Сказкотерапия как профилактический метод обучения. Мастер-класс по работе со сказками
Сказкотерапия как профилактический метод обучения.
Мастер-класс по работе со сказками – коррекция низкой самооценки
Автор: Мацукевич Татьяна Юрьевна
МБОУ «Георгиевская СОШ», с.Георгиевка
Цель: познакомить преподавателей с арт-терапевтической технологией, как одной из профилактических методов обучения.
Задачи:
-познакомить преподавателей с понятием «сказкотерапия», характеристиками сказкотерапии, её классификацией;
-создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой при проведении практических заданий.
Сказкотерапия - значит «лечение сказкой». Сказку в своей работе используют не только психологи, но также врачи и педагоги. Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Уникальность этого метода в том, что ребёнок находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он столкнулся. Сказкотерапия является удивительным волшебным «зеркалом», в котором преображённый внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.
Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с такими проблемами, как:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, учителями, родителями).
Это естественные для каждого ребёнка конфликты, противоречия, обиды.
2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности.
Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок, досаждающий окружающим и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок, кажущийся слабым и «забитым».
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни – всё в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все силы ребёнка, — тогда требуется помощь. Ещё надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся – то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своём страхе.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Каждый возраст приносит ребёнку новые и новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться самому, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребёнок идёт в школу – и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учёбой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. Всё это связано с многочисленными трудностями, в преодолении которых нам может помочь сказкотерапия.
В подростковом же возрасте, наряду с уже названными, актуальны вопросы профилактики и терапии вредных привычек и зависимостей, в решении которых может быть использован, наравне с другими, и метод сказкотерапии.
Сказкотерапия зависимостей…Какое странное словосочетание…Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьёзна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью псохотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определённым нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии.
Сказкотерапия — прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия подростком своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
Её основа — формирование нравственных ориентиров.
Сказки структурируются по отдельно взятым детским проблемам:
1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Этапы в сказкотерапии:
1 этап: устное народное творчество (длится до 11 – 14 лет), в этот период накапливается доверие к миру и веры в свои силы.
2 этап: собирание и исследование сказок и мифов. (К.-Г Юнгана, М.Л. фон Франц, Б. Беттельхейма...), ребенок самостоятельно принимает решения.
3 этап: психотехнический. (Сочини сказку), ребенок ищет свое место в жизни: я такой, какой я есть, я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал, я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной.
4 этап: интегративный. (комплексная концепция), ребенок борется со злом. Оказывается в роли сказочного героя.
Виды сказок:
1. Дидактические (в форме учебного задания)
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – колдуют.
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя Я, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
-народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
-сказки о животных;
-бытовые сказки;
-страшные сказки;
-волшебные сказки.
Функции сказок:
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
о жизненно важных явлениях;
о жизненных ценностях;
о постановке целей;
о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
как устроен этот мир;
что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
как приобретать и ценить дружбу и любовь;
какими ценностями руководствоваться в жизни;
как строить отношения с родителями и детьми;
как прощать.
Сейчас мы с вами на практике попробуем некоторые приемы сказкотерапии.
Знакомство со сказкой.
- Сегодня мы с вами послушаем новую интересную сказку.
Почему крокодил такой умный
Это случилось, мой милый мальчик, в далекой и жаркой Африке в те далекие-далекие времен, когда у слона еще не было такого длинного хобота, а верблюдщ еще не приобрел свой замечательный горб. В то давнее время Земля была новенькая, только что сделанная, и жил на этой Земле Прекрасный белый крокодил. Он любил лежать на зеленой травке, греться на солнышке и разглядывать свои перепончатые лапки. Новенькие свежие облака носились по лакированному синему небу, а вокруг пели сладкоголосые птицы и копошились диковинные насекомые. Мир и согласие царили на этой новенькой Земле.
- Мир прекрасен и совершенен! - любил повторять на закате крокодил.
И быстрые зебры согласно топали копытами.
- Все в этом мире прекрасно и совершенно! И длинноклювые цапли согласно кивали головами.
-А значит, прекрасны и совершенны и все мы,- заканчивал он и отправлялся спать.
Но, наверное, кому-то показалось, что новенькая Земля слишком добра и совершенна, и тогда на ней появились обезьяны. Появившись, они прежде всего передрались и перессорились между собой, а потом увидели крокодила. Он преспокойно лежал внизу у деревьев и, удивлено открыв рот, наблюдал за этим наблюдал за этим кичливым и хвастливым племенем. Обезьяны, наконец-то, заметив кого-то еще кроме себя, стали толкаться, показывая друг другу ранее невиданное ими существо, раскачиваться на ветвях деревьев и спускаться к нему поближе.
- Посмотрите, какой он страшный! – вдруг крикнула одна.
- Никогда такого не видела! – крикнула другая.
- Урод! – крикнула третья и запустила в него кокосом.
Мохнатый плод гулко стукнул крокодила по белоснежной голове и откатился в сторону. Крокодильи глаза от удара вдруг уменьшились, а зрачки от обиды сузились и почернели. Обезьян такая перемена обрадовала до последней возможности. Они стали хохотать, показывать на него пальцами и обрушили на свою жертву целый дождь, шквал и ураган кокосовых ударов, от которых крокодил не мог не только открыть рот и что-то сказать, но и круглая голова его постепенно плющилась, а прекрасная белая морда вытягивалась от переполнявшей его обиды. А сколько гадких и противных слов он выслушал от этих злобных тварей. Они кричали и ругались так, как до сих пор никто не ругался на этой земле. Никогда крокодил не был зол так, как в эту минуту, но это и понятно, ведь никто прежде его не обижал. Он стал бегать вокруг деревьев, в надежде поймать хоть одну обидчицу, но деревья в жаркой Африке были столь высокими, сколько короткими были его лапы. В высокой недосягаемости от земли и крокодила обезьяны обзывались, швыряли в него комья земли и банановые шкурки до тех пор, пока им не надоело это развлечение. И под конец, прокричав что-то вроде « Обезьяны – великий народ» и « Мир прекрасен и совершенен, а значит, прекрасны и совершенны и все мы!», - они гордо удалились, наверное, искать новую жертву для насмешек. А крокодил, оставшись под деревом, впервые в мире заплакал. Он плакал горько, безутешно, громко и печально. Он плакал так, как никто еще не плакал на этой новой Земле, и слезам его не было конца. Он плакал долго. Очень-очень долго. Так долго, что образовалась целая глубокая река. По берегам она зацвела, заросла тиной, помутнела и позеленела. И сам крокодил, лежа в ней, помутнел и позеленел тоже. Он уже не был уверен в том, что мир прекрасен и совершенен, как и в том, что прекрасны и совершенны и все мы. Сам себе он был не рад, вспоминая, что говорили эти глупые и злобные обезьяны. И чем он больше вспоминал, тем горше плакал. А чем горше плакал, тем больше ему было жаль себя.
- Они говорили, что я страшный как Египетская тьма, что со мной никто не хочет дружить, что от меня никакого проку, и что меня не любит даже мама. Наверное, это так, - вздыхал он, – им со стороны виднее, - и горькая крупная слеза опять катилась в зловонную зеленую реку.
Не знаю наверняка, сколько это продолжалось бы, но знаю точно, что кое-кто послал в то время крокодилу волшебную птичку Чибис. Птичка села на зеленую и плоскую крокодилью морду и стала петь. А когда от ее пенья высохли у крокодила слезы, она велела ему открыть рот и стала чистить ему зубы. Крокодилу было приятно и чуть-чуть щекотно от прикосновения маленького клюва. Птичка вычистила ему не только все зубы, но и всю его зеленую спину от червячков и насекомых. И когда она закончила, крокодил спросил ее:
- О, прекрасная, милосердная и бесстрашная птичка Чибис, как мне отблагодарить тебя?
- Позволяй мне и только мне подходить к тебе столь близко, и тогда мы оба приобретем пользу от такой близкой дружбы. Я буду добывать себе пищу из твоих прекрасных больших зубов и с твоей прекрасной зеленой кожи, но зато и ты избавишься от надоедливых паразитов.
- Постой, постой, - заволновался крокодил, - ты сказала прекрасная кожа и прекрасные зубы?
- Да ведь они и в самом деле прекрасны, - засмеялась птичка, - тебе только нужно найти пользу от них, а найдя, не забудь себя за это похвалить. Разве ты забыл, что мир прекрасен и совершенен, а значит, прекрасны и совершенны и все мы? И в этом совершенном мире есть прекрасное слово «ЗАТО». Оно поможет тебе. Думай, ведь ты очень умный!
Сказав это, она улетела в синюю высь далекого неба, а крокодил остался в мутной зеленой воде и стал усиленно думать о какой-то пользе и о том, за что же себя похвалить. Он думал-думал-думал и, наконец, придумал!
- Я наплакал целую реку, - тихо сказал он и нерешительно оглянулся, - ЗАТО в ней теперь живут рыбы и лягушки, а значит я молодец.
- Я зеленый и не совсем красивый, ЗАТО меня в воде не видно, прибавил он громче.
- У меня плоская голова, ЗАТО на ней так удобно сидеть птичке Чибис.
- У меня большая пасть и ужасные крепкие зубы, ЗАТО ими так удобно хватать наглых обезьян и всех, кто посмеет еще хоть раз меня обидеть.
- А еще я очень умный, если все это смог придумать сам!
И я, мой милый мальчик, не заметил никого вокруг, кто мог бы ему хоть что-нибудь возразить.
С тех пор, слезы проливает кто угодно, только не он, особенно, если рискуют попить из мутной реки без его позволения. А сам крокодил по-прежнему любит вылезать из реки и греться на солнышке. Птичка Чибис часто прилетает к нему в гости. И так близко с ним дружит только она.
- Мир прекрасен и совершенен, - любит повторять крокодил на закате.
- О, да, - робко соглашаются с ним рогатые антилопы.
- Все в этом мире прекрасно и совершено! - рычит он.
- Это так, - неуверенно поддакивают длинноногие страусы.
- А значит, прекрасны и совершенны и все мы! – довольно заканчивает он и отправляется спать.
1 группа
Нарисовать главную идею, мысль сказки на листе бумаги.
2 группа
Проинсценировать главную идею этой сказки
3 группа
Организовать обсуждение в группе и ответить на поставленные вопросы:
– Из-за чего плакал крокодил ?
– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, она разрушает изнутри?
– Почему опять на реке воцарилось спокойствие и тишина?
– Если кто-то будет злиться на других, не верить в себя, что может произойти в итоге? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).
– Кому навредили обезьяны тем, что начали высмеивать крокодила и устроили галдеж на реке? (крокодилу и самим себе).
– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение, а также находит друзей, так как позволяет приблизиться к нему).
4 группа
Придумать, как по-другому могла бы закончиться эта сказка.
А какое окончание сказки вам больше понравилось? Действительно сказки нам нравятся те, которые хорошо заканчиваюся. Все в наших руках.
Практические рекомендации:
Эта сказка предназначена для детей с 9 лет, для подростков и взрослых с низким уровнем самооценки. После прочтения сказки можно поговорить о том, что любой минус можно поговорить о том, что любой минус можно превратить в плюс, либо постараться рядом с плохой стороной события увидеть как можно больше положительного по принципу не было бы счастья, да несчастье помогло. Например, женщина потеряла ключи и пока искала, вытерла пыль в доме, или маленький рост для мальчика дает стимул стать более успешным по сравнению с высокими одноклассниками. Можно дать детям задание вспомнить случаи из жизни или сочинить их.
Со старшеклассниками взрослыми можно поиграть в аукцион, где участники тренинга пишут свои отрицательные качества, складывают в общую кучку, и ведущий, вытаскивая поочередно лот с отрицательным качеством, предлагает играющим называть положительные назначения этого качества. Например: «стеснительность». По-другому – это скромность, умение слушать, таких людей больше любят и т.д. За каждое положительное назначение назвавшему дается бонус. Обладатель этого качества, слушая выступающих, делает соответствующие выводы. В конце определяется победитель, набравший большее количество бонусов.