Семинар-практикум с элементами тренинга «Мир особого ребенка …»

Дата публикации: 2021-09-30 07:29:20
Статью разместил(а):
Ткачева Татьяна Васильевна

Семинар-практикум с элементами тренинга «Мир особого ребенка …»

Автор: Ткачева Татьяна Васильевна

МБДОУ "Детский сад № 1 "Лучик", г. Гуково Ростовской области

 

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагогов-психологов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, повышение компетентности в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи: 

•  Развивать умение учитывать особенности детей с ОВЗ при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

• представить рекомендации «Особенности организации работы с детьми инвалидами и с ОВЗ.

• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.

Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.

Целевая группа: педагоги-психологи ОУ города.

Оборудование: мольберт, макет солнца, лучи солнца (бумажные, бумага, карандаши и ручки, фломастеры, маркеры, заготовленная схематичная фигура мальчика, вырезанная из ватмана без улыбки (сделать отдельно улыбку и на двухсторонний скотч, проектор, релаксационная музыка.

Ход  мероприятия 

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Надеюсь на плодотворную работу и на то, что каждый сегодня уйдет с определенным багажом информации. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.

Психолог (зачитывает стихотворение):

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

2. Упражнение “Импульс”. 

Предлагаю перед активной работой немного зарядиться энергией. Давайте создадим большой круг. Закройте глаза, представьте радостное солнце, свежий зеленый лес, нежный ветерок играет в ваших волосах, улыбнитесь. Почувствуйте, как Вы заряжаетесь энергией от природы. А теперь возьмитесь за руки. Сейчас спокойно, уверенно начнем от меня передавать импульс радости, духовных сил друг другу. Вот мы с вами образовали круг добра и энергии. Встряхните руки и активно выдохните, на счет «Три». Раз, два, три! Замечательно! (релаксационная музыка)

3. Упражнение «Солнце способностей».

Цель: осознание собственных способностей.

Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.

Вопросы для обсуждения:

— Кто испытывал неловкость, затруднения?

— Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?

Психолог: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе.

Обратите внимание, на доске представлена схематичная фигура ребёнка, который олицетворяет всех детей с ограниченными возможностями здоровья, и зовут его ОВЗейка! Он нас будет сегодня сопровождать в течение нашей встречи.

4. Упражнение «Погружение».

Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, у него текут слюни, ещё он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то непонятное нам, взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.

Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на вопрос:

Какое чувство родилось у вас при встрече с ОВЗейкой (или с похожими детьми)?

Психолог: Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. В эту группу входят  дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию.

5. Упражнение «Трудности».

Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются обычные дети.

Назовите каждый по очереди определённую трудность детей с ОВЗ, связанную с процессом освоения программы или с общением со сверстниками и взрослыми. Ведущий педагог-психолог рядом с фигурой в столбик записывается все предлагаемые варианты ответов либо выводит их на экран.

Итак, подведём итоги.

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:

1. Очень низкий темп выполнения заданий.

2. Постоянная нужда в помощи взрослого.

3. Отсутствие мотивации к познавательной деятельности.

4. Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).

5. Низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии).

6. Трудности в понимании инструкции.

7. Нарушения координации движений.

8. Низкая самооценка и повышенная тревожность.

9. Высокий уровень психомышечного напряжения.

10. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Чтобы испытать на себе, что чувствует ребенок с ОВЗ при не совсем удачном выполнении заданий, предлагаю упражнение «Снеговик».

6. Упражнение «Снеговик» (Рассогласование тела и интеллекта).

Упражнение выполняется в положении альбом на голове, придерживать альбом не ведущей рукой, взять фломастер и четко выполнять инструкции. Не разговаривать. Начните с того, что нарисуйте в верхней части планшета маленький ровный круг – это будет голова снеговика.

Теперь в нижней части планшета нарисуйте большой круг – основание снеговика.

Теперь вернитесь к голове снеговика и нарисуйте на ней черный цилиндр.

В промежутке между маленьким и большим кругами нарисуйте круг среднего размера – это будет туловище снеговика.

Теперь снова вернитесь к голове и в правой её части нарисуйте кусочек угля – глаз снеговика.

С левой стороны туловища нарисуйте ветку-руку снеговика, чтобы она заканчивалась в виде пальцев, держащих метлу.

Ровно в том месте, где соприкасаются маленький и средний круги, нарисуйте шарф, обмотанный вокруг шеи снеговика, чтобы его концы развевались по ветру вправо.

Нарисуйте второй глаз в левой части снеговика и точно посередине между глаз нарисуйте нос-морковку.

С правой стороны туловища нарисуйте ещё одну ветку-руку, чтобы на ней сидела птичка – породу выбирайте сами, - причём ровно посередине ветки.

Нарисуйте улыбку на лице снеговика. Теперь нарисуйте маленькую ёлочку, стоящую слева от снеговика. Прекратите рисовать.

Рефлексия.

Теперь можете взглянуть на своё художественное произведение. Какие чувства, испытывали при работе? Что мешало? Как отражался на работе быстрый темп и «сухость» ведущего? Какие чувства вызвал результат работы?

А дети с ОВЗ, с которыми мы работаем, находятся в таких ситуациях и испытывают такие чувства каждый день. Что еще они ощущают и чувствуют?

7. Притча! Протяни ты ему руку.

В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный громко кричал, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. "Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота". Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. "Дай же мне руку!" - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: "Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда ты сможешь его спасти".

Рефлексия.

Подумайте, пожалуйста, как мы можем помочь детям с ОВЗ?

Вернемся к нашему ОВЗейке. Подумайте, что может дать ему каждый из нас? (Раздаются стикеры на клеевой основе, каждому по одной) 

Запишите на розовых стикерах свое предложение, что Вы, как педагоги-психологи, можете дать ребёнку с ОВЗ?

А на голубых стикерах напишите свое пожелание этому ребенку.

Теперь по очереди зачитайте, что Вы написали и наклейте стикеры на фигуру мальчика ОВЗейки в виде одежды. Один цвет - это рубашка, другой цвет – брюки.

Я думаю, что нашему ОВЗейке понравилось с нами общаться! (приклеивается улыбка мальчику)

Заключение: Хочу озвучить Вам еще одну мудрость: 

- Я просил сил … А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

- Я просил мудрости … А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

- Я просил богатства … А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

- Я просил возможность летать … А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

- Я просил любви … А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

- Я просил благ … А жизнь дала мне возможности.

- Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно!

8. Упражнение «Погладь себя по макушке».

Психолог: Молодцы! Хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу. И погладим себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того, чтобы снять стресс, можно погладить себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. И будьте здоровы!

Спасибо Вам за внимание и за работу!