Учимся слушать и понимать музыку

Дата публикации: 2021-04-15 07:51:00
Статью разместил(а):
Родионова Ольга Юрьевна

Учимся слушать и понимать музыку

Автор: Родионова Ольга Юрьевна

МБУ ДО «Детская школа искусств № 3», г. Сызрань

 

На протяжении всей жизни человека музыка является его верным и неизменным спутником. Невозможно представить себе нашу жизнь без музыки. Мы сталкиваемся с ней на каждом шагу. Просыпаемся утром, включаем радио и слышим музыку. Для маленького ребёнка она звучит колыбельным напевом, с песней человек учится, работает и отдыхает. В песне он выражает свои мечты, радость и горе. Музыка помогает людям стать духовно богаче, лучше понимать друг друга, объединяет людей общими мыслями и чувствами и воодушевляет на большие дела, а всё это приносит людям много счастья. И даже когда человек умирает, тоже звучит музыка (траурный марш). Нам нужна разная музыка, которая бы воспитывала хороший вкус, облагораживала человека, помогала в его   культурном и интеллектуальном развитии, пробуждала фантазию и тягу к знаниям и творчеству. 

У каждого народа есть свои песни, своя музыка, которая отражает его жизнь и стремления, раскрывает его национальный характер.

Задачей музыки является художественное отражение окружающего человека мира. Оно помогает человеку  познать этот мир, познать самого себя со всем многообразием своих чувств и мыслей. Например, в музыке Бетховена мы видим героическую борьбу за свободу, суровую и мужественную поступь человека – борца, в произведениях Глинки, Мусоргского, Римского – Корсакова, Бородина предстают величественные образы героев русской истории, в операх Россини мы узнаём жизнерадостную, брызжущую юмором и весельем натуру итальянца.

Через музыку мы как бы приобщаемся к жизни народов различных стран и эпох. Музыка является могучим средством, пробуждающим в людях высокие чувства, вдохновляющим их на подвиги.

Музыка призвана воплощать в музыкально – звуковых образах глубокое жизненное содержание, выражать разносторонние оттенки человеческих чувств и настроений. Эти образы способны вызывать в нашей душе различные представления, ощущения, мысли. Поэтому не все воспринимают музыку одинаково. Одни страстно любят музыку, другие равнодушны к ней, одни признают только лёгкую, другие с удовольствием слушают как лёгкую, так и серьёзную музыку, находя и в той и в другой свои красоты.

Есть большая группа людей, которые хотят научиться слушать и понимать музыку, но не знают, как это сделать. Способность чувствовать красоту в искусстве, природе, жизни – во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеют место посещения музеев, выставок, театров, то соприкосновение с прекрасным обогащает чувственную сферу ребёнка. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармонического развития души и ума.

Чтобы научить детей слушать и понимать классическую музыку, в школах искусств вводится предмет «Слушание музыки». В нашей школе предмет «Слушание музыки» ведётся для отделений «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение», « Народный хор». Этот предмет направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих   в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, слушания музыки. Понимая проблему развития музыкального восприятия в широком плане, преподаватель на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.

Только тогда, когда музыка на уроке перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретённые навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей – развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.

Никто не встречал шести-, семи- или восьмилетнего ребёнка, который бы не пришёл на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков. Только от нас, преподавателей, зависит, как мы сможем распорядиться этим запасом детского восторга. Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни».

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно пробудить в детях понимание того, насколько прекраснее и богаче становится жизнь, когда любишь музыку, умеешь её слушать и понимать. В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, телевидение, кино, звукозапись постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира. 

Но почему музыка, сочиняемая для народа и предназначенная для всех слушателей, оказывается доступной и понятной далеко не каждому? Это объясняется прежде всего тем, что музыкальные образы лишены той предметной определённости, которая присуща другим видам искусства. Содержанием музыки являются различные чувства, эмоции, и понимание музыкального произведения зависит от способности человека отозваться на те или иные эмоции или настроения. Для этого нужно не только часто слушать музыку, но и быть широко образованным человеком с разносторонними интересами, любить искусство, литературу, любить жизнь во всех её проявлениях.

Музыка более сложна и трудна для восприятия, чем живопись или литература, так как картину мы всегда можем увидеть целиком и во всех подробностях, а книгу – перечитать. Чтобы понять музыкальное произведение, его нужно прослушать несколько раз, суметь выделить и запомнить его основные музыкальные образы. Это нетрудно, если произведение невелико по объёму:  песню или короткую танцевальную пьесу легче запомнить и понять, чем такое крупное произведение, как симфония. Но делать вывод, что серьёзная музыка недоступна, что она предназначена только для специалистов – музыкантов, а любителям – непрофессионалам её никогда не понять. Это – заблуждение. Любое музыкальное произведение, любая музыка, написанная композиторами, доступна каждому человеку.

Для того, чтобы научиться понимать музыку, необходимы определённые условия и знания. Прежде всего нужно чаще слушать музыку: в концертах, по радио, телевидению, на компьютере и т.д. Чем больше человек слушает музыку, тем больше он музыкально развивается, у него образуется  слуховой опыт, он постепенно приобретает навыки слушания музыки, воспитывает свой музыкальный вкус.

Чтобы полнее и глубже понять содержание музыкальных произведений, необходимо не только их слушать, но и знакомиться с жизнью композиторов, с их высказываниями о содержании произведений, иметь понятие об эпохе, в которую создавались эти произведения. Знание музыки разных эпох, стилей, жанров, композиторов является  основным и решающим условием полноценного восприятия и понимания музыкальных произведений.

Музыка возникла в глубокой древности, когда у людей появилось эстетическое восприятие мира. Многие тысячелетия она существовала без записи. Авторы её были неизвестны, она распевалась и  исполнялась всем народом, передавалась из поколения в поколение только по памяти, из уст в уста. Поэтому сейчас судить о характере музыки древних народов можно лишь приблизительно, изучая по старинным памятникам их жизнь, быт, предметы материальной культуры, а также песни, которые дошли до нас из глубокой древности.

В настоящее время считают, что раньше всего возникла вокальная музыка. Инструментальная музыка возникла гораздо позднее. Это объясняется тем, что древний человек не имел в своём распоряжении никаких инструментов. Наиболее же ранней инструментальной музыкой явилась музыка, исполняемая на ударных инструментах.

Обычно в такт пению люди хлопали в ладоши или притопывали ногами. Затем вместо этого стали ударять палкой или камнем о землю – звук удара оказался более сильным, его можно было делать разнообразным. Постепенно люди придумали много различных ударных инструментов – предков  современных тарелок, барабанов, трещоток. Игра на таких инструментах считалась очень почётным и ответственным делом. Изобретение различных духовых, струнных инструментов связано со случайностями. Например, человек мог случайно обнаружить, что вдувание воздуха в трубку тростника порождает звук. Трубка тростника стала предком пастушьей свирели и многих современных духовых инструментов – флейты, гобоя и т.п.  Случайно человек мог зацепить тетиву лука, чтобы проверить, как она натянута. Тетива при колебании издавала протяжный певучий звук. Так охотничий лук стал примитивным струнным инструментом. Впоследствии, через много веков он был преобразован в инструмент с одной струной – монохорд. Затем пробовали натягивать несколько струн рядом, по – разному их настраивая. Это были далёкие предки арфы, скрипки, балалайки, гитары и многих других струнных инструментов. Так постепенно возникли и усовершенствовались все ныне известные музыкальные инструменты.

На ранних этапах развития музыка не существовала самостоятельно, она была тесно и неразрывно связана с другими искусствами – поэтическим творчеством, танцем, сценическим действием. В древние времена искусство было одним из элементов труда или религиозного обряда. Любое заклинание включало в себя не только пение, но и танец, а иногда и сценическое действие. Во время исполнения музыки разыгрывался такой спектакль, в котором принимали участие все присутствующие.

Постепенно искусства обособлялись. Сначала от музыки отделился танец. Многие столетия пение существовало вместе со словесным текстом – музыка и слово были неразделимы. И лишь немногим более двух тысяч лет назад возникли музыкальные произведения без слов – инструментальная музыка.

Большим препятствием в развитии инструментальной музыки было отсутствие способов её записи. Если песни легко передавались из поколения в поколение, то значительно сложнее было передавать таким образом музыку для исполнения на музыкальных инструментах. Тем более, что музыкальные произведения становились всё более сложными, объёмными, что усложняло их передачу по памяти, наизусть. Поэтому уже в древности люди стали пробовать записывать музыку. Например, в древней Греции возникли первые попытки записи музыки при помощи букв алфавита, обозначающих положение пальцев на грифе греческого инструмента – кифары. В средние века на смену буквенной пришёл новый вид записи музыки посредством условных знаков. И только в середине XI века итальянский монах Гвидо Аретинский изобрёл новую систему точной записи и воспроизведения музыки при помощи нот. Эта система была удобна и быстро распространилась по всему миру. Она существует с небольшими изменениями и в настоящее время. После изобретения нотной системы музыкальное искусство стало быстро развиваться. Музыкальные произведения постепенно увеличивались в объёме, усложнялось их построение, глубже и значительнее становилось их содержание. Появились новые жанры и формы – оперы и симфонии.

В любом произведении искусства есть то, что хочет сказать художник, и то, каким образом он выражает свои мысли и чувства. То есть, в произведении искусства всегда присутствует содержание и средства для выражения этого содержания. В музыке содержанием являются те образы, эмоции и мысли, о которых хочет рассказать композитор в своём произведении. А выразительными средствами в музыке являются мелодия, гармония, ритм, лад, темп, тембр и регистр, динамика.

Чтобы понимать содержание музыкального произведения, нужно знать основные средства выразительности музыки, строение частей музыкального произведения (музыкальную форму), жанры музыкального произведения. В музыке жанром называется вид музыкального произведения, имеющий какие-либо характерные черты, роднящие все произведения данного вида. Например, песенные, танцевальные, симфонические, оперные жанры и т.д. Музыкальные формы – это типы строения музыкального произведения. Это одночастная, двух- и трёхчастная формы, форма рондо, форма сонаты и т.д. Эти знания даются на уроках «Слушание музыки». Они делают восприятие музыки более сознательным и организованным, дают  возможность глубже осмыслить прослушанное.

Слушая музыку, важно правильно разобраться в музыкальном произведении в целом. Несомненно, здесь огромное значение имеет всестороннее развитие самого человека, его культурный уровень, знание литературы и других видов искусства. Правильно понять творческий замысел композитора можно лишь в том случае, если мы имеем представление о его жизни, об эпохе, в которую создано произведение, о литературном сюжете, который может быть положен в основу произведения и т.д.

Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение её зависит от многих причин: от нашей общей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способности оценить в окружающем мире высокое бескорыстно. Иногда постижение музыки зависит от настроения в данную минуту. И действительно, постижение содержания музыки доступно всем, нужно только приложить известные старания, чтобы преодолеть трудности начала пути. Эмоциональное восприятие музыки,  с какой бы интенсивностью нас оно ни охватило – это лишь первая ступень на пути к постижению содержания музыки. Иногда дети интересно, даже талантливо излагают свои впечатления о том или ином музыкальном произведении. По их словам, во время исполнения музыкального произведения между ними и внешним миром как бы опускается звуковая завеса и на этом фоне возникают картины прошлого или образы того, о чём пока только мечтается. В этом нет ничего удивительного. Неотразимая сила воздействия музыки в огромной степени выражается в том, что она пробуждает воспоминания, сравнения, рождает ассоциации, и дети невольно становятся  как бы «сотворцами» музыкального произведения, обогащая его собственным восприятием жизни.

Музыка мгновенно вырывает нас из повседневности и, вовлекая в свой водоворот, несёт за собою, заставляя сострадать, сочувствовать высоким порывам души. Одухотворяя нас, музыка как бы снимает оковы с души  и воли, заставляя «бежать навстречу жизни и судьбе». Может быть в этой сиюминутности, мгновенности сопереживания, в стихийности воздействия музыки на весь организм человека и таится та власть колдовства, которую издавна приписывают музыке.

Композиторы, создавшие великие творения, оставляли на этих золотых слитках духовного богатства отпечаток души, предлагая эти сокровища нам, стремились приобщить людей к музыке – тончайшему камертону времени. Надо лишь научиться внимать этому миру, воспитывая в себе чуткость к музыке глубокой и содержательной. В этом поможет соблюдение некоторых правил.  Необходимо проявлять определённую активность при восприятии музыки: надо не только слушать, но и вслушиваться, стремиться расслышать в музыке самое главное, ради чего она была создана.

Наконец, самое главное: постоянно помнить чудесную дневниковую запись писателя М. Пришвина: «Под воздействием истины прекрасного, - писал он, - ты сам начинаешь выпрямляться, как согнутое деревце весной поднимается. И сам робко скажешь себе: «А ну-ка и я так  попробую чувствовать!»

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д. Шостакович.

 

Список литературы:

1. Козлов П., А. Степанов «Анализ Музыкальных произведений»

2. Нестьев И. «Как понимать музыку»

3. Побережная Г. «Репетиция оркестра»

4. Поляновский Г.,  Ройтерштейн М. «Как слушать и понимать музыку»

5. Попова Т. «Любите музыку. Как слушать и понимать музыку»

6. Рацкая Ц. «Как понимать музыку»