Мастер-класс "Игра-путешествие по родным просторам"
Открытое занятие по народному танцу коллектива народного танца «Та-На-Ми»
Игра-путешествие по родным просторам
Автор: Соловьева Альбина Анатольевна
ГБОУ города Москвы дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»
«Одни танцуют, другие смотрят, а на самом деле ведут диалог на особом языке – словами танца».
Валерия Уральская.
В занятие принимают участие ансамблевая группа 4-6 года обучения.
Возраст воспитанников 9-13 лет.
Основные задачи занятия:
- знакомство с танцевальным материалом русского танца;
- положения рук русского танца;
- областные особенности русского танца.
Цель занятия:
Обобщение пройденного материала по предмету народный танец.
План занятия:
№ п/п |
Часть занятия |
Время |
1
2
3
|
Вводная часть (организационный момент).
Содержательная часть: 1) Основные шаги русского танца (хороводная часть с перестроениями в линии). 2) Положения рук русского танца. 3) Работа с платочком. Танец-игра.
Заключительная часть (показ хороводного танца «Деревенские страдания» и плясового танца «Плетень»; подведение итогов). |
5 минут.
15 минут.
10 минут. 10 минут.
10 минут.
|
Ход занятия:
№ п/п |
Часть занятия |
Содержание.
|
1 |
Вводная часть. |
Проверка присутствующих в классе, на внешний вид и готовность к уроку. Вход в зал и поклон (под русско-лирическую музыку простым переменным шагом; русский поклон).
|
Содержательная часть |
||
2 |
1) Основные шаги русского танца. |
- простой переменный на всю стопу, руки опущены вдоль корпуса; - тройной переменный шаг без работы и с работой рук; - тройной шаг с молоточком; - приставной шаг в сторону; - шаг со скользящим ударом каблуком с работой рук; - тройной приставной шаг в сторону с ударом стопы в позицию с работой корпуса и головы; - у мальчиков тройной переменный шаг с хлопком по колену; - переменный шаг на высоких полупальцах. |
Перестроение на линии и упражнения на середине зала |
||
|
2) Положения рук русского танца. |
- просмотр видеоролика – хороводы (трек 2; 3 середина; 6; 8 начало) - положение рук на талии; - открытое положение рук; - «гармошка» с руками и без; - «припадание» с руками и без; - разновидности «верёвочки» (одинарная, двойная, с выносом на каблук, с ударом во II позицию ног) с работой рук; - «моталочка»; «молоточки»; «ковырялочка» с работой рук; - «присядка», «разножка», «ползунок» у мальчиков. |
|
3) Работа с платочком. Танец-игра. |
- областные особенности в русских проходках: сибирский ход с каблука; ход «уральской шестёры»; основной ход смоленской пляски; - просмотр видеоролика по работе с платочком (трек 1; 4; 7; 8) - просмотр видеоролика – игровой танец в исполнении ансамбля Игоря Моисеева (трек 9); - танец-игра – ведущий, идя по кругу, выбирает 3-4 танцующих; показывает движения, танцующие повторяют. Затем платочком вызывает одного на танец, тот танцует и передаёт платочек следующему. Следующий тоже танцует и вызывает мальчика. Мальчик следует «ползунком» за девочкой, делает «присядку» и дразнит девочку платочком. Та пытается отнять платочек. Идёт игра между девочкой и мальчиком, все наблюдают и подтанцовывают в кругу, иногда вставая на сторону мальчика, иногда на сторону девочки. |
3 |
Заключительная часть. |
- показ танцевальных номеров: «Деревенские страдания» и «Плетень»; - подведение итогов занятия; поклон. |
Представленное занятие является частью системы обучения хореографическому искусству в коллективе народного танца «Та-На-Ми» и находится во взаимосвязи с классическим танцем.
Сценарий ведения занятия
Вступительное слово: Всем, здравствуйте.
Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-путешествие по родным просторам вместе с русским танцем. Я для вас буду экскурсоводом по основным движениям русского танца. А вам, ребята, для нашего путешествия надо будет включить фантазию и представить себе всю красоту нашей необъятной Родины и постараться вспомнить всё, что вы знаете и умеете, и продемонстрировать это с помощью особого языка – языка русского танца.
Началом нашего путешествие стал поклон русского танца. С танцевального языка содержание поклона: «всем, от сердца, большой низкий поклон».
Итак, в добрый путь. Пошагаем по земле-матушке. ( Включить на экране карту России…)
В русских народных танцах (хороводах, кадрилях, игровых танцах, обрядах и шествиях) большое место занимают шаги, которые являются основой того или иного народного действа. Все они существенно отличаются от простого шага. В шагах исполнителя заключён определённый замысел того или иного танца, его эмоциональный заряд, в них ярко проявляется манера той или иной области, сохраняются национальные черты русского характера: смелость, достоинство, благородство, удаль, ловкость, лихость …
Вопрос педагога:
Чем отличаются женские шаги от мужских?
Ответ ученика:
Женские шаги отличаются от мужских грациозностью, изяществом, женским достоинством.
Все эти особенности в исполнении зависят от содержания того или иного танца, хоровода или шествия, от характера музыкального сопровождения.
Ученик:
Шаги могут исполняться в различных музыкальных темпах (быстром, среднем, медленном) в зависимости от характера и содержания танца.
Ученик:
Народные танцевальные шаги разнообразны: это скользящий шаг, тройной шаг, переменный, шаги на полупальцах. Часто шаги исполняются с другими танцевальными элементами, например, шаг с каблука, с притопом, с хлопками и другие.
Педагог:
Сейчас мы продемонстрируем использование разных шагов в хороводах и хороводных плясках.
Самый распространённый «простой шаг». Это шаг-ход исполняется как парнями, так и девушками чаще всего в орнаментальных и круговых хороводах и кадрилях в разных темпах, в разной областной манере, с разным положением рук, корпуса и головы.
Мы перемещаемся в мир русских шагов.
Практический показ:
Простой шаг – тройной переменный без рук и с руками – тройной с молоточком – приставной в сторону – мальчики с ударом руки о колено – на полупальцах простой переменный.
Выход на линии.
Сейчас я предлагаю переместиться в мир танца и посмотреть различные виды хороводов, где могут использоваться показанные выше шаги. (просмотр видеоролика – хороводы (трек 2; 3 середина; 6; 8 начало)).
Педагог:
Русские танцы, пляски, хороводы богаты разнообразием своих жестов, ярких трюков, плясовых элементов и во всех этих богатствах народной хореографии ведущую роль играли руки исполнителей.
В русских сказках руке приписывали волшебные свойства. Значение рук, плеч, пальцев в пляске огромно: они передают основной смысл, «рассказывают» сюжет. Они «говорят», всё остальное дополняет, подчёркивает, поясняет (взмах крыльев, смотрение в зеркало, прялка, свечка).
Вопрос педагога:
У какого народа в танце особенно выделена роль рукам?
Ответ ученика:
В индийском танце. Там каждый жест рукой, пальцев, глаз и головы являются словом. Это целая азбука, которой юных танцовщиц в индии обучают с детства.
Педагог:
Ну а мы с вами путешествуем по России, и поэтому продемонстрируем основные положения рук русского танца и работу с платочком.
Движения рук в женском танце необычайно разнообразны.
В строгих хороводах, в величальных торжественных танцах, в обрядовых шествиях руки у девушки опущены вдоль корпуса, кисти рук повёрнуты ладонями к корпусу. Это вы уже видели в первой части нашего занятия.
Ученик:
Положения рук на талии может иметь три положения – одно, самое распространённое, ладонь обнимает талию, следующее – кисти рук тыльной стороной, как бы подбоченясь, в кулачках, и третье положение – опираясь большим пальцем в поясницу или просто расслабленной кистью, тыльной стороной ладони на талию.
Ученик:
Очень часто обе руки широко раскрываются в стороны, ладони рук направлены либо вперёд, либо наверх – это более распространённое положение.
Иногда руки поднимаются выше плеч, иногда опускаются на уровне бёдер.
Положение зеркальца – руки согнуты в локтях перед собой на уровне груди, взгляд и голова переводятся то вправо, то влево.
Педагог:
Если глаза – душа человека, то руки у парней и у девушек раскрывают их характер, настроение и подчёркивают динамику танца.
Вашему вниманию использование рук в различных движениях русского танца.
Практический показ:
Упражнения с руками на середине с использованием «гармошки», «припадания», «верёвочки», «моталочки» и дробей.
Областные особенности в русских ходах и проходках.
Вы сегодня уже видели часть основных ходов русского танца. А сейчас мне хочется вас познакомить с особенностями ходов разных областей. И первый ход будет из Сибири. Отправляемся туда.
Сибирский ход с каблука, он используется в основном в кадрилях.
Теперь мы перемещаемся на Урал.
Ход «уральской шестёры». Особенностью хода являются удары полупальцами поочерёдно обеими ногами, точно молоточками при лёгком беге. Ход исполняется одинаково и девушками, и парнями.
И возвращаемся в наш центральный район, в Смоленскую область.
Основной ход Смоленской пляски. Участники пляски в своих движениях и манере исполнения подражают движениям гусей, их повадкам, походке вперевалочку.
Мы опять перемещаемся в мир танца, чтобы немного окунуться в прошлое и посмотреть, как на Руси использовался платок, и как на «мостках» молодёжь вела разговоры. (видео - просмотр видеоролика по работе с платочком (трек 1; 4; 7; 8) - просмотр видеоролика – игровой танец в исполнении ансамбля Игоря Моисеева (трек 9)).
Педагог:
Огромную роль в русском танце во все времена играл платок. Он был важной деталью праздничного убранства девушки – её костюма. Платок готовился заранее, как и праздничный костюм. Девушка с любовью и большим искусством вышивала его. Часто после большого праздника она дарила его своему возлюбленному.
Платок не только подчёркивает яркость исполнения движения, он является символом, раскрывающим то или иное событие, происходящее в танце действа, например, иллюстрирует слова исполняемой песни: разложенный на земле платок отождествляется с постелью, в другом положении платок кладётся под голову, изображая подушку, в играх он выполняет роль вьюна и другие.
Взмах платком в танце напоминает полёт голубя, если девушка во время танца бросает платок на землю, то этим она как бы приглашает партнёра на танец, смелый и находчивый кавалер, подняв его, включается в пляску с девушкой.
В Саратовской области девушка-сборщица разводит на танец юношей к девушкам «через платок».
Показ танца-игры с платочком.
Педагог в заключении:
Пора подвести итог нашему путешествию. Вы в воображаемом пространстве преодолели путь от Сибири до центра России. В пути овладели самыми главными составляющими русского танца ногами, руками… И где бы мы не оказались, везде есть народные традиции собираться у плетня, и танцем выражать свои чувства. Давайте и мы в завершении нашего пути доставим себе и нашим гостям радость соприкосновения с народным танцем.
Показ танцев «Деревенские страдания» и «Плетень».
Вот на такой весёлой нотке и подошло наше путешествие к концу. Всем большое спасибо за участие в нашем занятии и гостям, которые сегодня пришли на нас посмотреть.
Поклон и выход из зала.