Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект физкультурной деятельности с элементами хатха-йоги для дошкольников

Дата публикации: 2018-11-19 21:47:24
Статью разместил(а):
Лукьянова Наталья Васильевна

Конспект нетрадиционного физкультурного НОД

с элементами хатха-йоги для дошкольников

«Путешествие на цветущую полянку»

Автор: Лукьянова Наталья Васильевна

 МБДОУ "Детский сад № 9 "Волшебная полянка", г. Приморско-Ахтарск

 

Одной из главных задач, которую ставит ООП ДО МБДОУ № 9 является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе потребности в двигательной активности. С этой целью и проводится дополнительная  физическая деятельность с детьми с элементами «хатха-йоги», чтобы на этапе завершения дошкольного образования ребенок был подвижен, вынослив, владел основными движениями, мог контролировать свои движения и управлять ими для соответствия нормам, принятым в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Эффективность данного направления прослеживается в том, что кроме обретения физической формы, упражнения помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность, даѐт положительный эмоциональный заряд, пробуждает интерес и желание заниматься физической культурой, узнают о себе много нового. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нетрадиционных видов гимнастик с элементами йоги.

В группе 29 детей из них 17 девочек и 12 мальчиков. Все дети из полных семей. Данную группу посещают психологически  здоровые дети, интеллектуально развитые, достаточно эмоциональные и подвижные. У детей имеются представления о  значении двигательной активности в жизни человека.

Задачи по образовательным областям: 

1. Оздоровительные: 

- профилактика сколиоза, плоскостопия, близорукости, частых простудных заболеваний и укрепление опорно-двигательного аппарата;   

- сохранение положительного психоэмоционального состояния детей. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; 

- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги, воздушного закаливания. 

2. Образовательные:

- создание фундамента для развития индивидуальных физических способностей ребёнка,  координация движений у детей.

- формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в      соответствии с его индивидуальными особенностями; 

- расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни. 

3. Развивающие: 

- развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;

- совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.

4. Воспитательные:

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, способность быть счастливыми и лёгкими на восприятие нового;

- знания, умения и навыки, формируемые по ходу занятий:

- элементарные основы познания себя в области анатомии;

- практическое владение своим телом;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Демонстрационный материал: музыкальный центр, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация PowerPoint 

Раздаточный материал: корригирующие дорожки, коврики для занятий йогой, кубики, мяч. 

Место проведения: физкультурный зал. 

Структура занятий:

Подготовительная часть (5-6 мин.). Цель: тонизирование организма, разогрев мышц, растяжка сухожилий, подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе.

 В подготовительную часть включаются: гимнастика потягиваний, дыхательные упражнения, упражнениями на растяжение мышц. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.

Основная часть (20 мин.). Цель: Укрепление и разработка суставов, укрепление костной системы, повышение гибкости позвоночника, разучивается комплекс статистических упражнений (или закрепляется пройденный) в котором уделяется внимание каждому движению при выполнении асаны. Выполнять её правильно, но без напряжения и держать рекомендованное время.

Заключительная часть (3-4 мин.). Цель: научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Упражнения (асаны) в на расслабление. Пранаямы (дыхательные упражнения + «Дыхание по Стрельниковой»). Цель: оптимизация автоматического режима работы дыхательного центра, усиление функции дыхательного аппарата.

Планируемые результаты НОД 

– снижение заболеваемости, улучшение состояния здоровья детей;

– повышение уровня психофизического развития детей;

 – улучшение функций дыхания, сердечно - сосудистой и нервной системы организма;

 – повышение общей работоспособности и выносливости организма, укрепление иммунной системы;

– профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата;

 – повышение интереса детей к естественной двигательной активности;

 – расширение знаний детей и взрослых о понятии «хатха-йога».

 

Ход НОД

І. Организационный момент

Настройка на занятие

 «Круг добра». 

- Сядем красиво, ладошки на коленках, спина прямая. Как обычно мы начинаем с улыбки, чтобы занятие прошло в хорошем настроении. Ведь от улыбки даже хмурый день становится светлей. 

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на солнечный остров. Но сначала сделаем разминку, чтобы быть в хорошей физической форме.  

 Разминка: 

1.Упражнение  «Надуваем шарик» (полное дыхание йогов). Сядьте в удобную позу, положите ладошки на живот. Давайте представим, что в животе у нас находится воздушный шарик, и нам его нужно надуть. Медленно вдыхаем через нос, представляем, что воздух наполняет живот, а не грудную клетку. А теперь медленно сдуваем живот. Повторить несколько раз.

2. Упражнение «Часы». Вдох, подняли голову вверх, выдох опускаем. Подбородок прижимаем к груди. Вдох, подняли голову вверх и опускаем в правую сторону, ухом стараемся задеть правое плечо. Вдох, тоже самое  в левую сторону. Вытягиваем все стороны шеи.

3. Круговые движения головой. Вдох, подняли голову, плечи не напряжены. Очень мягко три круга в одну сторону, три в другую. Если, где-то захрустит, не переживайте. Делаем круговые движения очень медленно, в ритм своего дыхания.

4. Упражнение «Тянем бока». Давайте, вытянем свои бока, сформируем красивую талию, опускаемся на правый локоть, поднимаем левую руку вверх и подтянулись. Пальчики вытянули и выглядываем из под  руки на вверх, растягиваем  всю левую часть тела. Вдох, поднимаемся и с выдохом уходим в другую сторону. Опускаемся на левый локоть, правая рука вверх, подтянулись, выглядываем из- под руки на вверх, зафиксировали положение тела. Поднимаемся, отлично. 

Самомассаж: 

Чтобы не зевать от скуки, сели и потерли руки. 

А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп, хлоп. 

Щеки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем. 

Ну-ка, дружно, не зевать: 1,2,3,4,5. 

Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок. 

А теперь уже, гляди, добрались и до груди. 

Постучим по ней на славу: сверху, снизу, слева, справа. 

Постучим и тут, и там, и немного по бокам. 

Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу. 

Чуть нагнулись, ровно дышим, хлопаем как можно ниже. 

И погладим мы себя. Вот какая красота! 

Гимнастика для глаз:   

1. «Лучик».

2. «Качели».  (Картотека)

ІІ. Основная часть 

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на пикник за город, на цветущую полянку, насладимся всей красотой природы.

А на чем можно отправиться на природу? А, что нам нужно взять на пикник? (ответы детей). Отлично! Ну, что готовы? Тогда в путь!

1. Поза Велосипед

- Опускаемся на спину, вытягиваем ноги, голова на полу, руки вдоль туловища. Представляем, что мы едем на велосипеде. Догоняем друг друга, быстрее делаем круговые движения ногами,  а теперь поднимаемся в гору, делаем медленней движения.  Приехали, остановились.

 2. Солнечная поза 

- Посмотрите как здесь красиво, как легко дышится. Над головой голубое небо, красивые облака и ласковое солнышко светит. Потянемся к солнышку руками. Солнечные лучики проникают в каждую клеточку нашего тела, дарят нам заряд силы и энергии. Наше тело становится сильным, стройным, гибким. 

3. Поза Плуг 

- Покатаемся на нашей спинке, разомнем наш позвоночник. Лёжа на спине, ноги согнуть в коленях и прижать их к груди. Делаем перекаты, подбородок прижать к коленям, спина дугой. И так 3-4 раза. Перекатились,  встали на ноги согнутые в коленях. Здорово у вас, ребята получается. Сели в позу полу лотос.

 4. Поза Дерева 

- Ребята, посмотрите, какие здесь красивые деревья растут. Давайте изобразим с вами эти деревья. У них очень большие, сильные корни, которыми они крепко держатся и качаются. 

Сильные ветви тянутся вверх к солнышку. А теперь поменяем ноги и покажем деревья, которые растут в самой чаще острова. 

5. Ходьба по массажным дорожкам (ребристая дорожка, дорожка следов, ходьба с перешагиванием через кубики). 

6. Поза Гусеница  

- Дети, как вы думаете, кто живет на поляне еще из насекомых? Да, там живут гусеницы. 

- Поиграем с гусеницами наперегонки? Проползем в конец коврика и вернемся обратно. 

- Садимся на начало коврика, спинку вытягиваем,  передвигаем ножками - одну, другую. Руки на уровне груди, согнуты в локтях, помогают передвигаться. А гусеницы могут ползать и назад. А вы знаете, в кого превращается гусеница, когда подрастет? 

7. Поза Бабочка 

- На поляне так много цветов и бабочек! Давайте и мы с вами превратимся в прекрасных бабочек и полетаем над цветами. Сидя сложить стопы вместе, максимально приблизить. Обхватите пальцы ног, спина прямая, дыхание ровное, живот подтянуть. Ну, что полетели, с одного цветка на другой. Наклоняемся в одну  сторону, в другую, локтями задеваем пол, тянем свои крылышки.

8. Поза Стрекоза 

- А кто это летает еще вместе с бабочками? Конечно, это стрекозы. 

Хотите полетать с ними? Тогда приготовимся к полету. Сначала одну ножку поднимем вверх, задержимся. Теперь другую. Отдохнем и поднимем вместе вверх руки и ноги, головой тянемся вверх.

9. Поза Скатерть

- Ну что,  пора расстилать нашу скатерть. Раскрываем широко ноги, стопы на себя, спина ровная. Отлично! Закрываем  ноги. А скажите, с чем мы отправились на пикник? Где лежат наши продукты? Ну, конечно же в корзинке! Давайте попробуем изобразить корзину, а я вам в этом помогу. Ложимся на живот, сгибаем ноги в коленях. Захватываем ладошками за щиколотки и пробуем оторваться от пола. Ну, что попробуем поднять корзинку (воспитатель поднимает «корзинку», слегка раскачивая вперёд, назад).

10. Поза Угол

- На природе мы с вами будем - отдыхать и делать вкусные бутерброды. Выкладываем из корзинки, что принесли - это самые свежие, самые полезные продукты. Сидя с вытянутыми ногами нужно подтянуть к себе правую ногу, уводя колено в сторону, а стопой  упираясь в бедро. Затем на вдохе потянуться вверх, на выдохе - опуститься вперед, выполняя захват руками ступни прямой ноги. Постепенно с каждой минутой нахождения в позе, будет проще выполнять правильный наклон с ровной спиной. Делаем наклоны плавные, не торопимся, растягиваем позвоночник.

11. Поза свеча

- Теперь бутерброды надо съесть. Сели, ноги вытянуты, спина прямая. Вдох, захватить пальцы ног и поднять прямую ногу вверх. Выдох, опускаем ногу и так поочередно. Вот мы и подкрепились. 

Заключительная часть. 

1. Релаксация «Сон на цветущей полянке» под спокойную музыку. 

- Здорово у вас получается!  Ну, что понравилось на полянке? Пора и отдохнуть. Ложимся на цветущую полянку, прямо на травку. Вытягиваем ножки, вытягиваем  ручки вдоль тела. Ладошки разворачиваем вверх, закрываем глазки. 

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ножки отдыхают, ручки тоже отдыхают, отдыхают,  засыпают.

И расслаблено всё тело, напряжение улетело.

Будто мы лежим на травке, на зеленой, мягкой травке.

Греет солнышко сейчас, ножки теплые у нас.

Щечки нежные и вялые и несколько не усталые.

Напряжение улетело и расслаблено все тело.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

Подтянуться, улыбнуться.

- Поворачиваемся на правый бок, прижимаем ножки к себе, нежим себя еще немножко. Не забывайте, что вы еще на полянке, лежим на травке, солнышко греет, вокруг летают бабочки, стрекозы, жужжат пчелки. Нам так не хочется уходить, но пора возвращаться домой. Делаем вдох, мягко поднимаемся, открываем глазки.

2. Дыхательная гимнастика «Пчелы», игра «Облака» (Картотека) 

ІІІ . Итог

Рефлексия. Игра «Полезные и вредные привычки». 

 - Вот мы и вернулись из путешествия. Чем мы с вами занимались? Что вам понравилось?

 - Как вы думаете, путешествовать, вести здоровый образ жизни это полезные привычки?

- А давайте назовем еще полезные привычки, передавая мяч по кругу, каждый называет полезную привычку.

 

Используемая литература:

1. Пегрум, Д. Детская йога. Радость движения – М.: Диля, 2006 .,

2. Сельвараджан Есудиан, Элизабет Хейч. Йога и здоровье. Айрис Пресс, Рольф, М., 2002. 19. Суини, Г. Дыхательная йога. Самые эффективные дыхательные упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс / Неоглори, 2008.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь