Современный урок - дидактика и практика

Дата публикации: 2019-11-02 15:51:09
Статью разместил(а):
Приходько Евгения Николаевна

Современный урок - дидактика и практика

Автор: Приходько Евгения Николаевна

ГБОУ "СОШ", с.Курумоч, Волжский район, Самарская область

 

Жизнь удивительна и прекрасна. Каждый день наполнен новыми знаниями, удивительными экспериментами, хорошими чувствами. Идёт маленький человек в школу и знает, что ждет его добрый учитель, советчик и помощник. Встречает учитель своих маленьких учеников с хорошим настроением. В настоящее время роль учителя стала ещё важнее. Нужно постараться найти в каждом ученике его скрытые способности и возможности. Не дать затеряться и закрепоститься в своём детском мире. Дать шанс раскрыться каждому своему ученику. Этого можно достичь. Как?

Только хорошо продуманные уроки и стабильная подготовка педагога могут помочь достигнуть поставленных целей. Это и будут ступеньки вверх по лестнице знаний.

Как мы строим современный урок? Начинаем с организационного момента. На этом этапе наша задача- мотивировать детей к деятельности, создать эмоциональный настрой. Приведу примеры:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы будем работать в группах.

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие.

Далее мы подводим детей к определению темы урока. Если материал не новый, то разговор может быть такой:

- Чем мы занимались на прошлом уроке?

- Учились умножать столбиком.

- Можно этому хорошо научиться за один урок?

- Нет.

- Значит сегодня мы что будем учиться делать?

- Будем продолжать учиться умножать столбиком.

- Сформулируйте тему урока.

-Умножение.

Если начинаем новую тему, то уместны либо загадки, либо короткие четверостишия. То, что привлекает внимание детей. На уроке русского языка это может выглядеть так:

Такой падеж

Как дательный

Я с детства не люблю.

Дарить, давать друзьям

Я вовсе не терплю

- О каком падеже сегодня пойдет речь?

- О дательном падеже.

- Правильно. Значит, как будет звучать тема урока?

- Дательный падеж.

- Молодцы.

Если это делать регулярно, то дети быстро учатся и время не затягивается.

Таким образом, плавно переходим к определению цели и задач урока.

Рассмотрим образец:

- Чем мы занимались на прошлом уроке?

- Мы умножали и делили столбиком.

- Как вы понимаете слова? Повторять, да учить –ум точить.

- Мы будем повторять?

- Верно. Сформулируйте тему урока.

- Умножение и деление.

- Какую поставим перед собой цель?

- Научиться хорошо умножать и делить столбиком.

- Для достижения цели какие поставим задачи?

- Соблюдать алгоритм умножения. Соблюдать алгоритм деления. Записывать правильно числа. Вспомнить таблицу умножения.

Далее идет каллиграфическая минутка. Мы её проводим для того, чтобы дети чётко писали каждую цифру в своей клетке. Это важно научить уметь делать для выполнения любых арифметических действий. 

Поскольку я говорю о четвероклассниках, то мы не просто записываем какие-либо цифры, а еще и поддерживаем познавательный интерес к учению. Например,

- Дайте характеристику числу 988.

- Соотнесите дату с историей нашей страны.

- Верно. Крещение Руси. Запишите аккуратно число в тетради.

Либо так:

- Запишите в тетрадях число- дату “Отмена крепостного права на Руси”

- Верно.1861.

- Назовите событие, которое произошло на сто лет позже.

- Полет человека в космос.

- Запишите дату.

- 1961 напишите всю строчку через одну клетку.

Далее этап – Актуализация знаний. На уроках математики целесообразно провести устный счет. Он вовлекает в работу всех детей. Это могут быть математические диктанты с дальнейшей взаимопроверкой. Как вариант, задания, имеющие межпредметный характер.

Самарская область расположена на материке Евразия. Площадь 53000 квадратных километров. Уменьшите это число в 1000 раз. Назовите предшествующее число.

Длина реки Волги - 3530 километров. Увеличьте это число в 10 раз. Увеличьте это число на 100.

Россия в 2011 году добыла 212 тонн золота. Хотела бы добыть в 5 раз больше. Сколько это тонн? Сколько это килограммов?

На этапе систематизации и обобщения знаний очень важно разнообразить виды работ. На уроках русского языка орфографические минутки могут выглядеть так:

- Ребята, вам нужно вспомнить все орфограммы которые мы изучали в начальной школе и записать как можно больше слов и словосочетаний, выделяя орфограммы на письме графически. Дети могут по очереди называть слова и объяснять орфограммы, сильный ученик это пишет на доске. Могут поработать в парах, это помогает понять, что у ребят равноправные позиции. Можно выполнить работу в группах и посмотреть у кого лучше результат. Дух соревнования -это ещё один стимул постараться. Главное поддерживать интерес. Дети уже умеют работать в группах, но мы каждый раз повторяем правила работы в группах. Только при создании учителем доброжелательной атмосферы мы мотивируем детей на продуктивную работу.

Можно провести графический диктант - или +.

Вопросы:

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные всегда стоят в единственном числе?

В русском языке 5 падежей?

Такие диктанты могут составлять и проводить сильные ученики.

Таким образом, в основе урока лежит организация активных форм деятельности. Важно постараться создать для каждого ученика ситуацию успеха на уроке. Это и есть мотивация на процесс обучения.

Физминутки. Я придерживаюсь мнения –, так отдыхать. Предлагаю детям положить руки на парты и полежать. Послушать тишину. Либо задаю вопросы. Дети глаза закрывают и затем открывают ,  и проверяют.

- У кого из девочек сегодня косички?

- У кого из мальчиков на рубашке значок?

- Сколько ступенек на крыльце?

- Какого цвета дверь в библиотеке?

- Почему цветы не тронешь?

Детям очень нравится такой отдых. Они столько вариантов ответов предлагают. Такое переключение с одного вида деятельности на другой повышает уровень усвоения материала. Ребята снова готовы к работе. Любопытные глазки будто спрашивают :”Что дальше будем делать?”

На этапе "Повторение изученного материала" можно использовать игры. Они способствуют эмоциональному восприятию, непроизвольному запоминанию, активной мыслительной деятельности.

Посмотрим пример на уроке русского языка при изучении темы "Имя прилагательное". Поработаем в группах.  Игра называется "Ассоциации" Придумайте ассоциации-прилагательные к слову лимон. Таким образом идет добывание знаний, что способствует формированию мышления. Затем ребята запишут слова той группы, где больше ассоциаций получилось. Работу можно продолжить. Выделить окончания прилагательных и существительных . Сделать разбор одного словосочетания. Смена видов деятельности позволяет сделать урок динамичным. Оптимальным по темпу и создает условия для активной  познавательной деятельности. Поскольку четвероклассникам предстоит писать ВПР можно включить в работу задания такого вида.

Выпиши из предложения слово, которое соответствует схеме, обозначь его части.

Это первый в мире дом, который поворачивается за солнышком. Вот вам и разбор слова по составу. Не по алгоритму, зато дети работают вдумчиво и делают задания, соблюдая инструкцию.

А фонетический разбор тоже можно взять в сокращенном виде из ВПР.

Спишите предложение. Выпишите слово, в котором все звуки звонкие.

А когда все спят, волшебный дом сам проверяет все ли в порядке.

На этапе закрепления можно включать творческие задания. На уроках русского языка это могут быть сочинения-миниатюры. На уроках литературного чтения можно провести тест и проверить вдумчиво ли ребята читали текст. Например, тест по рассказу Михаила Пришвина «Выскочка»

Какой породы была собака Вьюшка

а) лайка

б) овчарка

в) такса

Откуда приехала Вьюшка

а) с реки Енисей

б) с реки Бии

в) с озера Байкал

Этап подведения итогов. На уроке чтения: найдите пословицы, которые подходят к нашему рассказу и выражают основную мысль. На примере этого же произведения.:

Поспешишь - людей насмешишь.

В семье не без урода.

Доверяй, но проверяй.

Рефлексия.

Мне сегодня было … Интересно, трудно.

Я бы поставила «5» - и почему.

Я сегодня запомнил …

Домашнее задание: уважаемые педагоги, старайтесь не перегружать детей домашними заданиями. Стройте свой урок плотнее и делайте больше на уроке. Это к вопросу о здоровьесбережении малышей.

Желаю всем нам творческих успехов. Приходите в класс с хорошим настроением, ведь наши дети, как барометры, тонко улавливают  все , что у нас на душе. Передавайте свои знания в добром здравии и будьте на позитиве. Все зависит от учителя.