Учителя-наставники - молодым педагогам!
Учителя-наставники - молодым педагогам!
Автор: Лоскутникова Галина Викторовна, к.п.н.
МБОУ «СОШ № 87», г. Северск Томской обл.
В период реализации экономических реформ, определяющих конкурентоспособность общества, немаловажное значение отводится качественному образованию.
Требования к современному учителю очень высокие: он должен не только дать подрастающему поколению совокупность предметных знаний, но и заложить определённое мировоззрение, систему ценностей. Даже опытные учителя испытывают серьёзную психологическую нагрузку при организации рабочего и личного времени, ведении отчётной документации, профессиональном саморазвитии… А как быть молодому педагогу? Реальная школьная жизнь, не отвечающая ожиданиям, неумение быстро адаптироваться в потоке постоянных проблем порой ставят человека перед дилеммой: смогу ли стать хорошим учителем или лучше сменить профессию? Поэтому одной из серьёзных проблем, с которой сталкивается современная российская школа, является адаптация молодых педагогов к условиям практической работы.
Перед администрацией, научно-методической службой образовательного учреждения встаёт задача: помочь молодому и малоопытному учителю достигнуть необходимого качества работы. Учитывая, что адаптация – процесс двусторонний (волнение испытывает не только молодой специалист, но и педагогический коллектив, вынужденный приспособиться к новому человеку), мы проводим определённую работу, которая, на наш взгляд, имеет положительные результаты. Разработан примерный план работы наставника с молодым специалистом, включающий анализ совместной деятельности молодых специалистов и наставников на основе ранее утверждённых планов с возможной корректировкой; привлечение к участию молодых специалистов в составлении образовательных программ и дополнительных образовательных услуг, в проблемно-творческих группах; активно приветствуется представление продукта методической и /или инновационной деятельности и т.п.
Первичный адаптационный период ориентирован на знакомство с образовательной организацией, локальным сообществом. Это и организационная структура, и педагогический состав (включая не только квалификационные составляющие, но и возрастные, что очень важно для любого нового члена коллектива), и реализуемые программы, и, наконец, особенности и традиции, принятые и поддерживаемые членами коллектива. На наш взгляд, адаптационные мероприятия должны иметь две цели: повышение лояльности к новым сотрудникам и создание условий для эффективной работы молодых коллег.
За последние годы в учреждении сложилась своя система наставничества.
Администрацией школы, методическим советом обсуждаются и утверждаются кандидатуры наставников, предложенные школьными методическими объединениями. Учитываются такие принципы, как:
- морально-психологическая совместимость с молодым специалистом;
- позитивный личный пример наставника в работе;
- доброжелательность и взаимное уважение;
- согласованность содержания работы по предмету с планами работы методического объединения.
В начале учебного года мы проводим семинар по организации работы наставников с приглашением молодых и малоопытных коллег, где на основе анализа итогов работы за прошедший учебный год и выявленных проблем и/или опыта эффективных форм работы в данном направлении планируем работу на предстоящий год. Так, в 2015 – 2016 учебном году в учреждении работало 4 наставника, в 2016 – 2017 учебном году – 5 наставников. По итогам двух лет совместной работы успешно прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности 40% молодых специалистов.
Планирование работы наставников предполагает включение образовательного заказа от молодых специалистов, в том числе практические мини-семинары по психологическим аспектам взаимоотношения с детьми, их родителями, с коллегами, администрацией; совместное планирование способов преподавания и оценивания образовательных результатов; возможность участия в конкурсах различного уровня.
Вызывает трудность такое направление планирования, как работа с индивидуальной траекторией, включающей цели, стратегию достижения целей, способы фиксации компетентностных результатов.
Коллеги очень ответственно относятся к проводимым муниципальным Декадам творчества молодых специалистов «Расскажи миру о себе», где молодые педагоги школы под «патронажем» наставников представляют коллективу презентации «Я – молодой специалист!». По сути, это творческий отчёт за год совместной работы с наставником.
Рост педагогического мастерства молодых специалистов мы отслеживаем и по результатам участия в конкурсах. Конечно, очень важно материальное стимулирование, но когда на педагогическом совете по итогам определённого периода вручают грамоты, дипломы наряду с признанными педагогами молодым, начинающим коллегам, и это вызывает поддержку всех присутствующих, для молодых - явный залог успешности, стабильности, определённости.
Хотелось бы обозначить лишь некоторые реалии активного включения молодых специалистов нашей школы в события профессиональной направленности:
- 3 диплома «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно – методических материалов;
- дипломы за 1-е, 2-е места в предметных олимпиадах, конкурсах учащихся;
- размещение уроков на сайте информационно – методического центра «Максимус»;
- дипломы, сертификаты, благодарственные письма.
Конечно, можно долго конкретно перечислять те мероприятия, в которых принимают посильное участие наши молодые коллеги. Главное – есть желание, есть первые результаты, и это радует!
Ближайшие перспективы: оформление странички сайта каждым молодым специалистом; работа по теме самообразования с целью повышения научно-методической грамотности; освоение новых педагогических технологий; представление личного опыта на образовательных событиях различного уровня.
Хочется от всей души пожелать всем молодым специалистам успехов, а нам, состоявшимся профессионалам, помочь начинающим педагогам, и тогда качественное образование внесёт свой неоценимый вклад и в реализацию экономических реформ, и в повышение конкурентоспособности России.
План работы с малоопытным учителем
(наставник – Лоскутникова Г.В., учитель – методист)
Цель – создание организационно-методических условий для успешной адаптации малоопытного учителя в условиях современной школы.
Основные идеи:
- используя возможности организации методической работы в школе и городе, создать условия;
- для развития профессиональных качеств малоопытного педагога;
- для формирования у малоопытного учителя готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи:
- помочь адаптироваться учителю в новом коллективе;
- определить уровень профессиональной подготовки;
- выявить затруднения в педагогической практике и оказывать своевременную методическую помощь;
- формировать творческую индивидуальность молодого учителя;
- создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
- развивать потребность у молодого педагога к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.
Формы работы:
- целевые взаимные посещения урочных и внеклассных занятий с последующим обсуждением их результатов и рекомендациями;
- обсуждение докладов и сообщений из опыта работы коллег;
- организация участия в семинарах – практикумах;
- изучение и рекомендации по ознакомлению с новинками методической литературы;
- наставничество, курсы, стажировки.
Направления:
- помощь при реализации тематического планирования и организации работы по предмету;
- привлечение к планированию методической работы в ШМО;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;
- контроль за деятельностью малоопытного специалиста с целью оказания своевременной методической помощи;
- организация участия в городских и областных мероприятиях.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений малоопытного специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа потребностей.
2. Помощь малоопытному специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
3. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.), привлечение к данному виду деятельности.
4. Организация мониторинга эффективности деятельности малоопытного учителя.
5. Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности.
6. Привлечение к участию в проведении городской Декады успеха и самопрезентации молодых и малоопытных специалистов, Региональном конкурсе «Электронное портфолио молодого учителя», Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок».
7. Обучение по программе РЦРО «Три горизонта».
План работы с малоопытным учителем:
Содержание работы |
Ожидаемые результаты |
Методы |
Дата проведения |
Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся». Оказать помощь в работе с учебным планом, программой, календарно-тематическим планированием, с документами строгой отчётности. |
Знать практические требования к содержанию программы; умение отбирать учебный материал; грамотно вести документацию, оформлять личные дела учащихся, классные журналы. |
Консультация, знакомство с новыми инструкциями. |
Сентябрь |
Тема «Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся».
|
Ставить цели, задачи, планировать этапы, соблюдать баланс времени, осуществлять отбор учебного материала, уметь соотносить существенную информацию с содержанием учебника. |
Консультации, посещение и анализ уроков. Участие в работе педагогического совета школы. |
Октябрь, ноябрь |
Тема «Технология уроков. Факторы, влияющие на качество преподавания»
|
Знать традиционные и нетрадиционные типы уроков, уметь их провести, оптимизировать процесс обучения. |
Самостоятельная работа по повышению уровня теоретической и практической подготовки. Курсы «Три горизонта» |
Ноябрь, декабрь |
Тема «Проектная методика обучения» |
Знать и применять алгоритм подготовки работы над проектом, критерии оценивания, организовать самостоятельную деятельность учащихся. |
Чтение и ознакомление с проектной технологией, посещение уроков у опытных учителей, посещение семинаров в РЦРО Активное участие в школьном проекте «Река времени». |
Январь |
Тема «Самоанализ урока.Трудные ситуации на уроке и выход из них». |
Уметь делать самоанализ урока, видеть сильные и слабые стороны урока, корректировать слабые стороны урока. |
Практикум: проведение открытых уроков для коллег и наставников. Посещение мастер–классов, стажировка в рамках программы «Три горизонта» |
Февраль |
Тема «Контроль оценки знаний учащихся». |
Уметь объективно оценивать учащихся в соответствии с нормами оценивания. |
Консультация, знакомство с методической литературой по данной теме. Практические занятия. Активное участие во внутришкольном семинаре–практикуме. |
Март |
Планирование работы классного руководителя. Дискуссия «Факторы, влияющие на уровень воспитанности школьников». |
Уметь найти контакт с родителями, привлечь их к работе в классе, установить деловые отношения с учащимися. |
Чтение методической литературы, консультации психолога, изучение опыта общения с детьми. Участие в работе тематического педагогического совета. |
Апрель |
Выявление затруднений в работе молодого учителя. |
Уметь анализировать свой опыт, определять проблемы, трудности и успехи. |
Анкетирование, участие в работе круглого стола. |
Май |
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт.
3. «Школа – 2020. Какой мы её видим?» - доклад рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
5. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011г. №61 «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы».