Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Дата публикации: 2022-10-04 22:01:55
Статью разместил(а):
Мирошниченко Валентина Викторовна

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Автор: Мирошниченко Валентина Викторовна

МОУ "Борчанская СОШ", Валуйский район Белгородской области

 

«Цель обучения ребёнка состоит в  том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без  помощи учителя»

К. Хаббард

 

Программа ФГОС ставит перед учителем определённые задачи, решив которые, учитель должен научить ученика пользоваться определёнными знаниями, умениями и навыками. 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющей вести оценку достижения всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных. 

В своей работе мы опирались на технологию оценивания, разработанную Д.Д. Даниловым и др.

1-е правило: “Оценка результата и отметка”. Оцениваем каждое действие ученика по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

2-е правило: “Самооценка”. Ученики оценивают себя и свою работу по алгоритму.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Результаты самооценки фиксируются в тетради за каждое письменное задание, а так же в “Дневнике ученика” за каждый урок.

3-е правило: “Одна задача – одна отметка”. Ученик оценивает каждое выполненное в классе задание, выставляя самооценку в цветовой гамме, принятой в нашей школе.

Справился полностью правильно

Зеленый

Справился с ошибкой, с помощью ...

Желтый

Не справился

Не окрашивается

4-е правило – Таблицы “Оценочные листы” (часть 1) и “Портфель достижений” (часть 2).

Оценки (в т.ч. в форме отметки) необходимо фиксировать и накапливать в таблицах “Оценочные листы” (предметные, метапредметные и личностные) и в портфеле достижений.

4-е правило, часть 1: Таблицы “Оценочные листы”.

Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: Литературное чтение (1-4 кл.), Русский язык (1-4 кл.), Математика (1-4 кл.), Окружающий мир (1-4 кл.)

Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл.), Познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1 кл. 2 кл., 3 кл. 4 кл.). Чтение. Работа с текстом (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.)

Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1 кл. 2 кл., 3 кл.,4 кл.)

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе “Личностные учебные действия” программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

В таблицах “Оценочных листов” с 1-4 класс отражены основные критерии (линии развития) личностных результатов:

· Внутренняя позиция и мотивация учебной деятельности.

· Моральные нормы.

· Гражданская идентичность.

· Экологическая культура.

· Здоровый образ жизни.

В 4 классе добавляется еще одна категория “эстетические чувства”.

Для отслеживания личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

· участие в проектах, исследованиях;

· подведение итогов урока;

· творческие задания;

· зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

· мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

· самооценка события, происшествия;

· дневники достижений.

Оценка личностных УУД неперсонифицированна и итог подводится в конце учебного года в количестве человек и процентах от всех учащихся класса, овладевших данными универсальными действиями.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах “Регулятивные учебные действия”, “Коммуникативные учебные действия”, “Познавательные учебные действия” программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы “Чтение. Работа с текстом”.

Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Во- вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

Для отслеживания познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

· сравни;

· “найди отличия” (можно задать их количество);

· “на что похоже?”;

· поиск лишнего;

· “лабиринты”;

· упорядочивание;

· “цепочки”;

· хитроумные решения;

· составление схем-опор;

· работа с разного вида таблицами;

· составление и распознавание диаграмм;

· работа со словарями.

Для отслеживания регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

· “преднамеренные ошибки”;

· поиск информации в предложенных источниках;

· взаимоконтроль;

· взаимный диктант;

· диспут;

· заучивание материала наизусть в классе;

· “ищу ошибки”;

· контрольный опрос на определенную проблему.

Для отслеживания коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

· составь задание партнеру;

· представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

· составь рассказ от имени героя;

· составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);

· отзыв на работу товарища;

· групповая работа по составлению кроссворда;

· “отгадай, о ком говорим”;

· диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

· “подготовь рассказ ...”;

· “опиши устно ...”;

· “объясни ...” и т.д.

Для отслеживания метапредметных результатов разработаны “Оценочные листы”, которые содержат таблицы, необходимые для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.

Для наглядности общей картины сформированности УУД можно пользоваться цветовым обозначением:

Уровень

 

 

Повышенный (П)

66-100%

Зеленый

Базовый (Б)

50-65%

Желтый

Недостаточный (Н)

0-50%

Не закрашивается

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на метапредметной основе, которая отслеживается по рекомендуемым в прилагаемой инструкции баллам.

“Дневник школьника” (в т.ч. “Личный еженедельник первоклассника”) заполняется в бумажном варианте и не является отчётным документом. Это инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. По решению учителя ученик может фиксировать в таблицах Дневника свои образовательные достижения в виде:

· отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п.),

· самооценок (слов-характеристик, знаков).

Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.

В “Дневнике школьника” так же фиксируются личностые, метапредметные, предметные результаты самим учеником.

Результат ученика в таблицах фиксируется согласно трем уровням и цветовой гамме по результатам трех основных работ (стартовая, промежуточная и итоговая)

Ученики самостоятельно оценивают свои предметные результаты (три раза в год) и заносят их в “Карты самооценки”, используя туже цветовую гамму.

Таблицы результатов в “Дневнике школьника”, “Оценочных таблицах” учителя, “Картах самооценки” ученика не должны полностью совпадать, за исключением результатов контрольных и диагностических работ.

4-е правило, часть 2: “Портфель достижений” (один из блоков). 

“Портфель достижений” – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

“Портфель достижений” включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.

Портфель личных достижений» (далее Портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.  

Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования. 

Из основного положения «О портфолио достижений ученика начальной школы» следует сказать: что, на первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет  реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.

Портфолио ученика – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда педагогических задач: 

1) Поддерживать высокую учебную мотивацию школьника (поощрять их активность, самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения) 

2) Развивать навыки рефлексивной оценочной деятельности 

3) Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать учебную деятельность 

Основные цели портфолио: 

· отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений обучающихся; 

· активация разноплановой деятельности учащихся, повышение образовательной и социальной активности школьников, их саморазвитие; 

· индивидуализация образования.  

Основные задачи портфолио: 

· создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; 

· максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; 

· развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; 

· формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; 

· формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; 

· приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); 

· формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. 

Структура портфолио:

Ученики младших классов при оформлении портфолио не смогут обойтись без помощи родителей. Их помощь должна заключаться в постоянном побуждении ребёнка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, формировать личное отношение к полученным результатам.

Портфолио помогает ребёнку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

Основные принципы работы с портфолио:  

Работа с портфолио учащегося начальной школы ведется с помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей. Материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с учителями и родителями. Отдельные элементы «портфеля» переходят вместе с учеником из года в год. 

Учитель: 

· является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; 

· координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня; 

· способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности; 

· отслеживает индивидуальное развитие обучающегося; 

· является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио; 

· подтверждает достоверность учебных достижений учащегося (визирует итоговые аттестационные ведомости). 

Родители: 

· помогают в заполнении портфолио; 

· осуществляют контроль за исполнением портфолио.

Разделы портфолио :

- Титульный лист

- Мой мир

- Моя учёба

- Мои проекты

- Моё творчество

- Мои впечатления

- Мои достижения

- Отзывы и пожелания

Формы оценки портфолио: 

Формы оценки портфолио определяются учителем совместно с учащимися и родителями. Это могут быть: 

- публичные презентации в конце четверти, года (они могут проходить на классном часе, родительском собрании) 

- выставки портфолио (по желанию учащихся). 

Обязательной составляющей портфолио является материал стартовой диагностики, промежуточных, итоговых  работ по отдельным предметам. 

Таким образом, портфолио соответствует целям и задачам  личностно-ориентированного обучения. Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления.

Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у детей способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное – то, что портфолио не должно нести  идеи соперничества между детьми, а  помочь каждому индивидуально развивать свои таланты. Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.

5-е правило: “Право отказа от отметки и право пересдач”. 

При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится только по желанию ученика.

За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем, но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку.

Оценка учащихся по изобразительному искусству и технологии тесно связана с формированием регулятивных универсальных учебных действий. Только в этом случае оценка учителя и самооценка учащихся совпадает, ребенок понимает, как планировать свою практическую работу, каких ошибок следует избегать, к какому проявлению творчества стремиться

6-е правило: “Уровни успешности”. 

По каким критериям оценивать результаты учеников? 

Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания.

Уровни 

Показатели в % 

Содержательное описание критерия 

Качественные оценки 

 

Базовый (Б)

(Необходимый уровень)

50-65%

решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел “Ученик научится”) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.

“хорошо, но не отлично” или “нормально” (решение задачи с недочётами).

55-65%

“4”

50-55%

“3” 

Повышенный (П) 

(Выше базового уровня)

66-100%

решение нестандартной задачи, где потребовалось:

либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела “Ученик получит возможность научиться”);

либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.

“отлично” или “почти отлично” (решение задачи с недочётами).

66-85%

“5-”

86-100%

“5” 

Недостаточный (Н) 

(Ниже базового уровня)

0-50%

Не умеет решить типовую задачу, (по подобию) подобную тем, что решали уже много раз.

Неумение работать по алгоритму

Обучение выходит на коррекционный уровень.

“слабо”, “очень слабо”

0-49%

“2” 

7-е правило: “Итоговая оценка и итоговая отметка”. 

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по Таблицам “Оценочные листы” (предметных результатов), тематическим контрольным работам, накопленным оценкам в журнале (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём “Портфеле достижений”, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели
(процентные показатели установлены авторами примерной ООП) 

Комплексная оценка
(данные “Портфеля достижений”)

Итоговые работы
(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданийбазового(необходимого) уровня

2. Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простыхстандартныхзадач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделамобразовательнойпрограммы как минимум с оценкой “зачтено”/“нормально”

Правильно НЕ менее 50% заданийбазового(необходимого) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделовобразовательнойпрограммы с оценкой “хорошо” или “отлично”

Правильно не менее 65% заданийбазового(необходимого) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданийповышенного уровня

Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.

В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь