Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методическая разработка "Композитор Назиб Гаязович Жиганов"

Дата публикации: 2021-02-15 11:29:31
Статью разместил(а):
Штейнгауэр Ирина Камильевна

Методическая разработка "Композитор Назиб Гаязович Жиганов - этапы большого пути, как закаляется талант"

Автор: Штейнгауэр Александр Генрихович

МБУ ДО «Детская школа искусств г. Мамадыш имени композиторов Яруллиных»

 

15 января 2021 г. исполняется 110 лет со дня рождения основоположника татарской профессиональной музыки, народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, обладателя многочисленных орденов и медалей, лауреата Государственных премий, выдающегося композитора и педагога, музыкального и общественного деятеля.

Назиб Гаязович Жиганов был влиятельным, властным человеком, чья позиция в жизни, искусстве чаще всего была незыблемой. Он был необычайно авторитетен в самых высоких кругах общества. Во всех докладах, о выдающихся людях Жиганов всегда входил в первую десятку «самых-самых»: Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Свиридов, Жиганов.Он был награжден всеми возможными почетными знаками отличия. Его фамилия была на слуху широко и повсеместно. В любом музыкальном уголке огромной страны и за рубежом имя композитора произносилось как имя большой личности, знаменитости, жизнь которой ярко бушевала в современном мире. Так сказал о Н.Г. Жиганове его коллега,друг профессор Казанской и Московской консерваторий А. Леман. 

Назиб Гаязович Жиганов - выдающийся татарский композитор родился в городе Уральске 15 января 1911 года.Он родился в простой рабочей семье. Его детство пришлось на тяжелые годы гражданской войны. Рано потеряв родителей, он несколько лет провел в детских домах. Живой, умный, энергичный, Назиб заметно выделялся среди воспитанников Уральской пионерской коммуны своими выдающимися музыкальными способностями. По слуху он научился играть на фортепиано.

В 1927 году он приезжает в Казань, где жила его старшая сестра. Там он делает попытку поступить в Татарский техникум искусств, которая заканчивается полным провалом. Однако на вступительных экзаменах не знающего музыкальной грамоты, но
явно одаренного молодого человека замечает педагог Нина Шивалина. За год они проходят весь курс музыкальной школы, и Жиганов поступает в заветный техникум. 

За два года учебы Назиб делает потрясающие успехи, и его замечает композитор Александр Ключарев. Он советует молодому человеку для более полного развития его способностей отправиться учиться в Москву. Тот так и делает и в 1931 году поступает
на композиторское отделение в техникум при Московской консерватории.

В техникуме Назиб занимается композицией под руководством опытного педагога Г.И. Литинского. В годы учебы появились его первые сочинения. Учебу в техникуме Жиганов совмещал с работой в Московском татарском драматическом театре. В 1935 году Жиганов окончил обучение в музыкальном техникуме, представив в качестве дипломной работы Струнный квартет. После концертного исполнения квартета известный композитор Н.Я. Мясковский (в то время заведующий кафедрой композиции Московской консерватории) предложил принять молодого татарского композитора сразу на третий курс Московской консерватории. В консерватории он учится у известных педагогов Г.И. Литинского, Б.М. Лятошинского.

В 1937 году в Казани на первом концерте только что открывшейся Татарской государственной филармонии была исполнена первая симфония Назиба Жиганова. 

В 1938 году пишет первую татарскую оперу "Качкын" ("Беглец"). А уже через год ее постановкой начинает свою работу только что открывшийся Татарский театр оперы и балета. Дружба между двумя творчески­ми «глыбами» – Мусой Джалилем и Назибом Жигановым дала татар­ской оперной культуре «Алтынчеч», «Ильдара», «Поэта», «Джалиля» … А зародилась она в Москве, куда в 1934‑м на учёбу командируют лучшие творческие силы республи­ки.

В Казани композитор сближается с выдающимся татарским поэтом Мусой Джалилем. Тот предлагает ему написать. Жиганов и Джалиль долго не шли навстречу друг к другу. Вот как вспоминал это время Назиб Гаязович в одной из своих статей: 

«Джалиль присматривался ко мне, вслушивался в то, что я пишу как композитор, а я, со своей стороны, начал больше узнавать его как поэта. Нас объединяло общее отношение к судьбам татарской профессиональной музыкальной культуры. В лице Джалиля я увидел человека, лично заинтересованного в рождении татарской оперы. Я также увидел в нем человека принципиального, бескомпромиссного, не только в поэзии, но и вообще в литературе, искусстве». Они сблизились во время работы над оперой «Алтынчач». 

«В 1938 году М. Джалиль обратился ко мне с предложением написать оперу «Алтынчач», – писал Н. Жиганов. – На предложение Мусы я дал положительный ответ, но предупредил, что законы музыкальной драматургии оперы потребуют сокращения поэмы. Муса ответил категорическим отказом, заметив при этом: «Ты хочешь, чтобы я вычеркнул те строки, которые писал кровью сердца? Нет, нет, нет! Ни за что!» 

Новая опера на его поэму "Алтынчеч" ("Златовласка") увидела свет в первые дни войны — в июле 1941 и была с восторгом
принята слушателями. Впоследствии композитор получит за нее Сталинскую премию. Опера «Алтынчач» написана по одноименной поэме Мусы Джалиля. Он является и автором либретто оперы. В основе либретто оперы положена татарская легенда «Джик-Мерген», народная сказка «Алтынчач».

Когда на Мусу Джалиля было повешено клеймо предателя и изменника Родины, Назиб Жиганов вместе с драматургом Ахметом Файзи написал оперу "Шагырь" ("Поэт"), герой которой Нияз Уралов так же, как и Джалиль попадает в плен к фашистам и погибает. Спектакль выходит в 1947 году и с триумфом идет в Татарском театре оперы и балета. Однако спустя какое-то время власть предержащие осознают, что главный герой является прототипом "изменника Джалиля", и оперу снимают с репертуара и
запрещают.

В 1956 году,  Жиганов пишет оперу "Джалиль". Премьера состоялась в 1957 году. Это произведение посвящено судьбе выдющегося татарского поэта - героя Мусы Джалиля. В довоенные годы композитора и поэта связывала крепкая дружба и творческое сотрудничество.

В 1960-е годы Жиганов в основном сочиняет симфоническую музыку; «Симфонические новеллы», «Симфонические песни», и в 1968 году пишет свою знаменитую вторую симфонию «Сабантуй». Эта симфония стала одним из самых знаменитых симфонических произведений композитора. За создание этой симфонии Жиганов в третий раз стал лауреатом Государственной премии СССР.

В 1970-1980 годы Назиб Жиганов написал еще 17 симфоний. Много лет подряд каждый свой концертный сезон симфонический оркестр Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая открывал исполнением новой симфонии композитора.

Создавая крупные сочинения, Назиб Гаязович не забывал и о юных музыкантах, для которых он написал фортепианные циклы «Альбом для детей», «Десять пьес для фортепиано», «Двенадцать зарисовок» и «Матюшинские эскизы».

В 1945 году, благодаря энергичным действиям Назиба Жиганова в Казани была открыта консерватория. Жиганов стал ее первым ректором. Более 40 лет Назиб Гаязович преподовал в Казанской консерватории. Обучая молодых композиторов искусству оркестровки. Его ученики Фасиль Ахметов, Мирсаид Яруллин, Ренат Еникеев и многие другие.

Очень много Назиб Гаязович сделал для сохранения памяти и творческого наследия композитора Фарида Яруллина. Есть масса неопровержимых документальных доказательств того, что именно композитор Назиб Жиганов вернул композитору Фариду Яруллину его балет «Шурале. Это телеграмма, помеченная 16 мая 1949 года и отправленная сразу по трем адресам: Генеральному секретарю Союза советских композиторов СССР Тихону Хренникову, в Управление охраны авторских прав СССР и Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова. Подписана она, кстати, Жигановым, Сайдашевым, Ключаревым, Файзи. Это была победа, но, как оказалось, еще далеко не полная. Через год, 5 февраля 1952 года, заседает комиссия экспертов Всесоюзного управления охраны авторских прав и обсуждает новое заявление В. Власова и В. Фере. Они вновь претендуют на соавторство по балету Ф. Яруллина «Али-Батыр» («Шурале»). 

Жиганов снова напрочь ломает и это решение. В итоге Власов и Фере окончательно не утверждаются соавторами, а только редакторами, а балету Ф. Яруллина официально возвращается название «Шурале». Последний документ в этой эпопее помечен 18 мая 1954 года. Жестокая борьба шла даже не четыре года, не пять, а семь лет. Достаточно, наверное?

Диас Валеев пишет: «Не хочу комментировать, но подумайте сами: как рисковал здесь Жиганова в борьбе за наследие друга собственным именем и собственной музыкальной карьерой! Ведь он композитор, ведь ему надо ставить в театрах свои собственные оперы и балеты, а он так неразумно с точки зрения здравого смысла, так безрассудно увеличивал количество своих врагов. Но он шел на это, не думая о последствиях.

Да, этот человек был носителем мощной бескомпромиссной силы, человеческой и художественной. Даже переписка дает представление об азартности этой богатой сложной натуры, о клокочущем пламени, бушующем в его душе и не взрывающемся лишь в броне ледяной сдержанности. Чувству долга по отношению к своим погибшим друзьям – Джалилю, Яруллину – он был фанатично верен до конца».

Жесткий, бескомпромиссный, чисто мужской тон, чувствуется рука самого Жиганова. Диас Валеев приводит заключительный пассаж телеграммы: «… Категорически протестуем против увеличения числа авторов, искажения произведения. Считаем единственными авторами Яруллина и Ахмета Файзи. Допускаем возможность редакции и инструментовки без дополнительного соавторства. 

1 июня 1988 года в Уфе состоялось концертное исполнение оперы «Джалиль». Полный зал долго аплодировал замечательному композитору, вышедшему на сцену. А через несколько часов Назиб Жиганов умер. Это случилось 2 июня 1988 года в городе Уфе. Выдающийся татарский композитор похоронен на Арском кладбище в Казани.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь