Технологическая карта урока «Подобие фигур»

Дата публикации: 2018-12-03 17:19:37
Статью разместил(а):
Пименова Ольга Владимировна

Технологическая карта урока

«Подобие фигур»

(второй урок)

Автор: Пименова Ольга Владимировна

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: беседа и самостоятельная работа.

Формы организации: коллективная и групповая (работает 4 группы по одинаковым заданиям).

Цель урока: сформировать представления учеников о подобии прямоугольников, знания, что частное площадей подобных прямоугольников равно квадрату их коэффициента подобия; умения находить коэффициент подобия прямоугольников через отношение их сходственных сторон; стороны одного прямоугольника по коэффициенту подобия и сторонам другого прямоугольника.

Задачи урока:

Предметные результаты: находить подобные фигуры в окружающем мире; находить у прямоугольников сходственные стороны, вычислять коэффициент подобия прямоугольников, зная их сходственные стороны; стороны одного прямоугольника по коэффициенту подобия и сторонам другого прямоугольника.

Метапредметных результаты.

Регулятивные: ставить цели деятельности на каждом этапе урока, составлять план деятельности, выполнять план, осуществлять самооценку и самоконтроль.

Познавательные: самостоятельно работать с электронным учебником, рабочей тетрадью, компьютером и учебными моделями (геометрическими фигурами плоскими и объемными); проводить исследования и делать выводы; сравнивать, классифицировать фигуры (подобные и неподобные), подводить под понятие «подобные фигуры»; находить ответы на вопросы, используя электронный учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущем уроке.

Коммуникативные: сотрудничать в группе; отвечать на вопросы учителя и учеников в группе, обосновывать свою позицию; формулировать свои цели и личные успехи на уроке.

Личностные результаты: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, трудолюбие и самостоятельность, инициативность; видеть красоту подобных фигур; понимать личную ответственность за результат работы группы.

Оборудование для урока:

1. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Электронный учебник. – М. ДРОФА, 2013.

2. Муравин Г.К., Муравина О.В. «Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.1. – М.: ДРОФА, 2013.

3. План работы и геометрические фигуры на каждую парту.

 

Ход урока

Этапы урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1. Самоопред-еление к деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности  посредством эмоциональной обстановки

 (1 мин)

Сегодня мы отправимся в путешествие и возьмем с собой ноутбуки со всеми программами, которые на них установлены.

Включите, пожалуйста, компьютеры. Найдите среди учебников, закаченных в ноутбуки, учебник «Математика. 6 класс». Откройте учебник на странице 5, затем на с.6.

Тема урока «Бесподобное подобие».

Вопрос: Как вы понимаете слова «Бесподобное подобие»?

Ответ: Синонимы к слову «бесподобный»: неподражаемый, несравненный, идеальный, красивый, волшебный, замечательный.

«Бесподобное подобие» я понимаю, как  «необыкновенное подобие».

«Бесподобное подобие» я понимаю, как  «красивое подобие».

«Бесподобное подобие»   -- это идеально похожие фигуры.

Итог: Сегодня на уроке мы будем изучать идеально похожие фигуры или подобные фигуры.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу с помощью темы урока.

Взаимное приветствие, учащиеся настраиваются на работу, дают свое объяснение теме урока.

Личностные результаты: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать что-то новое, проявлять активность.

Коммуникативные результаты: давать свое объяснение теме урока.

Познавательные результаты: применять приемы работы с компьютером (включать, открывать электронный учебник на требуемой странице).

2.Актуализа-ция опорных знаний.

Цель: актуализиро-вать  учебные знания и умения учащихся для восприятия нового материала

(5 мин)

 

Вопрос: Что мы изучали на прошлом уроке?

Ответ: Подобные фигуры.

Урок начинается с фронтальной проверки домашнего задания. Работа организуется с помощью сигнальных карточек.

Для обсуждения предлагаются вопросы.

1. Какие фигуры называют подобными?

2. Что такое коэффициент подобия?

3. Что значит, что первая фигура подобна второй с коэффициентом 3? С каким коэффициентом при этом вторая фигура подобна первой? 

4. Как находили коэффициенты подобия кругов, что при этом измеряли?

Задание. Давайте проверим, усвоен ли материал прошлого урока и  выполним интерактивы, которые расположены рядом с № 3 (Классификация фигур, нахождение подобных фигур среди предложенных).

Тем, кто не справился с этими заданиями полезно повторить понятие «подобные фигуры» и с этой целью посмотреть  озвученную демонстрацию на с. 7.

Организует диалог с учащимися по актуализации полученных на прошлом уроке знаний, проверяет домашнее задание.

Рассказывают, как они выполняли домашнее задание.

Регулятивные  результаты: осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные результаты: выражать свои мысли, обосновывать свои ответы.

Познавательные результаты: классифицировать фигуры

(подобные, неподобные); подводить под понятие «подобные фигуры».

3.Постановка учебной задачи.

Цель:

познакомить с планом работы на уроке.

 (4 мин)

Сегодня на уроке мы будем изучать подобие прямоугольников.

Для этого мы совершим путешествие по следующим станциям.

Первая станция называется «Изучай», на которой вы посмотрите видеоролик после № 3.

Вторая станция  «Исследуй»: предстоит выполнить задание № 2 в рабочей тетради, вычислить периметры и площади прямоугольников, заполнить таблицы, сравнить результаты и сделать вывод о подобных прямоугольниках.

Третья  станция  «Применяй», на которой надо выполнить интерактив в № 6.

Четвертая  станция «Самоконтроль»: необходимо выполнить тест, а компьютер его проверит, правильно ли вы его сделали.

Пятая станция «Фотосессия подобных фигур»: нарисовать, подобрать, сфотографировать и представить нам подобные фигуры.

Если в ходе урока у вас возникнут трудности, Вы можете обратиться к электронному учебнику или написать мне  в чат.

Знакомит с планом урока.

 

Формулирует проблему урока.

 

Уточняет понимание учащимися  плана работы.

Изучают  план работы группы, который лежит на столе.

 

Регулятивные  результаты: ставить перед собой учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;  

знакомиться с планом работы группы; понимать поставленные и принимать их; предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики.

4. Этап изучения нового материала в обобщенном виде.

Цель: организовать самостоятельное изучение материала. 

(5 мин)

Первая станция называется «Изучай».

Посмотреть видеоролик о вычислении коэффициента подобия фигур, который стоит в электронном учебнике после № 3. 

Организовывает самостоятельный просмотр видеоролика.

Следит за работой класса по своему компьютеру;

следит за вовлечённостью     учащихся в работу.

Смотрят видеоролик о том, как найти  коэффициент подобия фигур.

Регулятивные результаты: планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий.

Познавательные результаты: применять приемы работы с  электронным учебником (запускать видеоролик, отключать его).

Личностные результаты: понимать личную ответственность за результат работы.

5. Этап изучения нового материала для конкретных прямоугольников.

Цель: сформировать знания учащихся о подобных прямоугольниках, их коэффициен-те подобия. 

 (10 мин)

Вторая станция  «Исследуй».

Выполнить задание № 2 в рабочей тетради, вычислить периметры и площади прямоугольников, заполнить таблицы, сравнить результаты и сделать вывод о подобных прямоугольниках.        

Организовывает исследовательскую работу учащихся на распознавание подобных прямоугольников,  обеспечивает мотивацию выполнения задания,  осуществляет индивидуальный контроль.

Выполняют  исследователь-ское задание в рабочей тетради, высказывают своё мнение,  слушают ответы друг друга, анализируют их.

 

Личностные результаты: понимать личную ответственность за результат работы группы.

Регулятивные результаты:

планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий.

Познавательные результаты: применять приемы работы с рабочей тетрадью; выполнять исследовательскую работу, заполнять таблицы, делать выводы; применять знания в новой ситуации.

6. Этап первичного закрепления.

Цель: закрепить знания о периметре и площади подобных прямоугольников. 

(5 мин)

Третья станция «Применяй». Выполнить интерактив (в задании 1 используется периметр подобного прямоугольника, в задании 2 –  площадь подобного прямоугольника) в электронном учебнике рядом с  № 6. 

Следит по электронному журналу за выполнением заданий, осуществляет индивидуальный контроль.

Применяют полученные знания в интерактивен в электронном учебнике в №6.

Личностные результаты: проявлять способность к волевому усилию; адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Познавательные результаты: применять приемы работы в интерактивном режиме с электронным учебником.

Регулятивные результаты: понимать цель работы с интерактивном, порядок действий; осознать, что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

Коммуникативные результаты:  интегрироваться в работу группы, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, следить за действиями партнёра, сотрудничать с партнёром.

7. Этап контроля и самоконтролязнаний

Цель: проконтроли-

ровать уровень усвоения знаний на уроке.

(5 мин)

Четвертая  станция «Самоконтроль».

Выполнить тест в электронном учебнике на с.14.

Организует проверку усвоения материала с помощью контрольного теста в электронном учебнике.

Самостоятель-но выполняют тест с компьютерной проверкой по эталону; 

фиксируют количество правильных и неправильных ответов.

Личностные результаты: желание знать уровень усвоения знаний на уроке.

Регулятивные результаты:

осуществлять  итоговый контроль на уроке в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательный результат: осуществлять контроль знаний  в интерактивном режиме в электронном учебнике.

Коммуникативные результаты: следить за действиями партнёра, сотрудничать с партнёром.

8. Создание портфолио урока.

Цель: создать творческий продукт урока.

(2 мин)

Пятая  станция «Фотосессия подобных фигур».

Портфолио урока.

Помогает учащимся, у которых возникают трудности с выполнением задания.

Подбирают подобные фигуры, рисуют их, фотографиру-ют подобные фигуры с помощью компьютера.

Личностные результаты: проявлять интерес к творческой работе.

Познавательные результаты: подбирать подобные фигуры; применять приемы работы с компьютером в режиме фотосъемки.

9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание

Цель: подведение итогов урока. 

 (3 мин)

Вопросы: Что нового на уроке вы узнали?

Достигли ли мы на уроке поставленных целей?

Какие у вас были успехи?

Какими результатами вы гордитесь?

Домашнее задание: № 5 (3), 6 (4), 23*.

Спасибо за активную работу на уроке.

Отметки за урок

Акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию, даёт комментарии к домашнему заданию, к выставленным оценкам за урок.

Отвечают на вопросы,  формируют конечный результат,  рассказывают что узнали,  чему научились,  какие трудности испытали,  какими успехами гордятся,  записывают домашнее задание, получают консультацию.

Личностные результаты:  оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи.

Регулятивные результаты: сравнивать цели урока и полученные результаты путем выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения знаний.

Коммуникативные результаты:  формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи.

Использованная литература:

1. Рабочие программы. Математика. 5–9 классы. – М.: ДРОФА, 2013. с.33 (Пять уроков на изучение темы)

2. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Дидактические материалы. – М.: ДРОФА, 2013.

3. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Методическое пособие. – М.: ДРОФА, 2013.