Урок «Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений»

Дата публикации: 2019-02-06 16:01:56
Статью разместил(а):
Назаренко Наталья Николаевна

Урок «Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений»

Автор: Назаренко Наталья Николаевна

ГБОУ "Гимназия № 664", Санкт-Петербург

Авторы учебника: М.И.Моро М.А, Бантова, В.Г. Бельтюкова, 4  класс

Цели:

Обучающие: 

1. Учить детей находить неизвестное слагаемое в усложнённых уравнениях

2. Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи

Развивающие: 

1. Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Формировать умения выполнять задания творческого характера.

3. Развивать математическую речь

4. Совершенствовать умения использовать математическую терминологию.

Воспитывающие: 

1. Воспитывать интерес к предмету.

2. Формировать контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Оборудование:       

- компьютер

- мультимедийный проектор

- учебник математики: 4 класс (1 часть) – стр.62 № 276 - №282

- карточки-задания

- карточки-сигналы

- таблица с алгоритмом решения уравнений

- презентация.

Тип урока: Усвоения новых знаний.

Планируемые результаты: 

Предметные: 

- Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнений.

- Уметь решать задачи с помощью уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные: 

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Коммуникативные: 

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

 

Ход урока:

Организационный момент.

1.    Постарайтесь всё понять, 

2.    Ответы полные давать, 

3.    Чтоб за работу получать, 

4.    Только лишь отметку пять. 

Открываем тетради подписываем число, классная работа.

5. Актуализация знаний.

- Выполните вычисления и сделайте  проверку. Для того чтобы найти значение выражений  давайте вспомним каким действием  на предыдущих уроках мы проверяли сложение и вычитание и так сложение как проверяли(вычитанием), а каким действием мы проверяли вычитание (сложением).

Примеры: 489+287  и  903-237 (по вариантам проверяем с помощью карточек сигналов)

  

6. Самоопределение к деятельности.

На доске карточки с выражениями:

x + 5 = 9

5 + а = 8

5 + 8 = 13

9 – 4 = 5

4 + x = 6

x + 13 = 71

– Распределите эти математические записи на две группы (Числовые выражения и уравнения.)

- На какие две группы вы их разделили

- Как можно разбить еще на группы?

- Тогда в первую группу попадут какие выражения? (числовые)

- А во вторую группу какие выражения (буквенные)

- Назовите одним словом выражения 2 группы? (уравнения)

- У вас на столах лежат карточки с уравнениями. Решите эти уравнения … работаем в парах

х + 60 = 320

80 + х = 60 + 100

 - Поднимите руку кто справился с двумя уравнениями?

- У кого возникли трудности? При решении какого  уравнения?  (второго)Почему?

- Оно легче или сложнее?

- Давайте сравним две части. В чем сложность?

- Для того чтобы решить второе уравнение  вспомните как называются компоненты при сложении (На доске появляется карточка с названием компонентов)

- Как найти первое слагаемое? Как найти второе слагаемое?

- Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? Что мы будем сегодня делать? (решать уравнение)

- А что значит решить уравнение? (найти неизвестное число)

- А неизвестное число как называется? (второе слагаемое)

- Так что мы будем делать?

– Будем учиться находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях.

7. Работа по теме урока 

Давайте составим алгоритм решения этого уравнения. Я предлагаю вам самим попробовать  его составить. Расположите действия алгоритма в нужной последовательности. Работаем в паре.

Давайте проверим какой алгорит у вас получился.

1. Читаем уравнение: сумма чисел 80 и х равна сумме чисел 60 и 100.

2. Вычисляем значение выражения в правой части: 60+100=160.

- А с левой астью что, она как то изменится?

3. Записываем: 80+х=160.

4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: нужно из суммы 160 вычесть известное слагаемое 80 и получается 80.

- Что теперь осталось сделать?(Проверку)

5. Проверяем, подставляем вместо х его значение:

80+80=60+100 (должно равняться)

160=160

Физкультминутка

Мы походим на носках, 

А потом на пятках. 

Вот проверили осанку 

И свели лопатки.

Продолжение работы по теме  урока.

- Давайте проверим подходит ли этот алгоритмдля решения других аналогичных уравнений.

- Открываем учебник на странице 62. Решаем уравнения под таблицей.

- Кто попробует решить это уравнение у доски? Решаем по алгоритму (находим частное чисел).

Физкультминутка.

- Выполняем следующий номер № 277. Делим класс на команду девочек и команду мальчиков. Самопроверка с сигналами.

 

8. Закрепление изученного материала.

- У вас на столах есть карточка с задачей. Прочитайте задачу про себя. Почитайте вслух.

В магазин привезли хлеб. За день было продано 176 кг хлеба, после чего в магазине осталось на 145 кг меньше, чем продали. Сколько килограммов хлеба привезли?

- О чем эта задача?

- Что известно в задаче?

- Что нужно узнать, найти?

- Как будем записывать условие?

6. Рефлексия.

Задания по уровням.

7. Подведение итогов.

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Кто считает что он хорошо решает уравнение?

- Кому нужно еще потренироваться?

- А теперь давайте посмотрим изменилось ли у вас настроение в конце урока?

8. Домашнее задание: С. 62 № 279, № 282.