Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Изучение православных праздничных традиций для духовно-нравственного воспитания младших школьников

Дата публикации: 2022-07-14 11:58:48
Статью разместил(а):
Стрелкова Дарья Вячеславовна

Изучение православных праздничных традиций для духовно-нравственного воспитания младших школьников

Автор: Стрелкова Дарья Вячеславовна,

МОУ "СОШ № 1", п. Томаровка Белгородской области

 

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме сформированности духовно-нравственной культуры младших школьников, описан комплекс занятий по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников посредством изучения православных праздничных традиций, представлены результаты опытно-экспериментальной работы  

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, православные праздничные традиции, творческий проект, воспитанность, младший школьный возраст.

 

Сегодня информационное поле настолько расширилось, что человеку нужно уметь тщательно разбираться в нем. Для этого каждому необходимо развитое критическое мышление и нравственный стержень, придающий жизни смысл, а также способствующий сохранению культуры на земле в целом. Таким стрежнем являются нравственные качества, которые нужно формировать у подрастающего поколения с раннего возраста.

Окружающую действительность – жизнь социума, поступки людей, происходящие события и явления каждый видит по своему, исходя из своего опыта, основанного на морали. Часто одни и те же предметы, явления и события имеют совершенно различные значения для людей. Восприятие и оценка явлений окружающей человека жизни осуществляется на основе его мировоззрения, на основе системы нравственных ценностей личности.

Что включает в себя понятие нравственные ценности?

В соответствии с понятием Лапина Н.И., ценности обозначаются, как общие знания людей о нормах своего поведения. Этим представлениям следуют ни только отдельные индивиды, но и социум, сопоставляющий с ними свои действия [3].

В учебной литературе по этике Гусейнова А.А. имеется определение, в котором говорится, что ценностями называются устоявшиеся представления, которые удовлетворяют потребностям и интересам социума [1].

Нравственность человека определятся в том, насколько он может принимать другого человека и выстраивать свое поведение в согласии с благом общества и индивидов [6].

Формирование нравственных ценностей имеет зависимость от возрастных особенностей младших школьников. Младший школьный возраст – это период сознательного подражания и идентификации [2]. Важнейшую роль в формировании личности ребенка играет деятельность, в которую он вовлечен. Новым и важным этапом в воспитании и развитии ребенка безусловно является начало обучения в школе. Впервые он включается в систематическую, общественно значимую деятельность только став школьником. Наряду с получением основы систематических знаний, здесь формируется и нравственный облик, и характер, и воля ученика.

Общение и совместная деятельность имеет особенное значение для накопления нравственного опыта школьников в небольших группах сверстников. В небольшой группе ребенок чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать свое общественное поведение [5].

Одна из главных составляющих духовно-нравственного воспитания – это церковь и устоявшиеся традиции, которые способствуют укреплению и единению народа. Приобщение к традициям православных праздников имеют важную роль в воспитании школьников. Проведение православных праздников способствует укреплению исторических традиций, воспитанию эстетических и моральных качеств ребенка, а самое главное позволяет познакомить учащихся с основами православия в доступной им форме.

Неповторимую праздничную атмосферу помогают создать праздничные костюмы и красочное оформление зала. Хорошими помощниками в этом деле могут быть не только дети, но и родители. Такая совместная деятельность объединяет детей и взрослых, способствует укреплению доверия, взаимопонимания.

Отрадно, что православные праздники учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в старшей школе.

Таким образом, изучение православных праздничных традиций является одним из доступных и продуктивных методов в духовно-нравственном воспитании, которые способствуют развитию личности ребенка, его познавательного, нравственного, коммуникативного, духовного, эстетического потенциалов. Воспитывают любовь к русским традициям, помогают учителю вовлечь в воспитательный процесс родителей, формируют навыки межличностного общения. Самое приятное для участников образовательного процесса заключается в том, что появляется возможность знакомится с православными ценностями, без навязывания их, а путем естественного включения в учебно-воспитательный процесс.

Целью педагогической деятельности в данном направлении является создание условий для раскрытия, реализации и развития духовно-нравственных качеств учащихся посредством создания творческих проектов во внеурочной деятельности. Стоит отметить, метод проектирования вводится в учебный процесс с целью формирования информационной культуры учащихся. При реализации проектной деятельности проводится исследовательская, ознакомительно-ориентированная деятельность поисковая, прикладная, творческая. 

На базе МБОУ «Томаровская СОШ № 1» был разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на изучение православных праздничных традиций с использованием метода проектирования. Занятия проводились в экспериментальном 3 «Б» классе.

4 ноября день прихода храма в честь Казанской Божией Матери поселка Томаровка – Престольный праздник. Знание истории своей малой родины, края невозможно без знания истории главной святыни – храма. Так и определилась актуальность творческого проекта на тему: «Престольный праздник поселка Томаровка». Одно из условий реализации проекта - не использовать интернет как средство добывания информации. Впервые ребятам предстояло почувствовать себя в роли интервьюеров. Разделившись на группы, они готовили вопросы на определенную тематику внутри общей темы. Приглашенным гостем стал отец Роман, настоятель Храма Иконы Казанской Божией Матери. Ребята чувствовали ответственность, которое их сплотило, а такой формат общения оказался живым и плодотворным. Уже на следующем занятии ребята смогли объединить полученные ответы в статью, которую в дальнейшем разместили на сайте школы. Ребята осознали, что благодаря сплоченной работе, им получилось раскрыть тему истории праздника Казанской иконы Божией Матери, традиций празднования в поселке Томаровка, одна из которых проведение ярмарки. Школьники и их родители каждый год готовят вкусные угощения и поделки.

Творческий проект направлен на то, чтобы ребенок не просто запоминал и воспроизводил знания, которые он получил в классе, а путем развития активного самостоятельного мышления, умел применять их в жизни.

Учитель в своей деятельности, в том числе при выборе темы проекта, всегда опирается на интересы, личные возможности учеников, значимость предстоящей работы и ее результата. Выполненный проект представляют в разнообразных формах. На пасхальной неделе учащимся предлагались произведения художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин на тему. Проводился классный час, посвященный «Светлому Воскресению Христову», где в ходе беседы дети поняли нравственную сторону подвига Иисуса Христа. В школе проводилась выставка работ изобразительного и декоративно-прикладного творчества, фотовыставка, творческий конкурс сочинений, эссе каждый учащийся выбрал понравившийся вид творчества, от этого выставка приобрела насыщенность, так как учитывались желания и возможности каждого. Лучшие работы были отправлены для участия в районном Пасхальном фестивале детского творчества.  

Учитывая возрастной запрос, для знакомства с праздником «Пасха» дополнительно мы использовали форму спектакля. Неподдельный интерес овладел учащимися 3 «Б» в процессе подготовки и представления пасхальной сказки для детей 1 «А» класса «Теремок». Своим выступлением они постарались объяснить малышам значение праздника и ценность традиций, связанных с ним.

Важным событием в жизни учеников 3 «Б» класса стала подготовка к праздничному Рождественскому концерту. Ребята занимались сбором колядок, стихов, песен духовного содержания, готовились к спектаклю, совместно с родителями подбирали реквизит и костюмы. В качестве зрителей были приглашены учащиеся начальной школы и учителя. Такой опыт очень сблизил ребят, показал их возможности, повысил самооценку.

«Пасха» и «Рождество Христово», несомненно, являются важными праздниками для православного человека, несущие огромною духовно-нравственную ценность. Многие дети в определенной степени знакомы с ними. Меньше всего они знают об остальных престольных праздниках. «Введение во храм Пресвятой Богородицы» один из них. Церковный праздник празднуется 4 декабря, в начале великого поста, как и большинство других, отмечается традициями и пиршеством. В древности устраивались ярмарки, на которых можно было полакомиться и свежей выпечкой: блинами, сдобой, пряниками. Традиция была перенята и на сегодняшний день. Праздничное богослужение, как правило, проводится с утра. При этом священнослужители одеваются в голубые одежды, а сам процесс сопровождается песнопениями.  

На занятии мы выбрали следующий вид работы. Учащиеся, впервые увидев икону «Введение во храм Пресвятой Богородицы», задавали много вопросов «Кто эта девочка на иконе?», «Почему она пришла в храм?», «Почему идет одна, а не за руку с родителями?», занятие проводилось в форме беседы. Учитель использовал технологию проблемного обучения. «Юная Мария поднималась по ступеням обычным, нам нужно подняться по духовным ступеням. По каким?» Учащиеся вспоминают добродетели. «Давайте вспомним их, но сначала отгадаем загадки.» В паре имеется комплект с названиями, которые нужно выбрать, отгадывая загадку. На доске импровизированный «Сад добродетели». На крону каждого дерева дети крепят название добродетели, которое отгадывают в процессе.

В праздник Благовещения, дети изготавливали из бумаги маленьких голубей, на которых писали записки для близких людей с добрыми словами. Праздник – это всегда повод проявить любовь к ближнему.

Учащиеся, которые воспитываются в семьях, где добро, любовь, забота, взаимопомощь и совместный плодотворный труд являются основополагающими ценностями, оказались наиболее восприимчивы в развитии ценностной сферы. Такие ученики с гордостью говорили о своих близких, а взрослые, оказывая детям посильную помощь, принимали непосредственное или опосредованное участие в подготовке внеурочных мероприятий, направляя их, помогая советом. У школьников с неблагоприятной обстановкой в семье, и как следствие, с нарушением поведения, процесс формирования ценностей оказался наиболее трудным. Дети старались всячески абстрагироваться от совместной деятельности, уйти от обязательств, только ситуации личного успеха, которые им приходилось проживать в процессе изучения православных праздничных традиций, смогли взрастить мощную мотивацию и интерес в лице этих детей.

Мы попытались создать педагогические условия повышения качества воспитания духовно-нравственной культуры в процессе изучения православных праздничных традиций. Для оценки проведенной работы мы использовали методики Г.Ф. Гавриличевой, И.М. Витковской, А.А. Логиновой. Динамика духовно-нравственной воспитанности учеников оценивалась и в контрольном, и в экспериментальном классах на момент начала и конца учебного года. 

Для оценки поведенческого компонента мы использовали методику «Конвейер» Г.Ф. Гаврилычевой с целью выявить уровень сформированности поведенческого компонента в ситуации взаимодействия. Глядя на представленные данные таблицы 2.2., можно увидеть, как изменились уровни развития самосознания школьников за время эксперимента.

Таблица 1. Уровень сформированности поведенческого компонента нравственных ценностных ориентаций младших школьников (%).

Уровень

Экспериментальный

3 «Б» класс

Контрольный

3 «В» класс

 

До

После

До

После

Достаточный

11

94

16

30

Неудовлетворительный

89

6

84

70

Видно, что в контрольном классе произошла позитивная динамика, так уровень поведенческого компонента возрос на 14 %, тогда как в экспериментальном классе этот показатель возрос на 83 %.   

На данном этапе, можно с уверенностью обозначить тенденцию снижения среди учащихся преобладающих направленных на себя материальных желаний, тогда как в начале мы наблюдали противоположную тенденцию. Ученики начали проявлять достаточно высокую степень эмпатии, осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Мотивационный компонент мы смогли проанализировать с помощью методики И.М. Витковской: «Цветик-семицветик». Динамику мотивов поведения учащихся в экспериментальном и контрольном классах в процентном соотношении можно оценить по таблице 2.3.

Таблица 2. Уровень мотивационного компонента поведения младших школьников в воображаемой ситуации (%).

Направленность личности

Экспериментальный

3 «Б» класс

Контрольный

3 «В» класс

 

До

После

До

После

Достаточный

10

61

11

16

Удовлетворительный

50

34

60

68

Неудовлетворительный

40

5

29

16

Расширение социального опыта детей в результате изучения православных праздничных традиций повлияло на развитие речи, ученики научились более полно и точно объяснять причины своих поступков. Ученикам экспериментального класса присуща направленность на другого человека чаще в сочетании с общественным мотивом. 51 % учащихся из 3 «Б» изменили качество мотивации своих поступков в лучшую сторону. Таким образом, ориентируясь на нормы морали, они лучше понимают, как необходимо поступить в той или другой ситуации. Процент учащихся, которые руководствуются эгоистическими мотивами в обеих группах уменьшился.

Для исследования уровня сформированности когнитивного критерия была принята методика А.А. Логиновой «Нравственные качества». Обучающимся были предложены слова – нравственные категории. В результате дети смогли дать более конкретные ответы, чем в аналогичном задании из входной диагностической работы. Ознакомиться с динамикой можно в таблице 2.4. 

Таблица 3. Уровень сформированности когнитивного компонента нравственных ценностных ориентаций младших школьников (%).

Уровни

Экспериментальный

3 «Б» класс

Контрольный

3 «В» класс

До

После

До

После

Высокий

46

76

60

64

Низкий

54

24

40

36

Можно увидеть, что показатель сформированности когнитивного компонента нравственных ценностных ориентаций в экспериментальном классе вырос на 30%, тогда как в контрольном - увеличился на 4%. Стоит отметить, что ответы детей были более конкретны, чем в аналогичном задании из входной диагностической работы. Сократилось число неверных трактовок понятий, высказывались интересные и правильные мысли. Из этого следует, что работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо продолжать.

Таким образом, в ходе реализации идеи о приобщении учащихся к созданию творческих проектов и заданий во внеурочной деятельности, связанных с изучением православных праздничных традиций, существенно повысилась эффективность духовно-нравственном воспитания младших школьников.

 

Литература:

1. Гусейнов, A.A. Этика: Учебник для студентов высших учебных заведений / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян - М.: Гардарика, 2014. - 472 с.

2. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. Учебное пособие / Ф.И. Иващенко - Минск: Ушверсггэцкае, 2013. - 128 с.

3. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования / Н.И. Лапин – 2015. - № 5. - С. 3-19.

4. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя / В.И. Максакова - М.: Просвещение, 2013. - 254 с.

5. Нравственность в современном мире - Мн: Изд. ООО «Красико - Принт», 2013. - 128 с.

6. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе / Н.Е. Щуркова - М.: Новая школа, 2008. - 206 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь