Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Опыт применения ЦОР в воспитательном процессе

Дата публикации: 2021-11-24 14:02:53
Статью разместил(а):
Коркина Наталья Михайловна

Опыт применения цифровых образовательных ресурсов в воспитательном процессе

Автор: Коркина Наталья Михайловна

 

«... очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий». 

Д.А. Медведев.

Современные информационные и коммуникационные технологии входят в нашу жизнь, они являются неотъемлемой частью и средством реализации различных видов профессиональной деятельности, создают виртуальные пространства для общения, позволяют организовать быт и отдых, сделать покупки, получить быстрый доступ к шедеврам мировой культуры...  

Пришло время, когда педагогу необходимо использование компьютерных технологий в обучении и воспитании. Оно и понятно, время движется и в стенах учреждений образования. Дети к нам приходят продвинутые, владеющие компьютером. 

Формирование ЦОР - компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.

Если ранее при подготовке  внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то современный учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования цифровых технологий.

Что такое ЦОР?

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) — это специальным образом организованный образовательный ресурс, представленный в цифровом/электронном виде и функционирующий на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Другими словами мы можем сказать, что
в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель и т.д.

Виды ЦОР:

- Ресурсы, размещенные в интернет;

- Ресурсы, размещенные на оптических носителях;

- Комбинированные продукты;

- Электронные учебные издания.

Цели внедрения ЦОР в работу классного руководителя.

Основными целями внедрения ЦОР в работу классного руководителя являются: 

– формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества; 

– формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества; 

– развитие познавательной и творческой активности учащихся; 

– формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; 

– повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; 

– организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей; 

– внедрение средств ЦОР в социально-воспитательную работу; 

– развитие способности свободного культурного общения; 

– обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; 

– всестороннее развитие личности ребенка; 

– организация содержательного досуга детей и молодежи. 

Таким образом, внедрение ЦОР в процесс обучения и воспитания позволяет нацелить школу на достижение таких результатов образования, как: 

–  компетентность разрешения проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей и оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь; 

– информационную компетентность, т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию  из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи; 

– коммуникативную компетентность, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, взаимодействовать с членами группы, готовность получать необходимую информацию в диалоге, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении. 

– нравственные компетенции – готовность жить по традиционным нравственным законам; 

– автономизационные компетенции – способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособности; 

– социальные компетенции – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Компьютеризация школы коснулась всех сторон её жизни, в том числе и работы классного руководителя, который может использовать ЦОР в воспитании и организации классного коллектива. Я стараюсь идти в ногу со временем и применять компьютерные технологии в обучении и воспитании школьников. Формирование в обществе высокого уровня информационной культуры диктует необходимость развиваться в этой области и классному руководителю.

Достоинства ЦОР: 

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Опыт применения ЦОР в воспитательном процессе.

С 2015 года я являюсь классным руководителям 8 «А» класса. Область применения цифровых ресурсов в работе классных руководителей широка. Посредством использования ЦОР происходит взаимодействие участников образовательного процесса

Взаимодействие администрация – классный руководитель

· работа по обсуждению плана воспитательной работы школы

· коррекция планов воспитательной работы классных руководителей.

· рассылка педагогам на электронную почту: положений конкурсов различного уровня, информаций, объявлений.

Взаимодействие классный руководитель - обучающийся:

· знакомство с результатами обучения на основе информации электронного журнала

· проведение мониторингов

· Использование ЦОР в подготовке и проведении мероприятий

Взаимодействие педагоги – родители:

· сообщение об успеваемости детей

· информация о проводимых мероприятиях и т.д.·                    

Области применения ЦОР в работе классного руководителя:

В своей работе классного руководителя я применяю ЦОР в следующих направлениях:

- ведение электронной документации классного руководителя;

- организация воспитательной деятельности учащихся  (внеклассные мероприятия, творческая работа с учениками, организация проектной деятельности);

- организация каникулярной деятельности учащихся;

- организация работы по различным воспитательным направлениям;

- организация профилактической работы с учащимися;

- организация работы с родителями;

- работа с ресурсами сети Интернет.

Ведение электронного документации классного руководителя.

В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например:
- План воспитательной работы;
- Социальный паспорт класса;
- Анкеты;
- Психолого-педагогические характеристики учащихся класса; 
- База данных учащихся и их родителей. 

В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д.
Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, можно использовать СУБД Microsoft Access. 

Использование такой программы позволяет классному руководителю за короткое время создавать списки учащихся класса с различной информацией по требованию администрации.

Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. 
Определение уровня воспитанности каждого ученика, группы. 

В чем преимущества компьютерного варианта по сравнению только с текстовым представлением информации о воспитанности? Во-первых, это наглядность представления информации, во-вторых, при смене классного руководителя нужно оперативно получить достоверную информацию о каждом ученике. 

При такой работе из года в год легко отследить произошедшие улучшения или ухудшения. Например, хорошо прослеживается динамика успеваемости или качества знаний учащихся класса, изменение уровня здоровья учащихся, уровня занятости учащихся во внеурочное время. По результатам сравнительных диаграмм можно делать выводы и согласно им планировать дальнейшую работу классного руководителя. 

По диаграммам хорошо видно, по какому направлению деятельности были достигнуты положительные результаты, а чему нужно уделить особое внимание из-за отрицательной динамики. Согласно сделанных выводов легко можно построить свой план воспитательной работы, который тоже очень удобно сделать на компьютере в программе MS Word. В таком виде план более удобен в использовании, эстетичен, в него всегда, в любой момент можно внести изменения и поправки.

При составлении плана воспитательной работы на будущий учебный год приходится учитывать особенности каждого школьника. Представим, что у большинства учащихся класса такой показатель как доброта, отзывчивость, милосердие низкий. Классный руководитель в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д. Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель ученика по разным критериям, средний показатель класса по данному критерию, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.

Применение ЦОР в организации воспитательной деятельности с учащимися.

Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках,  экскурсиях. 

Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. 

К такой деятельности относятся классные, информационные часы  с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий  с использованием презентаций.   

Широко во внеклассной работе я применяю метод проектов, используя цифровые технологии в следующих направлениях:

- Создание презентаций на тему: «Какими мы были», «Наш класс» и т д;

- Подготовка музыкального сопровождения школьных мероприятий;

- Обработка и систематизация школьных мероприятий;

- Видеосъемка мероприятий;

- Поиск информации к беседам, тренингам, круглым столам;

- Ведение электронного классного фотоальбома.

Организация каникулярной деятельности учащихся.

Организация каникулярной занятости учащихся сегодня просто невозможна без ЦОР. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки Программы смены и сопровождающих документов, заканчивая отчётностью по окончании работы лагеря.  Два года  назад по итогам летней смены был сделан электронный творческий отчёт. А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей в лагере разнообразным, интересным и полезным.

Организация воспитательной деятельности по различным воспитательным направлениям.

С классным коллективом я веду работу по следующим направлениям:

- Гражданско-патриотическое направление;

- Правовое воспитание учащихся;

- Художественно-эстетическое и нравственное направление;

- Экологическое;

- Спортивно-оздоровительное;

- Познавательное направление;

- Краеведческое направление;

- Досуговое направление.

При организации работы по данным направлениям потенциал использования  ЦОР возрастает. Я использую различные Интернет-ресурсы для организации мероприятий.

Профилактическая работа с учащимися.

Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ЦОР в этом направлении серьёзно возрастает.

Работа с родителями.

По-прежнему работа с родителями учащихся является одной из самых важных в работе классного руководителя. Здесь применимы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. На нем дается анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной и внеклассной деятельности. Данная информация отражается в виде электронной презентации, выполненной с помощью Microsoft Power Point. В ней наглядно, убедительно и доступно можно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Работа с ресурсами Интернет.

В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Есть определенный ряд Интернет-сайтов, которые я использую в своей деятельности. Сайты предназначены для помощи классным руководителям и каждый может подобрать для себя подходящий материал. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий, видеоуроки на различные темы. Также я использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями. 

Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта. Привлекаю учащихся к поиску информации для проведения различных мероприятий.  

Вывод.

В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста. 

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие и совершенствование работы классного руководителя возможно и должно проходить параллельно с развитием всех остальных сторон жизни социума для того, чтобы воспитательный процесс в школе не шел вразрез с современными идеалами, а умело с ними сочетался. 

 Результат работы классного руководителя зависит от ряда условий: 

1) стратегической устремленности и долгосрочной перспективы планирования процесса воспитания; 

2) направленности содержания воспитательной деятельности на развитие детей; 

3) системности осуществления воспитательного взаимодействия; 

4) ориентации воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей; 

5) технологичности работы педагога-воспитателя; 

6) диагностической оснащенности деятельности классного руководителя. 

Четкое знание классным руководителем своих функций, направлений и содержания работы, условий для повышения эффективности воспитательного процесса позволяет качественно выполнять возложенную на него миссию. 

Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании разрабатываемых критериев относительно ведущих направлений деятельности самим педагогом и администрацией образовательного учреждения. 

На современном этапе развития общества, с появлением новых информационных и технических возможностей классному руководителю необходимо использовать имеющиеся компьютерные и информационные технологии для повышения эффективности воспитательной работы.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь