Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методическая разработка "Подходы и методы работы над песней"

Дата публикации: 2022-03-20 11:18:46
Статью разместил(а):
Климинченко Татьяна Борисовна

Методическая разработка "Подходы и методы работы над песней"

Автор: Климинченко Татьяна Борисовна

МБОУ ДО "ДМШ", г. Зима

 

Введение.

Для работы с учениками, педагог музыкальной школы должен обладать глубокими знаниями и высокой техникой педагогической работы: уметь правильно находить подход к каждому ученику, учитывая его индивидуальные способности! Так как ученики имеют разные степени одаренности и способности. Нужно находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных ситуациях, уметь предельно целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть и проверить итоги домашней работы ученика, и дать ему четкие, запоминающие указания, и успеть оказать необходимую помощь в работе над музыкальным произведением, требуется постоянная отзывчивость на художественное содержание музыкальных произведений, над которыми работает ученик, и способам овладения их специфическими трудностями. 

Начальный этап работы над произведением.

При разучивании нового произведения для начала проигрываем его на фортепиано. Такое знакомство с партитурой помогает понять особенности ее музыкального языка, а значит и быстрее овладеть им.

Первое знакомство с произведением - очень важный момент, от которого зависит заинтересованность участников предстоящей работой и успех последующих репетиций. Прежде всего, знакомим детей с музыкально-поэтическим содержанием песни. Её паспортных данных, традицией. Даём дополнительные сведения из русской истории, живописи, народного творчества. О характере произведения, настроении, основных образах; о композиторе и авторе текста (если таковые имеются).

Проводя такую беседу, мы не упускаем из виду главную её цель - вызвать интерес к сочинению, что, соответственно, требовало от нас увлечённости, эмоциональности, артистизма.

После общего ознакомления ансамбля с произведением мы приступаем к разбору его музыкального текста. Как нам показала практика, во всех случаях на начальной стадии работы не должно быть неряшливости, небрежного отношения к встречающимся ошибкам.

Разбирали произведение небольшими частями, и дольше останавливались на более трудных. На первом этапе разучивания особого внимания требует интонационная и метроритмическая точность исполнения. Вместе с тем с самого начала нельзя упускать из виду и другие моменты. В частности, необходимо, чтобы дети чувствовали и осознавали направление музыкальной речи, фразировку, опорные точки, к которым устремляется мелодическое движение. Иначе пение будет представлять собой механический акт, формальное пение.

Работая над отдельными частями, мы старались не терять ощущения целого на всём протяжении разучивания. Поработав над какой-либо фразой, каким-нибудь сложным фрагментом, мы включали их затем в общий контекст.

Методы работы над песней зависят от ее содержания, характера и формы. Протяжные, героические, некоторые величальные исполняются без элементов движения или театрализации. Они связаны исключительно с пением как проявлением вокального исполнительского мастерства. А песни плясовые, хороводные, игровые и частично лирические с элементами сценического движения. Эти песни вносят исполнительскую манеру черт подлинной народности, динамику, жанровое разнообразие. Роль жеста в народном пении очень велика. Многие песни сопровождаются своеобразными движениями рук, головы, что помогает выразить характер, эмоциональный пульс песни. [Соколов В.Г. «Хороведение», 1971 г., с. 23]

Положение рук, головы, движения ног и вся мимика могут стать подлинно художественным средством исполнения. Работа над песнями с элементами движения основана на изучении живой народной исполнительской традиции. Здесь мы учитывали те движения и те сцены, которые могли бы естественно возникнуть при исполнении этих песен в быту, на гулянье и в народной игре. В хороводах и игровых песнях движение подчинено содержанию действия и часто иллюстрирует его. Хороводные песни сопровождаются движением по кругу с различными перестроениями. Движение в игровых песнях связывается с содержанием текста. В плясовых - элементы движения, пляски не иллюстрируют текст, здесь важен общий ритм, характер. В частушках приплясы, или «проходки», используются с целью подчеркивания ее смысла. Они ведут свое начало от народно-бытовых приемов исполнения частушек, когда поочередно из большого хоровода отделяются частушечницы - запевалы, а после частушки обязательно приплясывают с дробями.

При сценическом решении той или иной песни многое определяет вкус и творческая фантазия преподавателя ансамбля.

Работа над произведениями является основной стороной деятельности коллектива. Выработка у певцов навыков вокально-хоровой техники, изучение ими музыкальной грамоты и сольфеджио, расширение знаний по истории и теории музыки - все направлено на то, чтобы в конечном результате выучить и исполнить конкретную программу. Процесс разучивания хоровых партитур включает в себя два взаимосвязанных момента: техническое овладение музыкально-поэтическим языком произведений и их художественное воплощение. И то, и другое нужно для передачи музыкальных образов.

Внутренней эмоциональной активности певцов необходимо добиваться уже на первых репетициях и каждый раз заставлять их переживать песню заново. Собственно, на этом основывается и процесс разучивания песни.

Обдумывая и составляя план исполнения той или иной песни, мы опирались не только на своё понимание художественных образов, но на чувства и творческую инициативу самих певцов. Для нас важно было пробудить у исполнителей искреннее чувство, правильное внутреннее действие, вызванное творческим воображением.

Большую роль играют запевалы. Поэтому особо следует поработать над сольными фразами, определяющими звучание каждого куплета.

В партитурах народных песен, как правило, не выставляются нюансы. Это продукт коллективного исполнения. В народной песне устанавливается один основной уровень звучности. Динамика его зависит, прежде всего, от содержания текста, а также от жанра песни и обстановки, в которой эта песня исполняется в быту. Характер исполнения и звуковой, динамический образ всегда определяется содержанием песни. Слово - одно из самых важных выразительных средств народного песенного мастерства; исходя из него, певцы находят и динамические краски.

1. Пропевание в замедленном темпе.

Предпосылка педагогической целесообразности этого приёма состоит в том, что медленный темп даёт певцам больше времени для вслушивания в то или иное звучание, для контроля над ним и в какой-то степени даже для его анализа. Управлять голосом чрезвычайно трудно. В сущности, весь процесс звукоизвлечения, интонирования осуществляется и регулируется в пении с помощью навыка слушания и качественной оценки звучания самим певцом. Понятно, в связи с этим, что пение в замедленном темпе лучше способствует осознанию исполнительских задач и свободному овладению необходимыми навыками. Всё сказанное относится главным образом к произведениям, которых характерно оживлённое или быстрое движение.

2. Остановки на звуках.

Если пропевание в замедленном темпе не даёт необходимого эффекта, можно прибегнуть к полной остановке движения на звуках, составляющих сложный интонационный оборот, то есть к введению ферматы. Предпосылка действия этого приёма та же, что и при пропевании в замедленном темпе. Благодаря тому, что он даёт возможность сконцентрировать внимание на отдельной интонации, его эффективность гораздо выше.

3. Ритмическое дробление.

Необходимым условием всякого полноценного исполнения является его ритмичность. Наиболее характерные нарушения ритма «недопевание» долгих длительностей при появлении коротких, и наоборот, ускорение мелких длительностей и замедление крупных. Для избежания этих недостатков, полезно использовать способ условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие. Эффективным приёмом преодоления такого рода трудностей является проговаривание литературного текста на одном звуке. В этом случае внимание певцов сосредотачивается на ритмической стороне исполнения, что способствует более быстрому освоению того или иного сложного оборота. Грубейшей ошибкой в процессе работы над произведением является невнимательное отношение к паузам.

4. Использование вспомогательного материала.

В работе над сложными в техническом отношении местами полезно обращаться к упражнениям, как построенным на материале разучиваемого произведения, так и не связанным с ним.

Дополнительные упражнения мы использовали и в работе над дикцией. Чаще всего упражнения на различные слоги, цель которых - способствовать активизации артикуляционного аппарата; ды, ну, зы, та, ры, лё-ле-ля, е-е-е-я. Упражнения для активации языка; ба, па, во, ма - для активации губ. В качестве упражнений мы использовали также скороговорки. «От -топота копыт, пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт». «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа была тупа». «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и т.д.

Нет ничего тоскливее для участников ансамбля, чем многократное пропевание трудных мест без каких-либо конкретных указаний. Каждый повтор мы объясняли, с какой целью он проводится.

В разное время работы над произведением роль элементов художественного и технического начала неоднозначна: на стадии разучивания, естественно, превалируют технические моменты, на стадии художественной отделки больше внимания уделяется выразительным средствам исполнения.

Проблема репертуара - главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства - всегда была основополагающей в художественном творчестве. Репертуар как совокупность произведений, исполняющихся тем или иным хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление ансамбля. Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар, является главным и определяющим к деятельности любого ансамбля.

От умелого подбора репертуара зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как петь Задача репертуара - неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников ансамбля, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память»! Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. Яркая мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков, вокальные удобства - эти качества делают народную песню незаменимым материалом для школы хорового пения. Пропаганда народных песен, как в подлинном, так и в обработанном виде имеет принципиально важное значение для творчества самодеятельных хоров.

Коллективу, не имеющему высокой исполнительской культуры, творчески еще неопределившимся, малочисленному по составу, с ограниченным диапазоном голосов и тесситурными возможностями целесообразно начинать с пения простых народных песен. Хоровая самодеятельность много черпает из репертуара профессиональных хоров. Но не все песни доступны, они отбираются по соответствию их репертуарным интересам, творческим и техническим возможностям.

Нередко для того, чтобы старинная песня стала «репертуарной» требуется некоторое переосмысливание ее в соответствии с новым временем. Каждый народный ансамбль, хор интересен, прежде всего, показом своего местного народно-песенного творчества. Для того чтобы правильно и интересно отобразить культуру народного пения данной местности, преподаватель должен изучать народное творчество, говор, исполнительские традиции народного искусства. Наблюдая народное пение в быту, можно определить, что и как поют в настоящее время люди в данной местности.

Основой репертуара каждого ансамбля, должно быть то, что бытует именно в данной местности, что является наиболее типичным, характерным для данного ансамбля.

В репертуаре народных хоров, ансамблей. Особое место принадлежит частушке - наиболее активному жанру современного творчества народа.

Преподаватель обязан помнить, что при формировании репертуара необходим строгий качественный отбор, особенно любительских сочинений, часто имеющих серьезные художественные и технические недостатки, установка на исполнение таких любительских песен тормозит творческое продвижение коллектива.

Основные принципы в выборе репертуара:

1. Полноценность идейно-художественного содержания.

2. Соответствие репертуара исполнительскому стилю и возрасту.

3. Доступность для коллектива (осмысление текста, вокальная техника).

4. Постепенное увеличение исполнительских трудностей.

5. Возможность использования изучаемых произведений в концерте.

6. Подбирать произведения для учебных целей.

7. Разнообразие репертуара.

Главная задача ансамбля - пропаганда лучших образцов народно-песенного творчества. Задачи репертуара развивать музыкально-образное мышление участников ансамбля, обогащать интонационный слушательский опыт.

При составлении репертуара мы соблюдали принцип «от простого к сложному». Включали в репертуарный план произведения, которые помогают решению конкретных учебных задач в коллективе.

У каждого хорового коллектива со временем вырабатывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующий составу участников, певческой манере, творческим задачам. Достигнув определенных вершин, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть, как бы нацелен на перспективу, его постоянно надо в определенном смысле «одолевать».

Репертуар определяет художественно-исполнительское направление хорового коллектива.

Репертуар фольклорного ансамбля составляют также и театрализованные формы народного искусства. К ним относятся обряды, игрища, игры-представления. Также сказки, загадки, приговоры, прибаутки. Концертный репертуар коллектива складывается и определяется в основном в процессе репетиционной работы, в зависимости от предполагаемой формы и тематики будущей концертной программы.

В жизни каждого хорового коллектива наступает момент, когда нужно подумать о концертном выступлении. Нельзя торопиться с первым концертным выступлением, к нему надо готовиться особенно тщательно. Так как от его успеха зависит дальнейшая судьба коллектива. Не стоит увлекаться чрезмерно большим количеством выступлений. Это может утомить участников, снизить их чувство ответственности. Что, прежде всего, покоряет в исполнении народных певцов? Искренность, непосредственность, эмоциональность пения.

Большое значение имеет внешняя форма выступления. Приятно, когда певцы, аккуратно одетые и хорошо причесанные, дисциплинированно, спокойно и уверенно выходят на сцену (лучше выходить из двух боковых кулис одновременно). Надо объяснить певцам, что собранность помогает лучше исполнить намеченный замысел, поэтому глаза их не должны «блуждать» по залу, отыскивая знакомые лица. Все внимание подчинено исполнению. Каждое выступление ансамбля необходимо анализировать. Надо, чтобы участники сами могли проанализировать и критически оценить свое выступление. Преподаватель, обобщая обсуждение, обязательно отмечает положительные и отрицательные моменты концерта, делает рекомендации на будущее, чтобы коллектив от концерта к концерту рос.

Исключительно ответственным моментом является составление программы выступления. Необходимо учитывать стилистическое единство, тональную последовательность произведений. Хормейстер обязан тщательно продумать систему задавания тона при исполнении произведения без сопровождения, либо это будет настроено по камертону, либо - под инструмент.

Наибольший результат дает работа с таким с самого раннего возраста, который развивается в ходе регулярных занятий, на протяжении многих лет, охватывая все периоды роста детей, начиная с младшего возраста и кончая старшей возрастной группой. Ребята, прошедшие такую школу хорового пения, на всю жизнь сохраняют любовь к нему и часто продолжают свои певческие занятия во взрослой самодеятельности.

Знание свойств детского голоса, особенностей строения и развития певческого аппарата у детей поможет руководителю правильно наладить вокально-хоровые занятия.

В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука. Они делятся на дисканты и альты. Дискант - высокий детский голос, его диапазон до (I) - соль (II). Альт - низкий детский голос, его диапазон соль(малой) - ми (II). Различают три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.

1. Семь - десять лет. Голоса мальчиков и девочек в общем однородны и почти все - дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре (I) - ре (II). Наиболее удобные звуки - ми (I) - ля (I). Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя - добиться, возможно, более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

2. Одиннадцать - тринадцать лет, предмутационный период. К одиннадцати годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием голос начинает звучать более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон си (малой) - до (II).

В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстоватый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным.

В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляется тенденция к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.

Весь певческий процесс в детском хоре корректируется физическими возможностями детей и особенностями детской психики.

Вот некоторые типичные недостатки в детском хоровом пении.

1. Вокально неподготовленные ребята при пении неровно дышат, они, словно захлебываются дыханием, поднимая при этом плечи. Такое поверхностное, ключичное дыхание неблагоприятно отражается и на-звуке и на организме ребенка. Чтобы ликвидировать этот недостаток, надо сосредоточить внимание детей на диафрагме, просить их взять дыхание «в пояс», спокойно вздохнув через рот и нос одновременно, плечи при этом спокойно опущены. Словом, перенести внимание на работу мышц живота.

2. Подражая взрослым, дети часто стараются громко петь. Они уверены, что громкое пение равнозначно красивому. Надо объяснить им, что качество голоса складывается из разных понятий: тембра, диапазона, ровности звука, техники владения голосом. Процесс пения должен протекать осмысленно. Нельзя разрешать детям кричать, надо научить их петь «на опоре» ровным, непрерывным звуком, тянуть его как можно дольше, без перенапряжения организма. Детей следует тренировать на вокальных упражнениях, цель которых - развитие голоса и навыков пения.

Основные качества детского голоса - легкость и звонкость, связанные с возрастными особенностями человеческого организма, естественны по своей природе. Об этом всегда необходимо помнить и стремиться сохранить эту специфическую черту звучания детского голоса.

Довольно давно детское хоровое пение обогатилось новым своеобразным направлением - детскими народными хорами и фольклорными ансамблями, которые развивают детское хоровое исполнение на народно-песенной основе. Перспективность этого направления очевидна: во-первых, сам по себе обширный репертуар благодаря мелодичности, удобству диапазона и т. д. составляет не благоприятнейшую почву для естественного развития детских голосов; во-вторых, народно-песенный материал способствует певческому росту детей на основе такого творческого элемента, как импровизация. В основе певческой работы с детскими народными хорами и фольклорными ансамблями лежит естественная «разговорная» манера, присущая народному пению. В детском хоровом пении границы народного округления звука выражены менее ярко, чем у взрослых певцов, а в младших возрастных группах, которые поют натуральным голосом, понятие округления вообще носит условный характер.

Психологические и физиологические особенности детей. Психологические особенности школьников, это отзывчивость, особенная расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, активное усвоение знаний.

В системе навыков, необходимых для вокального искусства, есть одна общая область, связанная с психофизиологией певческого процесса как такового, без знания которой, невозможна никакая вокальная работа.

У детей 10-16 лет важнейшей психологической характеристикой является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы, под идейным руководством педагога и коллектива. Подростковый возраст, это возраст интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

- запись основных правил пения на плакатах;

- постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

- юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;

- различные индивидуальные занятия и рисунки на темы исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

- одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

- использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиций, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

- формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.

Заключение.

Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путем стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно - учиться легко, учиться хочется. Возбуждению и развитию интереса способствуют условия, обеспечивающие ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т. е. осознание смысла и результатов своих усилий.

Интерес - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интересы - эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Интерес носит непосредственный и опосредованный характер. Непосредственный - интерес к самому процессу деятельности. Опосредованный - интерес к результатам деятельности:

а) просто к выступлениям;

б) чему научились.

Особое значение в развитии детей имеет познавательный интерес. С поступлением в школу, интерес ребёнка постепенно переключается с игровой деятельности на учение. Уже в младшем школьном возрасте интерес к процессу деятельности начинает сменяться интересом к её содержанию; интерес к фактам. Повышается интерес к творческой стороне работы.

Наличие интереса является одним из главнейших условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьёзных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса, это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках и на внеурочных занятиях. От её решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом или станут активным достоянием школьников.

Мы старались пробудить у детей интерес к культуре своего народа, т.к. они являются продолжателями наших русских народных традиций.

Дифференциация качества звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основываются на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того, как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующий анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т. п.

Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

При обучении детей народному пению для педагога большое значение имеет знание основ психологии музыкального мышления детей. Эти знания помогают определить критерии музыкальной одаренности ребенка. Уже с четырехлетнего возраста начинают выявляться предвестники тех или иных музыкальных способностей. Позже они могут либо угасать, либо бурно развиваться.

В практике отбора детей для обучения пению мы оценивали ребёнка не по его музыкальным способностям, а по задаткам к этим способностям. Музыкальное мышление, это духовное, чувственное восприятие и ощущение, выражение его внутреннего музыкального мира.

 

Литература:

1. Шамина Л.В. «Развитие концертно-сценических форм народно-певческого исполнительства».

2. Шамина Л.В. «Воспитание самобытной личности руководителя народно-певческого коллектива».

3. Л.В. Шамина «Народно-певческое образование детей».

4. Щуров В. «Жанры русского музыкального фольклора».

5. Соколов В.Г. «Хороведение», 1971 г.

6. Постановка голоса: учеб. - метод. пособие / авт.- сост. Г.Б. Ромейко, Н. М. Фигурова. Мн.: БГПУ, 2005.

7. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное пособие. / Г.П. Стулова. – М: Планета музыки, 2014.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь