Активные методы обучения в урочное и внеурочное время

Дата публикации: 2021-02-09 13:35:26
Статью разместил(а):
Шамаханова Юлия Владимировна

Активные методы обучения в урочное и внеурочное время

Автор: Шамаханова Юлия Владимировна

МАОУ «СОШ № 34», г. Череповец,

 

Введение.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке обучающихся требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в школе.

Главными характеристиками выпускника любого образовательного  учреждения являются его  компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. 

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях ООО, что предопределило актуальность данной темы. 

Объектом исследования является процесс обучения учащихся в условиях введения ФГОС ООО. 

Предмет исследования: использование активных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса. 

Гипотеза: если использовать активные методы  в различных формах обучения, то подготовка обучающихся ООО будет более эффективной. 

В связи с этим положением целью моего исследования является рассмотреть влияние активных методов обучения на процесс обучения учащихся в условиях введения ФГОС ООО. 

Задачи: 

1. Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения. 

2. Разработать практические занятия с использованием активных методов обучения для обучающихся по разным разделам учебного предмета «Технология». 

3. Апробировать практические занятия с использованием активных методов обучения. 

Методологической основой является теория познания, психологическая теория активной деятельности обучающегося в формировании и развитии его личности; общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение; методы педагогики и психологии – непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом учебно-воспитательной деятельности обучающихся. 

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования активных методов для повышения  эффективности процесса обучения. 

Практическая значимость исследования: 

Разработанные практические занятия с использованием активных методов обучения могут быть использованы в практике ООО. 

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлять в форме учебных занятий. Основные положения и результаты исследования были представлены в форме доклада на педсовете «Введение ФГОС ООО». 

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, рекомендаций, библиографии. 

Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения. 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) —  методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

АМО делятся на 2 типа. АМО 1-го типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации.

АМО 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.

К неигровым АМО относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями.

К игровым АМО относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира. Напр., в западных бизнес-школах одним из основных методов обучения является ситуационное обучение. Кейс-стадии представляет собой описание деловой ситуации, которая реально возникала или возникает в процессе деятельности ответственных менеджеров. Этот метод близок к методу анализа конкретных ситуаций и методу разбора производственных ситуаций.

Наиболее сложными являются игровые АМО. Результат игры — принятие решений по поставленной цели (целям). Условия ее проведения характеризуются невозможностью полной формализации всей задачи, наличием неопределенностей, конфликтов, рисков.

Игры бывают имитационные, организационно-деятельные, деловые. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, выбирается лишь модель среды, характеризующая какое-то ее конкретное состояние. Организационно-деятельные игры применяют для решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различных специалистов.

Деловая игра (ДИ) в широко распространенном, обычном понимании — это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме, направленный на создание у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.

Большинство ДИ — управленческие, социально-экономические, проектировочные, производственные. Эффективно использование ДИ с целью получения навыков по управлению охраной труда, т. к. научить управлению в различных сферах деятельности чисто инструктивными методами трудно, а иногда и невозможно. В основе любой игры лежит модель объекта управления, которая может быть формализована с различной степенью полноты и точности. Современные информационные технологии существенно облегчают эту задачу.

Целесообразно придерживаться единой формальной модели принятия решений, обеспечивающей реализацию необходимых требований к ДИ. Такая модель должна автоматически создавать игровые ситуации выбора, реализовывать следующие игровые моменты: выявление проблемной ситуации, определение совокупности целей и критериев, формирование шкалы измерения критериев, формулирование возможных решений, формирование индивидуальных предпочтений и критериев выбора, обоснование оптимального решения.

Возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы:

- удовольствие от контактов с партнерами по игре;

- удовлетворение, вызываемое демонстрацией партнерам своих деловых возможностей;

- азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций;

- удовлетворение от успеха.

В ДИ сочетаются признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр, т. е. основой является цельная модель, включающая в себя и объект управления, и управляющую систему.

Основные этапы ДИ:

- формирование модели объекта;

- распределение ролей;

- различие ролевых целей при выработке решений;

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- коллективная выработка решения;

- выработка и реализация в процессе игры "цепочки решений";

- многовариантность решений;

- наличие управления эмоциональным напряжением;

- формирование системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Традиционная ДИ подразумевает участие эксперта для имитации реальной обстановки и оценки результатов деятельности. Но поскольку специалистов-экспертов всегда не хватает, то применение таких игр в массовом обучении невозможно. Ситуация меняется, когда роль эксперта берет на себя компьютер. Компьютеризация ДИ дает возможность существенно сократить учебное время, увеличить число имитаций циклов управления и "ощутить" динамику процесса взаимодействия основных субъектов моделируемой ситуации. Наиболее эффективным считается проведение ДИ в сетевом классе.

Компьютерные ДИ можно разделить на 2 типа: коллективные и индивидуальные. В первых участвуют несколько игроков или групп, выполняющих роли лиц, принимающих решения. Во вторых моделируется не только условная среда, но и действия всех участников игры, кроме одного. Важно отметить, что игра и в этом случае продолжает оставаться коллективной. Просто отдельные роли выполняют интеллектуальные имитаторы. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Коллективные игры более приближены к реальности, поскольку решения принимаются реальными лицами, а не имитатором. Тогда игра проходит острее, игровой интерес участников выше. Меняясь ролями, участники изучают процесс с разных позиций. При грамотном анализе результатов игры со стороны руководителя и при коллективном обсуждении игры процесс обучения идет очень эффективно. Групповые ДИ позволяют совершенствовать коммуникативные навыки — как в отношении обмена информацией, обоснования своей позиции, так и совместного принятия решений.

Индивидуальная ДИ может проводиться без преподавателя, что весьма важно для дистанционного обучения и для самостоятельной работы обучаемого. Выполнение заданий индивидуальной ДИ фиксируется в памяти компьютера или на бумаге. Обсуждение результатов с преподавателем может идти в любое время. В индивидуальной ДИ у обучаемого больше свободы, он не зависит от уровня подготовки др. участников учебного процесса, от темпа их работы и вообще от их присутствия. Индивидуальная ДИ позволяет существенно экономить время, затрачиваемое на принятие решений. Может быть резко увеличено количество проигрываемых ситуаций, которые затем анализируются для выработки оптимального решения.

Обучение методам управления охраной труда целесообразно проводить в малых группах с последующим обсуждением (возможны и комментарии преподавателя). Такая модель получила название "обучение в сотрудничестве". Учебные задания структурируются так, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и в решении задач. Перед участниками следует ставить задачи по решению проблем, которые могут возникнуть на реальном производстве. После нахождения консенсуса каждая группа устраивает презентацию своего алгоритма решения проблемы. Разработанный алгоритм обсуждается и подвергается конструктивной критике со стороны др. групп и преподавателя.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по этому методу становится исходной частью самостоятельной коллективной работы. Ее результат влияет на результат групповой и коллективной работы, вбирает в себя результаты работы др. членов группы, всего коллектива. Это связано с тем, что каждый участник пользуется результатами как самостоятельной групповой работы, так и коллективной. На следующем этапе, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над новым проектом, участники используют знания, полученные и обработанные общими усилиями группы.

Бе́нчмаркинг (англ. benchmarking — эталонное тестирование) — еще один очень перспективный метод обучения. Этот термин следует понимать как проведение сопоставительной оценки деятельности организации (предприятия) на основе определенных показателей. Это может быть и производительность, и качество продукции, и удовлетворенность потребителей и различных категорий персонала работой организации, и др. Сравнение проводится с успешно функционирующей организацией, причем ее отраслевая принадлежность может не совпадать с моделью сравнения. Цель бенчмаркинга — поиск возможностей для совершенствования и выявление путей дальнейшего развития организации.

Метод проектов является одним из АМО. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых;

- определение конечных целей, совместных или индивидуальных проектов;

- определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

АМО подходят для интенсивно развивающегося в нашей стране дистанционного образования. Активизация самообучения путем размещения в учебных материалах серии вопросов различного типа, вовлечения в учебный процесс личного опыта обучаемых и их "рабочей ситуации", использования методов проблематизации позволяет повысить эффективность обучения.

Целесообразно применение компьютерных учебников. Их легко изменять, дополнять. Они позволяют:

- полнее использовать технические возможности электронно-вычислительной техники за счет реализации игровых форм и методов обучения, имитации сложных физических процессов путем дистанционного управления процессом обучения;

- глубже осваивать современную вычислительную технику;

- автоматизировать труд преподавателя при проектировании систем обучения, разработке учебных программ, возложив часть функций на компьютер;

- лучше организовать учебный процесс;

- индивидуализировать обучение за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала и изменения последовательности его изучения с учетом своих индивидуальных возможностей.

Для эффективного внедрения АМО в учебный процесс необходима серьезная работа, подготовка методической и информационной базы. Реализация АМО способствует повышению качества подготовки специалистов.

Глава 2. Использование активных методов в условиях введения ФГОС ООО.

Сюжетно-ролевая игра  «АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ»

Возраст участников: учащиеся 5 классов.

Сюжет игры: участвуют мальчики, которые распределяются на 2 – 3 команды по 7 – 9  человек: «матросы», «солдаты» или «отделения». Они проходят через все испытания солдатской жизни:

·         маскировка

·         подъём в казарме

·         физподготовка

·         армейские учения

·         наряд по столовой

·         увольнение

·         письмо домой

За победу в испытаниях-конкурсах участникам выдается значок «защитника отечества».

Место проведения: класс, актовый зал.

Цель: Формирование правовых норм поведения человека в обществе, сплочение классного коллектива.

Задачи:

·         Расширение кругозора обучающихся.

·         Развитие связной речи, артистических способностей.

·         Формирование познавательного интереса, ответственности, умения работать в группе.

ХОД ИГРЫ:

 

Генерал. В расположение части № 34 приехал генерал проверить готовность матросов и солдат к армейской жизни.

1-й помощник.

Первое испытание «МАСКИРОВКА».

Вот доехали до места,

И звучит команда: «Стройся»!

Оглянуться не успели –

Вас уже переодели.

И ленивый даже знает:

Плох солдат, кто не мечтает

Дорасти до генерала!

Скажем прямо, без запинки:

К генералу есть тропинка!

Росту вам не занимать,

Надо про тропу узнать.

Тропа к генералу уж очень терниста.

Ленивый туда доползёт лет за триста.

Генерал. Приглашаются первые участники. За 1 минуту замаскировать помощников с помощью рулона туалетной бумаги, кто быстрее. Оценивается качество маскировки.

2-й помощник.

Второе испытание «ПОДЪЁМ В КАЗАРМЕ».

Будущие наши генералы

Крепко спят, укрывшись одеялом,

Спят и видят супер страшный сон:

В казарму превратился отчий дом.

(Казарма – это армейский барак,

Где рядами коечки стоят.

Солдату без разрешения, друзья,

На эту койку даже сесть нельзя.)

И всё же казарма – это убежище для вас

От метких, зорких командирских глаз.

Генерал. Приглашаются вторые участники. Надеть форменную рубашку и застегнуть её на все пуговицы. Оценивается быстрота.

3-й помощник.

Третье испытание «ФИЗПОДГОТОВКА».

Чтобы сильными, храбрыми стать,

Приходится вам по утрам не спать,

Приемы самбо и тхэквондо-до

Учите прилежно «от и до».

Играйте в футбол, волейбол и хоккей,

С физподготовкой у вас будет всё о, кей!

Генерал.

Приглашаются третьи участники. За 30 секунд отжаться от пола. Оценивается, кто больше раз отожмётся правильно.

4-й помощник.

Четвёртое испытание «АРМЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ».

Вот очередные мучения –

Начались боевые учения.

Противник, чтобы сбить вас с толку,

Стреляет сверху, снизу, сбоку.

Генерал. Приглашаются четвёртые участники. Написать шифровку, состоящую из чисел от 1 до 30, соблюдая следующие условия:

·         не писать цифру 3

·         не записывать числа, делящиеся на 3

·         не записывать числа, заканчивающиеся на 3

·         вместо этих чисел записывать знак «+»

Оценивается быстрота и правильность.

5-й помощник.

Пятое испытание «НАРЯД ПО СТОЛОВОЙ».

Дежурство по кухне –  просто рай!

Картошку почистил и отдыхай.

Выпил компотик, перловку поел

И переделал тысячу дел:

И чистил, и драил – кастрюли блестят.

Кухня – курорт для голодных ребят.

Генерал. 

Приглашаются пятые участники. Очистить картофелину так, чтобы кожура образовывала непрерывную ленту, у кого длиннее.

Оценивается быстрота и качество.

6-й помощник.

Шестое испытание «УВОЛЬНЕНИЕ».

Командир в порыве умиления

Отпустил вас в увольнение.

А вы уж очень рады, что скрывать?

Рванули в город погулять.

Гуляете, шагаете, песни распеваете.

Генерал. 

Приглашаются шестые участники. Проквакать песню «В лесу родилась ёлочка».

Оценивается артистичность.

7-й помощник.

Седьмое испытание «ПИСЬМО ДОМОЙ».

Вы на страже родины стоите,

Вы границу зорко стерегите.

Вы спокойно в армии служите,

Письма чаще всем родным пишите.

Генерал. Всем участникам раздается бумага и ручка. В напряженной армейской службе времени написать письмо маме или дедушке, другу или девушке не хватает. И солдаты пишут письма в самых неожиданных местах: в казарме, в учебном классе, в боевой машине, на привале. И вам придется написать письмо, но необычное. Каждый из вас сможет написать в письме только одну строчку, а дальше будут дописывать ваши сослуживцы.

Пишем быстро, с чувством юмора, без ошибок. Сворачиваем лист с тем, что написали и передаём соседу справа.

План письма:

·      приветствие / кому письмо

·      кто пишет

·      откуда пишет / где находится

·      что делаю

·      чему научился

·      что хочу / о чём мечтаю

·      концовка.

Генерал. Прочтение писем. Оценивается оригинальность, юмор.

Поздравление мальчиков с днём Защитника Отечества. Чаепитие.

Заключение.

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы учащемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить учащихся учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Роль педагога - направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы учащихся, указать на ошибки. 

Выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовки учащихся  в современных условиях. 

2. Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления знаний,  умений и навыков учащихся. 

3. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты. 

4. Активные методы оказывают большое влияние на подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика. 

5. В результате использования активных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. 

6. Способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление. 

7. Использование педагогами активных методов в процессе обучения учащихся способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей учащихся.