Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Дидактические игры на уроках математики как средство формирования математических умений

Дата публикации: 2019-02-24 11:17:35
Статью разместил(а):
Динеева Анастасия Андреевна

Дидактические игры на уроках математики как средство формирования математических умений у младших школьников 

Автор: Динеева Анастасия Андреевна

Тольяттинский социально-педагогический колледж, г. Тольятти

Актуальность исследования.

В условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения актуализируется проблема развития математической деятельности младших школьников.

В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся интереса к содержанию обучения и разработать действенные средства развития математических умений. Особое значение придается использованию на уроках  математики занимательного материала  и дидактических игр, направленых  на решение конкретных задач обучения детей и имеющих  воспитывающее  и развивающее значение. А.В. Запорожец подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».  Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических умений учащихся.

Среди математическх  умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения решать задачи.

В нашем исследовании мы исходим из того, что резервом повышения эффективности формирования умений решать задачи,  являются дидактические игры. С одной стороны, обучение решению задач  - это обязательная часть любого урока по математике, с другой стороны дидактические игры также формируют умения школьников решать задачи. Возникает вопрос: необходимо ли использовать дидактические игры для формирования  умения решать задачи  на уроках математики? Выявленные противоречия дали основание сформулировать проблему и цель исследования.

Проблема исследования заключается в том, что Федеральный государственный стандарт поставил в качестве одного из приоритетных обеспечение  прочного  и сознательного  овладения детьми системой математических знаний и умений, однако механизмы формирования математических умений посредством дидактических игр у младших школьников разработаны  в недостаточной степени.

Объектом исследования является процесс формирования математических умений у младших школьников.

Предметом исследования являются дидактические игры, направленные  на  формирование математических умений у младших школьников.

Цель исследования  - формирование математических умений у младших школьников посредством дидактических игр.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование математических умений  у младших школьников будет эффективным при активном использовании комплекса  дидактических игр на уроках математики.

Проблема формирования математических умений у младших школьников посредством дидактических игр в психолого-педагогической литературе. 

Интерес к этой проблеме проявляли многие известные исследователи, психологи, педагоги (Ю.К. Бабанский, Н.И. Запорожец, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Лошкарева, А.Г. Малхасьян, Л.А. Николаева, В.Ф. Паламарчук, Н.Н. Поспелов, А.В. Усова и др.).  В ходе анализа научной литературы и исследований по вопросу формирования  математических умений,  была определена сущность понятия «умение». Именно умения «дают возможность человеку владеть своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, ускорять процесс достижения цели, повышать продуктивность своей работы» 

В  методике обучения математике, понятие умения является одним из базовых: система математических знаний выстраивается во внутреннем плане учащегося только в единстве с формирующими их умениями; всякий усвоенный учащимися  метод решения задач, вычисления или доказательства   есть не что иное, как система определенных умений; математическое мышление учащегося есть не что иное, как система математических умений, сформированная во внутреннем плане учащегося, превращенная в средство мыслительной деятельности.  Обучение решению задач - это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, цель которого - формирование у учащихся умения решать задачи. Принято выделять два основных типа умения решать задачи: общее умение решать задачи; умение решать задачи определенного вида (частное умение решать задачи). Чтобы успешно формировать эти умения, нужно знать, в чем и как они проявляются, каковы их структура и операциональный состав, какие компоненты являются вариативными, изменяемыми, а какие - инвариатными, неизменяемыми.  

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

 

Методика практико-ориентированного исследования  формирования математических умений  у младших школьников посредством дидактических игр на уроках математики. 

Для реализации цели, гипотезы и задач исследования  был применен комплекс научно исследовательских методов. Одним из методов была исследовательская работа, которая проводилась в 2018 году в МБУ "Школа № 85 городского округа Тольятти", в естественных условиях в процессе прохождения практики.

В исследовании принимали участие учащиеся  1 «Б» класса МБУ "Школа № 85 городского округа Тольятти", в количестве 24 человек.

В начале исследования на диагностическом этапе с целью уточнения уровней и показателей сформированности умения решать задачи у младших школьников на уроках математики была произведена оценка, а именно: уровни и показатели сформированности умения решать задачи у младших школьников на уроках математики.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи; конструировать несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме), алгоритм решения задачи. 

Данные задания были составлены на основе выделенных нами критериев сформированности умения решать задачи (познавательно-оценочный, эмоционально-мотивационный и практический), а на их основе уровни и уровневые характеристики, отражающие сущность исследуемого явления. Показателями познавательно-оценочного критерия определены знания о задачах, текстовых задачах, математические суждения, их оценка, логическое мышление, рефлексия.   Эмоционально-мотивационный критерий включает в себя эмоциональное восприятие содержания текстовых задач, эмпатия, интерес к решению задач, потребность в общении.   К показателям практического критерия относятся активность и участие в познавательной деятельности, направленной на составление математических задач, интерпретация, использование полученных знаний на уроках математики, связанных с решением текстовых задач в процессе межличностного общения.

Задания, включенные в тест, предполагают выявление показателей сформированности умений решать задачи.

В соответствии с показателями были выявлены уровни сформированности у младших школьников умений решать текстовые задачи: высокий, достаточный, средний, низкий.

Высокий уровень - 9-10 баллов; Достаточный уровень - 7-8 баллов.

Средний уровень - 4-6 баллов; Низкий уровень - 0-3 баллов.

Эти уровни определялись через индикаторы сформированности отдельных умений.

Выявление уровня сформированности умения решать текстовые задачи у младших школьников на уроках математики. 

Цель констатирующего этапа практико-ориентированного исследования: выявления уровня сформированности  умения решать текстовые задачи у младших школьников. 

Таблица 2.2 Результаты сформированности умения решать текстовые задачи: 

Уровни

Кол-во учащихся

%

Высокий

7

25

Средний

10

50

Низкий

7

25

 

Проанализировав уровень сформированности умений решать текстовые задачи учащихся первого класса, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности умений решать текстовые задачи в  1-Б классе и определили специфику работы по ее оптимизации.

После проведения исследования, нами был  разработан комплекса  дидактических игр, направленный  на формирование математических умений, в частности умения решать текстовые задачи у младших школьников.

На основании этого можно сделать вывод, о необходимости  осуществления целенаправленной педагогической работы по использованию дидактических игр, направленных на формирование математических умений у младших школьников.

  

Список литературы:

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – М.:Педагогика, 1997. – С.149.

2. Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как объект управления качеством образования [Текст] / С.Г. Воровщиков.   – Челябинск: Просвещение, 1996. – С. 151.

3. Давыдов,  В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. / В.В. Давыдов.  – Томск: Пеленг, 1992.

4. Истомина,  Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: развивающее обучение. [Текст] / Н.Б.  Истомина  – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. – С. 272.

5. Куценкова, Т. С. О качестве математической подготовки младших школьников в условиях введения ФГОС НОО // Управление качеством математической подготовки в общем и профессиональном образовании: Матер. Междунар. науч.- практ. конф. / Отв. ред. Т. И. Уткина. – Орск : Издательство ОГТИ, 2011.

6. Куценкова, Т. С. Структура и содержание математической деятельности младших школьников // Преемственность математического образования в системе «ДОУ – начальная школа – основная школа»: Матер. Всерос. науч.- практ. конф. / Отв. ред. Т. И. Уткина. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2010.

7. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под. ред. А.А. Кузнецова. – М.: Педагогика, 1987.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Начальная школа [Текст] / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2016.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь