Проект "Моя малая Родина"

Дата публикации: 2020-01-28 02:21:56
Статью разместил(а):
Микша Лариса Александровна

Проект "Моя малая Родина"

Автор: Микша Лариса Александровна

 

«Интересы человека формируются главным образом в его детстве. Если у человека есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и будет добрым, порядочным, полезным для России человеком».

 Д.С. Лихачев

 

Цель проекта : Формирование знаний об истории, культуре, памятниках, природе родного края посредством краеведческой деятельности.

Задачи проекта:

- Развить интерес к изучению родного края;

- Воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

- Расширить и обогатить знания, учащихся через изучение родного края;

- Развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с краеведческим материалом.

Пред­пола­гаемые продукты: Разработка учебно-тематического планирования кружка «Моя малая Родина», кроссворд «Путешествие по селу», презентации «Цвети, земля Кокошинская»,  «Село Кокошино-  наша малая Родина», видеоролик «Моя малая Родина», сценарий литературно-музыкальной композиции «Моя Россия».

Введение

«С чего начинается Родина?». Для каждого человека Родина начинается, прежде всего, с того места, где он родился, где научился родному языку, где впервые услышал голоса родных ему людей. У каждого человека есть своя малая Родина. Для моих учеников малой Родиной является село Кокошино. В этом селе они родились, здесь родились и живут их родители. С каждым годом возрастает интерес   к изучению истории небольших поселений, истории людей, живущих в этих сёлах.  Ведь с каждым годом количество деревень в нашей стране уменьшается, и наша задача -  не забыть тех, кто делал нашу историю.

Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

ФГОС второго поколения решает проблему формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Воспитание чувства уважения и любви к Родине у младших школьников можно привить через внеурочную деятельность.

Проект внеурочной деятельности «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

- научная достоверность используемого материала;

- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;

- комплексность решения задач обучения и воспитания;

-  единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

Основная цель проекта: формирование основ патриотизма, развитие творческих способностей, воспитание уважения и любви к близким людям, к школе, к родному селу, родной стране и культуре.

Задачи: 

1. Зажечь искорку любви и интереса к жизни своего народа, своей страны, родного края, к его истории и культуре, к природе.

2. Воспитать у детей чувства любви и заботы к членам семьи, а также к другим людям.

3. Дать детям представление о том, что «мой дом – это моя малая Родина».

4. Познакомить с названием села, в котором живут, его достопримечательностями, улицами, названными именами известных людей.

5. Дать детям знания об истории возникновения села, национальностях людей, населяющих село. Воспитывать желание больше узнать о родном крае.

6. Расширять знания детей о нашей стране России.

7. Познакомить детей с символикой России, Новосибирской области и Чулымского района (герб, флаг, гимн).

Практическая значимость проекта: Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота, развитие практических навыков исследовательской работы учащихся с краеведческим материалом, входит в программу внеурочной деятельности «Моя малая Родина». Данный проект - это попытка объединить единой целью учителей, учеников и родителей.

Методы исследования: 

-  поисковый;

-  информационный;

- исследовательский;

- сравнительный метод;

- анализ изученных материалов; 

Краткое описание проекта: 

Проект знакомит с новыми страницами истории родного края, помогает прикоснуться к прошлому, осмыслить настоящее, заглянуть в будущее.Малая Родина ребенка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Краеведение - благодатная почта, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае.

Ожидаемые результаты:

Личностные: - готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности; 
- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения; 
- умение действовать в интересах группы; 
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми; 
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.

Метапредметные: 

- умение работать с информацией.   

- умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами; 
- умение оценить степень успешности своей деятельности; 
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации; 
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) 
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, 
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения  

Предметные: 

- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни; 
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации; 
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории и природеродного края.

Масштаб решения проблемы: Проект является долгосрочным.

Продолжительность работы над проектом 3 года. 

Этапы проекта:

I этап 2 класс: 

- расширять представления о ближайшем социальном окружении;

- учить видеть в окружающем мире прекрасное;

- познакомить с картой района, области;

- учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой;

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

II этап 3 класс:

- способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны;

- дать понятие о символах района и Российского государства;

- учить пользоваться картой - схемой Чулымского района;

- расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;

-  развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

III этап 4 класс: 

- расширять знания об истории родного села;

- расширять знания о природных ресурсах области и района, их использовании и значении для края;

- обобщать знания о труде людей нашего края; 

- продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения;

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

Основные формы:

- беседы;

- экскурсии по родному селу;

- посещение музеев;

- встречи с земляками;

- выступление перед сверстниками, родителями и жителями села; 

- исследовательская и проектная деятельность учащихся. 

Характеристика имеющегося опыта:

В связи с переходом на ФГОС у меня появилась возможность заниматься проектной деятельностью в младших классах. С 2013 года веду кружок «Моя малая Родина». Кружок носит интегрированный характер, объединяет краеведение, историю, географию, биологию, ИЗО, музыку. На занятиях мы изучаем историю села и района, государственную символику, работаем с картой, учимся находить на карте нашу область, район, село, изучаем животный и растительный мир, знакомимся с «Красной книгой» России и Новосибирской области. Зимой делаем кормушки для птиц. Дети учатся создавать проекты по теме «Моя родословная», «Традиции моей семья», «Мои знаменитые земляки». Ребята любят работать с архивным материалом, который хранится в нашей школе (фронтовые треугольники, боевые и трудовые награды, фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, знаменитых земляков). Эти занятия воспитывают у детей любовь к родному селу, родному краю, Отечеству.  Учащиеся выступили с литературно-музыкальной композицией « Моя Россия» на отчетном родительском собрании и на встрече с митрополитом Каинским и Барабинским Феодосием, который высоко оценил выступление ребят.

Заключение: Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, Родину, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Глоссарий:

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. 

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода.

ГЕНЕОЛОГИЯ - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях.

ГЕРБ -  эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, странуи т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

ГИМН - песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество)

ФЛАГ- официальный государственный символ Российской Федерации; один из главных государственных символов России, наряду с Государственный флагом Российской Федерации и Государственным гимном Российской Федерации. Утверждён Указом Президента Российской Федерации 30 ноября 1993 года. 

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.