Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.11.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного жизни и творчеству Расула Гамзатова

Дата публикации: 2021-02-02 21:42:39
Статью разместил(а):
Магомедова Лейла Абдулгамидовна

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного жизни и творчеству Расула Гамзатова

«Горец, верный Дагестану …»

Автор: Магомедова Лейла Абдулгамидовна

МКОУ "Гимназия Табасаранского района"

 

Цель:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта.

2. Раскрыть  многообразие таланта Р. Гамзатова.

3. Посредством произведений раскрыть его любовь к Родине, красной нитью проходящую через все поэтическое наследие.

 

Оформление: Портрет Р.Гамзатова, сборники стихов.

Аудио, видеозаписи: народные мелодии, картины природы Дагестана, съемки с участием Гамзатова, песни на слова поэта, выставка работ учащихся на тему «Мой Дагестан», мультимедийный проектор.

 Эпиграф:

«Хочу работать , жить, хочу писать, служить Вам…» Р. Гамзатов.

Ход мероприятия

Музыка («Кавказ»)

Вед 1: Я памятник себе воздвиг из песен –

Он не высок – тот камень на плато,

Но если горный край мой не исчезнет,

То не разрушит памятник никто.

 Вед 2: Ни ветер, что в горах по-волчьи воет,

 Ни дождь, ни снег, ни августовский зной.

При жизни горы были мне судьбою,

Когда умру, я стану их судьбой.

Вед. 1: Поддерживать огонь мой не устанут

И в честь мою еще немало лет

Младенцев нарекать горянки станут

В надежде, что появится поэт.

Вед 2: Когда уйду от вас дорогой дальней

В тот край, откуда возвращенья нет,

То журавли, летящие печально,

Напоминать вам будут обо мне.

Вед 1: Я разным был, как время было разным,-

Как угол, острым, гладким, как овал…

И все же никогда холодный разум

Огня души моей не затмевал.

Вед 2: Однажды мной зажженная лампада

Еще согреет солнце не одно.

И только упрекать меня не надо

В том, что мне было свыше не дано. 

ВЕД 1:  Добрый день дорогие друзья!  Вот уже двадцать пять лет в начале сентября в нашей стране отмечают светлый, гуманный праздник, связанный с именем Расула Гамзатова – День  белых журавлей, давно ставший всероссийским Днем памяти.

В этом юбилейном году «Белые журавли » решением ЮНЕСКО получили международный статус, объединив человечество в борьбе за укрепление взаимопонимания, единства и согласия, братской дружбы между народами, населяющими нашу планету.

ВЕД.2: Памяти Расула Гамзатова, великого сына Дагестана и России, поэта аула и планеты, посвящается наша литературная композиция.

(Музыка замолкает)

Вед. 1: Почему люди читают стихи? Потому что слово настоящего поэта, наполненное внутренней музыкой и гармонией, способно порой сказать больше, чем целые тома обыденных серых слов.

ВЕД 2: Творчество Расула Гамзатова – это единая книга, книга мудрости и мужества, книга любви и боли, книга молитв и проклятий, книга истины и веры, книга благородства и добра, книга мгновений и вечности. Поэт всегда был большим гуманистом. Его творчество переполнено любовью к жизни, людям, земле, миру, он был беспощадным борцом против злого, низкого, ничтожного на земле…Он всегда писал естественно и человечно, горячо и страстно, самобытно и вдохновенно, жизнеутверждающе и многолико, дерзко и обличительно, смело и гневно.

Ведущий 1: Дагестан стал главной темой его жизни.

Вед 2: «Я знаю одно: когда литература перестанет питаться пищей своих отцов, а перейдёт на изысканные блюда, переменит нравы, обычаи, язык  и характер своего народа, она зачахнет», - писал Расул Гамзатов.

Ведущий 2. Итак, в аварском ауле Цада, в семье народного поэта Гамзата Цадасы, в 1923 году родился мальчик Расул. А уже в 11-летнем возрасте, таясь и робея, он напишет первые строки своего стихотворения.

[Видеопросмотр – фото отца, детские годы поэта]

Ведущий 1: Воспоминания детства Расул выразил в стихотворении «У очага».

Дверцы печки растворены, угли раздуты,

 И кирпич закопчён, и огонь тускловат,

Но гляжу на пламень, и, кажется будто

Это вовсе не угли, а звёзды горят

Звёзды детства горят, звёзды неба родного

Я сижу у огня, и мерещится мне,

Будто сказка отца вдруг послышалась снова,

Песня матери снова звенит в тишине.

Полночь. Гаснет огонь. Затворяю я дверцу –

Нет ни дома, ни пламени, нет никого.

Что  осталось? Тепло, подступившее к сердцу,

Песня матери, сказка отца моего. («У очага»)

Ведущий 2. Отец был первым учителем в поэтическом творчестве Расула. Из его уст он услышит народные легенды, сказки. А отцовские стихи будет знать наизусть всё.

Ведущий 1. Отец был больше, чем наставник.  Таланту не научишь. Его можно лишь шлифовать. И в том была заслуга отца. Позже Расул станет подписывать свои стихи именем отца – Гамзатов (сын Гамзата).

Чтец. Лишь ступив на житейскую сцену

В предназначенной роли, старик,

Я отца настоящую цену

Поневоле с годами постиг.

И любовь, и терпенье, и слово,

И крутая тропа в  вышине

Воедино сливаются снова,

Потому, что отец мой во мне.  («Стихи о Гамзате Цадасе»)

Ведущий 1: Не затем пишу, чтоб забавляли

Песнь моя любимую мою

я хочу, чтобы друзьям в бою

Песнь моя трудиться помогла.

Не затем пишу, чтоб забавляла

песнь моя подвыпивших гостей

Я хочу, чтоб Родине своей

Песнь моя трудиться помогла.

Песни… Песни странные и новые.

Песни колыбельные, свадебные,

Боевые, печельные и веселые

По всей земле поют Вас!

В горах у нас говорят:

Когда чабаны поют песни,

Овцы перестают щипать траву.

Но когда звучит песня, пасутся даже

Только что родившиеся ягнята.

Вед 1: Чем привлекает нас творчество Расула Гамзатова? Конечно же своей глубокой человечностью, любовью к людям, гордостью, патриотизмом.

Вед. 2: Лювовь к родине. Сколько чудесных строк посвятил он ей. Сколько сыновей преданности, клятв верности. Все мысли поэта обращены к России. Он по праву считает себя неразрывно связанным с русским народом, он частица его.

(стихотворение посвященные Родине)

Стихотворение «Родной язык» Магомедова Г.

Вед 1: Благодаря этому языку смог он приобщиться к знаниям, подружиться со своей необъятной мировой литературой.  Словно губка ненасытно впитывал он все новые сведения – он готовил себя к карьере учителя, но где то в душе таилась тяга к поэтическому творчеству. Эта тяга и привела его в столичный Литературный институт.

Вед 2: Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.

Чтец: Любви заслуг не перечесть,

Давай в её земную честь

С тобой протянем руки

Друг другу возле звёзд.

Над бездною разлуки

Построим в небе мост …

Ведущий 1: Гамзатов бы счастлив в любви. Много прекрасных строк посвятил своей жене Патимат.

Чтец: Мне объездить весь мир довелось,

Тот, который и нищ, и богат,

А за мною, как эхо, неслось:

- Патимат, Патимат, Патимат.

Наши дочки чисты, как родник.

На тебя восхищенно глядят.

Словно доброе солнце для них

Патимат, Патимат, Патимат.

Красоте твоей радуюсь я

И твержу похвалы невпопад.

Ты судьба и молитва моя:

- Патимат, Патимат,Патимат.

(Стихотворение «Патимат» Мурадова, Курбанова)

Ведущий 1: Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщин гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей в горе и радости людей.

Чтец: Всё то, что мной написано доселе

Сегодня до строки готов отдать

За песню ту, что мне у колыбели

Вблизи вершин ты напевала, мать.

Там, где вознесся к небу сопредельный

Кавказ, достойный славы и любви,

Не из твоей ли песни колыбельной

Берут начало все стихи мои? («Автограф на книге подаренной маме»)

Ведущий 2: Известие о её смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходит к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери ещё живы, он говорит:

Чтец: Если стали сердцем вы суровы.

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,

Знайте, дети ранят всех больней…

(Гасанова Зейнаб, Рашидова А., Ханалиева М., Муслимова А, Муслимова А)

Ведущий 1: Горянка…К ней обращены лучшие лирические  строки поэта. Она стала для него предметом неиссякаемого вдохновения.

Ведущий 2: Разнообразие чувств, живое дыхание любви, нежности, преданности мы найдём в стихах Гамзатова.

Чтец: Пою тебе сердцем влюблённым

И пусть твой задумчивый взор,

На счастье мое просветлённым

Становится, женщина гор!

(Султанова М, Гасанова С).

Ведущий 2: «Поэзия без родной земли, без родной почвы - это птица без гнезда»,  – писал поэт.

Ведущий 1: Его поэзия выросла на  национальной  почве, на которой рождались темы, образы его произведений.

Чтец: Горец, верный Дагестану,

 Я избрал нелёгкий путь,

Может стану, может стану

Сам звездой когда-нибудь.

По земному беспокоясь,

Загляну я в чей-то стих

Словно совесть, словно совесть

Современников моих. («Звёзды»)

Ведущий 2. В его творчестве фольклорные мотивы неразрывно связаны, переплетены с современным содержанием. Сама жизнь является тому причиной.

[Звучит песня.А.Герман «Мой бубен»]

Ведущий 1: Расул Гамзатов писал горячо, страстно, вдохновенно, жизнеутверждающе, дерзко, обличительно, смело.

Чтец: Две жизни у меня, они как два мотива.

Один вот-вот соврёт, другой – звучит правдиво.

Когда один поёт прекрасно и свободно -

Другой вот-вот соврёт, испортит что угодно!

Кого из них прогнать? Кому из них поверить?

Под мерку подогнать?

Какою меркой мерить? (“Две жизни»)

Вед 2: Ужасы войны, страданья, которые она приносит людям, были близки и понятны поэту.

Вед 1:    Война –   большое личное горе Гамзатова. Погибли два его родных брата - Магомед и Ахильчи.

Чтец: Я не забыл глаза скорбящей мамы.

И горький взгляд Гамзата Цадаса,

Когда плясали строки телеграммы

В ладонях потрясённого отца.

Судьба несла нам новую утрату:

В том сорок третьем памятном году. («Брат»)

Ведущий 2: Но эти строки он пишет спустя 35 лет. Он не позволил своей боли выплеснуться тогда, понимая, что жертвы несёт весь народ, каждый аул, в который приходили  похоронки.

Ведущий 1: Тот 43 памятный год ознаменуется рождением Расула как поэта. Выйдет его первая книга на русском языке «Пламенная любовь и жгучая ненависть». Поэт говорил, что это была самая незрелая, но зато самая первая книга.

Ведущий 2: В стихах нет крика и  причитаний. Им движет достоинство горца, который никогда на  людях не уронит слезу.

Чтец: C головами поникшими

Над отцами погибшими

Встали мы …

Верность вашим обличиям,

Верность вашим обычаям –

Мы храним!

Верность вашему воинству

 И мужскому достоинству

Мы храним. («Клятва сыновей»)

Ведущий 1: И пришёл День Победы.

Ведущий 1: Всем известно стихотворение «Журавли», ставшее песней – реквиемом. Оно была написано в 1965 г. в Хиросиме. Гамзатов увидел проект памятника японской девочке с журавликом в руках. Узнав её историю, он был взволнован.

[Изображение  памятника]

Ведущий 2: Девочка лежала в госпитале, она была облучена ядерным взрывом. В надежде на выздоровление делала бумажных журавликов. Их должно было быть 1000. Но она не успела, умерла. В день, когда поэт узнал эту историю, в  небе Японии появись журавли. И пришло сообщение о смерти матери поэта.

Ведущий 1: По дороге домой, он думал о матери, о девочке с журавликами, о братьях, не вернувшихся с войны, и так родились стихи «Журавли».

Чтец: «Раньше я писал о голубях и орлах,

Которых я любил в детстве.

Но в этот раз меня позвали журавли», - писал поэт.

Танец «Журавли»,

Песня. Сценка.

Ведущий 1: Р.Рождественский писал о Гамзатове: «Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский. Его называют в числе любимых поэтов».

Ведущий 2: Поэтому миллионы людей ощущают себя гражданами удивительного и неповторимого мира поэзии и прозы Р. Гамзатова.

Проза.

Ведущий 1. Выдающийся аварский поэт Расул Гамзатов в 2003 г. занял своё место в улетающем клине журавлей. Ему было 80 лет . Чтец:: Он близок, мой хадж, к завершенью.

И, движимый силой любви,

Прошу у Аллаха прощенья

За все прегрешенья свои …

Чтец: Мы все умрем, людей бессмертных нет,

И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след:

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Ведущий 2: Ушёл из жизни  большой поэт с открытым и добрым сердцем, но остались стихи, которые учат нас мудрости и человечности.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь    
technologi.site