Комплексная помощь воспитанникам с нарушениями интеллекта в адаптации и интеграции в общество
Комплексная помощь воспитанникам с нарушениями интеллекта в адаптации и интеграции в общество
Автор: Артемьева Ева Ивановна
КС(К)ОУ «Шумерлинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии
Пояснительная записка.
Рабочая программа по воспитательной работе для 7 группы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната составлена на основе авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов под редакцией В.В. Воронковой и в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Воспитательная программа является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
Программа составлена с учетом социально-воспитательных стандартов, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 13-16 лет, их интересов и потребностей, на основе проводимой в школе внеклассной работы. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в воспитательном процессе специальных методов и приёмов:
- методы стимулирования (убеждение, соревнование, поощрение, наказание);
- метод организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение, инструктаж);
проблемно–ситуативные методы;
метод стимулирования;
метод руководства.
Программа предусматривает разнообразные формы проведения воспитательных занятий: беседа, диспут, лекция, викторина, конкурс, игра (деловая, интеллектуальная, ролевая), заочное путешествие, акции, диалог, наблюдения, классные часы, занятия – практикумы, экскурсии, тематические праздники и вечера, устные журналы, дискуссии, конкурсы, киносеансы, соревнования, тренинги, родительские собрания в различных формах, встречи с интересными людьми, использование компьютерных технологий, создание презентаций, оформление выставок.
Используются следующие средства воспитания – это различные виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи, игрушки, произведения материальной и духовной культуры, дидактический материал, природа, ИКТ.
Программа направлена на оказание комплексной помощи воспитанникам.
Результат предполагаемой помощи будет способствовать более успешной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта в общество.
Цель программы.
Создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности и подготовка воспитанников для успешной социализации в общество.
Задачи:
- 1. Формировать учебные умения и навыки для усвоения образовательных программ;
- 2. Развивать трудолюбие, умение работать сообща, сотрудничать; учитывать желания и интересы других.
- 3. Воспитывать чувство коллективизма и готовность к принятию культурных норм общества.
- 4. Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
- 5. Расширить знания о профессиях, подготовить к выбору профессии по своим профессиональным возможностям и убедить, что трудовая деятельность – это средство существования.
Эффективность работы по социальной реабилитации и успешной социализации в общество детей с нарушением интеллекта возможна только при комплексном взаимодействии педагогического коллектива школы с психологической службой, органами социальной помощи и защиты, а так же чёткого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, родителями, администрацией и внешкольными учреждениями.
Календарно-тематический план коррекционно-развивающих занятий
№ п/п |
Тема занятий |
Коррекционно- развивающие цели |
Методы и приемы проведения занятий |
сентябрь |
|||
1 |
Мои права и обязанности |
Воспитание у ребенка самостоятельности, умения правильно оценивать любые ситуации в жизни. |
Круглый стол |
2 |
Образование – путь к успеху |
Формирование навыков учебного труда, воспитание бережного отношения к учебникам |
Беседа и практическое занятие |
3 |
Опасные и безопасные ситуации |
Обучение детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений. |
Беседа, тест |
4 |
Юбилейные даты Года литературы |
Развитие интереса к чтению и познавательной активности детей. |
Посещение библиотеки им. М. Сеспеля |
октябрь |
|||
5 |
Нашим любимым педагогам самодельные подарки |
Воспитание уважительного отношения к взрослым. |
Практическое занятие |
6 |
Время читать С.А. Есенина «Певец страны березового ситца»(120летие) |
Развитие интереса к чтению и познавательной активности детей. |
Посещение библиотеки им. М. Сеспеля |
7 |
Сколько ты хочешь иметь друзей |
Коррекция эмоционально – волевой сферы, формирование чувства уверенности, развитие навыков анализа и самоанализа |
диспут |
8 |
Мы за чаем не скучаем (с приглашением родителей). Итоги I четверти |
Развитие связи между детьми и взрослыми, привитие навыков коммуникативного общения |
Круглый стол, родительское собрание |
ноябрь |
|||
9 |
Чтение краеведческой литературы «Люби и знай свой край родной » |
Развитие интереса к чтению и познавательной активности детей. |
Посещение библиотеки им. М. Сеспеля |
10 |
День рождение Деда Мороза. |
Развитие у детей интереса к праздникам, привитие навыков правильного оформления поздравительного письма |
Оформление письма |
11 |
Стирка, ремонт одежды |
Формирование навыков самостоятельной работы, приобщение воспитанников к трудовой деятельности |
Дискуссия, общественно – полезный труд по самообслуживанию |
декабрь |
|||
12 |
В зимнем лесу |
Воспитание любви к природе, развитие межличностных отношений |
Прогулка на лыжах |
13 |
Что такое Конституция |
Коррекция слухового восприятия на основе концентрации внимания, сосредоточенности, развитие навыков осмысленного запоминания |
беседа |
14 |
Мы были в гостях у сказки |
Формирование интереса учащихся к чтению. |
Выставка рисунков |
15 |
Как празднуют Новый год в разных странах?» |
Развитие и коррекция кругозора, мышления, воспитания интереса к праздникам. |
дискуссия |
январь |
|||
16 |
Как знакомиться с новым коллективом |
Коррекция коммуникативных способностей, развитие навыков общения |
Инструктажи, беседа |
17 |
В гостях у природы |
Воспитание уважительного, внимательного отношения к природе. |
Конкурсная игра |
18 |
Операция «Чистый двор» |
Формирование навыков самостоятельной работы, приобщение подростков к трудовой деятельности |
Трудовой десант |
февраль |
|||
19 |
Готов ли ты сам к дружбе |
Коррекция воли, формирование стойкости, развитие навыков самооценки |
Дискуссия на основе беседы |
20 |
Изготовление открыток, сувениров для пап, братьев, дедушек ко дню Защитника Отечества
|
Формирование навыков самостоятельной работы, приобщение детей к труду и развитие у учеников ценности семейного очага. |
занятие- практикум |
21 |
Мир среди других |
Привитие чувства этики ученикам, формирование основы правильного поведения среди людей. |
Дискуссия, викторина |
22 |
На свете множество профессий |
Ознакомление с некоторыми видами профессий, воспитания интереса к труду |
Беседа, тест |
март |
|||
23 |
Изготовление открыток для мам, сестер и бабушек к Международному женскому дню
|
Формирование навыков самостоятельной работы, приобщение детей к труду и развитие у учеников ценности семейного очага. |
Практическое занятие |
24 |
Сервировка стола к празднику |
Формирование навыков сервировки стола, воспитание коллективизма |
Беседа за чашкой чая |
25 |
Мир семейных увлечений |
Формирование у учеников ценности семейного очага. |
Выставка рисунков и фотокарточек |
апрель |
|||
26 |
Выбор профессии по дате рождения |
Привитие учащимся понимания ценности труда, выбор профессии по своим способностям. |
Беседа, тест |
27 |
Беседа «Береги минуту» |
Формирование устойчивого интереса у детей к планированию своего свободного времени |
дискуссия |
28 |
Твое рабочее место |
Коррекция поведения в отношении сохранности личного, общественного имущества, развитие эстетического вкуса. |
Творческая лаборатория |
29 |
Как анализировать житейскую ситуацию? |
Развитие у детей интереса к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит столкнуться и которые им придется решать в самостоятельной жизни |
Час общения |
май |
|||
30 |
Наш краеведческий музей |
Развитие интереса к прошлому и организация встречи с ветеранами труда |
Экскурсия в краеведческий музей |
31 |
Протяни руку помощи |
Воспитание культуры человеческих отношений, формирование проявление доброты и уважения к окружающим |
Акция |
32 |
Цветущий май |
Формирование экологически ответственного поведения учащихся. Организация воспитанников посредством участия их в общественно – полезном труде. |
Трудовой десант |
33 |
Был учеником, стал рабочим |
Коррекция воли, формирование целеустремленности, развитие навыков анализа |
Решение проблемных ситуаций |
Требования к уровню подготовки воспитанников, обучающихся по данной программе
В результате проделанной работы воспитанники должны знать и уметь:
- знать права и обязанности воспитанника школы-интерната и уметь пользоваться ими.
-овладеть учебным материалом 7 класса.
-соблюдать режим дня, знать санитарно-гигиенические правила и их выполнять;
- поддерживать чистоту и порядок в школе, правильно ухаживать за одеждой, обувью, выполнять её ремонт;
- работать сообща, сотрудничать; учитывать желания и интересы других.
- правильно относиться к своему здоровью и вести здоровый образ жизни.
- знать правила безопасного поведения в обществе и уметь правильно ориентироваться в критических ситуациях;
- ориентироваться в мире профессий, анализировать и оценивать свои профессиональные склонности и способности.
- знать историю своего края, бережно относиться к природе и ко всему окружающему.
Список используемой литературы:
- 1. Худенко Е. Д., Г. Ф.Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006
- 2. Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5
- 3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.
- 4. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие /И. В.Цветкова. - М.: Просвещение,2006.