Средства формирования нравственных ценностей у младших школьников

Дата публикации: 2019-02-16 15:01:26
Статью разместил(а):
Малютина Анастасия Александровна

Средства формирования нравственных ценностей у младших школьников

Автор: Малютина Анастасия Александровна

 

Проблема формирования нравственных ценностей в условиях современного общества приобрела в последние годы особое значение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формированию нравственных ценностей уделяется особое значение, выпускник школы должен стать «носителем ценностей гражданского общества» [3].  

Проблема формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.И. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др.

В нашем исследовании нравственные ценности понимаются как нравственные качества личности, которые при целенаправленном социально-педагогическом воздействии трансформируются в личностный императив, позволяющий сделать нравственный выбор в различных жизненных ситуациях с точки зрения общечеловеческих моральных норм поведения [2, с. 27].

Процесс формирования нравственных ценностей предполагает развитие у младших школьников эмоционального отношения к происходящим явлениям, чувствительности к внутреннему конфликту между общечеловеческим и личным интересом как источнику мотивации его нравственной деятельности. Природные задатки оформляются в нравственные ценности личности лишь при их последовательном формировании в процессе взаимодействия со средой [4, с. 302].

На основе исследования Г.П. Ивановой и М.В. Курановой нами были выделены критерии и показатели сформированности нравственных ценностей у младших школьников. В соответствии с критериями и показателями были подобраны и проведены методики, разработанные сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО, позволяющие выявить уровень сформированности нравственных ценностей у детей (см. таблицу 1). В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развёрнутым в рамках научной школы А.И. Шемшуриной [4].Базой нашего исследования является городская средняя общеобразовательная школа, 4 класс в количестве 24 учащихся.

         Таблица 1 

Критерии и показатели сформированности нравственных ценностей у младших школьников

Критерии

Показатели

Методики

Когнитивный

Знания о нравственных            ценностях, их полнота и объем.

Методика 1 «Уровень сформированности нравственных понятий»

Эмоционально -

ценностный

 Эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям, их личностное принятие. А также способность оценить свое поведение и окружающих с позиций нравственного идеала человека.

Методика 2 «Отношение к жизненным ценностям. Нравственная самооценка»

Поведенческий

Готовность следовать принятым нравственным ценностям в своем поведении.

Методика 3 «Диагностика поведения»

Как мы видим, большинство учеников находятся на среднем уровне сформированности нравственных ценностей. Учащиеся, находящиеся на этом уровне, обладают определенным объемом знаний о нравственных ценностях, но знания чаще носят фрагментарный характер. Присутствует эмоциональная окраска знаний (чаще положительная), наличие собственных, но иногда зависящих от ситуации оценочных суждений, проявляется устойчивая тенденция положительного поведения.

На основе полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости работы по повышению уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников.

В качестве одного из ведущих средств  формирования нравственных ценностей у младших школьников исследователи А.Н. Афанасьев, А.И. Гостар, Н.С. Карпинская, Т.В. Рыжкова выделяют сказку. И.Н. Арзамасцева, исследуя данную проблему, считает, что «цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока» [1, с. 78]. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до учащихся. По своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению, она  прочно вошла в детский быт. Сказки помогают младшим школьникам разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки развивают в детях нравственные качества, такие как:  доброта, щедрость, трудолюбие, правдивость и др.

В нашем исследовании были выявлены следующие педагогические условия эффективного использования сказки как средства формирования нравственных ценностей у младших школьников: 

•        использование методов и приемов работы со сказкой, помогающих раскрыть ее духовно-нравственное содержание (анализ поведения героев и причин их поступков, сопоставление героев, выявление главной мысли сказки);

•        связь урочной и внеурочной деятельности при работе с духовно- нравственным содержанием  сказки.

Педагогические условия реализовывались на уроках литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа») и на внеурочных мероприятиях (см. таблицу 2).

Таблица 2

Связь урочной и внеурочной деятельности по формированию нравственных ценностей у младших школьников.

Формируемая ценность

Сказка на уроке

Сказка на внеурочном занятии

Вежливость

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

русская сказка «Мороз Иванович»

Верность

русская сказка «Сивка-Бурка»

русская сказка «Крошечка –Хаврошечка»

Доброта/добро

русская сказка «Сивка-Бурка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка»

русская сказка «Мороз Иванович», русская сказка «Зимовье зверей»

Дружба/сплоченность

русская сказка «Сивка-Бурка»; Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка»

А. де Сент` Экзюпери «Маленький принц»; русская сказка «Крошечка –Хаврошечка»; русская сказка «Зимовье зверей»

Любовь

Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка»

А. де Сент` Экзюпер «Маленький принц»

Милосердие/ сострадание/ сопереживание

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка»

А. де Сент` Экзюпе и «Маленький принц»; русская сказка «Крошечка –Хаврошечка»

Честность/искренность

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

русская сказка «Мороз Иванович»; русская сказка «Царевна – лягушка»

 

На уроках использовались упомянутые в гипотезе методы и приемы анализа нравственного содержания сказки, которые позволяли понимать душевное состояние учащихся во время чтения сказки, их отношение к героям, поступкам, их собственное отношение к ценностям, которые прослеживаются в сказке. Включение в программу формирующего эксперимента внеурочных мероприятий позволило систематизировать и обобщить знания о нравственных ценностях, глубже осознать их сущность на материале сказок, не входящих программу по литературному чтению.

Для проверки результативности формирующего эксперимента и для изучения динамики сформированности нравственных ценностей у младших школьников нами было организовано педагогическое наблюдение за учениками. По результатам педагогического наблюдения 75 % учащихся находятся на высоком уровне сформированности нравственных ценностей, 25% - на среднем. У 10 обучающихся (42 % класса) также  наблюдается положительная динамика по некоторым показателям, но они остались на том же уровне сформированности нравственных ценностей. К концу эксперимента выделение нравственных ценностей, их толкование и объяснение значимости для жизни человека не вызывало затруднений. Многие учащиеся демонстрировали общепринятые нравственные ценности в своем  поведении.

Таким образом, сказка – источник нравственных понятий и ценностных смыслов, она близка природе ребенка и поможет младшему школьнику уточнить нравственные понятия, осознать роль нравственных ценностей в жизни общества.  По результатам проведенного эксперимента можно сделать вывод, что использование сказки с учетом выделенных педагогических условий оказывает положительное влияние на формирование нравственных ценностей у младших школьников.

 

Список литературы:

1.     Арзамасцева, И.Н. Детская литература/ И. Н. Арзамасцева. - М.: Наука, 2005. – 405 с.

2.     Артюгина, Т. Ю. Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами фольклора/ Т.Ю. Артюгина. – Петрозаводск: Блюменкранс, 2004. - 156 с.

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Онлайн-версия: [web-сайт]. <минобрнауки.рф/документы/922/> (29.05.2017)

4.     Шемшурина, А.И. Педагогика школы/ А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 1977. - 387с.

5.     Яновская, М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 1986.- 371с.