К.Д. Ушинский как педагог
К.Д. Ушинский как педагог
Автор:т Бодрова Наталья Сергеевна
Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые К.Д.Ушинский назвал лучшим средством «Привести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.
Среди методов обогащения словаря большое место занимает показ картин (с малознакомым содержанием). Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом и т.д.). С физиологической точки зрения картина обеспечивает связь второй сигнальной системы с первой, второе быстрое усвоение слов.
На роль картинки в развитии словаря обращал внимание К.Д.Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету».
В русской классической педагогике систему упражнений по развитию устной и письменной речи разработал К.Д. Ушинский. Эти упражнения, названные автором логическими, направлены на классификацию и группировку слов и понятий, охватывающих разные области знания. Например, игрушки, мебель, дикие звери( родство и сходство и т.д.)
- соотнесений видовых и родовых понятий (смородина - ягода, а рыжик? …)
- определение понятий (что такое роза?)
- употребление слова в предложении в ответ на вопрос учителя (Не плодовое ли дерево груша? Да, груша - плодовое дерево)
- над дополнением предложений Чем, что делают? (что делают иглой? ... пером? ... ножом? ...ушами?)
Кто, что делает? (учитель, пастух, охотник),
Что, с чем делают? (песок сыплют, а воду? ...)
На определение голоса и движений животных (заяц прыгает, а ласточка? ...)
В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.
Познание ребенком окружающего мира, способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя.
Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса, словообразования. Большое значение логическим упражнениям в школьном обучении придавал К.Д. Ушинский. Он считал что, упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики. Ушинским разработаны образцы таких упражнений для «первоначального учения родному языку».
Например: Словообразование: гнездо птицы или птичье гнездо
Хвост лошади, или …
Хвост лисицы, или …
Верность собаки, или …
Лапка лягушки, или …
Лапа медведя, или …
Морфология:
А) Железо тяжело, но свинец еще тяжелее, лошадь высока, но верблюд еще … (выше), белка хитра, но лисица еще … (хитрее), месяц светит ярко, а солнце …, груша сладка, а мед еще …
Синтаксис:
А) Копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?
Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?
Б) Собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что?
Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картинке.
1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации( дается и описание и сюжет).
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.
Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К.Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта - часто включает элементы повествования.
Пересказ. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:
- они должны иметь воспитательную ценность
- быть доступными по содержанию, выбирать лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами.
- иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий, особое значение имеет динамичность.
- должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм.
- доступны по объему, этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина и других.
Беседа. Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. К.Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа.