Конспект открытого занятия по народно-сценическому танцу в 3 классе «Русский народный танец»
Конспект открытого занятия по народно-сценическому танцу в 3 классе
«Русский народный танец»
Автор: Мубаракзянова Альбина Зуфаровна
МБОУ ДО «Сабинская ДШИ им. Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных»
Тема занятия: Русский танец «Течёт ручей».
Цель занятия: воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Развивающие цели:
- развивать координацию и пластичность движений;
- развивать творческое мышление;
- развивать танцевальность;
Воспитательные цели:
- формировать навыки координации;
- формировать навыки выразительности движений;
- формировать навыки ансамблевого исполнения;
- формировать умение передавать национальный стиль и манеру народного танца;
Обучающие цели:
- повторять и закреплять изученный материал;
- обобщать изученный материал;
- совершенствовать пройденный материал;
Необходимое оборудование: музыкальный центр.
Зрительский ряд: иллюстрации,сценические костюмы.
Музыкальный ряд: CD – диски.
План занятия
Вводная часть.
- вход в зал и построение на поклон;
- проверка готовности к уроку;
- формирование темы и цели урока;
Основная часть.
- разминка: экзерсис у станка;
- движения и комбинации на середине зала;
- изучение новой темы;
- закрепление пройденного материала;
Заключительная часть.
- итог урока;
- построение на поклон;
- вывод.
Ход занятия
Вводная часть.
Пригласить детей в зал, проверить готовность к уроку. Выполнить приветствие.
Педагог. Тема нашего сегодняшнего урока – русский танец.
Словно радуга живая,
В ярких красках расцвела,
Огневая, вихревая
Пляска русская пошла.
Не руки – крылья распластались!
А из - под ног - огонь, огонь!
Да можно ль русских нас представить,
Без русской пляски под гармонь?!
Сегодня мы начинаем знакомство с русским народным танцем. И начнем мы урок с русского поклона. Сейчас я покажу вам, как выполняется поклон в русском танце (показать поклон). Повторите, пожалуйста. (Дети выполняют поклон). Молодцы!
Теперь, я вам расскажу о рождении русского народного танца.
Когда родился русский танец на Руси- историкам точно не известно. Русский народный танец- один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа. Самым древним русским танцем является хоровод. К народным русским танцам также относятся кадрили, русские плясовые и плясовые импровизации. Русские пляски бывают медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Среди плясок – импровизаций широко известны: «Барыня», «Балалайки», «Танец с ложками», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Валенки», «Тимоня», «Полянка», «Сибирская потеха», русский танец «Матрешки», «Плескач», «Круговая-плясовая», «Камаринская», «Полька», «Чеботуха», «Сени».
Русский народный танец исполняется в русских национальных костюмах. Для русских народных танцев характерны яркие костюмы. В основном, это - красный, белый, голубой, зеленый цвета, которые символизируют любовь, чистоту души, солнце, небо, свежую весеннюю траву. Русская мужская рубашка называется косовороткой, женский костюм - это русский сарафан. На голову девушки надевали кокошник, а волосы заплетали в одну косу.
(Показываю несколько вариантов русских народных костюмов).
А теперь приступим к основной части урока .
Разминочная часть делает танцора выносливым. Каждый из вас научится чувствовать и ощущать музыкальный мир, движения в ритме и темпе, заданной музыкой, музыкой разных национальностей. (Дети встают к станку).
Экзерсис у станка:
Плие - в характере русского лирического танца.
Батман тандью - в характере польки.
Батман тандью жете - в характере белорусского танца.
Ронд де жамб партерр - в характере татарского танца.
Флик-фляк- в характере цыганского танца.
Каблучное упражнение - в характере русского танца.
Батман фондью - в характере вальса.
Выстукивающее упражнение - в характере татарского танца.
Партартие - в характере молдавского танца.
Подготовка к веревочке - в характере украинского танца.
Девелоппе - в характере венгерского танца.
Гранд батман жете - в характере русского танца "Яблочко".
Сегодня мы повторим движения, которые используются во всех видах русского народного танца.Прошу вас перестроиться в линии, пожалуйста. (Дети перестраиваются в линии).
Первое движение называется «верёвочка (ординарная и двойная)».
Сначала делаем ординарную веревочку. Руки, пока, будем держать на поясе.Затем делаем двойную веревочку, а также комбинируем её с выводом ноги на каблук и с "ковырялочкой". (Дети выполняют движение по показу: сначала под счет, затем под музыку). Молодцы!
Второе движение называется «дробь».
Сначала я предлагаю вам прохлопать ритмический рисунок, который вам нужно будет выполнять ногами. (Дети под собственный счет прохлопывают ритм шагов). Дети, вы обратили внимание на паузу, которую мы удерживали на счет "два"? Теперь, при выполнении дроби, я прошу вас на счет "два" удерживать ногу, согнутую в колене, навису и сделать соскок на левой ноге. (По моему показу дети выполняют элемент). Молодцы!
Третье движение называется «молоточки».
Это движение следует выполнять легко, задорно. Посмотрите, пожалуйста, как выполню я. (Показ движения). А теперь, давайте, выполним вместе.
Четвертое движение называется «каблучный шаг в сторону».
Это движение включает работу корпуса и рук.Также можем комбинировать с переводом "каблук-носок". (Дети выполняют движение по показу: сначала под счет, затем под музыку). Молодцы!
А теперь проверим- как вы усвоили материал. Вопрос: какие движения русского танца вы знаете? (Ответы детей: бег,верёвочка простая и ординарная, ковырялочка, притопы. дробь, каблучный шаг в сторону, молоточки, повороты и др.).
Я раздаю вам задания с различными вариантами разученных нами движений русского танца. Вам следует выполнять их в той последовательности, в какой вам указано в задании. (Дети получают задания, делятся на группы, готовятся, исполняют по мере готовности своей группы). Молодцы! Вы отлично справились!
Основная часть.
А теперь мы разучим основные движения, которые исполняются в парах:
- повороты;
- молоточки вперед, назад (меняемся местами);
- «воротца».
Мальчики, пригласите, пожалуйста, своих партнерш. (Проводится разучивание движений).
Наконец-то, мы можем приступить к разучиванию I части танца – выход по диагонали. Постройтесь друг за другом и положите руки на пояс. А теперь послушайте вступление к танцу. (Включаю фонограмму танца «Течёт ручей»).
На первую часть музыки вы начинаете двигаться движением молоточки"друг за другом и выстраиваетесь в диагональ лицом к зрителям. В диагонали выполняем движение "двойная веревочка комбинированная". При движении нужно сохранять гордую осанку. Далее идет основной шаг танца «русский бег», который нам всем уже знаком.
(Проводится разучивание 1 части танца).
Дальше соединяем все разученные нами движения в танец и исполняем его полностью.
Заключительная часть.
У нас осталось совсем немного времени. Я предлагаю вам встать парами и повторить знакомый танец «Веселуха».
Исполняется«Веселуха». (Отметить лучшие пары).
Я хочу задать вам последний вопрос, какому танцу было посвящено сегодняшнее занятие? (Ответы детей).
Молодцы! На этом наш урок закончен. (Дети встают на поклон).
Спасибо вам за урок! Поблагодарим друг друга (аплодисменты).
Дети выходят из зала.
Вывод: каждый ученик усвоил новый материал и закрепил пройденный.
Список использованной литературы:
1. С. Руднева, Э. Фиш. Ритмика. Музыкальное движение. Москва. «Просвещение». 1972г.
2. Т. Барышникова. Азбука хореографии. Москва. 2000г.
3. Л. Богаткова. Танцы для детей. Детгиз. 1959г.