Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

К.Д. Ушинский как педагог

Дата публикации: 2023-02-13 10:24:34
Статью разместил(а):
Бодрова Наталья Сергеевна

К.Д. Ушинский  как педагог

Автор:т Бодрова Наталья Сергеевна

 

Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые К.Д.Ушинский назвал лучшим средством «Привести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.

Среди методов обогащения словаря большое место занимает показ картин (с малознакомым содержанием). Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом и т.д.). С физиологической точки зрения картина обеспечивает связь второй сигнальной системы с первой, второе быстрое усвоение слов. 

На роль картинки в развитии словаря обращал внимание К.Д.Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету».

В русской классической педагогике систему упражнений по развитию устной и письменной речи разработал К.Д. Ушинский. Эти упражнения, названные автором логическими, направлены на классификацию и группировку слов и понятий, охватывающих разные области знания. Например, игрушки, мебель, дикие звери( родство и сходство и т.д.)

- соотнесений видовых и родовых понятий (смородина - ягода, а рыжик? …)

- определение понятий (что такое роза?)

- употребление слова в предложении в ответ на вопрос учителя (Не плодовое ли дерево груша? Да, груша - плодовое дерево)

- над дополнением предложений Чем, что делают? (что делают иглой? ... пером? ... ножом? ...ушами?)

Кто, что делает? (учитель, пастух, охотник),

Что, с чем  делают? (песок сыплют, а воду? ...)

На определение голоса и движений животных (заяц прыгает, а ласточка? ...)

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. 

Познание ребенком окружающего мира, способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. 

Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса, словообразования. Большое значение логическим упражнениям в школьном обучении придавал К.Д. Ушинский. Он считал что, упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики. Ушинским разработаны образцы таких упражнений для «первоначального учения родному языку». 

Например: Словообразование: гнездо птицы или птичье гнездо 

Хвост лошади, или …

Хвост лисицы, или …

Верность собаки, или …

Лапка лягушки, или …

Лапа медведя, или …

Морфология:

А) Железо тяжело, но свинец еще тяжелее, лошадь высока, но верблюд еще … (выше), белка хитра, но лисица еще … (хитрее), месяц светит ярко, а солнце …, груша сладка, а мед еще …

Синтаксис:

А) Копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?

Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?

Б) Собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что?

Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?

В методике развития речи выделяется несколько видов  рассказов детей по картинке. 

1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации( дается и описание и сюжет).

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К.Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта - часто включает элементы повествования. 

Пересказ. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования: 

- они должны иметь воспитательную ценность 

- быть доступными по содержанию, выбирать лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами.

- иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий, особое значение имеет динамичность.

- должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм.

- доступны по объему, этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина и других.

Беседа. Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. К.Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь