Технологическая карта урока «Подобие фигур»
Технологическая карта урока
«Подобие фигур»
(второй урок)
Автор: Пименова Ольга Владимировна
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: беседа и самостоятельная работа.
Формы организации: коллективная и групповая (работает 4 группы по одинаковым заданиям).
Цель урока: сформировать представления учеников о подобии прямоугольников, знания, что частное площадей подобных прямоугольников равно квадрату их коэффициента подобия; умения находить коэффициент подобия прямоугольников через отношение их сходственных сторон; стороны одного прямоугольника по коэффициенту подобия и сторонам другого прямоугольника.
Задачи урока:
Предметные результаты: находить подобные фигуры в окружающем мире; находить у прямоугольников сходственные стороны, вычислять коэффициент подобия прямоугольников, зная их сходственные стороны; стороны одного прямоугольника по коэффициенту подобия и сторонам другого прямоугольника.
Метапредметных результаты.
Регулятивные: ставить цели деятельности на каждом этапе урока, составлять план деятельности, выполнять план, осуществлять самооценку и самоконтроль.
Познавательные: самостоятельно работать с электронным учебником, рабочей тетрадью, компьютером и учебными моделями (геометрическими фигурами плоскими и объемными); проводить исследования и делать выводы; сравнивать, классифицировать фигуры (подобные и неподобные), подводить под понятие «подобные фигуры»; находить ответы на вопросы, используя электронный учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущем уроке.
Коммуникативные: сотрудничать в группе; отвечать на вопросы учителя и учеников в группе, обосновывать свою позицию; формулировать свои цели и личные успехи на уроке.
Личностные результаты: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, трудолюбие и самостоятельность, инициативность; видеть красоту подобных фигур; понимать личную ответственность за результат работы группы.
Оборудование для урока:
1. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Электронный учебник. – М. ДРОФА, 2013.
2. Муравин Г.К., Муравина О.В. «Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.1. – М.: ДРОФА, 2013.
3. План работы и геометрические фигуры на каждую парту.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
1. Самоопред-еление к деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством эмоциональной обстановки (1 мин) |
Сегодня мы отправимся в путешествие и возьмем с собой ноутбуки со всеми программами, которые на них установлены. Включите, пожалуйста, компьютеры. Найдите среди учебников, закаченных в ноутбуки, учебник «Математика. 6 класс». Откройте учебник на странице 5, затем на с.6. Тема урока «Бесподобное подобие». Вопрос: Как вы понимаете слова «Бесподобное подобие»? Ответ: Синонимы к слову «бесподобный»: неподражаемый, несравненный, идеальный, красивый, волшебный, замечательный. «Бесподобное подобие» я понимаю, как «необыкновенное подобие». «Бесподобное подобие» я понимаю, как «красивое подобие». «Бесподобное подобие» -- это идеально похожие фигуры. Итог: Сегодня на уроке мы будем изучать идеально похожие фигуры или подобные фигуры. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу с помощью темы урока. |
Взаимное приветствие, учащиеся настраиваются на работу, дают свое объяснение теме урока. |
Личностные результаты: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать что-то новое, проявлять активность. Коммуникативные результаты: давать свое объяснение теме урока. Познавательные результаты: применять приемы работы с компьютером (включать, открывать электронный учебник на требуемой странице). |
2.Актуализа-ция опорных знаний. Цель: актуализиро-вать учебные знания и умения учащихся для восприятия нового материала (5 мин)
|
Вопрос: Что мы изучали на прошлом уроке? Ответ: Подобные фигуры. Урок начинается с фронтальной проверки домашнего задания. Работа организуется с помощью сигнальных карточек. Для обсуждения предлагаются вопросы. 1. Какие фигуры называют подобными? 2. Что такое коэффициент подобия? 3. Что значит, что первая фигура подобна второй с коэффициентом 3? С каким коэффициентом при этом вторая фигура подобна первой? 4. Как находили коэффициенты подобия кругов, что при этом измеряли? Задание. Давайте проверим, усвоен ли материал прошлого урока и выполним интерактивы, которые расположены рядом с № 3 (Классификация фигур, нахождение подобных фигур среди предложенных). Тем, кто не справился с этими заданиями полезно повторить понятие «подобные фигуры» и с этой целью посмотреть озвученную демонстрацию на с. 7. |
Организует диалог с учащимися по актуализации полученных на прошлом уроке знаний, проверяет домашнее задание. |
Рассказывают, как они выполняли домашнее задание. |
Регулятивные результаты: осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения знаний. Коммуникативные результаты: выражать свои мысли, обосновывать свои ответы. Познавательные результаты: классифицировать фигуры (подобные, неподобные); подводить под понятие «подобные фигуры». |
3.Постановка учебной задачи. Цель: познакомить с планом работы на уроке. (4 мин) |
Сегодня на уроке мы будем изучать подобие прямоугольников. Для этого мы совершим путешествие по следующим станциям. Первая станция называется «Изучай», на которой вы посмотрите видеоролик после № 3. Вторая станция «Исследуй»: предстоит выполнить задание № 2 в рабочей тетради, вычислить периметры и площади прямоугольников, заполнить таблицы, сравнить результаты и сделать вывод о подобных прямоугольниках. Третья станция «Применяй», на которой надо выполнить интерактив в № 6. Четвертая станция «Самоконтроль»: необходимо выполнить тест, а компьютер его проверит, правильно ли вы его сделали. Пятая станция «Фотосессия подобных фигур»: нарисовать, подобрать, сфотографировать и представить нам подобные фигуры. Если в ходе урока у вас возникнут трудности, Вы можете обратиться к электронному учебнику или написать мне в чат. |
Знакомит с планом урока.
Формулирует проблему урока.
Уточняет понимание учащимися плана работы. |
Изучают план работы группы, который лежит на столе.
|
Регулятивные результаты: ставить перед собой учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; знакомиться с планом работы группы; понимать поставленные и принимать их; предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики. |
4. Этап изучения нового материала в обобщенном виде. Цель: организовать самостоятельное изучение материала. (5 мин) |
Первая станция называется «Изучай». Посмотреть видеоролик о вычислении коэффициента подобия фигур, который стоит в электронном учебнике после № 3. |
Организовывает самостоятельный просмотр видеоролика. Следит за работой класса по своему компьютеру; следит за вовлечённостью учащихся в работу. |
Смотрят видеоролик о том, как найти коэффициент подобия фигур. |
Регулятивные результаты: планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Познавательные результаты: применять приемы работы с электронным учебником (запускать видеоролик, отключать его). Личностные результаты: понимать личную ответственность за результат работы. |
5. Этап изучения нового материала для конкретных прямоугольников. Цель: сформировать знания учащихся о подобных прямоугольниках, их коэффициен-те подобия. (10 мин) |
Вторая станция «Исследуй». Выполнить задание № 2 в рабочей тетради, вычислить периметры и площади прямоугольников, заполнить таблицы, сравнить результаты и сделать вывод о подобных прямоугольниках. |
Организовывает исследовательскую работу учащихся на распознавание подобных прямоугольников, обеспечивает мотивацию выполнения задания, осуществляет индивидуальный контроль. |
Выполняют исследователь-ское задание в рабочей тетради, высказывают своё мнение, слушают ответы друг друга, анализируют их.
|
Личностные результаты: понимать личную ответственность за результат работы группы. Регулятивные результаты: планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Познавательные результаты: применять приемы работы с рабочей тетрадью; выполнять исследовательскую работу, заполнять таблицы, делать выводы; применять знания в новой ситуации. |
6. Этап первичного закрепления. Цель: закрепить знания о периметре и площади подобных прямоугольников. (5 мин) |
Третья станция «Применяй». Выполнить интерактив (в задании 1 используется периметр подобного прямоугольника, в задании 2 – площадь подобного прямоугольника) в электронном учебнике рядом с № 6. |
Следит по электронному журналу за выполнением заданий, осуществляет индивидуальный контроль. |
Применяют полученные знания в интерактивен в электронном учебнике в №6. |
Личностные результаты: проявлять способность к волевому усилию; адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. Познавательные результаты: применять приемы работы в интерактивном режиме с электронным учебником. Регулятивные результаты: понимать цель работы с интерактивном, порядок действий; осознать, что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. Коммуникативные результаты: интегрироваться в работу группы, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, следить за действиями партнёра, сотрудничать с партнёром. |
7. Этап контроля и самоконтролязнаний Цель: проконтроли- ровать уровень усвоения знаний на уроке. (5 мин) |
Четвертая станция «Самоконтроль». Выполнить тест в электронном учебнике на с.14. |
Организует проверку усвоения материала с помощью контрольного теста в электронном учебнике. |
Самостоятель-но выполняют тест с компьютерной проверкой по эталону; фиксируют количество правильных и неправильных ответов. |
Личностные результаты: желание знать уровень усвоения знаний на уроке. Регулятивные результаты: осуществлять итоговый контроль на уроке в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательный результат: осуществлять контроль знаний в интерактивном режиме в электронном учебнике. Коммуникативные результаты: следить за действиями партнёра, сотрудничать с партнёром. |
8. Создание портфолио урока. Цель: создать творческий продукт урока. (2 мин) |
Пятая станция «Фотосессия подобных фигур». Портфолио урока. |
Помогает учащимся, у которых возникают трудности с выполнением задания. |
Подбирают подобные фигуры, рисуют их, фотографиру-ют подобные фигуры с помощью компьютера. |
Личностные результаты: проявлять интерес к творческой работе. Познавательные результаты: подбирать подобные фигуры; применять приемы работы с компьютером в режиме фотосъемки. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание Цель: подведение итогов урока. (3 мин) |
Вопросы: Что нового на уроке вы узнали? Достигли ли мы на уроке поставленных целей? Какие у вас были успехи? Какими результатами вы гордитесь? Домашнее задание: № 5 (3), 6 (4), 23*. Спасибо за активную работу на уроке. Отметки за урок |
Акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию, даёт комментарии к домашнему заданию, к выставленным оценкам за урок. |
Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали, какими успехами гордятся, записывают домашнее задание, получают консультацию. |
Личностные результаты: оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи. Регулятивные результаты: сравнивать цели урока и полученные результаты путем выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения знаний. Коммуникативные результаты: формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи. |
Использованная литература:
1. Рабочие программы. Математика. 5–9 классы. – М.: ДРОФА, 2013. с.33 (Пять уроков на изучение темы)
2. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Дидактические материалы. – М.: ДРОФА, 2013.
3. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Методическое пособие. – М.: ДРОФА, 2013.