Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Воспитание экологической культуры обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Дата публикации: 2022-11-03 00:52:01
Статью разместил(а):
Яковлева Наталия Александровна

Вы можете оплатить публикацию с помощью любого способа, указанного на этой странице: http://publ-online.ru/oplata

Или оплатите новую пустую статью с таким же заголовком на сайте через Робокассу, не удаляя уже размещённую.

После оплаты напишите сообщение об оплате через форму онлайн-консультанта внизу страницы сайта или ответным письмом на почту lu_res@mail.ru.

Воспитание экологической культуры обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Автор: Яковлева Наталия Александровна

МОУ «СШ № 2 имени Героя России Валерия Иванова», г. Волжск, Республика Марий Эл

 

"Экология - наука будущего, и, возможно, само существование человека на планете будет зависеть от ее прогресса". Филипп Дрё.

 

В настоящее время, очевидно, что деятельность человека стала глобальным фактором, видоизменяющим облик нашей планеты. Ещё в середине прошлого века это вызывало чувство восхищения. Однако в течение последних лет всё переменилось. Последствия научно-технического прогресса обходятся очень высокой ценой. Природа не может защитить себя от равнодушного, потребительского, порой варварского к ней отношения, чрезмерного вмешательства человека в ход естественных процессов, которое вызывает гибель растений, животных, загрязнение окружающей среды, исчерпание природных ресурсов. 

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности и формирования экологической культуры каждого человека независимо от возраста и профессии.

Основными составляющими экологической культуры человека являются:

- знания человека о природе, ее взаимосвязях, о влиянии деятельности человека на природные объекты, о способах сохранения и восстановления природной среды;

- интерес к природе, к живым и неживым объектам природы, к проблеме ее охраны;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

- умение видеть красоту в окружающей природной среде;

- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде (1).

К сожалению, в настоящее время, население России имеет низкий уровень экологического сознания. Экологическое воспитание начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребёнка, его понимание добра и зла, плохого и хорошего. Здесь, особенно важное значение, имеет позиция семьи, детских учреждений, средств массовой информации и главное – привлечение самих детей к уходу за растениями и животными, воспитание у них ответственности за чистоту окружающей территории и, несомненно, наглядный положительный пример самих взрослых.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. И мы, учителя, просто не можем остаться в стороне.

В Постановлении Правительства Российской Федерации № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г. экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) в числе прочих требований, предъявляемых к экологическому воспитанию учащихся средней школы, предполагает «сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения».(2) ФГОС рассматривает воспитание экологической культуры учащихся как разносторонний, системный процесс, при котором школьники усваивают культуру экологического взаимодействия с окружающим миром природы и социума, у них формируется экологическое сознание, ценностное отношение к природе, личная ответственность за ее сохранение, стремление осознанно выполнять экологические нормы и правила.

Привитие учащимся культуры отношения с природой осуществляется мной как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и при организации внеурочной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Я использую следующие формы работы:

· межпредметные - внедрение экологического содержания в уроки биологии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;

· внеурочные - проведение факультативов и элективных курсов, проведение  и участие в экологических мероприятиях, акциях, разработка и проведение классных часов.

· исследовательская деятельность учащихся – участие в научно-практических конференциях разного уровня.

Так, в 11классе при изучении темы «Рациональное природопользование» я предлагаю детям сделать презентации на темы: «Охрана и рациональное использование недр», «Охрана и рациональное использование вод Мирового океана», «Охрана и рациональное использование пресных вод»,  «Охрана и рациональное использование растительного мира», «Экология и здоровье человека», «Экологический кризис и экологические катастрофы» и другие.

В 7 классе при изучении темы «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» мы рассматриваем тему «Особо охраняемые территории России  и Республики Марий Эл», ребята делают сообщения о животных, занесенных в Красную книгу Марий Эл.

Для учащихся 5-6 классов разработана программа по внеурочной деятельности «Экология растений». Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.  

Цель программы: формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой.

Задачи:

- показать место экологии растений в ботанической науке;

- изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;

- изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

- познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации;

- познакомить с периодические явлениями в жизни растений;

- дать понятие об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Для учащихся 8-9 классов в рамках предпрофильной и профильной подготовки я предлагаю элективный курс «Познай себя» /практикум по экологии человека/.    

Цель курса: формирование биологической и экологической компетенции обучающихся по вопросам здоровья человека, его адаптации к среде обитания, оценки здоровья и здорового образа жизни.

На занятиях обучающиеся учатся оценивать состояние собственного здоровья, формируют навыки здорового образа, развивают навыки экспериментальной деятельности. Курс расширяет научный кругозор обучающихся, помогает им в выборе профессии.

Учащимся старшей школы я предлагаю курсы «Основы общей экологии» и «Социальная экология».

Курс «Основы общей экологии» предполагает рассмотрение закономерностей взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном, биоценотическом и биосферном уровнях; усвоение научных фактов, важнейших закономерностей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности. Курс опирается на полученные школьниками ранее знания по биологии, химии, географии, физике. Цель курса: углубление и обобщение знаний обучающихся по общей экологии.

Курс «Социальная экология» позволяет объяснить происходящие в природе изменения, вызванные человеком и обществом, подчеркнуть ценность естества природы и экологической культуры человека, способствует выработке экологически грамотного поведения учащихся в окружающей среде, осмысленному пониманию важности экологических проблем и необходимости их скорейшего разрешения, создает условия для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Многолетний педагогический опыт привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из приоритетных форм работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.

Привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности проходит поэтапно. Первым этапом работы является  знакомство ребят с исследовательскими работами старшеклассников и основными требованиями к оформлению исследований, им предлагается примерная тематика исследовательских работ. На втором этапе учащиеся добровольно, в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают темы своих исследовательских работ и вместе с преподавателем составляют план будущего исследования.

Вот лишь некоторые примеры тем исследовательских работ, выполненных учащимися и представленных на конференциях разного уровня: «Влияние экологии квартиры на здоровье человека», «Зависимость прорастания семян от свойств почвы», «Оценка качества продуктов питания», «Определение условий, необходимых для прорастания семян», «Зависимость глубины посева семян от их размера», «Зависимость глубины посева семян от свойств почвы», «Оценка состояния нервной системы», «Оценка качества шоколада и его влияние на организм» и другие.

Экологические знания, полученные учащимися, находят практическое применение. Ежегодно мои ученики принимают участие в олимпиадах по экологии разного уровня. Так, в 2018-2019 учебном году в муниципальной олимпиаде по экологии было 2 победителя и 6 призеров, победители были участниками республиканской олимпиады школьников по экологии, в 2019-2020 учебном году – 1 победитель и 1 призер, в муниципальной олимпиаде по экологии, победитель - участник республиканской олимпиады, в 2020-2021 учебном году - 3 призера в муниципальной олимпиаде по экологии. Ребята принимают активное участие в городских мероприятиях, посвященных Международному Дню птиц: В 2019-2020 учебном году в городском конкурсе мультимедийных презентаций – 3 место, в 2020-2021 учебном году в конкурсной программе - победители. Также ежегодно ребята изготавливают и развешивают скворечники, принимают участие в уборке территории, участвуют в озеленении школы и пришкольной территории.  

Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и внеурочной работе в школе закладываются основы формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.

 

Список литературы:

1. Зубова С.С. Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы / С.С. Зубова, Л.М. Жиженина // Педагогика высшей школы.- 2017.- № 4.1 (10.1). С.72-73.

2. ФГОС среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями от 26.07.2017 № 47532.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь