Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Дата публикации: 2018-12-20 18:38:36
Статью разместил(а):
Звягинцева Татьяна Николаевна

Рабочая программа учебного предмета

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Автор: Звягинцева Татьяна Николаевна

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

- уважение к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, к религиозным или атеистическим чувствам и взглядам людей;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении и потреблении;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов;

- формирование представлений об исторической роли традиционных верований и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметные результаты:

- определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; отбирать и использовать различные источники информации в соответствии с учебной задачей;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном поликультурном, многонациональном, сообществе;

- умение использовать потенциал метапредметных связей общеобразовательных курсов; знание исторических основ процесса духовного творчества.

Предметные результаты предусматривают:

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;

- знание особенностей быта и поведения представителей различных конфессий, представленных в России и Республике Башкортостан;

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, видения окружающего мира;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- развитие потребности в общении с произведениями культурного наследия, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

 

Основное содержание учебного предмета.

7 класс.

Символы нашей Родины.

Духовно-нравственная культура народов Башкортостана - часть российской и мировой культуры. Герб России, его история. Герб России - главный символ нашей страны. Гербы субъектов Федерации. Герб Республики Башкортостан, его история. Гербы районов и городов Башкортостана.

Башкортостан - семья народов

Мозаика народов Башкортостана. Славянские народы (русские, украинцы, белорусы) Башкортостана, их переселение в край. История и современность. Численность и расселение. Традиции и обычаи русских, украинцев, белорусов. Национальная кухня. Фольклор славянских народов края. Славянская культура - основа российской культуры.

В мире культуры Башкортостана.

Поэты, писатели-просветители народов Башкортостана: С. Юлаев, М. Акмулла, М. Уметбаев - башкирского народа; Г. Тукай - татарского народа; К. Иванов - чувашского народа;

С.Т. Аксаков - русского народа; Я. Купала - белорусского народа; М. Рыльский - украинского народа; В. Пурьгине- Горбунова - мордовского народа; И. Осьмин - марийского народа; А.Н. Клабуков - удмуртского народа.

Музыкальная культура народов Башкортостана. Народные инструменты - курай, кубыз, домра, кыл-кубыз, скрипка, балалайка, барабан, гармонь. Культура музыкального народного творчества. Известные творческие коллективы Башкортостана, сохраняющие музыкальное творчество народов республики. Выдающиеся исполнители народной музыки. Известные кураисты Башкортостана (Кубагуш-сэсэн, Баик-сэсэн, Ишмухамет Мурзакаев, Юмабай Исянбаев, Ишмулла Дильмухаметов, Гата Сулейманов, Ришат Рахимов, Юлай Гайнетдинов, Азат Аиткулов, Роберт Юлдашев).

Танцы народов Башкортостана. Исторические танцы. Современные танцы. Богатство народной хореографии. Танцевальные коллективы нашей республики - хранители народной культуры танца. Государственный академический ансамбль народного танца Башкортостана имени Ф. Гаскарова.

Национальный костюм народов Башкортостана. Особенности народной одежды. Орнамент и вышивка. Украшения. Культура ношения народной одежды.

Нравственные ценности народов Башкортостана

Любовь к Родине - основная нравственная ценность народов России. Любовь к родной земле в фольклоре народов, населяющих Башкортостан. Тема любви к Родине в фольклоре славянских народов Башкортостана.

Семья - начало формирования человека и гражданина. Ценность семейной жизни в истории и современности. Защита семьи - забота общества и государства.

Труд во благо. Трудовой подвиг народов Башкортостана освоивших территорию края, построивших города и деревни, возделавших поля и леса.

Служение Отчеству - священный долг. Военная служба в прошлом и настоящем. Герои Башкортостана, защищавшие Родину от вражеских захватчиков. Служба в российской армии как почетная обязанность мужчин России.

Духовные ценности народов Башкортостана. Истоки литературного творчества народов Башкортостана. Многонациональная литература народов Башкортостана, история и современность. Книга - носитель духовных ценностей. Как пишут книгу. Писатель, ученый - авторы книг. Память о прошлом - мемуары и дневники. Искусство изготовления книги. Библиотеки - хранилища знаний и культуры. Выдающиеся писатели и ученые нашего края. Энциклопедии. Башкирская энциклопедия. Словари - хранилища языков. Многотомной свод «Башкирское народное творчество», как кладезь духовных ценностей башкир.

Средства массовой информации в прошлом и настоящем. Современная периодическая печать Башкортостана. Основные республиканские издания: газеты «Республика Башкортостан», «Вечерняя Уфа», «Уфимская неделя», «Уфимские ведомости», «Уфимские вести» (на русском языке), «Башкортостан», «Киске 0фе», «Йэшлек», «Йэншишмэ», журналы «Аманат», «Акбузат» (на башкирском языке), газета «Урал сасси» (на чувашском языке), газета «Кызыл тан,», журнал «ЭллYки» (на татарском языке), газета «Чолман» (на марийском языке). Работа журналиста.

Интернет-сайты - информационные ленты. Интернет-пространство как способ визуализации информации, расширения информационного поля.

Твой духовный мир.

Ценность человеческой жизни в культуре народов Башкортостана. Народная мудрость о поддержке и взаимопомощи. Спасение людей, находящихся в опасности - долг любого человека.

Истоки правосознания народов Башкортостана. Древнейшие правовые кодексы. Современное представление о правах и свободах человека. Конституция России, Конституция Республики Башкортостан о защите прав и свобод человека. Россия - страна свободных людей. Вместе и уважая друг друга, созидаем будущее.

Этикет и культура поведения. Принципы поведения в общественных местах, отраженные в народной мудрости народов края. Русские пословицы и поговорки о нормах поведения. Современные правила поведения за столом. Этикет в столовой, кафе, ресторане. Традиции и правила.

Православие как часть мировой культуры.

Православие: история и современность. Основы православия. Нравственные ценности православия. Роль православия в становлении и укреплении российской государственности. Православные святые и подвижники. Значение православия для российской культуры. Православие в мировой культуре. Православные святыни. Храмы и монастыри. Православные праздники.

Православие - одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана

Православие в Башкортостане: история и современность. Православные храмы нашего края. Православный календарь. Религиозный этикет. Как вести себя в храме.

 

8 класс  

Символы нашей Родины.

Духовно-нравственная культура народов Башкортостана - основа культуры современного российского общества. Флаг России, его история. Флаг Башкортостана. Флаги, знамёна, штандарты. Флаги субъектов Федерации. Флаги районов и городов Башкортостана.

Башкортостан - семья народов.

Этническое многообразие Башкортостана. Финно-угорские народы. Марийцы, мордва, удмурты Башкортостана: численность и расселение, традиции и обычаи. Национальная кухня. Фольклор марийцев, удмуртов, мордвы.

В мире культуры Башкортостана. Происхождение театрального искусства. Обрядовые истоки народного театра. Театральная культура народов Башкортостана. История и современность театра в Башкортостане. Театры Республики Башкортостан. Создание спектакля - труд многих творческих людей. Выдающиеся деятели театрального искусства нашей республики.

Ценность физической культуры. Национальные виды состязаний. Спортивная культура. Спортивная жизнь республики. Массовый спорт. Легкая атлетика, зимние виды спорта. Спорт как часть современной культуры.

Нравственные ценности народов Башкортостана. Принципы общечеловеческих ценностей в культуре народов Башкортостана. Нормы морали и нравственности - основа существования общества. Гуманизм, милосердие к людям, животным - отличительная черта воспитанного человека. Народы Башкортостана о гуманизме и милосердии.

Любовь к Родине - основная тема народного творчества. Патриотические мотивы в фольклоре марийцев, мордвы, удмуртов России и Башкортостана.

Семейные ценности в фольклоре народов Башкортостана. Финно-угорские народы края о значении семьи и родственных связей в жизни человека и общества.

Труд как основа благополучия в народном творчестве. Пословицы, поговорки, притчи финно-угров края, посвященные теме труда. Известные деятели труда - представители марийского, мордовского, удмуртского народов.

Служение Отечеству и героизм народов Башкортостана. Представители финно-угорских народов России и Башкортостана, прославившие себя ратными подвигами.

Духовные ценности народов Башкортостана.

Изобразительное искусство как духовная ценность общества. Происхождение изобразительного искусства. От рисунков в пещере Шульган - Таш до картин современных художников. Творческие союзы, галереи, выставки. Направления в живописи, графике, прикладном искусстве Башкортостана. Искусство фотографии. Архитектура Башкортостана. Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы, фотографы Республики Башкортостан.

Интернет - сайты рассказывающие об искусстве Башкортостана. Виртуальные прогулки по музеям и галереям. Интернет-пространство как возможность познакомиться с культурой народов России и всего мира.

Твой духовный мир.

Нравственность в современном российском обществе. Пример проявления гуманизма, милосердия в поведении людей. Отклонения от нравственных норм у отдельных людей, в том числе подростков, их опасные последствия. Нравственный облик современного молодого человека.

Этикет и культура поведения. Соотношение труда и отдыха в фольклоре народов Башкортостана. Современная культура отдыха и релаксации. Этикет и поведение людей в спортзале, кинотеатре, опере, концертном зале, картинной галерее.

Буддизм в России и Башкортостане.

Возникновение буддизма, его прошлое и настоящее. Основы буддизма. Нравственные ценности буддизма. Буддизм в России. Роль буддизма в укреплении российской государственности. Народы России, исповедующие буддизма. Буддизм в мировой культуре. Буддизм и этикет. Праздники буддистов России. Буддизм в Башкортостане.

Иудаизм в России и Башкортостане. Возникновение иудаизма, его история. Основы иудаизма. Нравственные ценности иудаизма. Иудаизм в мировой культуре. Иудаизм в России. Иудейские религиозные праздники. Религиозный календарь. Иудаизм и этикет. Иудаизм в Башкортостане.

Основы религиозной культуры народов Башкортостана.. История язычества. Основы языческой веры, её гармония с природой. Язычество в культуре народов России.

Религиозные и культурные традиции финно-угорского населения Башкортостана. Религиозные праздники марийцев, удмуртов, мордвы. Священные рощи. Правила поведения в Священной роще.

 

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» выпускник научится:

- осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордость и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения;

- проявлять гуманное отношение, толерантность к людям, правильное взаимодействие в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремиться к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей;

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.);

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета;

- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства);

- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

- проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;

- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

- использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

- оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития;

- работать с историческими источниками и документами;

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Учебно-тематический план:

№ п/п

Разделы 

Количество уроков

7класс

8класс

1

Введение  

1

1

2

Символы нашей Родины  

2

2

Башкортостан-семья народов  

-

2

4

В мире культуры Башкортостана

11

4

5

Нравственные ценности народов Башкортостана

5

4

6

Духовные ценности народов Башкортостана

6

6

7

Твой духовный мир

4

6

8

Буддизм, иудаизм, язычество в религиозной и культурной жизни народов России и РБ

-

6

9

Этика и культура поведения (1 час)

1

-

10

Православие как часть мировой культуры

2

-

11

Православие – одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана

2

-

12

Обобщающий урок

1

2

 

ИТОГО

35

33

 

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

№ 

 

Тема урока.

Дата

Примеч-е

План.

Фактич.

 

 

Введение (1 ч.)

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ПТБ.. Духовно­-нравственная культура народов Башкортостана — часть российской и мировой культуры

05.09.18

 

 

 

Символы нашей Родины (2 ч.)

2.

Символы нашей Родины. Герб России, Гербы субъектов Российской Федерации

14.09.18

 

 

3.

Символы нашей Родины. Герб РБ, Гербы районов и городов РБ

21.09.18

 

 

 

В мире культуры Башкортостана (11 ч.)

4.

Славянские народы в Республике. Русские, украинцы, белорусы в Башкортостане, их переселение в край. 

История и современность

28.09.18

 

 

5.

Славянская культура в нашем крае. Традиции и обычаи русских, украинцев, белорусов. Национальная кухня, фольклор славянских народов края. Славянская культура — основа российской культуры

05.10.18

 

 

6.

Поэты, писатели-просветители башкирского народа. Творчество С. Юлаева, М. Акмуллы, М. Уметбаева, Р. Фахретдинова 

12.10.18

 

 

7.

Поэты, писатели-просветители татарского, чувашского, русского, украинского, мордовского, марийского, удмуртского народов

19.10.18

 

 

8.

Поэты, писатели-просветители татарского, чувашского, русского, украинского, мордовского, марийского, удмуртского народов

26.10.18

 

 

9.

Музыкальная культура народов Башкортостана

09.11.18

 

 

10.

Творческие коллективы Башкортостана

16.11.18

 

 

11.

Выдающиеся исполнители народной музыки. Известные кураисты Башкортостана

23.11.18

 

 

12.

Особенности народной одежды. Орнамент и вышивка. Украшения. Культура ношения народной одежды

30.11.18

 

 

13.

Танцы народов Башкортостана. Исторические танцы. Современные танцы. Богатство народной хореографии.

07.12.18

 

 

14.

Танцы народов Башкортостана. Танцевальные коллективы нашей республики. Государственный академический ансамбль народного танца Башкортостана имени Ф. Гаскарова

14.12.18

 

 

 

Нравственные ценности народов Башкортостана (5 ч.)

15.

Тема любви к родной земле в фольклоре народов республики.

21.12.18

 

 

16.

Тема любви к Родине в фольклоре славянских народов

28.12.18

 

 

17.

Ценность семейной жизни в истории и современности. Защита семьи — забота общества и государства

18.01.19

 

 

18.

Трудовой подвиг народов нашего края

25.01.19

 

 

19.

Служение Отечеству — священный долг.Военная служба в прошлом и настоящем. 

Герои Башкортостана, защищавшие Родину от вражеских захватчиков.

30.01.19

 

 

 

Духовные ценности народов Башкортостана (6 ч.)

20.

Истоки литературного творчества народов Башкортостана. Многонациональная литература : история и современность

01.02.19

 

 

21.

Книга - носитель духовных ценностей.

08.02.19

 

 

22.

Библиотеки - хранилища знания и культуры.

Энциклопедии. Башкирская энциклопедия

15.02.19

 

 

23.

Известные писатели и учёные нашего края

22.02.19

 

 

24.

Средства массовой информации в прошлом и настоящем 

01.03.19

 

 

25.

Современная периодическая печать. Основные республиканские издания на башкирском и других языках 

15.03.19

 

 

 

Твой духовный мир (4 ч.)

26.

Ценность человеческой жизни в культуре народов Башкортостана. 

Народная мудрость о поддержке и взаимопомощи 

22.03.19

 

 

27.

Истоки правосознания народов Башкортостана. Древнейшие правовые кодексы. Современное представление о правах и свободах человека

05.04.19

 

 

28.

Истоки правосознания народов Башкортостана. Древнейшие правовые кодексы. Современное представление о правах и свободах человека

12.04.19

 

 

29.

Россия - страна свободных людей. Конституция РФ и Конституция РБ о защите прав и свобод человека. 

19.04.19

 

 

 

Этика и культура поведения (1 ч.)

 

30.

Этика и культура поведения. Русские пословицы и поговорки о нормах поведения

26.04.19

 

 

 

Православие как часть мировой культуры (2 ч.)

31.

Православие: история и современность. Нравственные основы православия. Роль православия в становлении и укреплении российской государственности.

03.05.19

 

 

32.

Православные святые и подвижники. Значение православия для российской культуры. Православные праздники

10.05.19

 

 

 

Православие – одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана (2 ч.)

33.

Православие в Башкортостане: история и современность. Православные храмы нашего края.

17.05.19

 

 

34

Православие в Башкортостане Православный календарь. Религиозный этикет. Как вести себя в храме.

24.05.19

 

 

35

Обобщающий урок

31.05.19

 

 

 

ИТОГО

35ч

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

 

№ 

Тема урока.

Дата

Примеч-е

План.

Фактич.

 

 

Введение (1 час)

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ПТБ.

06.09.18

 

 

 

Символы нашей Родины (2 часа)

2.

Символы нашей Родины. Флаг России, его история. Флаги, знамена, штандарты.

13.09.18

 

 

3.

Символы нашей Родины. Флаги субъектов федерации. Флаг Башкортостана. Флаги районов и городов нашего края.

20.09.18

 

 

 

Башкортостан-семья народов (2 часа)

4.

Финно-угорские народы. Марийцы, мордва, удмурты нашего края: численность и расселение. 

27.09.18

 

 

5.

Народная культура марийцев,удмуртов, мордвы. Традиции и обычаи. Национальная кухня. Фольклор

04.10.18

 

 

 

В мире культуры Башкортостана (4 часа)

6.

Театральная культура народов Башкортостана. Происхождение театрального искусства. Обрядовые истоки народного театра. История и современность театра в Башкортостане.

18.10.18

 

 

7.

Театры РБ. Создание спектакля- труд многих творческих людей. Выдающиеся деятели театрального искусства.

25.10.18

 

 

8.

Спортивная жизнь РБ. Ценность физической культуры. Национальные виды состязаний.

08.11.18

 

 

9.

Спортивная культура. Массовый спорт в республике.

15.11.18

 

 

 

Нравственные ценности народов Башкортостана ( 4 часа)

10.

Нравственные ценности в культуре народов Республики. Нормы морали и нравственности - основа существования общества.

22.11.18

 

 

11.

Семейные ценности в фольклоре финно-угорских народов.

29.11.18

 

 

12.

Труд в фольклоре финно-угров нашего края. Известные деятели труда- представители марийского, мордовского, удмуртского народов.

06.12.18

 

 

13.

Служение Отечеству. Героизм Башкортостана. Представители финно-угорских народов России и Башкортостана, прославившие себя ратными подвигами.

13.12.18

 

 

 

Духовные ценности народов Башкортостана (6 часов)

14.

Изобразительное искусство как духовная ценность общества. Происхождение изобразительного искусства. Рисунки в пещере Шульган- Таш.

20.12.18

 

 

15.

Творческие союзы, галереи, выставки. Музей М.В. Нестерова. Выставки направления в живописи, графике, прикладном искусстве.

27.12.18

 

 

16.

Искусство фотографий. Известные фотографы нашего края.

17.01.19

 

 

17.

Архитектура Башкортостана. Развитие архитектуры.  Выдающиеся архитекторы.

24.01.19

 

 

18.

Выдающиеся художники и их живописные произведения.

31.01.19

 

 

19.

Известные скульптуры. Развитие скульптуры в нашем крае. Выдающиеся скульпторы РБ

07.02.19

 

 

 

Твой духовный мир. (6 часов)

20.

Нравственность в современной российском обществе. Примеры появления гуманизма и милосердия.

14.02.19

 

 

21.

Нравственный облик современного молодого человека. Отклонения от норм морали и их опасные последствия

21.02.19

 

 

22.

Этика и культура поведения. Соотношение труда и отдыха в фольклоре народов РБ.

28.02.19

 

 

23.

Этикет и поведение людей в спортзале, кинотеатре, театре, концертном зале, картинной галереи

07.03.19

 

 

24.

Умение слушать и видеть прекрасное

14.03.19

 

 

25.

Восприятие музыки и оперного драматического представления, фильма, картины

21.03.19

 

 

 

Буддизм, иудаизм, язычество в религиозной и культурной жизни народов России и РБ (6 часов)

26.

Буддизм в России и Башкортостане. Возникновение буддизма, его прошлое и настоящее. Основы буддизма и его нравственной ценности .

04.04.19

 

 

27.

Возникновение буддизма, его прошлое и настоящее. Основы буддизма и его нравственной ценности .

11.04.19

 

 

28.

Буддизм в мировой культуре

18.04.19

 

 

29.

Иудаизм в России и Башкортостане

25.04.19

 

 

30.

Язычество - древняя вера финно-угорских народов. История язычество.

02.05.19

 

 

31.

Религиозные и культурные традиции финно­угорского народа населения в РБ

16.05.19

 

 

32.

Обобщающий урок.

Систематизация и обсуждение знаний и умений по курсу ОДНК

22.05.19

 

 

33.

Обобщающий урок.

Систематизация и обсуждение знаний и умений по курсу ОДНК

30.05.19

 

 

 

ИТОГО:

33 ч

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к рабочей программе

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Содержательный контроль и оценка знаний предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОДКНР учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.

Итоговая работа проводится в мае и включает защиту проекта по основным темам курса. Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений учащихся. 

Для диагностики личностных изменений обучающихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания школьников, ведётся Портфолио ученика. 

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика по предмету, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр. В портфолио учеником должны быть размещены не менее двух третей  творческих домашних заданий.

Отметки не выставляются. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений: понимает, применяет (сформированы умения и навыки); различает, запоминает, не всегда воспроизводит; не различает, не запоминает, не воспроизводит.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к рабочей программе

Контрольно-измерительные материалы

Входящий контроль.

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?

Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?

Подберите слова, противоположные по смыслу следующим:

нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность, непослушание. 
Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»:

своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.
Нарисуйте картинку: «Дерево добродетелей и страстей» и расположите на их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость, себялюбие (эгоизм), кротость, честность. 
Допишите предложения:

Человека называют добрым, когда ...          

Семья - это ...        

Любить родителей - значит ...

 

Итоговый контроль.

Вспомните, что такое мораль?

Как вы думаете, как она возникла?

Всегда ли она существовала?

Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?

Как вы объясните разницу между этими понятиями?

Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ

 

Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений:

Возможен ли подвиг в мирное время?

Мое отношение к людям

Мое отношение к России

С чего начинается Родина

Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества

Мой дедушка – защитник Родины

Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»