Урок «Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений»
Урок «Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений»
Автор: Назаренко Наталья Николаевна
ГБОУ "Гимназия № 664", Санкт-Петербург
Авторы учебника: М.И.Моро М.А, Бантова, В.Г. Бельтюкова, 4 класс
Цели:
Обучающие:
1. Учить детей находить неизвестное слагаемое в усложнённых уравнениях
2. Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи
Развивающие:
1. Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
2. Формировать умения выполнять задания творческого характера.
3. Развивать математическую речь
4. Совершенствовать умения использовать математическую терминологию.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к предмету.
2. Формировать контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- учебник математики: 4 класс (1 часть) – стр.62 № 276 - №282
- карточки-задания
- карточки-сигналы
- таблица с алгоритмом решения уравнений
- презентация.
Тип урока: Усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнений.
- Уметь решать задачи с помощью уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
Коммуникативные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы.
Ход урока:
Организационный момент.
1. Постарайтесь всё понять,
2. Ответы полные давать,
3. Чтоб за работу получать,
4. Только лишь отметку пять.
Открываем тетради подписываем число, классная работа.
5. Актуализация знаний.
- Выполните вычисления и сделайте проверку. Для того чтобы найти значение выражений давайте вспомним каким действием на предыдущих уроках мы проверяли сложение и вычитание и так сложение как проверяли(вычитанием), а каким действием мы проверяли вычитание (сложением).
Примеры: 489+287 и 903-237 (по вариантам проверяем с помощью карточек сигналов)
6. Самоопределение к деятельности.
На доске карточки с выражениями:
x + 5 = 9 |
5 + а = 8 |
5 + 8 = 13 |
9 – 4 = 5 |
4 + x = 6 |
x + 13 = 71 |
– Распределите эти математические записи на две группы (Числовые выражения и уравнения.)
- На какие две группы вы их разделили
- Как можно разбить еще на группы?
- Тогда в первую группу попадут какие выражения? (числовые)
- А во вторую группу какие выражения (буквенные)
- Назовите одним словом выражения 2 группы? (уравнения)
- У вас на столах лежат карточки с уравнениями. Решите эти уравнения … работаем в парах
х + 60 = 320 |
80 + х = 60 + 100 |
- Поднимите руку кто справился с двумя уравнениями?
- У кого возникли трудности? При решении какого уравнения? (второго)Почему?
- Оно легче или сложнее?
- Давайте сравним две части. В чем сложность?
- Для того чтобы решить второе уравнение вспомните как называются компоненты при сложении (На доске появляется карточка с названием компонентов)
- Как найти первое слагаемое? Как найти второе слагаемое?
- Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? Что мы будем сегодня делать? (решать уравнение)
- А что значит решить уравнение? (найти неизвестное число)
- А неизвестное число как называется? (второе слагаемое)
- Так что мы будем делать?
– Будем учиться находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях.
7. Работа по теме урока
Давайте составим алгоритм решения этого уравнения. Я предлагаю вам самим попробовать его составить. Расположите действия алгоритма в нужной последовательности. Работаем в паре.
Давайте проверим какой алгорит у вас получился.
1. Читаем уравнение: сумма чисел 80 и х равна сумме чисел 60 и 100.
2. Вычисляем значение выражения в правой части: 60+100=160.
- А с левой астью что, она как то изменится?
3. Записываем: 80+х=160.
4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: нужно из суммы 160 вычесть известное слагаемое 80 и получается 80.
- Что теперь осталось сделать?(Проверку)
5. Проверяем, подставляем вместо х его значение:
80+80=60+100 (должно равняться)
160=160
Физкультминутка
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Продолжение работы по теме урока.
- Давайте проверим подходит ли этот алгоритмдля решения других аналогичных уравнений.
- Открываем учебник на странице 62. Решаем уравнения под таблицей.
- Кто попробует решить это уравнение у доски? Решаем по алгоритму (находим частное чисел).
Физкультминутка.
- Выполняем следующий номер № 277. Делим класс на команду девочек и команду мальчиков. Самопроверка с сигналами.
8. Закрепление изученного материала.
- У вас на столах есть карточка с задачей. Прочитайте задачу про себя. Почитайте вслух.
В магазин привезли хлеб. За день было продано 176 кг хлеба, после чего в магазине осталось на 145 кг меньше, чем продали. Сколько килограммов хлеба привезли?
- О чем эта задача?
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать, найти?
- Как будем записывать условие?
6. Рефлексия.
Задания по уровням.
7. Подведение итогов.
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Кто считает что он хорошо решает уравнение?
- Кому нужно еще потренироваться?
- А теперь давайте посмотрим изменилось ли у вас настроение в конце урока?
8. Домашнее задание: С. 62 № 279, № 282.