Методическая разработка мастер-класса по росписи стекла с использованием ИКТ «Античное стекло»
Методическая разработка мастер-класса по росписи стекла с использованием ИКТ
«Античное стекло»
Автор: Никанорова Татьяна Петровна
ГБОУ ДДЮТ «На Ленской», Санкт-Петербург
Аннотация: Данный мастер-класс входит в программу дополнительного образования детей «Студия «Зазеркалье» (роспись стекла, зеркала, фарфора)», раздел 4: История художественной обработки стекла, зеркала, фарфора.
Цель – знакомство с историей художественной обработки стекла.
Задача – показать и научиться самим создавать эффект античного стекла.
Знакомство с миром цветного стекла начинается со стекла античного, того, которое было выплавлено тысячи лет назад в Древнем Египте и Греции и, пролежав в земле столетия, не перестает поражать нас своей красотой и изысканностью форм. В Древнем Риме производство стекла достигает своего расцвета в начале новой эры, но постепенно угасает, в результате наступающего средневековья.
Но и средневековье не устояло перед красотой стекла – все готические соборы украшены великолепными витражами, и сияние цветного стекла составляет эстетическую ценность этой эпохи. Производство стекла в небольшом количестве остается только в Италии, в Венеции на островах Венецианской лагуны. Там оно производится и по сей день, и носит высокое звание лучшего стекла в мире. Мастера острова Мурано варят стекло такого количества цветов и оттенков, что только живая природа может превзойти их в своём разнообразии.
Занятия росписью стекла не только воспитывают эстетический вкус, но и дают возможность создания красивых предметов декоративно-прикладного назначения: вазы, шкатулки, подсвечники, часы, зеркала. И обучающиеся в студии «Зазеркалье» занимаются этим три года с большим энтузиазмом и удовольствием.
1. Введение. Рассказ об античном стекле Древнего Египта и Греции, краткая история о способах плавки, составе античного стекла, его использование в Древнем мире. Слайд-шоу «Учебный альбом: Античное стекло».
2. Теория росписи античного стекла, просмотр электронного альбома с образцами древних сосудов, обсуждение того какие материалы и приемы можно использовать в работе.
3. Выбор материалов и приемов для создания эффекта античного стекла. Материалы – контуры, поролоновая губка, клейкая лента, кисть. Приемы – тампонирование поролоновой губкой, торцовка кистью.
4. Практическая работа. На стеклянной посуде – банке, бутылке, стакане – учащиеся делают наклейки клейкой лентой в произвольной манере, затем с помощью кусочка поролоновой губки (прием - тампонирование) и кистью (прием - торцовка) наносят небольшое количество разноцветных контуров по стеклу и распределяют в свободной цветовой гамме, стараясь сохранить прозрачность стекла и придать ему легкий налет старения. Затем аккуратно снимают клейкую ленту. Оставшиеся не прокрашенные участки стекла покрывают теми же приемами росписи и декорируют контурами (прием – точка, линия, лепесток). Во время практической работы помощь и показ приемов педагогом.
5. Завершение работы. После окончания росписи просмотр работ всех обучающихся, обязательная подпись каждой работы, обсуждение итогов занятия, опрос о том, как им понравилась своя работа, работа других учащихся, что они сегодня узнали нового и как они смогут использовать свои знания в будущем. Обязательно дается установка на то, чтобы они могли самостоятельно составить свой электронный альбом по теме «Античное стекло».