Организация воспитательной и внеурочной деятельности в рамках реализации регионального стандарта изменений в образовательных организациях

Дата публикации: 2019-02-05 07:46:17
Статью разместил(а):
Павлова Лада Валерьевна

Организация воспитательной и внеурочной деятельности в рамках реализации регионального стандарта изменений в образовательных организациях

(на примере МАОУ «СОШ №3»)

Автор: Павлова Лада Валерьевна

Директор МАОУ «СОШ № 3», г. Ялуторовск

                                                                                                                           

 «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….».

В.А. Сухомлинский

Как видим, проблема использования свободного времени школьников всегда была насущной для общества, поскольку воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, как показывает практика, наиболее продуктивно осуществляется воспитание, когда процесс носит системный характер.

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:

  • в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность);
  • вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой).

Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни.

Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.

Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна их форм организации свободного времени учащихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, это часть основного образования, которое нацелено на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности, формирование учебной мотивации, создания условий для социализации личности ребёнка.

Правовую основу деятельности образовательного учреждения в решении вопросов воспитания и организации внеурочной деятельности составляют нормативно – правовые акты различных уровней, а также действующая локальная нормативная база школы. Деятельность образовательной организации в данном направлении строится в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, ФГОС второго поколения.  В учреждении реализуется план воспитательной работы, разработана дорожная карта по реализации регионального стандарта изменений в МАОУ «СОШ № 3», создан Календарь образовательных событий и дел, предусматривающий работу по разным направлениям со всеми участниками образовательного процесса.

Планы, дорожная карта – рабочие документы, которые мы подвергаем корректировке в зависимости от выявленных проблем и контингента детей, поступающих в учреждение.

Модель воспитательной работы МАОУ «СОШ № 3» имеет четыре составляющих:

  • Реализация учебного плана образовательного учреждения - часть, формируемая участниками образовательного процесса (предметные кружки, школьное научное общество, элективные курсы по выбору).
  • Деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей (социального педагога, педагога-психолога, педагога-библиотекаря, педагога-организатора, классного руководителя).
  • Дополнительное образование детей в условиях школы (кружки, секции, творческие объединения, летние лагерные смены).
  • Дополнительное образование детей в условиях УДОД, культуры, спорта (использование кадровых и материально-технических ресурсов на базе учреждений - партнёров и базе школы).                                                                        

Целью воспитательной работы в МАОУ «СОШ № 3» в рамках реализации регионального стандарта изменений является создание условий, способствующих изменению образовательного пространства:

·         проектирование среды развития;

·         реализация мероприятий Календаря образовательных дел и событий;

·         обеспечение инварианта кружковой деятельности.

Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи:

1.      Построение воспитательной работы на принципе культурных практик, «событийного подхода»

2.      Повышение продуктивной деятельности учащихся

3.      Развитие деятельности детско-взрослых сообществ

4.      Формирование самосохранительного поведения

5.      Совершенствование комплексной поддержки уязвимых категорий детей (находящихся в социально-опасном положении, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья).

К приоритетным направлениям в воспитательной работе относим:

·         нравственно-эстетическое,

·         гражданско-патриотическое,

·         физкультурно-оздоровительное,

·         экологическое,

·         правовое воспитание,

·         культура безопасности,

·         самоуправление.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе культурных, нравственных и духовных традиций.

Воспитательная деятельность обучающихся и педагогов нашей школы организована по творческим периодам, что позволяет создать четкий ритм жизни школьного коллектива, периоды творческой активности, оказывать действенную помощь классному руководителю, избегать стихийности. Систематизировать данную работу нам помогает составленный на учебный год Календарь образовательных дел и событий.

Деятельность по реализации регионального стандарта изменений в МАОУ «СОШ № 3» города Ялуторовска осуществляется через различные формы и технологии работы:

·         Организация образовательного общения с детьми в течение всего дня (внеурочная деятельность - предметные кружки, обучающие модули, лаборатории, гостиные, тренинги, секции, студии, общества, команды, отряды, факультативы; консультации; платные образовательные услуги)                                                                                                                            

·         Повышение продуктивности деятельности детей (выставки плакатов, рисунков, сменной информационной зоны, в соответствии с событийным подходом)

·         Развитие детской инициативы (конкурсы, акции, флеш-мобы, фестивали, свободные пятницы, организация перемен, образовательный туризм, Дни самоуправления)                                                                                            

·         Использование каждым классным руководителем технологий командной и интенсивной групповой работы, проектных технологий (внеурочные занятия, классные часы, волонтерство)

·         Проведение занятий в разно трансформируемом пространстве, в том числе на производстве (внеурочные занятия, экскурсии на производство)                                                                                                    

·         Моделирование социально-образовательной среды (зонирование помещений с учетом ресурсных возможностей ОО)

·         Формирование социально-культурной среды, построение воспитательной работы на принципе культурных практик и «событийного подхода» (организация нерегулярной внеурочной деятельности: веб-квесты, концерты, фестивали, акции, организация регулярной внеурочной деятельности – объединения Российского Движения Школьников, предметные кружки, «Свободные пятницы»)                                                                                                     

·         Организация деятельности детско-взрослых сообществ (Форум «Большая перемена», организация творческих мастерских, дней открытых дверей, дней здоровья, соревнования, фестивали, экскурсии, походы, выставки, детско-родительские проекты и собрания, партнерское сотрудничество с социальными институтами, круглые столы, конференции, родительские собрания)                                                                                                    

·         Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования («Молодежный социально-деловой центр», «Центр творчества детей и молодежи») (осуществление  деятельности детских объединений на базе образовательного учреждения, формирование заказа в адрес учреждения дополнительного образования детей в виде форс-сотрудничества с ним и перечня направлений, планирование системы внеурочной деятельности с учетом реальных ресурсных возможностей конкретного учреждения дополнительного образования детей, создание общего программно-методического пространства).

В течение года созданы необходимые кадровые условия для развития воспитательной системы и внеурочной деятельности образовательной организации. Воспитательный процесс осуществляют опытные классные руководители под руководством заместителя директора по воспитательной работе, в начале учебного года коллектив пополнился двумя молодыми перспективными педагогами.

Классные руководители и педагоги охотно делятся опытом по всем направлениям воспитательной работы:

·         Эстетическое воспитание,

·         Нравственное воспитание,

·         Патриотическое воспитание,

·         Профориентация,

·         Формирование ЗОЖ,

·         Работа с родителями.

                                                                                                              

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в результате организации воспитательной и внеурочной деятельности, в МАОУ «СОШ № 3» в рамках реализации регионального стандарта изменений есть положительные результаты работы:

·         Обучающиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на национальные и общечеловеческие ценности.

·         У обучающихся сформированы представления о ценностях российского общества.

·         Учащиеся готовы к выбору направления собственной профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями и особенностями, личными интересами.

·         Максимальное количество обучающихся включено в систему дополнительного образования,

·         Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работ.

·         Повышается профессиональное мастерство классных руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в классах.

·         Система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременно выявлять и анализировать изменения, которые происходят в воспитательном процессе, и факторы, которые их вызывают.

·         Повышается педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, усилению роли семьи в воспитании детей.

В заключение хочется отметить, что совместными усилиями мы будем продолжать перенастраивать, улучшать среду воспитания, проектировать творческую, живую и психологически комфортную обстановку. Нам не нужна школа, где мало заинтересованных учителей и родителей. Необходима жизнеспособная школа, где больше наставничества и креативного взаимодействия с учениками, педагогами, родителями. Словом, где все заинтересованы в успехе каждого в соответствии с его возможностями и способностями. Эти задачи актуальны и будут реализованы в дальнейшем.