Социально-психологический тренинг "Формирование коммуникативных умений и навыков"

Дата публикации: 2021-04-13 21:33:48
Статью разместил(а):
Голубева Алина Игоревна

Социальнопсихологический тренинг "Формирование коммуникативных умений и навыков"

Автор: Голубева Алина Игоревна

 

Задачи:

1. Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.

2. Овладение навыками понимания себя, других людей и взаимоотношений между людьми и их отработка.

3. Овладение приемами эффективного общения.

4. Овладение навыками активного слушания.

5. Активизация процесса самопознания и самоактуализации.

Целевая группа: Подростки (мальчики и девочки) от 14 до 16 лет, 10-12 человек в группе. Кол-во мальчиков и девочек должно быть примерно поровну.

Время: 3 дня, 15 часов.

1 день. Мотивационная часть: Знакомство.

Участники садятся в круг. Ведущий говорит: «Давайте знакомиться», достает заранее подготовленную мягкую игрушку и сообщает инструкцию: «Сейчас мы будем по очереди, начиная с меня, передают ее друг другу, и тот, у кого оказывается игрушка, приветствует окружающих, называет свое имя и рассказывает немного о себе».

После этого, когда игрушка оказывается снова у ведущего, вводится дополнительное задание-игра. «А теперь мы будем бросать игрушку любому участнику, при том поучаствовать хотя бы один раз должен каждый,  и тот, у кого оказывается игрушка, называет качество, относящееся к нему, на первую букву своего имени». Ведущий бросает игрушку любому участнику и говорит качество на первую букву своего имени. Пример: «Даша – Добрая!»  

Далее ведущий вместе с участниками обговаривает правила (ведущий следит за тем, что бы не появилось проявление групповой динамики и если она проявляется, утилизирует ее): активность; безоценочность, запрет на проявление физической агрессии; приходить вовремя; не пропускать занятия; принцип «здесь и сейчас»; конфиденциальность, безопасность; искренность, открытость.

Психогимнастическое упражнение

Передача ритма по кругу: вслед за одним участником, все члены  группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

Ведущий информирует участников о целях тренинга и их мотивация: Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный процесс

Трудности в общении могут быть связаны с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры.

Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения». Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и улучшить свое общение в следую­щих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, одноклассников, учителей, чем свои собственные. Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые упражнения и обучению навыкам понимания себя и окружающих

Сбор ведущим запросов у участников группы: Чего вы ожидаете от группы? Чему бы вы хотели научиться? В каких ситуациях вы теряетесь при общении? и т.д. Все запросы фиксируются ведущим.

Лабилизация. Упражнение лабилизации.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Участники образуют пары, поочередно садятся в центре круга и каждой паре даются определенные ситуации, которые они проигрывают.

Примеры ситуаций:

• Перед вами человек, бывший одноклассник, которого вы довольно долго не видели. Вы рады этой встрече ...

• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним ...

• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

и т.д.

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники возвращаются на свои места, дается поведенческая обратная связь от ведущего и также по его примеру участники учатся давать поведенческую обратную связь.

Упражнение. Упражнение выполняется в парах. Тренер предла­гает каждому выбрать себе в пару того члена груп­пы, которого он знает меньше всех остальных (на­именее знакомого члена группы).  

Данное упражнение включает несколько заданий. Каждое задание рассчитано на определенное вре­мя. Я буду говорить, что надо делать, буду сле­дить за временем и сообщать вам, когда оно за­кончится.

Задание 1. В течение четырех минут молча смотрим друг на друга. 

Задание 2. Каждому из вас дается 4 минуты, в течение которых вы должны рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами: „Я вижу перед собой ..." и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личност­ных особенностях человека, например: добрые гла­за, умный взгляд и т.п. Сначала один говорит 4 минуты, другой слушает, потом наоборот. Я ска­жу вам, когда нужно будет поменяться ролями. 

Задание 3. Каждому из вас дается 5 минут для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он (ваш собеседник) был, с вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера». 

После того как первая пятиминутка завершит­ся, тренер предлагает тому участнику, который слушал рассказ о себе, в течение 1 минуты сказать рассказчику, что в его рассказе было наиболее точным и что в его жизни было совсем не так. 

Далее 5 минут для рассказа дается другому участнику пары, а слушатель в конце рассказа получает 1 минуту для обратной связи. 

Задание 4. Каждому из вас дается 5 минут для того, чтобы рассказать своему партнеру, ка­кой он, с вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: „Какой человек мой собеседник?".

После выполнения всех четырех заданий уча­стники садятся в круг, и каждому дается 1 ми­нута, в течение которой надо представить свое­го партнера группе как человека, с которым всем вместе предстоит провести 3 дня. 

Данное упражнение дает самые разные возмож­ности для его обсуждения. Нужно задать вопро­сы: «Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?», «Выполнение какого из четырех зада­ний у вас вызвало наибольшие трудности? », «Ка­кие впечатления возникли у вас в ходе выполне­ния упражнения? » и т.д. 

В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, существенно со­кращается дистанция между участниками группы. В то же время рефлексия опыта, приобретенного в процессе выполнения заданий, позволяет обсудить: 

1) значение контакта глаз в ходе общения; 

2) трудности, которые испытывают участники, когда они должны описывать другого человека, не давая оценок и не характеризуя его личност­ные особенности;  

3) стремление перенести свой опыт на друго­го человека, приписать ему то, что свойственно прежде всего нам самим и т.д. 

2 день. 

Начало дня. Приветствие. Участники сидят по кругу.

«Начнем сегодняшний день так: встанем (тре­нер встает, побуждая к тому же всех участни­ков группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страш­но, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное — никого не пропустить».

После того как все поздоровались и снова встали в круг, тренер говорит: «Внимательно посмотрите друг на друга. Со всеми ли вы поздоровались?».

Если обнаружится, что кто-то кого-то пропустил, то надо предложить им поздороваться. Затем все садятся в круг, и тренер задает группе один из во­просов: «Как настроение?», «Как вы себя чувству­ете?», «Можем ли мы приступить к работе?».

В том случае, если диагностика, осуществляе­мая тренером, или высказывания участников груп­пы свидетельствуют о том, что кто-то из группы пока не готов приступить к работе, тренер может предложить еще одно упражнение или обратиться к этому или этим участникам с вопросом: «Что нужно сделать для того, чтобы ваше состояние из­менилось и вы могли бы приступить к занятиям?».

В некоторых случаях можно предложить уча­стникам группы самим оценить свое состояние, готовность к работе, по 10-балльной шкале: 10 баллов — я полностью включен в ситуацию «здесь и теперь», готов к работе, 1 балл — я совершенно не готов к работе. После того как каждый, в том числе и тренер, выскажет свою самооценку, он может обратиться к тем, чья оценка оказалась ниже остальных, с тем же вопросом.

Психогимнастическое упражнение.

Участники садятся в круг.

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на кото­рой также написано «слон».

Тренер раздает карточки (если в группе не­четное количество участников, тренер тоже при­нимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и из­давать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь ря­дом, но продолжайте молчать, не переговаривай­тесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось». 

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каж­дой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весе­ло, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способст­вует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию вы­разительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

После завершения упражнения можно пред­ложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Упражнение «Самый рассеянный (ластик)». Назначение: развитие навыков эмпатии.

Данная игра начинает разговор о необходимости всматривания и вслушивания участников в окружающих их людей. Это упражнение реализует очень важные задачи: первая — это, конечно же, концентрация внимания, а вторая, которая, впрочем, неотделима от первой — это развитие умения выделить из общего фона, к которому наши глаза так быстро привыкают, совершенно определенный предмет.

Ведущий показывает участникам игры какой-либо предмет, например ластик, и просит всех выйти на минутку из комнаты. Оставшись один, ведущий кладет ластик в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при достаточно внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить его на перекладину между ножками стола, на карниз, в горшок цветка и т. п.

Когда участники игры по приглашению ведущего возвратятся в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить ластик. Увидев его, играющий сейчас же садится, перед этим тихо на ухо сообщив ведущему о находке.

Самый рассеянный — последний, может выполнить какое-либо шуточное поручение.

Шеринг.

Анализируя это упражнение с участниками, можно спросить:

· на что вы ориентировались, выполняя задание?

· что помогло некоторым участникам быстро найти предмет?

· что помешало и вызвало затруднения у тех участников, кто выполнил его медленнее?

Психогимнастическое упражнение.

Участники группы сидят по кругу.

Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к кото­рому обращаемся, а также его настроение, со­стояние в момент разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспом­ните, пожалуйста, ситуацию, в которой вы хо­тели побудить другого человека на какие-то дей­ствия, например, вы обращаетесь к брату с просьбой выполнить вместо вас какие-либо работы по дому или к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т.д.

Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию: Мысленно поставьте на место человека, к кото­рому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности? Можете записывать воз­никающие варианты. На эту работу у вас будет примерно пятнадцать минут.

После того, как все будут готовы, тренер пред­лагает участникам разбиться на группы по 4-5 человек в каждой и дает такое задание: Сейчас мы будем работать в малых группах. Каждый, крат­ко охарактеризовав свою ситуацию, обратится по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1—2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечат­ления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание.

После завершения работы в малых группах следует продолжить обсуждение «в кругу». В ходе этого обсуждения можно составить перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку.

Обычно участники группы называют следую­щие моменты:

* удалось понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора;

* был установлен хороший эмоциональный контакт;

 * помогает уверенность в себе, которая, в част­ности, проявляется в тональности разговора;

 * открытость;

 * четкое изложение причин побуждения.

Данное упражнение особенно эффективно в контексте тренинга ведения деловых переговоров.

Упражнение «Зеркало и обезьяна».

Участники группы разбиваются на пары. «Один из участников пары будет «зеркалом», а второй — «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свобод­но: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения «обезьяны» .

Через три-четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями.

После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего партнера?».

Упражнение направлено на развитие способ­ности вчувствоваться в другого человека, предви­деть его действия.

Психогимнастическое упражнение.

Все участники садятся по кругу.

Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат по­дарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча. 

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, кото­рый получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, кото­рый вручал подарок, и спрашивает о том, какой по­дарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непони­мание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи и приема информации в процессе общения.

При обсуждении упражнения участники мо­гут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, од­нозначно понимаемого признака «подарка», ис­пользование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концент­рацию внимания на партнере.

Кроме результатов, работающих на содержа­тельный план, улучшается настроение участников.

3 день. Техника активного слушания.

Упражнение на активное слушание.

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин «очень скучного рассказа». Затем ведущий отзывает в сторону будущих «рассказчиков», якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ «очень скучным». На самом деле дает разъяснения (так, чтобы «слушающие» не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как «глухое молчание»). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

Типичные приемы слушания:

1. Глухое молчание.

2. Угу-поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком и т.п.).

3. Эхо - повторение последних слов собеседника.

4. Зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами. 
6. Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и ...», «Ну и что дальше ?», «Давай-давай» и т.п.).

7. Уточняющие вопросы - вопросы типа «Что ты имел в виду, когда говорил «эсхатологический».

8. Наводящие вопросы - вопросы типа «Что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. Оценки, советы.

10. Продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, «подсказывает слова».

11. Эмоции – «ух», «ах», «здорово», смех, «ну-и-ну», «скорбная мина» и пр.

12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («а в Гималаях все иначе» и следует рассказ о Гималаях, «кстати о музыке... «и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После  ознакомления  со  списком   ведущий   предлагает «рассказчикам» описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: «Поддержка - Уяснение – Комментирование» и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте «Поддержки» наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте «Уяснения» - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте «Комментирования».

Номер такта 

Название 

Основная цель 

Уместные реакции 

1. 

Поддержка 

Дать возможность говорящему выра­зить свою позицию 

Молчание

Угу-поддакивание

Эхо

Эмоциональное сопровождение 

2. 

Уяснение 

Убедиться, что Вы адекватно поняли собеседника 

Уточняющие вопросы Парафраз 

3. 

Комментирование 

Высказывание своей точки зрения 

Оценки Советы Комментарии 

  

Психогимнастическое упражнение.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы совершим небольшую прогулку по бере­гу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медлен­но закройте глаза. Обратите внимание на ваше ды­хание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попа­дает энергия и с каждым выдохом уходят ненуж­ные заботы, переживания, напряжение... Обрати­те внимание на ваше тело, почувствуйте его — от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на сту­ле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь вниматель­но вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запа­хи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внима­ние на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти даль­ше. Возможно, вы захотите зайти в воду и иску­паться или посидеть на берегу. Сделайте это...

Для проведения этого упражнения необходимо, чтобы участники групп располагали содержательной информацией, которой они могут поделиться друг с другом. Здесь мы предлагаем один из возможных путей реализации этой задачи.

А теперь настала пора вернуться в эту ком­нату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или по­сидеть еще с закрытыми. 

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впе­чатлениями. Для этого создадим группы по 4 че­ловека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем бы еще не работали в малой группе». 

После того как группы сформировались, тре­нер продолжает инструкцию: Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей „прогулки", а осталь­ные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпре­тируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каж­дый рассказ потратьте примерно 3—4 минуты.

После завершения работы в группах тренер предлагает вернуться в круг и поделиться впечат­лениями на этот раз о работе в малых группах. В частности, можно задать вопрос: «В какие момен­ты вы переставали слушать?». Отвечая на него, уча­стники группы обычно говорят следующее: «От­влекся на свои мысли, когда стал сравнивать то, что рассказывает другой, со своим опытом», «В какой-то момент возникла ассоциация, и я стала думать об этом», «У меня возникло несогласие с тем, что я услышала, и в этот момент я отвлеклась», «В какой-то момент я стала думать о том, что буду говорить сама и перестала слушать» и т.д.

Подводя итог обсуждению, тренер имеет воз­можность еще раз обратить внимание участников на то, как важно уметь слушать другого человека.

Упражнение «Спор при свидетеле».

Обучаемые разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта («Уяснение») и при парафразе использовали «другие слова», т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога. По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

На упражнение отводиться 15 минут.

По окончании устраивается общее обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

• «Какие трудности в использовании схемы встретили Вы в разговоре?»;

• «Были ли случаи, когда после парафраза происходило уточнение позиции?»;

• «Кто из партнеров не понял другого - тот, кто говорил, или тот, кто слушал?». 

Психогимнастическое упражнение.

Все участники группы садятся по кругу.

Сейчас один из нас (тренер называет одного из участников) выйдет за дверь. Все остальные раз­делятся на 2 группы: «девочки» и «мальчики». В  каждой из них могут оказаться и мужчины и женщины. У групп будет две минуты на подго­товку. За это время нужно будет выбрать те или иные действия, которые участники будут выполнять все вместе. Это должны быть невер­бальные действия. Обе группы выполняют выбран­ные ими действия одновременно. А ты (тренер обращается к участнику, которому предстоит выйти из комнаты) должен будешь понять, где «мальчики», где «девочки» и что они делают.

После того как вернувшийся в комнату участ­ник дает ответ, тренер спрашивает его, на какие признаки он ориентировался, решая задачу.

Упражнение обычно проходит весело, участ­ники получают возможность проявлять изобрета­тельность, творчество. Кроме того, один из участ­ников должен вникнуть в смысл действий других, понять их, что соответствует содержательным це­лям тренинга партнерского общения, ведения пе­реговоров и т.п.

Заключительная часть занятий.

Назначение: совершенствование коммуникативной культуры.

Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".

Подведение итогов.

На подведении итогов ведущий присутствует, но остается как бы за кругом. Участники группы обсуждают, что, как они определили, каждому помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время в группе.