Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Применение проблемного обучения в методике преподавания истории в СПО

Дата публикации: 2019-01-03 10:03:51
Статью разместил(а):
Филюшкина Ольга Петровна

Применение проблемного обучения в методике преподавания истории в СПО

Автор: Филюшкина Ольга Петровна

ОГБПОУ «Сурский агротехнологический техникум», р.п. Сурское, Ульяновская область

 

История является одной из основных дисциплин, формирующих мировоззрение т.к. опирается на опыт предшествующих поколений. Учитывая особенность дисциплины, мы можем сказать, что она позволяет глубоко ориентироваться в различных общественных конструкциях, критически осмыслять, анализировать, структурировать информацию, подбирать аргументы. Немаловажным аспектом является междисциплинарная связь истории с большим перечнем обществоведческих дисциплин, что позволяет иметь различные углы зрения на исторические факты, грамотно работать с потоком информации.

В современное время традиционный подход уже не позволяет формировать личность, способную соответствовать требованиям времени и постоянно меняющимся стандартам. Воспитывая свободную развитую личность, способную к творчеству, а самое главное способную быстро ориентироваться в стремительно меняющемся мире, необходимо научить эту личность хотеть получать новые знания, ориентироваться в огромном потоке различных точек зрения и толкований на те или иные исторические факты. В связи с этим становится актуальным применение проблемного обучения т.к. особенностью этого метода является его пластичность и универсальность и он, несомненно, вносит свой вклад в междисциплинарные связи.

Технология проблемного обучения, безусловно, не нова, в нашей стране она получила распространение в 30-е годы. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В.В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения).

В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Джона Дьюи, он обосновывал свою концепцию на том что мысль индивида движется к состоянию, проходя определенные этапы:

1. Принимаются во внимание все возможные решения или предположения.

2. Индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить.

3. Предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов.

4. Проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов.

5. Проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривается как форма активного обучения, которая базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором обучаемые систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

В основе моделирования занятий в процессе проблемного обучения:

1. Создание проблемных ситуаций.

 2. Обучение в процессе решения проблем.

 3. Сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1.) сложность, выступающая в форме противоречия, 2.) ёмкое содержание, 3.) увлекательная форма, 4.) доступный для ученика уровень сложности.

В процессе работы, как правило, используются проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером: проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

Суть проблемного обучения заключается в поисковой деятельности, которая начинается с постановки вопросов, закладываемых в учебных программах, далее последовательно выдвигаемых в учебниках, в изложении и объяснении знаний преподавателем, в разнообразной самостоятельной работе обучаемых.

Таким образом, в основе проблемной ситуации – удивление, озадаченность тем, что новый факт противоречит имеющимся правильным знаниям, вернее не может быть объяснён с их помощью.

Проблемные ситуации можно создавать различными методами:

- показывая «невозможность» использования теоретических знаний в определённых нестандартных ситуациях,

- побуждая к прогнозированию дальнейшего развития событий законченного произведения или их развёртывания в иных условиях,

- показывая несоответствие нового факта известному знанию,

- давая задание сравнить несравнимые на первый взгляд факты.

Несомненной аргументацией применения этого метода в СПО является не только воспитание развитой личности, творчески мыслящей, способной ориентироваться в потоке информации, умеющей анализировать и применять новые знания, но и развитие компетенций у обучаемого как общих, так и профессиональных.

Таким образом, проблемное обучение-это создание условий, при которых обучающиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь