 
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно! 
Хотел переспросить, но... подали обед: 
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет, 
Колбасы всех сортов и даже 
Такую колбасу, которой нет в продаже!.. 
К столу все новые закуски подносили. 
Тимошка-кот наелся до ушей. 
"Вот так, брат, и живем... – мурлыкал кот Василий, – 
Обходимся, как видишь, без мышей!" 
Когда бы у меня читатели спросили, 
О чем завел я в этой басне речь, 
Я им ответил бы, что данный кот Василий 
Жрал то, что должен был стеречь! 
А этаких котов, не ловящих мышей, 
Из кладовых пора бы гнать взашей!

Всем хорошо известен ученый кот из повести А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Он ходит по цепи вокруг могучего дуба — «идет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит».

В сказке Евгения Шварца «Новые приключения Кота в сапогах» кот помогает людям: ловит крыс и мышей. А мальчика Серёжу он спасает от злой колдуньи жабы. Здесь он настоящий помощник – помогает детям стать дружными и послушными.

В образе помощницы выступает кошка Мурёнка в сказке Павла Бажова «Серебряное копытце». Подобранная девочкой Дарёнкой, она скрашивает её одиночество и помогает увидеть Серебряное копытце, а затем пропадает.

Кошки — извечные враги мышей. С детских лет это знают все. А вот знакомый всем добросердечный и великодушный кот Леопольд позволяет мышам устраивать охоту на себя и призывает всех жить дружно. В произведении Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» кот Матроскин - хитрый, умный и предприимчивый. Вызывает умиление «Котёнок по имени Гав» из сказки Георгия Остера, здесь маленький котёнок дружит со щенком. А книга Владимира Степанова так и называется «Муркины сказки».

Кошки и собаки считаются извечными врагами. Но нет правил без исключения. Много примеров их верной дружбы, хотя и здесь кошки выступают, как более хитрые, ищущие выгоду для себя, создания.

И хотя кошка живёт рядом с человеком очень давно, более 5 тысяч лет, она так и осталась «неприрученным домашним животным» - маленькой пантерой. Если собаку можно дрессировать, научить каким-то командам, то кошки дрессуре поддаются с большим трудом, ведут себя, как хотят, спят, где хотят и едят только то, что хотят.
Кто такие кошки с вами мы узнали. 
Отважные охотники за крысами, мышами. 
Шкодливые, игривые, нежные, покорные 
Коварные и верные, упрямые, проворные. 
И боги кошек любят, и мы их обожаем! 
Прочитайте сверху вниз первые буквы строчек: КОШКИ

«Кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость».   Надпись на древних могилах

Один из наиболее образных котов в русской литературе - Бегемот из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, он паясничает, скоморошничает. Бегемот - самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Бегемот – мелкий хулиган, превращающийся в жестокого разрушителя. В основе взаимоотношений Геллы и Маргариты с котом лежит русская мистическая мысль, приписывающая ведьме обладание черным котом как обязательным магическим символом: кот помогает готовить отвары, охраняет пленников, добывает нужные травы и грибы. Булгаков использует тип "Ведьма с Черной Кошкой".

Необычный образ кота был создан английским писателем Льюисом Кэрроллом – Чеширский кот, персонаж книги «Алиса в Стране чудес». Это постоянно улыбающийся кот, умеющий по собственному желанию быстро исчезать или, наоборот, постепенно растворяться в воздухе, оставляя на прощанье лишь улыбку. Чеширский кот предстаёт перед нами философом, в его мыслях много потрясающих идей. Чеширский кот является также помощником, он выручает Алису, помогает ей уйти от неприятностей.

 

Заключение. 

И все же: какая она кошка в литературе? Отличаются ли наши любимицы от сказочных персонажей?

Познакомившись с разными образами кошки в литературе, пришли  к выводу о том, что кошка обладает совершенно одинаковыми чертами и в древней мифологии, и в фольклоре, и сказках разных народов мира. Кошки становятся для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошки очень похожи на нас с вами. И все же кошка остаётся существом таинственным и загадочным. Вот такие они, сказочные кошки, очень разные и многогранные. Никто не знает, что от них ожидать, и возможно в этом и заключается маленькое волшебство чудесных созданий. Следовательно, я могу сделать вывод, что моя гипотеза верна.

Несмотря на то, что образ кошки в литературе неоднозначен, и она продолжает оставаться таинственной, непостижимой, до конца непонятной человеку, она всё-таки выступает как олицетворение уюта, домашнего очага, тепла и покоя, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься, Это самое ласковое создание, которое не только поступками, а и просто своим присутствием помогает человеку в трудную минуту. Люди, которые любят этих животных, утверждают, что они, источают покой, приносят удачу, счастье, богатство, человек становится добрее и терпимее. Они умеют любить, лечить, спасать от одиночества, быть преданными и верными друзьями. Большинство участников анкетирования ответили, что их домашние питомцы влияют на них только положительно. (см. Приложение1). Поэтому если у вас есть в доме кошки, внимательно присмотритесь к ним, любите их и самое главное помните слова Антуана де-Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

В качестве итогового продукта в ходе подготовки проектной работы нами был создан каталог литературных произведений, где в качестве героя произведения встречается кот или кошка. Данный каталог должен стать пропагандой чтения среди детей и их родителей, т.к. исходя из опросов учеников к котам и кошкам 80 % опрошенных относятся с любовью, значит и произведения о котах и кошках будут предпочтительны для прочтения.