Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного жизни и творчеству Расула Гамзатова
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного жизни и творчеству Расула Гамзатова
«Горец, верный Дагестану …»
Автор: Магомедова Лейла Абдулгамидовна
МКОУ "Гимназия Табасаранского района"
Цель:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта.
2. Раскрыть многообразие таланта Р. Гамзатова.
3. Посредством произведений раскрыть его любовь к Родине, красной нитью проходящую через все поэтическое наследие.
Оформление: Портрет Р.Гамзатова, сборники стихов.
Аудио, видеозаписи: народные мелодии, картины природы Дагестана, съемки с участием Гамзатова, песни на слова поэта, выставка работ учащихся на тему «Мой Дагестан», мультимедийный проектор.
Эпиграф:
«Хочу работать , жить, хочу писать, служить Вам…» Р. Гамзатов.
Ход мероприятия
Музыка («Кавказ»)
Вед 1: Я памятник себе воздвиг из песен –
Он не высок – тот камень на плато,
Но если горный край мой не исчезнет,
То не разрушит памятник никто.
Вед 2: Ни ветер, что в горах по-волчьи воет,
Ни дождь, ни снег, ни августовский зной.
При жизни горы были мне судьбою,
Когда умру, я стану их судьбой.
Вед. 1: Поддерживать огонь мой не устанут
И в честь мою еще немало лет
Младенцев нарекать горянки станут
В надежде, что появится поэт.
Вед 2: Когда уйду от вас дорогой дальней
В тот край, откуда возвращенья нет,
То журавли, летящие печально,
Напоминать вам будут обо мне.
Вед 1: Я разным был, как время было разным,-
Как угол, острым, гладким, как овал…
И все же никогда холодный разум
Огня души моей не затмевал.
Вед 2: Однажды мной зажженная лампада
Еще согреет солнце не одно.
И только упрекать меня не надо
В том, что мне было свыше не дано.
ВЕД 1: Добрый день дорогие друзья! Вот уже двадцать пять лет в начале сентября в нашей стране отмечают светлый, гуманный праздник, связанный с именем Расула Гамзатова – День белых журавлей, давно ставший всероссийским Днем памяти.
В этом юбилейном году «Белые журавли » решением ЮНЕСКО получили международный статус, объединив человечество в борьбе за укрепление взаимопонимания, единства и согласия, братской дружбы между народами, населяющими нашу планету.
ВЕД.2: Памяти Расула Гамзатова, великого сына Дагестана и России, поэта аула и планеты, посвящается наша литературная композиция.
(Музыка замолкает)
Вед. 1: Почему люди читают стихи? Потому что слово настоящего поэта, наполненное внутренней музыкой и гармонией, способно порой сказать больше, чем целые тома обыденных серых слов.
ВЕД 2: Творчество Расула Гамзатова – это единая книга, книга мудрости и мужества, книга любви и боли, книга молитв и проклятий, книга истины и веры, книга благородства и добра, книга мгновений и вечности. Поэт всегда был большим гуманистом. Его творчество переполнено любовью к жизни, людям, земле, миру, он был беспощадным борцом против злого, низкого, ничтожного на земле…Он всегда писал естественно и человечно, горячо и страстно, самобытно и вдохновенно, жизнеутверждающе и многолико, дерзко и обличительно, смело и гневно.
Ведущий 1: Дагестан стал главной темой его жизни.
Вед 2: «Я знаю одно: когда литература перестанет питаться пищей своих отцов, а перейдёт на изысканные блюда, переменит нравы, обычаи, язык и характер своего народа, она зачахнет», - писал Расул Гамзатов.
Ведущий 2. Итак, в аварском ауле Цада, в семье народного поэта Гамзата Цадасы, в 1923 году родился мальчик Расул. А уже в 11-летнем возрасте, таясь и робея, он напишет первые строки своего стихотворения.
[Видеопросмотр – фото отца, детские годы поэта]
Ведущий 1: Воспоминания детства Расул выразил в стихотворении «У очага».
Дверцы печки растворены, угли раздуты,
И кирпич закопчён, и огонь тускловат,
Но гляжу на пламень, и, кажется будто
Это вовсе не угли, а звёзды горят
Звёзды детства горят, звёзды неба родного
Я сижу у огня, и мерещится мне,
Будто сказка отца вдруг послышалась снова,
Песня матери снова звенит в тишине.
Полночь. Гаснет огонь. Затворяю я дверцу –
Нет ни дома, ни пламени, нет никого.
Что осталось? Тепло, подступившее к сердцу,
Песня матери, сказка отца моего. («У очага»)
Ведущий 2. Отец был первым учителем в поэтическом творчестве Расула. Из его уст он услышит народные легенды, сказки. А отцовские стихи будет знать наизусть всё.
Ведущий 1. Отец был больше, чем наставник. Таланту не научишь. Его можно лишь шлифовать. И в том была заслуга отца. Позже Расул станет подписывать свои стихи именем отца – Гамзатов (сын Гамзата).
Чтец. Лишь ступив на житейскую сцену
В предназначенной роли, старик,
Я отца настоящую цену
Поневоле с годами постиг.
И любовь, и терпенье, и слово,
И крутая тропа в вышине
Воедино сливаются снова,
Потому, что отец мой во мне. («Стихи о Гамзате Цадасе»)
Ведущий 1: Не затем пишу, чтоб забавляли
Песнь моя любимую мою
я хочу, чтобы друзьям в бою
Песнь моя трудиться помогла.
Не затем пишу, чтоб забавляла
песнь моя подвыпивших гостей
Я хочу, чтоб Родине своей
Песнь моя трудиться помогла.
Песни… Песни странные и новые.
Песни колыбельные, свадебные,
Боевые, печельные и веселые
По всей земле поют Вас!
В горах у нас говорят:
Когда чабаны поют песни,
Овцы перестают щипать траву.
Но когда звучит песня, пасутся даже
Только что родившиеся ягнята.
Вед 1: Чем привлекает нас творчество Расула Гамзатова? Конечно же своей глубокой человечностью, любовью к людям, гордостью, патриотизмом.
Вед. 2: Лювовь к родине. Сколько чудесных строк посвятил он ей. Сколько сыновей преданности, клятв верности. Все мысли поэта обращены к России. Он по праву считает себя неразрывно связанным с русским народом, он частица его.
(стихотворение посвященные Родине)
Стихотворение «Родной язык» Магомедова Г.
Вед 1: Благодаря этому языку смог он приобщиться к знаниям, подружиться со своей необъятной мировой литературой. Словно губка ненасытно впитывал он все новые сведения – он готовил себя к карьере учителя, но где то в душе таилась тяга к поэтическому творчеству. Эта тяга и привела его в столичный Литературный институт.
Вед 2: Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.
Чтец: Любви заслуг не перечесть,
Давай в её земную честь
С тобой протянем руки
Друг другу возле звёзд.
Над бездною разлуки
Построим в небе мост …
Ведущий 1: Гамзатов бы счастлив в любви. Много прекрасных строк посвятил своей жене Патимат.
Чтец: Мне объездить весь мир довелось,
Тот, который и нищ, и богат,
А за мною, как эхо, неслось:
- Патимат, Патимат, Патимат.
Наши дочки чисты, как родник.
На тебя восхищенно глядят.
Словно доброе солнце для них
Патимат, Патимат, Патимат.
Красоте твоей радуюсь я
И твержу похвалы невпопад.
Ты судьба и молитва моя:
- Патимат, Патимат,Патимат.
(Стихотворение «Патимат» Мурадова, Курбанова)
Ведущий 1: Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщин гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей в горе и радости людей.
Чтец: Всё то, что мной написано доселе
Сегодня до строки готов отдать
За песню ту, что мне у колыбели
Вблизи вершин ты напевала, мать.
Там, где вознесся к небу сопредельный
Кавказ, достойный славы и любви,
Не из твоей ли песни колыбельной
Берут начало все стихи мои? («Автограф на книге подаренной маме»)
Ведущий 2: Известие о её смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходит к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери ещё живы, он говорит:
Чтец: Если стали сердцем вы суровы.
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней…
(Гасанова Зейнаб, Рашидова А., Ханалиева М., Муслимова А, Муслимова А)
Ведущий 1: Горянка…К ней обращены лучшие лирические строки поэта. Она стала для него предметом неиссякаемого вдохновения.
Ведущий 2: Разнообразие чувств, живое дыхание любви, нежности, преданности мы найдём в стихах Гамзатова.
Чтец: Пою тебе сердцем влюблённым
И пусть твой задумчивый взор,
На счастье мое просветлённым
Становится, женщина гор!
(Султанова М, Гасанова С).
Ведущий 2: «Поэзия без родной земли, без родной почвы - это птица без гнезда», – писал поэт.
Ведущий 1: Его поэзия выросла на национальной почве, на которой рождались темы, образы его произведений.
Чтец: Горец, верный Дагестану,
Я избрал нелёгкий путь,
Может стану, может стану
Сам звездой когда-нибудь.
По земному беспокоясь,
Загляну я в чей-то стих
Словно совесть, словно совесть
Современников моих. («Звёзды»)
Ведущий 2. В его творчестве фольклорные мотивы неразрывно связаны, переплетены с современным содержанием. Сама жизнь является тому причиной.
[Звучит песня.А.Герман «Мой бубен»]
Ведущий 1: Расул Гамзатов писал горячо, страстно, вдохновенно, жизнеутверждающе, дерзко, обличительно, смело.
Чтец: Две жизни у меня, они как два мотива.
Один вот-вот соврёт, другой – звучит правдиво.
Когда один поёт прекрасно и свободно -
Другой вот-вот соврёт, испортит что угодно!
Кого из них прогнать? Кому из них поверить?
Под мерку подогнать?
Какою меркой мерить? (“Две жизни»)
Вед 2: Ужасы войны, страданья, которые она приносит людям, были близки и понятны поэту.
Вед 1: Война – большое личное горе Гамзатова. Погибли два его родных брата - Магомед и Ахильчи.
Чтец: Я не забыл глаза скорбящей мамы.
И горький взгляд Гамзата Цадаса,
Когда плясали строки телеграммы
В ладонях потрясённого отца.
Судьба несла нам новую утрату:
В том сорок третьем памятном году. («Брат»)
Ведущий 2: Но эти строки он пишет спустя 35 лет. Он не позволил своей боли выплеснуться тогда, понимая, что жертвы несёт весь народ, каждый аул, в который приходили похоронки.
Ведущий 1: Тот 43 памятный год ознаменуется рождением Расула как поэта. Выйдет его первая книга на русском языке «Пламенная любовь и жгучая ненависть». Поэт говорил, что это была самая незрелая, но зато самая первая книга.
Ведущий 2: В стихах нет крика и причитаний. Им движет достоинство горца, который никогда на людях не уронит слезу.
Чтец: C головами поникшими
Над отцами погибшими
Встали мы …
Верность вашим обличиям,
Верность вашим обычаям –
Мы храним!
Верность вашему воинству
И мужскому достоинству
Мы храним. («Клятва сыновей»)
Ведущий 1: И пришёл День Победы.
Ведущий 1: Всем известно стихотворение «Журавли», ставшее песней – реквиемом. Оно была написано в 1965 г. в Хиросиме. Гамзатов увидел проект памятника японской девочке с журавликом в руках. Узнав её историю, он был взволнован.
[Изображение памятника]
Ведущий 2: Девочка лежала в госпитале, она была облучена ядерным взрывом. В надежде на выздоровление делала бумажных журавликов. Их должно было быть 1000. Но она не успела, умерла. В день, когда поэт узнал эту историю, в небе Японии появись журавли. И пришло сообщение о смерти матери поэта.
Ведущий 1: По дороге домой, он думал о матери, о девочке с журавликами, о братьях, не вернувшихся с войны, и так родились стихи «Журавли».
Чтец: «Раньше я писал о голубях и орлах,
Которых я любил в детстве.
Но в этот раз меня позвали журавли», - писал поэт.
Танец «Журавли»,
Песня. Сценка.
Ведущий 1: Р.Рождественский писал о Гамзатове: «Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский. Его называют в числе любимых поэтов».
Ведущий 2: Поэтому миллионы людей ощущают себя гражданами удивительного и неповторимого мира поэзии и прозы Р. Гамзатова.
Проза.
Ведущий 1. Выдающийся аварский поэт Расул Гамзатов в 2003 г. занял своё место в улетающем клине журавлей. Ему было 80 лет . Чтец:: Он близок, мой хадж, к завершенью.
И, движимый силой любви,
Прошу у Аллаха прощенья
За все прегрешенья свои …
Чтец: Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Ведущий 2: Ушёл из жизни большой поэт с открытым и добрым сердцем, но остались стихи, которые учат нас мудрости и человечности.