Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методика формирования УУД на уроках алгебры в основной школе

Дата публикации: 2019-01-21 14:53:01
Статью разместил(а):
Журавлева Наталья Владимировна

Методика формирования УУД на уроках алгебры в основной школе

Автор: Журавлева Наталья Владимировна

МКОУ "СОШ с. Лазарево"

 

Аннотация. Статья посвящена формированию, развитию и применениюуниверсальных учебных действий (УУД) в основной школе на уроках алгебры.

Ключевые слова и фразы: универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход, умение учиться, личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, методы,universaleducationalactivities, system-activityapproach, abilitytolearn, personality, regulatory, cognitive, communicativeuniversaleducationalactivities,methods.

 

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их достижения, контролировать и оценивать свои результаты. Иначе говоря, формирование умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что наиболее полная программа развития универсальных учебных действий, а также ее методология и модель представлена группой учёных под руководством А.Г. Асмолова. Значение термина «универсальные учебные действия» определяется ими как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Другими словами, универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) коммуникативные действия;

4) познавательные.

Личностные УУД (умение  соотносить  поступки  и  события  с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный  аспект  поведения). Познавательные УУД (формулировка проблемы, поиск информации, структурирование знаний, умений строить высказывания, смысловое чтение, моделирование, рефлексия деятельности)Регулятивные УУД (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция, оценка)Коммуникативные УУД (постановка вопросов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, управление поведением, разрешение конфликтов) 

Благодаря своей универсальности математика вооружает учащихся методами познания других наук: физики, химии, экономики, черчения, информатики и др.В отличие от некоторых других дисциплин изучение математики предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и узнавание («данное выражение представляет собой разность квадратов двух функций»), и понимание («здесь нужно применить именно эту формулу»), и анализ («если правая часть этого уравнения отрицательна, то уравнение не имеет решений»), и рефлексию («данное неравенство можно решать несколькими способами, воспользуемся самым коротким»). Математика учит оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей.

Таким образом, именно на уроках математики формируются универсальные умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме. Многие школьники теряют интерес к изучению математики из-за трудностей в её усвоении, в силу различных способностей и имеющегося уровня знаний. Это означает, что подбор заданий должны максимально учитывать возможности и особенности каждого учащегося.Таким образом, формирование у учащихся УУД, в частности, на уроках алгебры, является одним из требований, предъявляемых к современному уроку. Зачастую перед учителем возникает вопрос: нужно ли отказываться от принятых в традиционной методике преподавания методик и технологий обучения - например, от традиционной методики работы с алгебраической задачей? Думаю этого не требуется. Они органично вписываются в современные требования ФГОС ООО, стимулируя развитие методики обучения алгебры (методов, средств, форм организации обучения).

Особое место на уроках алгебры занимает текстовая задача с практическим содержанием, которые раскрывают многообразия применения математики в жизни, своеобразия отражения ею реального мира и достигаются следующие цели:мотивация введения новых математических понятий и методов;иллюстрация учебного материала;закрепление и углубление знаний по предмету;формирование практических умений и навыков. При достижение вышеизложенных целей формируются все виды УУД, позволяющие применять знания и умения при решении любых видов задач, а так те общение в коллективе.Поэтому однимиз важнейших видом любой учебной деятельности, в процессе которой учащимися наилучшим образом усваивается теоретический материал, отрабатываются вычислительные умения и навыки, является решение примеров и прикладных задач.

Формирование умения применять любое действие возможно тогда, когда у учащихся есть знания каким способом выполнить это действие.

Формирование любых УУД должно проходить через определённые этапы:

1. Мотивация.

2. Освоение того, как это УУД надо выполнить.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Ученикам приходится самостоятельно ориентироваться в имеющихся знаниях, ставя перед собой вопрос: «Владею ли я теми знаниями, которые необходимы для решения поставленной задачи? Необходимы ли мне новые знания и умения?»  

В процессе обучения решению различных поставленных  задач можно формировать все виды УУД. Для этого нужны специальные задания и применение различных методов и приемов.

На уроках геометрии можно предложить метод «Теорема - пазл».   Все изученные теоремы пройденного раздела собраны в одном пакете. Учащимся предлагается собрать теорему из 4 фрагментов: формулировка теоремы; чертеж к теореме; что дано и что требуется доказать; доказательство.

Методработы на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся; помогают запомнить теоретический материал. 

Применение учебные кроссвордов, криптограмм. Правильно отгадав все слова по вертикали, можно прочесть слово по горизонтали и наоборот. Тем самым отработать теоретический материал.

Привлекают внимание учащихся и поддерживают их познавательную деятельность ассоциации вместо правил.Например, для лучшего запоминания значений тригонометрических функций на уроках геометрии знакомить учащихся 8 класса интересными и познавательными фактами, например, с «Тригонометрией в ладони»(Золотым сечением, пропорциональным отношением)

Факт: оказывается, значения синусов и косинусов углов «находятся» у нас на ладони.

Использование метода «Личность в математике»подталкивает обучающихся к самостоятельному поиску информации. Группе из 3-4 человек дается лист ватмана с изображенной на ней «лестницей эволюции» с историческими ступеньками. Их задача разместить на этой лестнице в хронологическом порядке по годам жизни ученых-математиков: например, Виет, Пифагор, Герон, Лобачевский, Декарт, Евклид и т.д. У каждой ступеньки написать век или года жизни и рассказать, чем знаменит ученый. Если ребята не знают, то есть возможность воспользоваться Интернетом и рассказать об этом одноклассникам.

Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке. В течение урока ученики поэтапно заполняют индивидуальные карточки контроля знаний. За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрал.

Методы получения обратной связи.

«Незаконченное предложение». Участникам предлагается закончить следующие предложения:

1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня …

2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было …

3. Сегодня я понял(а), что …

4. Что я хотел бы узнать.

Практико-ориентированные задачи позволяют анализировать жизненные ситуации: Пример: обозначь наименьшую из неизвестных величин х и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленные вопросы. Верёвку разрезали на 3 куска. В первом куске было 0,8 см, а во втором на 0,35 см больше чем в третьем. В первых двух кусках вместе 1, 97 см. Чему равна длинна третьего куска? Чему равна длинна всей верёвки? [5.]

Применение интерактивных дидактических материалов содержат разнообразные задания: тесты;логические задания на установление соответствия или закономерности;на восстановление текста;на определение «лишнего понятия»;развивающие игровые задания типа кроссвордов и филвордов. Все эти задания направлены на формирование у обучающихся УУД; развитие основ логического мышления;на приобретение опыта и применения в повседневной жизни знаний, полученных при изучении предмета.

Электронные тренажеры дают обучающимся возможность неоднократного выполнения заданий, что способствует прочному усвоению материала, стимулирует интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность.

Математический диктант один из методов усваивается теоретический материал (повторение пройденного или закрепление нового материала). На доске или на слайде заранее написаны ответы. После написания диктанта ответы открываются, и каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным учителем. Данный вид проверки направлен на развитие внимания и умения честно оценивать себя самого. Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующей проверкой учителем или с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок. Появляется элемент ответственности, развивается внимание, появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог. После этого осуществляется взаимопроверка. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая оценка. Происходит формирование самооценки, возрастает ответственность за оценку, выставленную товарищу. 

Применение активных методов обучения не только повышает эффективность урока, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности. Поэтому следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.При использование различных методов и приемов при достижении поставленных задач формируются следующие УУД: 1. познавательные УУД: умение использовать математические знания в практической ситуации, вычислительные навыки; 2. регулятивные УУД: умение доказывать свою точку зрения, анализ, синтез, обобщение; 3. коммуникативные: доброжелательное отношение к одноклассникам, толерантность, внимание, воображение, интуиция, умение работать в группе; 4. личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.При решении задачи применяется поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.

При такой работе учащихся формируются все универсальные учебные действия на уроках алгебры, путем вовлечения детей в активный процесс изучения и обобщения алгебраического материала. Реализация деятельностного подхода позволяет учащимся самостоятельно открывать для себя новые знания и осмысленно применять их при поиске решения различных задач. Для этого учителю необходимо создавать условия для последовательного изучения учебного материала и в течение урока направлять деятельность учащихся на приобретение знаний в процессе их самостоятельной деятельности. Формирование у школьников прочных и глубоких математических знаний во многом зависит от подбора задач и их систематизации. В связи с этим учитель должен проводить большую методическую работу по созданию банка заданий и его своевременному пополнению.

Овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД – это обобщённые действия, открывающие возможности  учащихся не только в математике, но и в строении самой учебной деятельности. В процессе изучения алгебры, у учащиеся, которые освоили основные виды УУД, хорошо развито логическое мышление. Совокупность методик и технологий позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика». В дальнейшем, практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки выпускника школы. В результате формируются важные личностные характеристики: ученик может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки.

Опыт преподавания математики показывает, что наиболее эффективными способами формирования УУД являются те, при которых учащиеся активно вовлечены в процесс познания, в самостоятельный поиск решения проблемы и при построении урока, выбор методов и приемов обучения, подборе заданий учитель руководствуется особенностями каждого ребенка. Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться в течение всей жизни.

Подводя итог, можно утверждать, что способность учащихся самостоятельно успешно осваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД, как обобщенные действия, открывают возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности. 

 

Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.- 159 с.: ил.-18 ВК 978-5-09-020588-7

2. Бобровникова С. В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. URL: www.menobr.ru/materials/46/37549/ (дата обращения: 03.12.2014).

3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации - от 24 декабря 2013 г. 32506-р.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь