Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Диагностика воспитанности обучающихся

Дата публикации: 2018-02-26 15:55:00
Статью разместил(а):
Володёнок Ольга Евгеньевна

Диагностика воспитанности обучающихся с ОВЗ классным руководителем

Автор: Володёнок Ольга Евгеньевна

ГБОУ "Школа № 561" Калининского района Санкт-Петербурга 

 

 В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, опыта педагогов и моей собственной практики, можно выделить несколько составляющих воспитанности:

1.  Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.

2.  Уровень сформированности различных личностных качеств.

3.  Направленность личности:

  • положительная — на добро и отрицательная — на зло;
  • общественная направленность (на себя, на объект, на других людей — альтруизм, эгоизм).
  1. Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе.
  2. Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации).

Классному руководителю нужно помнить: что диагностика важна не сама по себе, а с целью коррекции воспитательной деятельности. Определить уровень воспитанности школьника можно только после полностью проведенного исследования, когда есть возможность сравнить ответы, суждения, устные и посменные высказывания школьника, его поведения и реакции в различных жизненных ситуациях. Умный педагог любое дело в классе, любую индивидуальную беседу использует, как своеобразный тест для изучения уровня воспитанности в зависимости каким содержанием заполнены эти дела.

Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила системный характер, желательно, чтобы педагог определил, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким образом можно отслеживать их выполнение.

Степень воспитанности делится обычно на 5 уровней:

1 уровень - не знает норм и правил поведения.

2  уровень – знает, но не ведет себя в соответствии с ними.

3 уровень - нормы, правила поведения имеют личностный смысл, но поведение ситуативно, не постоянно.

4 уровень – знание норм, правил, обязанностей стало внутренней потребностью личности.

5 уровень – знание норм, правил, обязанностей стало внутренней потребностью личности. Постоянное нравственное поведение.

Предлагаем апробированный комплект методик, которыми пользуются при диагностике и в дальнейшем при планировании воспитательной работы в классе.

  • Индивидуальная беседа
  • Анкеты о нравственных идеалах и эстетических интересах. Например, нравственные нотки поведения.
  • Сочинение «Мой идеал».
  • Педагогические характеристики
  • Педагогическое наблюдение и фиксация его результатов. Проводится постоянно. Его результаты фиксируются в дневнике классного руководителя.
  • «Ситуация выбора»

Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуациях выбора. Для примера предлагаем следующую ситуацию: одноклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению тематического вечера. В то же самое время в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Детям предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя дети, какая реакция возникнет у них на просьбу— их поведение в данном случае может характеризовать воспитанность учащихся. Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий (табл. 1). Во втором столбике необходимо поставить знак «+» в строке с выбранным видом деятельности.

           

Таблица 1

Вид деятельности или занятия

Твой

выбор

Разработка программы вечера-встречи с выпускниками школы.

 

Подготовка сюрпризов для педагогов.

 

Подготовка сюрприза для своих одноклассников.

 

Изготовление украшений для вечернего платья.

 

Обучение элементарным навыкам самообороны и т.д.

 

Проявить свои таланты.

 

Сделать приятный сюрприз для друзей.

 

Оказать помощь младшим.

 

Прославиться в школе.

 

Поиграть, весело провести время.

 

Приобрести нужные и полезные знания.

 

Приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т.д.

 

 

        Перечень занятий, которые предлагаются на выбор школьникам, зависит от реальной ситуации в школе, от тех коллективных дел, которые проводятся в конкретном образовательном учреждении. Сопоставление результатов выбора занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы поведения и деятельности школьника.

  • Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)

 Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. Учащиеся в течение 1-2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру (табл. 2)

Таблица 2

Утверждение

Оценка (позитивная или негативная)

Хорошая жизнь — это ...

 

Быть человеком — значит ...

 

Самое главное в жизни ...

 

Нельзя прожить жизнь ...

 

Чтобы иметь друзей, надо ...

 

В хорошей школе ...

 

Когда есть свободное время, я ...

 

Музыка нужна, так как ...

 

Я не согласен с тем, что говорят, будто я ...

 
  • Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

 (подготовлена Л.В. Байбородовой)

 Цель: выявление мотивов поведения учащихся.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл. 3).

Таблица 3

Что тебя привлекает в деятельности?

Ответ: от 3 до 1 баллов

Интересное дело.

 Возможность общения с  разными людьми.

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать в делах своего коллектива.

Возможность заслужить уважение товарищей.

Возможность сделать доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера.

 

Обработка результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10 табл.);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12 табл.);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

  • Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе (социометрия)

Цель — выявление межличностных отношений в классе. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий одноклассников). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

- С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке.  Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в международной дискуссии с членами молодежных организаций других стран.

- С кем из одноклассников ты хотел бы готовиться к контрольной работе?

Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие— деловых. На основании результатов составляется матрица (табл. 4), в которую вносится список класса. В верхнюю строку матрицы заносятся номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке под номерами учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку ученик А. Леонов (имеет № 7) выбрал Р. Васильева (номер 3), С. Иглова {№ 5) и П. Климова (№ 6), то соответствующие выборы ставятся на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6. Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Л. Антонова выбрала № 4 (М. Дятлова выбрала № 1 — Л. Антонову), то эти два выбора с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны жирным шрифтом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек— кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.

Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг— «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты, члена Совета школы и т.п.) заштриховывают.

 

Старшеклассникам дается следующая инструкция: «Вам будут предложены известные пословицы и поговорки, которые были придуманы давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это явление естественное. Так что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и поставьте против ее номера знак «+», если вы согласны с ней, и знак «—», если не согласны».

Примеры пословиц.

  1. 1. Бедность — не порок. 2. Гусь свинье не товарищ. 3. Время — деньги. 4. Всяк сверчок знай свой шесток. 5. Говорить правду — терять дружбу. 6. Горбатого могила исправит. 7. Дают — бери, бьют — беги. 8. Две собаки грызутся — третья не приставай. 9. Дела не делает, а от дела не бегает. 10. Дело не волк — в лес не уйдет. 11. Дружба — дружбой, а служба — службой. 12. Друзья познаются в беде. 13. Золото и в грязи блестит. 14. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
    15. Моя хата с краю, ничего не знаю. 16. Не в деньгах счастье. 17. Не в свои сани не садись.
    18. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 19. Не место красит человека, а человек — место. 
    20. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 21. Правда — хорошо, а счастье — лучше. 
    22. Простота хуже воровства. 23. Работа дураков любит. 24. Риск — благородное дело. 25. Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше. 26. С волками жить — по-волчьи выть. 27. Своя рубашка ближе к телу. 28. Скупость — не глупость. 29. Старый друг лучше новых двух. 30. Стыд — не дым, глаза не выест. 31. С кем поведешься, от того и наберешься. 32. Руби дерево по себе. 
    33. Худой мир лучше доброй ссоры. 34. Что наша честь, если нечего есть. 35. Чужое добро впрок нейдет. 36. Яблоко от яблони недалеко падает. 37. От трудов праведных не наживешь палат каменных. 38. Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Ответы учащихся сводятся в общую таблицу. В строку «Итого» записывается максимальное число совпадений мнений учащихся о справедливости каждой из предложенных пословиц. Например, если по первому суждению (пословице) из 
30 учащихся 12 ответили «да» и 18 «нет», то в итоговый результат записывается число 18. Показателем ЦОЕ является степень совпадения оценок, даваемых учащимися класса различным суждениям. Оно высокое, когда в каждой колонке значения чисел близки к максимуму (числу опрашиваемых). Это означает, что мнения, этические суждения школьников совпадают. Если определять уровень ЦОЕ несколько раз, то можно наблюдать динамику развития сплоченности класса (ее увеличение или уменьшение за определенный период времени).

Для диагностики второго показателя воспитательной возможности классного коллектива (нравственной направленности) можно использовать тест «Размышляем о жизненном пути», предложенный Н.Е. Щурковой. Цель предлагаемого теста — выявить нравственную воспитанность, как отдельных учащихся, так и нравственную направленность классного коллектива.

Проведение тестирования требует обязательных, строго исполняемых условий.

  1. Оно проводится в абсолютной тишине, никто не высказывает своего отношения к вопросам, тем более исключается громкое произнесение ответов на вопросы.
  2. Тестирование анонимно, школьники не подписывают своих имен и фамилий, но могут указать половую принадлежность, поставив в углу листа буквуюили д (юноша, девушка).
  3. Предварительно приготавливаются листы бумаги, они могут разлинованы в целях удобства подсчета, но можно предложить школьникам самим под наблюдением педагога заготовить таблицу для обсчета результатов.
  4. Важно, чтобы тональность организуемого с учащимися общения при тестировании содействовала искренности, откровенности и сосредоточенности школьника.
  5. В том случае, если содержание тестов не может быть представлено для каждого школьника, вопросы поочередно зачитывают ровным монотонным голосом, так, чтобы интонационная насыщенность не повлияла на выбор ответа.
  6. Ответы собираются немедленно после произведенного выбора.

Школьнику (респонденту) предлагается выбрать один из трех ответов и знаком «+» обозначить свой выбор в пронумерованной графе.

Тест «Размышляем о жизненном опыте»

  1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что вы сделаете? — а) обойду, не потревожив;
    б) отодвину и пройду; в) смотря какое будет настроение.
  2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку, одиноко сидящую в стороне. Что вы сделаете? — а) ничего, какое мне дело? б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
    в) подойду, заговорю непременно.
  3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что вы сделаете? — а) пройду мимо: я тороплюсь в школу; б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду; в) позвоню по телефону «03», остановлю прохожих.
  4. 4. Ваши пожилые знакомые переезжают на новую квартиру. Что вы сделаете? — а) предложу свою помощь; б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) если попросят, я помогу.
  5. Вы, покупая клубнику, забираете последний килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Ваша реакция: —
    а) сочувствую, конечно, но останусь при своей клубнике; б) предлагаю уступить половину;
    в) не знаю, все зависит от настроения.
  6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что вы сделаете? — а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
    в) вступаюсь за обиженного.
  7. Вы дежурный. Убираясь в классе, находите деньги. Что вы сделаете? — а) они мои, раз я их нашел; б) завтра спрошу, кто потерял; в) может быть, возьму себе.
  8. Сдаете экзамен. На что вы рассчитываете? — а) на шпаргалки, конечно, экзамен — это лотерея; б) на усталость экзаменатора; в) на свои знания.
  9. Вам предстоит выбирать работу. Как вы будете это делать? — а) найду что-нибудь рядом с домом; б) поищу высокооплачиваемую работу; в) хочу создавать ценное на земле.
  10. Вам предлагают три вида путешествий. Что вы выберете? — а) по нашей стране;
    б) по экзотическим странам; в) по одной из ведущих капиталистических стран.
  11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что вы
    предпримете? — а) поболтаюсь немного, потом видно будет; б) уйду немедленно домой, если отмечать присутствующих не будут; в) присоединяюсь к кому-нибудь, поработаю вместе с ним.
  12. Некий волшебник предлагает устроить вам обеспеченную жизнь без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику? — а) соглашусь с благодарностью; б) сначала узнаю, скольким он обеспечил такую жизнь; в) откажусь решительно.
  13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит
    дальше? — а) забываю о нем, вспомню, когда потребуют отчет; б) выполняю, конечно;
    в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить.
  14. Побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли вы
    кому-нибудь об этом? — а) да, непременно расскажу товарищам и свожу их в музей; б) не знаю, как придется; в) зачем говорить, каждый знает, что ему надо.
  15. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны ее сделать. Ваши действия: — а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании; б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию; в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
  16. Вы с товарищем в солнечный теплый день собрались ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради общего важного дела. Что вы сделаете? — а) еду на дачу согласно плану; б) не еду, остаюсь, конечно; в) жду, что скажет мой товарищ.
  17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов вас устроит? — а) бездомный щенок;
    б) взрослый пес с известными вам повадками; в) дорогой щенок редкой породы
  18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говоря. «Есть важное дело. Надо». Как вы реагируете? — а) напоминаю о праве на отдых; б) делаю, раз надо; в) посмотрю, что скажут остальные.
  19. С вами разговаривают в оскорбительном тоне. Как вы к этому отнесетесь? — а) отвечаю тем же; б) не замечаю; в) разрываю связь с собеседником.
  20. Вы плоховато играете на скрипке. Однако ваши родители непременно вас хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете? — а) играю, конечно; б) разумеется, не играю; в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
  21. Вы пригласили гостей. Как вы их примите? — а) сам приготовлю все блюда; б) закуплю полуфабрикаты в «Кулинарии»; в) приглашу гостей только на кофе.
  22. Вдруг вы узнаете, что школу закрыли по каким-то причинам. Как вы встречаете такое сообщение? — а) бесконечно рад, гуляю и наслаждаюсь жизнью; б) обеспокоен, строю планы самообразования; в) буду ожидать новых сообщений.
  23. Когда хвалят кого-то из ваших товарищей, что вы чувствуете? — а) ужасно завидую, мне неудобно; б) я рад, и у меня есть свои достоинства; в) я, как все, аплодирую.
  24. Вам подарили дорогую авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что вы делаете? — а) отдаю — жизнь дороже; б) постараюсь убежать от них, говорю, что у меня ничего нет; в) не отдаю подарок.
  25. Когда наступает Новый год, о чем вы чаще всего думаете? — а) о новогодних подарках;
    б) о каникулах и свободе; в) о том, как жил и собираюсь жить в новом году.
  26. Какова роль музыки в вашей жизни? — а) она мне нужна для танцев; б) она доставляет мне духовное наслаждение; в) она мне просто не нужна.
  27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чувствует вдали? — а) снятся родные места; б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; в) не знаю, надолго не уезжал.
  28. Портится ли у вас настроение, когда вы смотрите «Новости»? — а) нет, если мои дела идут хорошо; б) да, довольно часто в настоящее время; в) не замечал.
  29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что вы сделаете? — а) отберу интересные и принесу; б) у меня нет ненужных мне книг; в) если все принесут, то и я тоже.
  30. Можете ли вы назвать 5 дорогих вам мест на земле, пять общественно-исторических событий, 5 значимых для вас имен великих людей? — а) да, безусловно, могу; б) нет, на свете так много интересного; в) не задумывался, надо бы посчитать.
  31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову? — а) у него был, конечно, свой личный интерес; б) человеку просто повезло прославиться; в) не перестаю удивляться поступку этого человека.

Анализ результатов производится таким образом.

  1. Следует исключить из подсчета вопросы и ответы на них под номерами 10, 17, 21, 25, 26.
  2. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопросы под номерами 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30; потом количество знаков «+» во второй графе на вопросы под номерами 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28; затем количество знаков «+» в третьей графе на вопросы под номерами 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Если число данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности школьника, о том, что у него сформирована ориентация на другого человека. Затем подсчитывается число учащихся с выбором такого рода, выразить его количество в процентах по отношению ко всем респондентам (предположим, мы получили 
цифру 54%).

  1. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопросы под номерами 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31; затем количество знаков «+» на вопросы под номерами 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30; затем количество знаков «+» под номерами 14, 15 в третьей графе. Если количество данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о некоторой безнравственной ориентации, об отсутствии учета интересов окружающих людей, о позиции эгоистической и, возможно, индивидуалистической.

 

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся 1 – 5 классов»

Цель:  выявить уровень воспитанности ученика в развивающей школе.

Задачи: - определить состояние уровня воспитанности учащихся;

  • оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
  • наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

Объект исследования: система УВП в школе.

Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.

Рабочая гипотеза: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.

Методы исследования: анкетирование.

Оценка проводиться по трехбалльной системе:

3 – да

2 – не совсем

1 – нет

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 7 оценок.

 

 

Качество личности

 

3 да

 

 

2 не совсем

 

1 нет

1.

Любознательность:

-       мне интересно учиться;

-       я всегда выполняю дом. задания;

-       я стремлюсь получать хорошие отметки;

-       я люблю читать;

-       мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

 

 

 

2.

Прилежание (отношение к учебе):

-       я стараюсь в учебе;

-       я внимателен;

-       я самостоятелен;

-       я помогаю другим, и сам обогащаюсь за помощью;

-       я занимаюсь регулярно, без пропусков.

 

 

 

3.

Трудолюбие:

-       без труда не вынешь и рыбку из пруда;

-       бережливость к результатам труда че6ловека;

-       самообслуживание;

-       я делаю все аккуратно и красиво;

-       я выполняю правила работы.

 

 

 

4.

Я и природа (отношение к природе):

-       я  берегу землю;

-       я  берегу растения;

-       я  берегу животных;

-        я берегу природу.

 

 

 

5.

Я и школа:

-       я выполняю правила для учащихся;

-       я выполняю правила внутришкольной жизни;

-       я участвую в делах класса и школы;

-        я добр по отношению к другим людям.

 

 

 

6.

Прекрасное в моей жизни:

-       я аккуратен и опрятен;

-       я соблюдаю культуру поведения;

-       ценю красоту в своих делах;

-       я вижу прекрасное в жизни.

 

 

 

7.

Я  (отношение к себе):

-       я самоуправляю собой, своим поведением;

-       соблюдаю санитарно – гигиенические  правила ухода за собой;

-       забочусь о здоровье;

-       умею правильно распределять время учебы и отдыха;

-       у меня нет вредных привычек.

 

 

 

 

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся 1- 5 классов»

Цель:  выявить уровень воспитанности ученика в развивающей школе.

Задачи:   -    определить состояние уровня воспитанности учащихся;

  • оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
  • наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

Объект исследования: система УВП в школе.

Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.

Рабочая гипотеза: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.

Методы исследования: анкетирование.

Оценка проводиться по трехбалльной системе:

3 – да

2 – не совсем

1 – нет

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 7 оценок.

 

 

 

Качество личности

 

самооценка

 

оценка 

родителей

 

 

 

 

 

 

 

родителей

 

оценка учителей и кл. руководителей

оценка одноклассников

 

 

итоговая оценка

 

1

2

 

3

4

5

6

1.

Любознательность:

-       мне интересно учиться;

-       я всегда выполняю дом. задания;

-       я стремлюсь получать хорошие отметки;

-       я люблю читать;

-       мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Прилежание (отношение к учебе):

-       я стараюсь в учебе;

-       я внимателен;

-       я самостоятелен;

-       я помогаю другим, и сам обогащаюсь за помощью;

-       я занимаюсь регулярно, без пропусков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Трудолюбие:

-       без труда не вынешь и рыбку из пруда;

-       бережливость к результатам труда че6ловека;

-       самообслуживание;

-       я делаю все аккуратно и красиво;

-       я выполняю правила работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Я и природа (отношение к природе):

-       я берегу землю;

-       я берегу растения;

-        я берегу животных;

-        я берегу природу.

 

 

 

 

-        

 

 

 

 

5.

Я и школа:

-       я выполняю правила для учащихся;

-       я выполняю правила внутришкольной жизни;

-       я участвую в делах класса и школы;

-        я добр по отношению к другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Прекрасное в моей жизни:

-       я аккуратен и опрятен;

-       я соблюдаю культуру поведения;

-       ценю красоту в своих делах;

-       я вижу прекрасное в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Я  (отношение к себе):

-       я самоуправляю собой, своим поведением;

-       соблюдаю санитарно – гигиенические  правила ухода за собой;

-       забочусь о здоровье;

-       умею правильно распределять время учебы и отдыха;

-       у меня нет вредных привычек.

 

 

 

 

 

 

Методика «Пословицы»

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

а) Счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

 

а) Не хлебом единым жив человек;

б) живется,  у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души  своей не слышу.

 

а) Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится. Там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить – не поле перейти.

 

а) Бояться   несчастья и  счастья  не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги  - дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

 

а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженного Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

 

а) Всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу – половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

 

а) Добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

 

а) Мир не без добрых людей;

б) на наш век  дураков хватит;

в) люди – все,  а деньги – сор;

г) деньгам все  повинуются.

 

а) Что в людях живет, то и нас  не минет;

б) живу   как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто мне не указ.

 

а) Всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г)  наше дело – сторона.

 

а) Сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

 

а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все – соседи, а пришла беда - они прочь;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет – приятели откажутся.

 

а) Ученье - свет,  неученье – тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье  лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

 

а) Без труда нет добра;

б) от  трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богату  быть, кто  от трудов мало спит;

г) о работы не  будешь богат, а скорее будешь горбат.

 

а) На что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

 

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся  6 – 9 классов»

Цель:  выявить уровень воспитанности ученика в развивающей школе.

Задачи: - определить состояние уровня воспитанности учащихся;

  • оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
  • наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

Объект исследования: система УВП в школе.

Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.

Рабочая гипотеза: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.

Методы исследования: анкетирование.

Оценка проводиться по трехбалльной системе:

3 – да

2 – не совсем

1 – нет

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 7 оценок.

Качество личности

3

2

1

1.

Эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой – либо области науки):

-       прочность и глубина знаний;

-       культура речи;

-       аргументированность суждений;

-       сообразительность;

-       использование дополнительных источников.

 

 

 

2.

Прилежание (отношение к учебе):

-       старательность и добросовестность;

-       регулярность и систематичность занятий;

-        самостоятельность;

-       внимательность;

-       взаимопомощь.

 

 

 

3.

Трудолюбие (отношение к труду):

-       организованность и сообразительность;

-       бережливость;

-       привычка к самообслуживанию;

-       следование правилам безопасности в работе;

-       эстетика труда.

 

 

 

4.

Я и природа:

-       бережное отношение к земле;

-       к растениям;

-       к  животным;

-       стремление  сохранять  природу в повседневной жизнедеятельности и труде;

-       помощь природе.

 

 

 

5.

Я и общество (отношение к общественным нормам и законам):

-       выполнение правил  для учащихся;

-       выполнение правил внутреннего распорядка;

-       следование  нормам и правилам человеческого общежития;

-       милосердие как противоположность жестокости;

-       участие в жизни школы и класса.

 

 

 

6.

Эстетический вкус (отношение к прекрасному):

-        аккуратность (опрятность);

-       культурные привычки в жизни;

-       внесение эстетики в повседневную жизнь;

-       умение находить  прекрасное в жизни;

-       посещение культурных центров.

 

 

 

7.

Я  (отношение к себе):

-       самоуправляю собой, своим поведением;

-       соблюдаю  правила  личной  гигиены, забочусь о здоровье;

-       умею организовать свое время;

-       у меня нет вредных привычек.

 

 

 

 

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся  6 – 9 классов»

Качество личности

3

2

1

1.

Эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой – либо области науки):

-       прочность и глубина знаний;

-       культура речи;

-       аргументированность суждений;

-       сообразительность;

-       использование дополнительных источников.

 

 

 

2.

Прилежание (отношение к учебе):

-       старательность и добросовестность;

-       регулярность и систематичность занятий;

-        самостоятельность;

-       внимательность;

-       взаимопомощь.

 

 

 

3.

Трудолюбие (отношение к труду):

-       организованность и сообразительность;

-       бережливость;

-       привычка к самообслуживанию;

-       следование правилам безопасности в работе;

-       эстетика труда.

 

 

 

4.

Я и природа:

-       бережное отношение к земле;

-       к растениям;

-       к  животным;

-       стремление  сохранять  природу в повседневной жизнедеятельности и труде;

-       помощь природе.

 

 

 

5.

Я и общество (отношение к общественным нормам и законам):

-       выполнение правил  для учащихся;

-       выполнение правил внутреннего распорядка;

-       следование  нормам и правилам человеческого общежития;

-       милосердие как противоположность жестокости;

-       участие в жизни школы и класса.

 

 

 

6.

Эстетический вкус (отношение к прекрасному):

-        аккуратность (опрятность);

-       культурные привычки в жизни;

-       внесение эстетики в повседневную жизнь;

-       умение находить  прекрасное в жизни;

-       посещение культурных центров.

 

 

 

7.

Я  (отношение к себе):

-       самоуправляю собой, своим поведением;

-       соблюдаю  правила  личной  гигиены, забочусь о здоровье;

-       умею организовать свое время;

-       у меня нет вредных привычек.

 

 

 

 

 

 

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся 1 – 5 классов»

Качество личности

3

2

1

1.

Любознательность:

-       мне интересно учиться;

-       я всегда выполняю дом. задания;

-       я стремлюсь получать хорошие отметки;

-       я люблю читать;

-       мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

 

 

 

2.

Прилежание (отношение к учебе):

-       я стареюсь в учебе;

-       я внимателен;

-       я самостоятелен;

-       я помогаю другим, и сам обогащаюсь за помощью;

-       я занимаюсь регулярно, без пропусков.

 

 

 

3.

Трудолюбие:

-       без труда не вынешь и рыбку из пруда;

-       бережливость к результатам труда че6ловека;

-       самообслуживание;

-       я делаю все аккуратно и красиво;

-       я выполняю правила работы.

 

 

 

4.

Я и природа (отношение к природе):

-       я  берегу землю;

-       я  берегу растения;

-       я  берегу животных;

-        я берегу природу.

 

 

 

5.

Я и школа:

-       я выполняю правила для учащихся;

-       я выполняю правила внутришкольной жизни;

-       я участвую в делах класса и школы;

-        я добр по отношению к другим людям.

 

 

 

6.

Прекрасное в моей жизни:

-       я аккуратен и опрятен;

-       я соблюдаю культуру поведения;

-       ценю красоту в своих делах;

-       я вижу прекрасное в жизни.

 

 

 

7.

Я  (отношение к себе):

-       я самоуправляю собой, своим поведением;

-       соблюдаю санитарно – гигиенические  правила ухода за собой;

-       забочусь о здоровье;

-       умею правильно распределять время учебы и отдыха;

-       у меня нет вредных привычек.

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся 1 – 5 классов»

Качество личности

             

1.

Любознательность:

-       мне интересно учиться;

-       я всегда выполняю дом. задания;

-       я стремлюсь получать хорошие отметки;

-       я люблю читать;

-       мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

2.

Прилежание (отношение к учебе):

-       я стараюсь в учебе;

-       я внимателен;

-       я самостоятелен;

-       я помогаю другим, и сам обогащаюсь за помощью;

-       я занимаюсь регулярно, без пропусков.

 

 

 

 

 

 

 

3.

Трудолюбие:

-       без труда не вынешь и рыбку из пруда;

-       бережливость к результатам труда че6ловека;

-       самообслуживание;

-       я делаю все аккуратно и красиво;

-       я выполняю правила работы.

 

 

 

 

 

 

 

4.

Я и природа (отношение к природе):

-       я  берегу землю;

-       я  берегу растения;

-       я  берегу животных;

-        я берегу природу.

 

 

 

 

 

 

 

5.

Я и школа:

-       я выполняю правила для учащихся;

-       я выполняю правила внутришкольной жизни;

-       я участвую в делах класса и школы;

-        я добр по отношению к другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

6.

Прекрасное в моей жизни:

-       я аккуратен и опрятен;

-       я соблюдаю культуру поведения;

-       ценю красоту в своих делах;

-       я вижу прекрасное в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

7.

Я  (отношение к себе):

-       я самоуправляю собой, своим поведением;

-       соблюдаю санитарно – гигиенические  правила ухода за собой;

-       забочусь о здоровье;

-       умею правильно распределять время учебы и отдыха;

-       у меня нет вредных привычек.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся  6 – 9 классов»

Качество личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой – либо области науки):

-       прочность и глубина знаний;

-       культура речи;

-       аргументированность суждений;

-       сообразительность;

-       использование дополнительных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Прилежание (отношение к учебе):

-       старательность и добросовестность;

-       регулярность и систематичность занятий;

-        самостоятельность;

-       внимательность;

-       взаимопомощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Трудолюбие (отношение к труду):

-       организованность и сообразительность;

-       бережливость;

-       привычка к самообслуживанию;

-       следование правилам безопасности в работе;

-       эстетика труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Я и природа:

-       бережное отношение к земле;

-       к растениям;

-       к  животным;

-       стремление  сохранять  природу в повседневной жизнедеятельности и труде;

-       помощь природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Я и общество (отношение к общественным нормам и законам):

-       выполнение правил  для учащихся;

-       выполнение правил внутреннего распорядка;

-       следование  нормам и правилам человеческого общежития;

-       милосердие как противоположность жестокости;

-       участие в жизни школы и класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Эстетический вкус (отношение к прекрасному):

-        аккуратность (опрятность);

-       культурные привычки в жизни;

-       внесение эстетики в повседневную жизнь;

-       умение находить  прекрасное в жизни;

-       посещение культурных центров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Я  (отношение к себе):

-       самоуправляю собой, своим поведением;

-       соблюдаю  правила  личной  гигиены, забочусь о здоровье;

-       умею организовать свое время;

-       у меня нет вредных привычек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь