Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ для 4 класса. Модуль «Основы православной культуры»
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ для 4 класса.
Модуль «Основы православной культуры»
Автор: Камфолий Оксана Александровна
Название раздела, темы |
УУД, деятельность обучающихся |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества |
|
Россия – наша Родина |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника. Предметные УУД: - различать способы и средства познания окружающего мира; - работать с учебником; - составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
Основы православной культуры. Часть 1. -16ч |
|
1. Культура и религия |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - работать с учебником; - сформулировать понятия культура и религия. Предметные УУД: - сравнивать и различать понятия культура и религия; - составлять монологическое высказывание; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника; - работать в паре. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; - вступать в учебный диалог. |
2. Человек и Бог в православии |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником; - рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию; - работать с разными источниками информации. Предметные УУД: - работать в паре, высказывать свое мнение; - проследить воплощение божества в человеке; - осмыслить связь веры в Бога с понятиями совесть, доброта, любовь. Коммуникативные УУД: - рассуждать на заданную тему (монолог, диалог); - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
3. Православная молитва |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником и другими источниками информации; - различать виды молитв; - выполнять творческие задания по заданной теме. Предметные УУД: - проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых; - понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
4. Библия и Евангелие |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие. Предметные УУД: - работать со словарем; - работать с разными источниками информации (притчи); - выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа; - работать в парах (мини группах). Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
5. Проповедь Христа. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. Предметные УУД: - работать с разными источниками информации (притчами, текстами); - работать со словарем; - различать материальные и духовные богатства. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; - вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению. |
6. Христос и Его крест |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понимать символику креста; - осознать причины Боговоплощения. Предметные УУД: - работать со словарем; - работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию; - вступать в диалог со взрослыми; - высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
7. Пасха |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Предметные УУД: - рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи; - раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца). Коммуникативные УУД: - высказывать свои суждения; - отвечать и задавать вопросы; - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
8.Православное учение о человеке. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятие о душе; - понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе. Предметные УУД: - определять эмоциональное состояние души по художественному образу; - работать с разными источниками информации; - выразительно читать стихи. Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; - задавать и отвечать на вопросы. |
9. Совесть и раскаяние |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Предметные УУД: - оценивать поступки героев; - работать в парах над проблемными ситуациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать с учебником, иллюстрациями; - понять структуру и значение раскаяния; - инсценировать проблемные ситуации. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
10. Заповеди |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять значение заповедей; - сравнивать понятия убийство и воровство. Предметные УУД: - работать в группах; - проанализировать понятие «зависть» на примере сказки «О рыбаке и рыбке»; - задавать и отвечать на вопросы. Коммуникативные УУД: - высказывать свои мысли; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
11. Милосердие и сострадание |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать понятия «милосердие» и «дружба». Предметные УУД: - проанализировать различные виды текстов; - работать в мини группах; - работать с разными источниками информации (притчами); - работать со словарем; - вступать в диалог; - высказывать свое мнение; - составить синквейн к слову «ближний». Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
12. Золотое правило этики. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать главное правило человеческих отношений; - сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение». Предметные УУД: - работать с учебником; - задавать и отвечать на вопросы; - вступать в дискуссию; - работать с дополнительной информацией. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
13. Храм. Православный храм и другие святыни. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, как устроен православный храм; - раскрыть смысл посещения храма; - объяснить значение выражений. Предметные УУД: - составить правила поведения в храме; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем; - высказывать свои суждения; - находить противоречия в иллюстрациях; - работать в парах, группах. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
14. Икона. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие об иконе; - понять значение элементов, изображенных на иконе. Предметные УУД: - сравнивать и различать иконы; - различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой»; - высказывать свое мнение; - работать с учебником, иллюстрациями. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
15. Экскурсия в храм |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - экскурсия в храм; - рассмотреть устройство храма. Предметные УУД: - соотнести теоретические знания с практическими; - соблюдать правила поведения в храме; - высказывать свое мнение, впечатление от экскурсии. Коммуникативные УУД - оценить свое эмоциональное состояние. |
16. Творческие работы учащихся. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Предметные УУД: - подготовить проект - распределить обязанности; - составить план работы; - подбирать текстовый и иллюстративный материал; - оформить презентации; - представить проект. Коммуникативные УУД: - умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; - адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. – 12ч |
|
1. Как христианство пришло на Русь. Презентации работ учащихся. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - познакомиться с историей крещения Руси; - понять значение новой веры. Предметные УУД: - работать со словарем; - различать понятия «храм» и «церковь»; - понять смысл крещения; - работать с различными видами информации; - устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения; - задавать и отвечать на вопросы. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
2. Подвиг. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсудить понятие «подвиг»; - различать виды подвига; - работать с понятием «подвижник». Предметные УУД: - работать со словарем; - высказывать свое мнение; - работать с учебником, дополнительной литературой; - работать в группах. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
3. Заповеди блаженств. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему. Предметные УУД: - работать со словарем; - понять смысл заповедей блаженств; - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать на вопросы; - выразительно читать стихотворение. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
4. Христианство на Руси. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему. Предметные УУД: - работать с учебником, дополнительной литературой; - вступать в диалог; - работать в группах. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
5. Зачем творить добро? |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понимать причины, по которым человек не стал эгоистом. Предметные УУД: - работать со словарем; - отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский; - рассуждать и высказывать свое суждение; - работать с различными видами информации; - работать в парах над притчей «О дикаре и царе». Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
6. Чудо в жизни христианина. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осмыслить понятие Св. Троицы; - сформулировать понятие добродетели «вера, надежда, любовь». Предметные УУД: - работать с текстом учебника, иллюстрациями; - выполнить творческую работу и ее обсудить. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
7. Православие о Божием суде. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; - понимать ответственность за свои поступки; - осознать, что любой человек посланник бога на земле. Предметные УУД: - работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды); - работать в мини группах (парах); - работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
8. Таинство причастия. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Свое тело и кровь; - понять смысл и значение Причастия; - рассуждать на заданную тему, вступать в диалог; - устанавливать связь между Причастием и Литургией. Предметные УУД: - работать с учебником, иллюстрациями; - работать со словарем. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
9. Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие «добро», «дружба», «порядочность», «честь», «достоинство», «самоотверженность». Предметные УУД: - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
10. Монастырь. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие «монах» и «монастырь»; - сравнивать образ жизни мирянина и монаха; - выяснить причины принятия пострига; - выяснить призвание монаха; - рассмотреть стадии становления монашества. Предметные УУД: - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
11. Отношение христианина к природе. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, что природа – это дом для человека и Божий храм; - осознать ответственность за сохранение природы и мира; - сформулировать понятие «христианское милосердие». Предметные УУД: - работать с разными видами текстов, дополнительной литературой. Коммуникативные УУД: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
12. Христианская семья и её ценности. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассмотреть основы создания христианской семьи; - изучить атрибуты содержание венчания; - понять смысл обручального кольца и венца; - осознать роль традиций в семейной жизни. Предметные УУД: - задавать и отвечать на вопросы; - работать с разными видами источниками информации; - работать в парах, группах с иллюстрациями; - работать со словарем; - рассуждать, высказывать свое мнение. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
Духовные традиции многонационального народа России. – 5ч |
|
1. Защита Отечества. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина). Предметные УУД: - составить синквейн к слову «родина»; - работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации); - участвовать в викторине «Святые защитники Родины»; - работать с учебником; -приводить исторические примеры героизма при защите Отечества; - понять нравственную позицию воина христианина. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
2. Христианин в труде. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осознать первые грехи в истории человечества. Предметные УУД: - работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией); - работать в парах; - выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога; - рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть». Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
3. Любовь и уважение к Отечеству. |
Познавательные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие о многоконфессиональности нашего Отечества; - осознать, что любовь к Отечеству – это служение; - понять из чего складывались духовные традиции России; - составить портрет слова «Отечество» в группах. Предметные УУД: - работать с раздаточным материалом, различными источниками информации; - высказывать свое мнение; - сформулировать свои права и обязанности по отношению к Отечеству. Коммуникативные УУД: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
4. Презентация творческих проектов на тему: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. |
Познавательные УУД: - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; - структурируют знания. Коммуникативные УУД: - умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; - адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
Презентация творческих проектов на тему: «Моё отношение к России», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. |
Познавательные УУД: - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; - структурируют знания. Коммуникативные УУД: - умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; - адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |