Ремёсла из бабушкиного сундука (роспись по дереву и ткачество бисером)

Дата публикации: 2019-03-04 08:54:38
Статью разместил(а):
Киселева Ирина Викторовна

Ремёсла из бабушкиного сундука (роспись по дереву и ткачество бисером)

Авторы: Киселева И.В., руководитель объединения «Северный сувенир»

и Колпакова А.И.,  руководитель изостудии «Волшебные краски»

МБОУДО ДЮЦ, г. Северодвинск

 

В последние годы возрос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с ОВЗ в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арт-терапия» и «арт-педагогика». 

Сущность арт-педагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с ОВЗ связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

В развитии и становлении личности ребёнка с ОВЗ, в его умении применить полученные знания на практике и успешно использовать их как для себя, так и для окружающих большое значение имеет художественное творчество, а именно, занятия бисероплетением (ручное и ткачество) и роспись по дереву. В процессе работы осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Реализуя желание что-то создавать своими руками, приобретаются практические умения и навыки в области трудовой деятельности, ребенок получает возможность воплотить потребность в созидании. Занятия способствуют раскрытию творческого потенциала ребёнка; развитию его способностей и возможностей; воспитанию адекватной самооценки, т.к. дают ему возможность видеть результат своего труда и получать эмоциональное удовлетворение.

Программы «Волшебные краски» и «Северный сувенир» разработаны на основе многолетнего педагогического опыта с использованием современной методической литературы по данному виду деятельности.

Актуальность программ:

- программы социально ориентирована на детей, требующих особого внимания государства и общества;

- предназначены для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ в области декоративно-прикладного творчества;

- способны обеспечивать включение ребенка с ОВЗ в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;

- обеспечивают дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка с ОВЗ, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех;

- обеспечивают оказание досуговых услуг в области декоративно-прикладного творчества, которые пользуются спросом у детей с ОВЗ и их родителей.

- состоит в возможности развития ребенка на основе предметно-практической деятельности.

В предметно-практической деятельности дети добывают знания, а не получают их в готовом виде, что вызывает у них интерес к окружающему.

Ребенок перестает ждать решения всех вопросов от взрослого, повышается самостоятельность его мышления, что и повышает актуальность программы для этого ребенка.

Работа с бисером, роспись  требует согласованного и точного движения пальцев рук, поэтому как никакой другой вид рукоделия способствует развитию мелкой моторики пальцев.

Помимо этого, ребенок учится подбирать гармонично сочетающиеся цвета , тренируется в математическом счете. Занятия бисероплетением и росписью  воспитывают навыки самостоятельности, умения работать сосредоточенно, не отвлекаясь. Длительное повторение одних и тех же движений помогает рукам запомнить их, подчиниться ритму этих повторений. Готовя рабочее место, и убирая его в конце занятия, ребенок проявляет самостоятельность.

Если для здорового ребенка уровень развития мелкой моторики — это один из важных показателей готовности к школе, сформированности устной и письменной речи, то для ребенка с ОВЗ это, прежде всего его социализация. Неразвитая речь затрудняет общение со сверстниками и взрослыми. Таким детям трудно овладеть навыками самообслуживания и трудовой деятельности. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить. 

Программа составляет «зону ближайшего развития» ребенка в области декоративно-прикладного творчества, т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым.