Модульная технология обучения в профессиональном образовании
Модульная технология обучения в профессиональном образовании
Авторы: Шагина Татьяна Степановна
и Уткина Вера Евгеньевна
КГБОУ«Лесосибирский медицинский техникум»
Модульное обучение в разных вариантах широко используется многими учебными заведениями. За последние годы его идеи получили широкое распространение в США, Англии и других странах. На сегодняшнем этапе развития экономики, когда в большинстве стран происходит переход от индустриальной к информационной эре, которая характеризуется использованием программно-управляемого оборудования, ЭВМ и других технических коммуникаций, ставятся высокие требования к подготовке рабочих и специалистов.
Основным показателем уровня квалификации современного специалиста является профессиональная компетентность, которая включает в себя содержательный и процессуальный компоненты, которые являются связующей цепочкой знаний, умений и навыков. В отличие от обобщенного «социального заказа общества» на подготовку специалиста, профессиональная компетентность выражает реальный уровень подготовки кадров, предлагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в конкретных условиях. Конкретный специалист должен знать сущность проблемы, уметь решать ее практически, владеть гибкостью метода.
Из практики профессионального обучения известно, что студенты средних профессиональных образовательных учреждений лучше воспринимают и усваивают комплексные интегрированные знания. Поэтому возникает необходимость создания соответствующей системы обучения, разработки теоретических основ и методик интегрирования предметов и профессиональных модулей, разработки учебных программ на блочно-модульной основе и содержания дидактических элементов.
Обучающий модуль — это логически завершённая форма части содержания учебной дисциплины или профессионального модуля, включающая в себя общие и профессиональные компетенции, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача информационной части — формирование теоретических знаний, деятельностной — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить учебные и производственные практики, курсовые и дипломные работы.
Особенности модульного обучения заключаются в том, что студент частично или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему учебной программой, которая содержит в себе целевую программу действий, базы информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей. В этом случае функции преподавателя могут изменятся от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих.
Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некоторые выводы. При модульном обучении каждый студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у технологии и для развития таких качеств личности студента как самостоятельность и коллективизм.
Подводя итоги модульного обучения в нашем техникуме, можно сказать, что значительно улучшились показатели успеваемости студентов и соответственно качество обучения.
Принципиально меняется и положение преподавателя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача преподавателя - обязательно мотивировать студентов, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать. В результате изменения его деятельности на учебном занятии, что позволяет использовать различные формы и методы преподавания, а также применять на занятиях современные педагогические технологии, направленные на повышения качества обучения.
Нужно отметить, что построению учебного процесса на блочно-модульной основе принадлежит будущее. В перспективе, возможно, что данные технологии вытеснят традиционную малоактивную систему обучения.