Применение на уроках истории активных методов обучения
Применение на уроках истории активных методов обучения
Автор: Филюшкина Ольга Петровна
ОГБПОУ «Сурский агротехнологический техникум», р.п. Сурское, Ульяновская область
Знания, усвоенные "активно", прочнее запоминаются и легче актуализируются. Решение проблемных задач выступает своеобразным тренингом в развитии интеллекта. Знания, усвоенные "активно", более глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации эффект развития, творческого мышления. Наконец, подобного рода усвоение повышает интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности.
На уроках истории, на различных этапах изучения темы, есть возможность использовать все активные методы обучения.
Активные формы обучения могут быть использованы на различных этапах урока. Например, в самом начале занятия, для активизации мыслительной деятельности учащихся, можно использовать «мозговой штурм». При изучении темы «Культура Древнего мира», в самом начале урока, учащимся можно задать следующий вопрос. Во время археологических раскопок, был обнаружен дворец древнеегипетского вельможи; одна из дверей этого дворца была богато украшена и над входом висела табличка с надписью «аптека для души». Что было за этой дверью? Элементом урока так же может быть инсценировка какого-либо исторического сюжета, заполнение таблицы, работа с историческим документом.
Принципы, характерные для активных методов: жизненность и типичность конкретных ситуаций, принятие решений в условиях неопределенности, риска, противодействия. Динамичность процесса управления. Наглядность последствий принимаемых решений.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между обучающимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. Активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создания условий для инициативы. Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, которые я использую на уроках истории.
Дискуссия – это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения. Например: «Смертная казнь: за или против?» Обучающиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свою позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя иную точку зрения и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения. Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включать на всех этапах занятия, ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших обучающихся развито еще слабо.
Следующий интерактивный метод, используемый мной на занятиях – это игра. Игровые ситуации используются на разных этапах занятия. Они предполагают активное творчество учащихся. Здесь требуется быстро придумать вопросы, сочинить письмо от имени участника революционных событий, сочинить ораторскую речь, призывающую к объединению русских земель. Это такие игры, как «Я известная историческая личность». Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении неформальных отношений в группе. Игра дает возможность поставить учащегося в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда происходит как бы перераспределения лидерства в группе. Если на традиционных занятиях преуспевает обучающийся, который много знает и умеет, то в игре победителем часто оказывается тот, «у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации», кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатством.
На занятиях по истории, на этапе рефлексии, обобщения я часто применяю методы: «Синквейна». Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанное по определенным правилам.
Если учащиеся будут следовать указанным правилам, могут получиться, например, такие синквейны:
· Демократия
1. Народовластие
2. Справедливое, законное
3. Управлять, выбирать, контролировать
4. Демократия предполагает в народе способность не только вести государственную жизнь, но именно править государством
5. Политика.
· Бонапарт
Стремительный и блистательный.
Воюет, побеждает, преобразовывает.
Быстрой молнией сверкнула твоя эпоха!
Император.
Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи.
«Кроссенса». Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение у обучающихся.
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов на уроках истории, значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у студентов и преподавателя массу положительных эмоций и переживаний.