Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Открытые задачи на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Дата публикации: 2019-03-03 18:00:28
Статью разместил(а):
Ахмедова Севиндж Назар кызы

Открытые задачи на уроках математики как средство

активизации познавательной деятельности учащихся

Автор: Ахмедова Севиндж Назар кызы

 

Одним из важных направлений модернизации отечественного образования является преодоление репродуктивного стиля обучения и переход к такой образовательной системе, которая бы в полной мере могла обеспечить познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует школу на овладение учащимися не только предметными, но и метапредметными, личностными результатами, в том числе обеспечивающими роста творческого потенциала учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях.

Когда я пришла работать в школу, то на уроках часто слышала вопросы: «А зачем нам учить математику?», «Где нам понадобиться умение решать уравнения задачи, формулы?» Для того, чтобы ответить на эти вопросы, на каждом своём уроке я стараюсь показать детям, насколько тесно переплетается наша жизнь с математикой, какое широкое применение имеют математические способности, умение логически мыслить, в каждой сфере нашей жизни.

Современное общество постоянно меняется и нуждается в личностях, способных мыслить креативно и нестандартно.

Я стремлюсь к тому, чтобы каждый учащийся на моих уроках мог реализовать себя и научиться мыслить нестандартно, выходить за рамки предмета и видеть разные его стороны. Ведь именно математика учит мыслить, размышлять и находить решения задач, которые нам преподносит жизнь.

Мое педагогическим кредо - это слова Иммануила Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить!».

А путеводной звездой в профессии стали принципы, изложенные Антуаном де Сент Экзюпери в «Цитадели»: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити … Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать».

Для того, чтобы реализовать все эти принципы, в своей педагогической деятельности я использую различные технологии: технологии проблемного обучения, ИКТ-технологии, технологию разноуровневого обучения. Но на мой взгляд, наиболее эффективной технологией, позволяющей помочь детям научится мыслить креативно и нестандартно, являются элементы ТРИЗ-педагогики, в основу которой была положена теория решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера. Именно ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

В развитие ТРИЗ-педагогики внесли вклад многие ученики и последователи Г.С. Альтшуллера: к ним относится Анатолий Александрович Гин, исследовавший и создавший теорию открытых задач.

Именно эти задачи я использую в своей педагогической деятельности. Известно, что при обучении математике большая часть времени отводится решению задач.В школьной практике решение задач чаще всего рассматривается лишь как средство отработки и закрепления школьниками программного материала. Они имеют конкретные условия, решение и ответ. Такие задачи приняты называть закрытыми, для их решения ученику достаточно применить базовые знания и алгоритмы, полученные при изучении той или иной темы. Задачи такого типа предусматривают четкую и однозначную трактовку условия проблемы. В результате задача имеет, как правило, одно верное решение. Например: найдите корни уравнения x2 – 5x + 4 = 0.

При решении этой задачи достаточно применить формулу корней квадратного уравнения, то есть известный школьникам алгоритм действий. При решении закрытых задач не реализуется развитие творческих , интеллектуальных способностей учащихся. Решить эту проблему помогает внедрение открытых задач в школьный курс математики.

У открытых задач нет чёткого однозначного условия и строгого алгоритма решения – это жизненные задачи. Открытые задачи интересны – их хочется решать .Открытые задачи развивают мышление, они приучают думать системно, логически, для их решения недостаточно просто подставлять данные в формулы – нужно мыслить! В условии открытой задачи может не хватать каких-то данных или, напротив, она может содержать избыточные данные. Поэтому учащемуся необходимо самостоятельно осмыслить, дополнить, а иногда и сформулировать условие открытой задачи, а также найти необходимые для ее решения сведения. Кроме того, открытая задача может иметь множество путей решения и много верных ответов. Поскольку открытые задачи, как правило, формулируются на основе фактов или жизненных ситуаций, то ответ продиктованный жизнью называют контрольным ответом. 

Пример открытой задачи:  Известно, что треугольники АВС и АDC прямоугольные и равнобедренные. Следует ли из этого, что АС = АD? 

В этом случае ответ может быть и утвердительным, и отрицательным в зависимости от расположения треугольников относительно друг друга. Задачи такого рода могут быть эффективно использованы на различных этапах урока математики, в том числе в построении отдельного урока «одной» задачи.

Несмотря на то, что творческой задаче отводится большая роль в педагогической практике, я столкнулась с тем, что в учебниках  математики большинство представленных  задач являются  стандартными, решаемыми по известному алгоритму. Для того чтобы решить эту проблему, я познакомилась с методикой создания открытых задач, разработанной Анатолием Александровичем Грином.

бежденность в том, что открытые задачи способствуют вовлечению учащихся в универсальную учебную деятельность (целеполагание, планирование, аргументация, анализ, синтез, сравнение, контроль и самоконтроль), логично влечет вопрос: можно ли весь процесс обучения построить только на задачах открытого типа? Очевидно, нет. Ребенок в обучении должен решать оба типа задач: и открытые, и закры- тые. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности. Поэтому можно рассматривать разные стратегии в использовании открытых и закрытых задач на уроках математики:

1) Отрабатывать отдельные навыки с помощью закрытых задач и учиться использовать эти навыки в жизни с помощью открытых.

2) Вводить материал с помощью открытых задач и отрабатывать отдельные навыки с помощью закрытых; так построено проблемное обучение. Наибольшая эффективность в смешанной стратегии – использовать открытые задачи как в начале, так и в конце обучения. 

Именно такая структура урока позволяет на каждом его этапе формировать не только предметные знания и умения, но и в совместной деятельности обеспечивать достижения учащимися личностных и метапредметных результатов.

Таким образом, выбранный элемент развивающего креативного урока математики и включение в его содержание открытых задач позволяют на основе метапредметного подхода (передача ученикам способов работы со знанием) организовать метапредметную деятельность (деятельность за пределами учебного предмета, направленная на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием и связана с жизненными ситуациями) для достижения метапредметных результатов (освоенные учениками обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях). 

Говоря о средствах формирования у учеников универсальных учебных действий, необходимо отметить, что предлагаемые методические решения должны также быть универсальными. Открытые задачи может использовать учитель любого предмета. Это подтверждает важность владения общими методами развития творческого мышления.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь