Формирование читательской компетентности младших школьников

Дата публикации: 2019-02-05 06:06:28
Статью разместил(а):
Калингер Маргарита Викторовна

Формирование читательской компетентности младших школьников

Автор: Калингер Маргарита Викторовна

 

Цель: формирование читательской компетентности младших школьников через совместную  читательскую деятельность с учителем и родителями с  использованием  ИКТ

Задачи:

─      формирование читательских навыков и умений младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода с использованием ИКТ;

─      активизация читательской деятельности младших школьников;

─      воспитание личностных качеств компетентного читателя.

В стандартах начального общего образования говорится о том, что формирование читательской компетентности младшего  школьника – одна  из приоритетных  целей обучения в начальной школе.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Для того, чтобы научить детей использовать полученные знания после прочтения книги в своей социальной жизни я применяю  в урочной и внеурочной деятельности  такую форму организации читательской деятельности как ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФУТБОЛ. Этот приём не требует   больших усилий от детей, но им интересно и приносит пользу. Что же такое литературный футбол? Класс делится на две команды. По заданному произведению  дети дома придумывают вопросы (самостоятельно или с родителями), на уроке   команда, после обсуждения,  выбирает  лучший вопрос  и задаёт  другой команде (забрасывает вопрос). Даётся определённое время на подготовку ответа и, если вторая команда не ответила, то  засчитывается гол. Важно, чтобы вопросы были в рамках предложенной тематики, например, по какому-то произведению, или  при изучении биографии писателя (по творческому и жизненному пути)

Почему детям интересно? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе деятельности: внимательно читают, анализируют, придумывают вопрос и затем задают его,  поэтому знания  для ребят приобретают  и личностную значимость. Я лишь направляю их  деятельность.

Этот приём активизирует  читательскую  деятельность школьников, учащиеся  стараются подобрать заковыристые вопросы,  у них активные  помощники и «болельщики» - родители, которые подготовили и табло  для отображения информации. (Вы можете посмотреть результаты на фотографиях, просмотр фрагмента урока).

Следующий приём, который я использую – это онлайн-викторина.

Создание и проведение викторин – это непростой, но увлекательный процесс. Действительно, без них не  получается организовать соревнование, а от качества вопросов напрямую будет зависеть  удовольствие от игры.

После того, как дети прочитают  произведение, я предлагаю онлайн-викторину. Для этого нужно знать прочитанный текст, уметь пользоваться компьютером, телефоном и  Интернетом. На сайте ..., где я зарегистрировалась, создаю викторину и отправляю детям ссылку и код этой викторины. Дети проходят по ссылке, вводят своё имя и код и начинается игра. Если ребенок чувствует,  что он  не  очень удачно прошел викторину, перечитывает произведение и проходит викторину еще раз.

Учащиеся сразу видят  результаты прохождения викторин: лучших игроков и количество набранных ими очков, потому что каждому  присваивается аватарка, и они отслеживают, на каком месте находятся, возникает дух соперничества.

По окончанию викторины мы поздравляем победителей.

Большое внимание стоит уделить подбору вопросов, которые являются основой любой викторины. Не стоит ограничиваться только простыми вопросами, детям всегда  интересно поломать голову.  Не стоит увлекаться и слишком сложными вопросами, если  учащиеся не смогут ответить на несколько вопросов подряд, то их  интерес  может уменьшиться.

Для учащихся вроде бы игра, а для нас формирование читательской компетентности.

Эти приёмы я стала применять, познакомившись с опытом работы Тихоновецкой Инги Петровны, учителя начальных классов республики Беларусь, и решила поделиться с другими коллегами. Ведь успех реализации стандартов второго поколения в значительной степени зависит и от того, насколько учителя делятся с другими своими  наработками.